(21), (22) Заявка: 2007109215/02, 14.03.2007
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
14.03.2007
(43) Дата публикации заявки: 20.09.2008
(46) Опубликовано: 10.05.2009
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
WO 95/18948 А, 13.07.1995. RU 2272238 C1, 20.03.2006. RU 2191967 C2, 27.10.2002. RU 2087839 C1, 20.08.1997. US 6145440 A, 14.11.2000.
Адрес для переписки:
105318, Москва, ул. Вельяминовская, 32, ФГУП “Государственное научно-производственное предприятие “Базальт”
|
(72) Автор(ы):
Кореньков Владимир Владимирович (RU), Сергиенко Сергей Владимирович (RU), Королев Юрий Петрович (RU), Утенков Сергей Иванович (RU), Ивенев Николай Николаевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Федеральное государственное унитарное предприятие “Государственное научно-производственное предприятие “Базальт” (RU)
|
(54) КОМПЛЕКТ ПРАКТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ИМУЩЕСТВА
(57) Реферат:
Комлект относится к области оружейной техники и может быть использован в качестве практического учебного имущества к гранатометным средствам. Комплект содержит учебный ручной гранатомет с расположенным соосно подкалиберным стволом и затвором, практическую подкалиберную гранату с реактивным двигателем и раскрываемым оперением и капсюль-воспламенитель, размещенный в капсюльной втулке. Граната снабжена гильзой с кронштейном, в котором закреплены газовод и капсюльная втулка, установленная в затворе. Раскрываемое оперение и реактивный двигатель гранаты размещены в гильзе, при этом срез сопла реактивного двигателя соединен с гильзой срезаемым элементом. Изобретение позволяет практически полностью имитировать технические характеристики боевого одноразового противотанкового гранатомета, а также обеспечить многоразовость, простоту и удобство заряжания учебного гранатомета учебным выстрелом 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к области оружейной техники и может быть использовано в качестве практического учебного имущества (ПУИ) к гранатометным средствам для обучения личного состава правилам и приемам стрельбы из гранатометов в реальных условиях.
Известна практическая система оружия для противотанкового гранатомета, описанная в патенте США 6145440 и представляющая собой практическое пусковое устройство, имитирующее ручной противотанковый гранатомет, снабженное нарезным стволом, из которого выстреливается учебный боеприпас малого калибра или пуля. Нарезной ствол соединен с камерой для размещения подкалиберного боеприпаса. В стволе предусмотрена нарезная часть с целью стабилизации практического боеприпаса в полете вращением. Это увеличивает точность стрельбы практического пускового устройства.
Описанные устройства не могут быть применены для имитации стрельбы выстрелами, имеющими реактивный двигатель и раскрываемое оперение. Это обусловлено тем, что практически невозможно совместить во всем диапазоне дальности стрельбы баллистическую траекторию боеприпаса, выстреливаемого из нарезного ствола, с траекторией гранаты, стабилизируемой оперением. Кроме того, применение боеприпаса, стабилизируемого в полете раскрываемым оперением, позволяет учитывать поправки на боковой ветер, характерные для стрельбы боевыми гранатами, имеющими раскрываемое оперение, что необходимо при обучении стрельбе из гранатомета.
Известна практическая система оружия для противотанкового гранатомета, описанная в международной заявке WO 95/18948 (прототип) и представляющая собой учебный ручной гранатомет с расположенным соосно подкалиберным стволом и учебный малокалиберный выстрел. В казенной части учебного гранатомета закреплен маркировочный заряд. Маркировочный заряд воспламеняется от пороховых газов малокалиберного выстрела и в процессе горения создает форс пламени и звуковое давление со стороны казенной части учебного гранатомета. Таким образом, гранатометчик подвергается воздействию шума и звукового давления при стрельбе. Казенная часть учебного гранатомета содержит узел, в котором имеется резьбовое отверстие для крепления малокалиберного ствола, отверстие для крепления маркировочного заряда, а также содержит узлы ударного механизма и боек для задействования капсюля-воспламенителя учебного патрона с трассирующей пулей.
Недостатком практической системы оружия, взятой за прототип, является наличие практического выстрела, состоящего из двух отдельно заряжаемых частей – собственно учебного боеприпаса и маркировочного заряда.
При многократной стрельбе из практической системы оружия данная конструкция практического выстрела требует длительного процесса заряжания оружия, и при этом требуются повышенные меры безопасности.
Кроме того, при стрельбе трассирующими пулями на стрелка воздействует усилие от гранатомета одного направления (откат), в то время как при стрельбе из ручного противотанкового гранатомета на стрелку воздействует переменное усилие наката – отката.
Задача, решаемая заявленным изобретением, заключается в создании устройства для практической учебной стрельбы, позволяющего эффективно и с невысокой стоимостью осуществлять обучение правилам и приемам стрельбы из ручных гранатометов с использованием практических подкалиберных гранат с реактивным двигателем и стабилизируемых в полете раскрываемым оперением.
Технический результат состоит в практически полной имитации комплектом практического имущества технических характеристик боевого одноразового противотанкового гранатомета (в том числе переменное усилие наката – отката и траектории полета гранаты), а также многоразовости, простоте, удобстве и безопасности заряжания гранатометчиком учебного гранатомета практической подкалиберной гранатой.
Технический результат достигается тем, что комплект практического учебного имущества для обучения стрельбе из одноразового противотанкового гранатомета содержит учебный ручной гранатомет с расположенным соосно подкалиберным стволом и практическую подкалиберную гранату с реактивным двигателем и раскрываемым оперением и капсюль-воспламенитель. Учебный ручной гранатомет снабжен затвором. Граната снабжена гильзой с кронштейном, в котором закреплены газовод и капсюльная втулка, установленная в затворе. Капсюль-воспламенитель размещен в капсюльной втулке, а раскрываемое оперение и реактивный двигатель гранаты размещены в гильзе. Срез сопла реактивного двигателя соединен с гильзой срезаемым элементом.
