Патент на изобретение №2353945

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2353945 (13) C1
(51) МПК

G01R31/34 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2007134842/28, 19.09.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

19.09.2007

(46) Опубликовано: 27.04.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1503515 A1, 15.05.1994. SU 1735786 A1, 23.05.1992. SU 1610115 A1, 30.11.1990. DE 3941495 A, 21.06.1990.

Адрес для переписки:

125171, Москва, Ленинградское ш., 2а, ЗАО “ЗРЭПС”

(72) Автор(ы):

Фридберг Аркадий Моисеевич (RU),
Забродский Юрий Алексеевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

ЗАО “Завод по ремонту электроподвижного состава” (RU)

(54) УНИВЕРСАЛЬНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для проверки электрических двигателей. Установка содержит раму, два параллельно расположенных ложемента с седлами призматической формы для базирования корпусов двигателей. При этом ложементы посредством шарниров связаны с каретками, установленными на раме с возможностью перемещения и фиксации. Каретки с шарнирами расположены по разные стороны относительно продольной оси рамы. На противоположных относительно шарниров концах ложементов установлены настроечные винты, предназначенные для взаимодействия с упорными поверхностями на раме. Механизм зажима двигателей выполнен в виде рычага, связанного посредством шарнира с рамой, и шарнирно связанного с рычагом посредством шарнира коромысла, которое расположено перпендикулярно относительно рычага и имеет на концах винты, предназначенные для взаимодействия с корпусами двигателей. Со стороны, противоположной шарниру, на рычаге выполнен выступ с открытым пазом и коническими гнездами в нем. Механизм зажима включает также связанный со стойкой рамы посредством шарнира винт, предназначенный для размещения в пазу, и установленные на винте гайки и с наружными коническими поверхностями, предназначенными для взаимодействия с гнездами в пазу. Техническим результатом является простота и быстрота наладки установки для проверки разных типов электрических двигателей. 4 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для проверки электрических двигателей.

Известен способ проверки электродвигателей, применяемый на многих заводах, производящих электродвигатели, заключающийся в том, что проверяемый электродвигатель и нагрузочное устройство, например электродвигатель, использованный в качестве генератора, устанавливаются и закрепляются в соосном положении на плите с помощью универсальных измерительных и крепежных средств. После соединения валов двигателей посредством муфты производятся испытания, при которых проверяемый двигатель вращает нагрузочное устройство и с него снимаются требуемые характеристики, по которым судят о его исправном состоянии.

Этот способ имеет ряд существенных недостатков, связанных с необходимостью выполнения вручную большого количества операций и с применением множества вспомогательной оснастки (подкладки, выставка в соосное положение, крепеж, универсальные измерительные средства и т.д.).

Известна установка для проверки электродвигателей (патент ФРГ DE401416502 М. кл. G01R 31/34 от 1990 г.), содержащая раму, нагрузочное устройство, элементы для установки электродвигателя, элементы для перемещения электродвигателя в положение, при котором обеспечивается соосность его вала с валом нагрузочного устройства, элементы для соединения упомянутых валов с возможностью передачи крутящего момента и механизм для закрепления электродвигателя на раме.

Большинство признаков установки по данному патенту аналогичны признакам предлагаемого изобретения, поэтому она принимается в качестве прототипа.

Отличиями предлагаемой установки от прототипа является то, что в качестве нагрузочного устройства используется такой же электродвигатель, как и проверяемый. Рама установки выполнена с возможностью расположения осей валов двигателей в горизонтальной плоскости. При этом элементы для установки двигателей и для перемещения их в соосное положение выполнены в виде ложементов с седлами призматической формы для базирования корпусов двигателей, причем ложементы расположены параллельно и шарнирно связаны с каретками, установленными на раме с противоположных сторон с возможностью перемещения и фиксации в требуемом положении, при этом на противоположных относительно шарниров концах ложементов установлены настроечные винты, предназначенные для взаимодействия с упорными поверхностями, выполненными на раме. Координаты расположения шарниров ложементов на каретках таковы, что при движении настроечных винтов создаются две траектории движения осей валов двигателей, что позволяет на их пересечении получить единственную точку их соосности для соединения двигателей специальной, имеющей подвижную часть, муфтой сцепления, две половинки которой закрепляются на валу каждого двигателя до их испытания на установке. Механизм для закрепления двигателей выполнен в виде шарнирно связанного с рамой рычага, расположенного между ложементами, и шарнирно связанного с рычагом, расположенного перпендикулярно относительно него коромысла с винтами на его концах, предназначенными для взаимодействия с корпусами двигателей. На конце рычага с противоположной относительно его шарнира стороны образован выступ с открытым пазом и коническими гнездами с противоположных его сторон. Механизм снабжен шарнирно связанным с рамой винтом, предназначенным для размещения в пазу, и установленными на этом винте двумя гайками с наружными коническими поверхностями, предназначенными для взаимодействия с упомянутыми гнездами в пазу выступа.

Для соединения валов электродвигателей может быть использована муфта сцепления, например, по а.с. СССР 1610115, М. кл. F16D 11/04 от 1989 г.

