Патент на изобретение №2353844

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2353844 (13) C2
(51) МПК

F16K3/30 (2006.01)
F16K3/02 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.09.2010 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2007120400/06, 31.05.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

31.05.2007

(43) Дата публикации заявки: 10.12.2008

(46) Опубликовано: 27.04.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2122671 С1, 27.11.1998. SU 236168 А1, 01.01.1969. RU 2153115 С2, 20.07.2000. GB 2425819 А, 08.11.2006. GB 2169387 А, 09.07.1986. US 4878651 А, 07.11.1989. DE 2544353 А1, 22.04.1976. ЕР 0096998 А1, 28.12.1983.

Адрес для переписки:

640000, г.Курган, ул. Пушкина, 91, кв.24, А.Л. Шанаурину

(72) Автор(ы):

Макаров Владимир Васильевич (RU),
Шанаурин Анатолий Леонтьевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Макаров Владимир Васильевич (RU),
Шанаурин Анатолий Леонтьевич (RU)

(54) СЕДЛО ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРЫ

(57) Реферат:

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для использования в затворных узлах. Седло трубопроводной арматуры состоит из загерметизированного относительно корпуса плоского кольца с уплотнительным полем и шейки. Шейка расположена с противоположной стороны плоского кольца и при сборке взаимодействует с корпусом. Шейка выполнена конической, с эксцентриситетом по отношению к опорному диаметру плоского кольца. Диаметр основания конуса шейки равен диаметру вершины конического гнезда в дне выемки для плоского кольца. Изобретение направлено на снижение трудоемкости и упрощение процесса сборки. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к трубопроводной арматуре, в частности к ее затворному узлу, и может быть использовано в нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и других отраслях промышленности.

Известен вентиль запорный по авторскому свидетельству 236168, F16K 41/04, содержащий корпус в проходном канале, ввертное седло, взаимодействующее с золотником при перекрытии потока рабочей среды.

К недостаткам известного устройства относится высокая трудоемкость замены седла, обусловленная «закипанием» резьбы в корпусе, что приводит к необходимости вырезания седла лезвийным инструментом.

Известна также задвижка с ввертными седлами по патенту RU 2212671 C1 F16K 3/14, прототип, содержащая корпус, в проходном канале которого установлены ввертные седла, закрепленные на самоотвердевающей композиции с герметизацией последних относительно корпуса посредством упругодеформируемого кольца. При этом седла выполнены в виде плоского кольца с уплотнительным полем с одной стороны, с цилиндрической шейкой с другой, имеющей наружную резьбу для присоединения к корпусу.

К недостаткам известного решения относится трудоемкость сборки седел с корпусом, заключающаяся в неудобстве свинчивании седел.

Задача изобретения – снижение трудоемкости и упрощение процесса сборки.

Технический результат достигается тем, что шейка выполнена с эксцентриситетом по отношению к опорному диаметру плоского кольца и конической с диаметром основания конуса, равным диаметру вершины ответного конического гнезда, выполненного в дне выемки для плоского кольца.

На фиг.1 изображен продольный разрез задвижки с съемными седлами; на фиг 2 – вид I на фиг.1; на фиг.3 – исходное положение седел, перед сборкой; на фиг.4 – вариант фиг.2.

Задвижка состоит из корпуса 1, в котором установлены седла 2 взаимодействующие с ответными седлами 3 клинового затвора 4, управляемого шпинделем 5. Седла 2 и 3 имеют уплотнительное поле 6, расположенное на плоском кольце 7, снабженном конической шейкой 8, выполненной с эксцентриситетом «е» по отношению к опорному диаметру (наружному) 9 кольца 7, причем диаметр основания конусной шейки 10 равен диаметру вершины конического гнезда 11, выполненого в выемке 12 корпуса или затвора с диаметром, равным наружному диаметру 9 кольца 7, при этом углы конуса шейки 8 и конического гнезда 11 равны.

Как вариант, опорный диаметр может быть выполнен в коническом гнезде, но при этом выемка 12 не выполняется. Кольцо 7 загерметизировано относительно корпуса 1 или затвора 4 уплотнительным элементом 13. В зазоре 14 между шейкой 8 и корпусом 1 или дисками затвора 4 может быть помещена самоотвердевающаяся композиция.

Сборка седел с корпусом и затвором производится следующим образом.

Изготовляют седла, выемки и гнезда, выполняя при этом размеры в соотношении 2е>R+-r,

где е – эксцентриситет смещения диаметра конической шейки от опорного наружного диаметра D кольца с уплотнительным полем;

R – наибольший радиус конусного гнезда в корпусе или затворе;

r – наибольший радиус конической шейки седла, равный наибольшему радиусу конического гнезда, выполненного в корпусе или затворе;

– допуск на размеры R и r.

Затем помещают уплотнительный элемент 13 в канавку корпуса и заводят коническую шейку 8 в гнездо 11, совмещая диаметры кольца 7 и выемки 12. После чего поворачивают кольцо 7 относительно оси до заклинивания конических поверхностей шейки 8 и гнезда 11 и производят закрепление седел относительно корпуса или затвора любым из известных способов (на фигурах не показан), например стопорный винтом или самоотвердевающейся композицией.

Таким образом, благодаря тому что кольцо с уплотнительным полем снабжено конической шейкой, выполненной с эксцентриситетом по отношению к последнему и взаимодействующей при сборке с ответным гнездом корпуса или затвора, выполненным с таким же углом конуса, при повороте кольца происходит его «расклинивание» и плотное прижатие к выемке, т.е. производится простое, быстрое и надежное соединение двух деталей.

Формула изобретения

Седло трубопроводной арматуры, состоящее из загерметизированного относительно корпуса плоского кольца с уплотнительным полем и шейки с противоположной стороны последнего, взаимодействующей при сборке с корпусом, отличающееся тем, что шейка выполнена конической, с эксцентриситетом по отношению к опорному диаметру плоского кольца, с диаметром основания конуса, равным диаметру вершины ответного конического гнезда в дне выемки для плоского кольца.

РИСУНКИ

Categories: BD_2353000-2353999