Затвор учебного ручного гранатомета обеспечивает многоразовое заряжание практической подкалиберной гранатой (далее граната) и крепление ее в гранатомете за капсюльную втулку.
Затвор может быть выполнен с откидной планкой, размещенной параллельно оси гранатомета, упорным винтом с осевым отверстием и обрезиненной со стороны торца капсюльной втулки шайбы с осью, вставленной в осевое отверстие упорного винта.
Такая конструкция позволяет шайбе двигаться поступательно при вращательно -поступательном движении упорного винта, что с наличием резинового слоя на шайбе обеспечивает плотный прижим капсюля-воспламенителя к бойку без осевых перекосов и деформации капсюльной втулки и трубки газовода при многоразовом заряжании гранатой учебного гранатомета.
Наличие в гранате гильзы с кронштейном, в котором закреплены газовод и капсюльная втулка, и размещение в гильзе раскрываемого оперения и реактивного двигателя обеспечивает удобство и простоту многоразового заряжания гранатой учебного гранатомета.
Размещение капсюля-воспламенителя в капсюльной втулке позволяет безопасно для гранатометчика установить и закрепить в затворе капсюльную втулку.
Соединение среза сопла реактивного двигателя с гильзой срезаемым элементом, например заклепкой или винтом, определяет усилие выхода гранаты из гильзы и позволяет подобрать неуравновешенность при стрельбе учебного гранатомета (накат – откат), как у боевого аналога.
Изобретение поясняется чертежами, на которых изображено:
– на фиг.1 – комплект практического учебного имущества;
– на фиг.2 – практическая подкалиберная граната;
– на фиг.3 – затвор;
– на фиг.4, 5, 6 – заряжание учебного ручного гранатомета.
Комплект практического учебного имущества (фиг.1) содержит учебный ручной гранатомет 1 и практическую подкалиберную гранату 2. Гранатомет имеет расположенный соосно подкалиберный ствол 3 и затвор 4 для крепления гранаты.
Практическая подкалиберная граната (фиг.2) включает реактивный двигатель 5 и раскрываемое оперение 6, размещенные в гильзе 7, капсюльную втулку 8, газовод 9, которые закреплены в кронштейне 10 гильзы 7. Срез сопла двигателя 5 соединен с гильзой 7 с помощью срезаемого элемента 11. В капсюльной втулке 8 размещен капсюль-воспламенитель 12.
Затвор (фиг.3) состоит из упорного винта 13, обрезиненной со стороны торца капсюльной втулки шайбы 14 с осью 15 и откидной планки 16. Ударно-спусковой механизм гранатомета содержит втулку 17 с бойком 18. Затвор 4 (фиг.1) крепится к учебному гранатомету, например, с помощью хомута 19.
Работа комплекта практического учебного имущества осуществляется следующим образом.
Для заряжания учебного гранатомета откидывают планку 16 затвора (фиг.4) до упора, вставляют в подкалиберный ствол гранату так, чтобы капсюльная втулка 8 вошла во втулку 17 (фиг.5), затем опускают планку 16 затвора (фиг.6) и поворотом упорного винта 13 зажимают капсюльную втулку 8 гранаты обрезиненной стороной шайбы 14 (фиг.2).
Боек 18 (фиг.3) гранатомета накалывает капсюль-воспламенитель 12 (фиг.2), расположенный в капсюльной втулке 8 гранаты. Капсюль-воспламенитель зажигает пороховую навеску, расположенную в трубке газовода 9, затем воспламеняется реактивный двигатель 5 гранаты. Пороховые газы реактивного двигателя выбивают трубку газовода 9 из казенной части гранатомета, так же как и у боевого аналога.
Под действием реактивной силы разрывается срезаемый элемент 11 и происходит движение гранаты по внутреннему стволу гранатомета. Пороховой заряд двигателя сгорает при прохождении гранаты по стволу, а пороховые газы истекают из казенной части гранатомета, так же как и у боевого аналога. При выходе гранаты из ствола раскрываются перья оперения 6 и происходит полет гранаты до цели.
Для повторного выстрела упорный винт 13 (фиг.4) отворачивают, откидывают планку 16, вынимают гильзу 7 (фиг.2) с капсюльной втулкой 8, вставляют следующую практическую гранату (фиг.5), опускают планку 16 затвора (фиг.6), поворотом упорного винта 13 зажимают капсюльную втулку 8 гранаты между шайбой 14 (фиг.2) и втулкой 17 ударно-спускового механизма гранатомета.
Формула изобретения
1. Комплект практического учебного имущества для обучения стрельбе из одноразового противотанкового гранатомета, содержащий учебный ручной гранатомет с расположенным соосно подкалиберным стволом и практическую подкалиберную гранату с реактивным двигателем и раскрываемым оперением и капсюль-воспламенитель, отличающийся тем, что учебный ручной гранатомет снабжен затвором, а граната снабжена гильзой с кронштейном, в котором закреплены газовод и капсюльная втулка, установленная в затворе, при этом капсюль-воспламенитель размещен в капсюльной втулке, а раскрываемое оперение и реактивный двигатель гранаты размещены в гильзе, при этом срез сопла реактивного двигателя соединен с гильзой срезаемым элементом.
2. Комплект по п.1, отличающийся тем, что затвор содержит откидную планку, упорный винт с осевым отверстием и обрезиненную со стороны торца капсюльной втулки шайбу с осью, вставленной в осевое отверстие упорного винта.
РИСУНКИ
|