Предлагаемое изобретение иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 показан вид спереди на установку; на фиг.2 – вид сверху; на фиг.3 – вид по стрелке А на фиг.1; на фиг.4 – сечение Б-Б по фиг.1.

Универсальная установка для проверки электродвигателей содержит раму 1, на которой смонтированы два ложемента 2 с седлами призматической формы для предварительного, грубого центрирования корпусов двигателей 3. Ложементы с седлами расположены вдоль оси установки параллельно относительно друг друга и посредством шарниров 4 связаны с каретками 5, установленными с противоположных сторон рамы с возможностью перемещения и фиксации в требуемом положении.

На противоположных относительно шарниров 4 концах ложементов 2 установлены винты 6, предназначенные для взаимодействия с упорными поверхностями стоек 7 рамы.

Механизм для закрепления электродвигателя выполнен в виде рычага 8, связанного посредством шарнира 9 со стойкой 10 рамы. Рычаг расположен параллельно ложементам 2 посередине между ними. С рычагом посредством шарнира 11 связано коромысло 12, расположенное перпендикулярно относительно рычага, на концах которого установлены винты 13, предназначенные для взаимодействия с корпусами электродвигателей 3.

На конце рычага с противоположной относительно его шарнира стороны образован выступ с открытым пазом 14 и коническими гнездами с двух его сторон. Со стойкой 15 рамы посредством шарнира 16 связан винт 17, предназначенный для размещения в пазу выступа, а на винте установлены гайки 18 и 19 с наружными коническими поверхностями, предназначенными для взаимодействия с упомянутыми гнездами в пазу 14 выступа.

Соединение валов электродвигателей для передачи крутящего момента производится посредством муфты сцепления 20.

Работает универсальная установка для проверки электродвигателей следующим образом.

Перед установкой двигателей на седла рычаг 8 с коромыслом 12 повернуты на шарнире 9 в верхнее нерабочее положение при выведенном винте 17 из паза 14 выступа. Проверяемый электродвигатель и такой же, используемый в качестве нагрузочного устройства, устанавливаются на призматические седла ложементов 2 навстречу выходными концами валов друг к другу. Далее вращением настроечных винтов 6 производят совмещение осей двигателей в момент пересечения траекторий их движения по радиусам R и соединение валов муфтой 20. Затем рычаг поворачивается до упора винтов 13 в корпусы электродвигателей, винт 17 вводится в паз 14, и гайками 18 и 19, взаимодействующими с гнездами, обеспечивается нажим и закрепление двигателей на седлах.

После этого производятся испытания электродвигателя.

По сравнению с прототипом предлагаемая универсальная установка для проверки электродвигателей имеет ряд преимуществ. Например, благодаря призматическим седлам для предварительного, грубого центрирования корпусов электродвигателей и шарнирным связям ложементов с каретками, установленными на раме с возможностью перемещения и фиксации, возможно испытание электродвигателей в широком диапазоне типоразмеров (как диаметральных, так и линейных), а также с корпусами как цилиндрической, так и многогранной формы. Намного удобнее механизмы перемещения двигателей для обеспечения точной соосности их валов и механизм закрепления корпусов двигателей на раме. При этом использование любого двигателя в качестве нагрузочного устройства обеспечивает возможность проверки поочередно обоих двигателей с одной установки.

Простота и быстрота наладки предлагаемой установки для проверки разных типов электрических двигателей является большим ее преимуществом по сравнению с прототипом.

Формула изобретения

Универсальная установка для проверки электродвигателей, содержащая раму, нагрузочное устройство, элементы для установки двигателя, элементы для перемещения двигателя в положение, при котором обеспечивается соосность его вала с валом нагрузочного устройства, элементы для соединения упомянутых валов с возможностью передачи крутящего момента, и механизм для закрепления двигателя на раме, отличающаяся тем, что в качестве нагрузочного устройства может использоваться такой же двигатель, как и испытуемый, рама установки выполнена с возможностью расположения осей валов двигателей в горизонтальной плоскости, при этом элементы для установки двигателей и для перемещения их в соосное положение выполнены в виде ложементов с седлами призматической формы для базирования корпусов двигателей, причем ложементы расположены параллельно и шарнирно связаны с каретками, установленными на раме с противоположных сторон с возможностью перемещения и фиксации в требуемом положении, при этом на противоположных относительно шарниров концах ложементов установлены настроечные винты, предназначенные для взаимодействия с упорными поверхностями, выполненными на раме, причем механизм для закрепления двигателей выполнен в виде шарнирно связанного с рамой рычага, расположенного между ложементами, и шарнирно связанного с рычагом и расположенного перпендикулярно относительно него коромысла с винтами на его концах, предназначенными для взаимодействия с корпусами двигателей, при этом на конце рычага с противоположной относительно его шарнира стороны образован выступ с открытым пазом и коническими гнездами с двух его сторон, причем механизм снабжен шарнирно связанным с рамой винтом, предназначенным для размещения в пазу и установленными на этом винте двумя гайками с наружными коническими поверхностями, предназначенными для взаимодействия с упомянутыми гнездами в пазу выступа, а элементы для соединения валов двигателей выполнены в виде двух половинок соединительной муфты, предназначенных для закрепления на концах валов и связи между собой.

РИСУНКИ

Categories: BD_2353000-2353999