Патент на изобретение №2353785

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2353785 (13) C1
(51) МПК

F02C6/18 (2006.01)
F01K23/10 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2007143827/06, 26.11.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

26.11.2007

(46) Опубликовано: 27.04.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2192552 С2, 10.11.2002. US 4506502 А, 26.03.1985. SU 861331 A1, 07.09.1981. SU 784887 A1, 07.12.1980. SU 740258 A1, 17.06.1980. US 3803860 A, 16.04.1974.

Адрес для переписки:

614990, г.Пермь, ГСП, Комсомольский пр-кт, 93, ОАО “Авиадвигатель”, отдел защиты интеллектуальной собственности

(72) Автор(ы):

Кузнецов Валерий Алексеевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “АВИАДВИГАТЕЛЬ” (RU)

(54) ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА

(57) Реферат:

Изобретение относится к газотурбинным установкам наземного применения для привода электрогенератора и для механического привода. Газотурбинная установка содержит газотурбинный двигатель с установленным на его выходе теплообменником, газовый тракт которого на входе соединен с выходом из газовой турбины газотурбинного двигателя. Теплообменник выполнен в виде газожидкостного испарителя, жидкостный тракт которого на входе соединен с воздушно-жидкостным теплообменником-кондиционером, на выходе по паровому контуру – с паровой турбиной и далее с конденсатором пара, а по жидкому контуру – с теплообменником-охладителем. Конденсатор на выходе и жидкий контур на выходе из теплообменника-охладителя через смеситель соединены с входом в жидкостный тракт теплообменника-кондиционера, воздушный тракт, на выходе из которого выполнен с возможностью переключения на вход в газотурбинный двигатель. Рабочими жидкостями в теплообменнике-испарителе, теплообменнике-охладителе и в теплообменнике-кондиционере служат рассолы солей. Изобретение повышает надежность газотурбинной установки путем снижения температуры воздуха на ее входе. 1 ил.

Изобретение относится к газотурбинным установкам наземного применения для привода электрогенератора и для механического привода.

Известна газотурбинная установка с регенерацией тепла, включающая в себя газотурбинный двигатель и теплообменник с воздушным и газовым трактами, причем вход воздушного тракта соединен с компрессором газотурбинного двигателя, выход – с камерой сгорания, а вход газового тракта соединен с выходом из турбины [Патент Великобритании 1501879, F02C 7/10, 1978 г.].

Недостатком такой конструкции является низкая надежность газотурбинной установки вследствие низкой надежности высокотемпературного газовоздушного теплообменника, установленного на выходе из турбины.

Наиболее близкой к заявляемой является конструкция газотурбинной установки с регенерацией тепла с установленным на выходе из газовой турбины теплообменником с воздушным и газовым трактами, в котором воздушный тракт на входе соединен с дополнительным компрессором, а выход – с дополнительной воздушной турбиной [Патент РФ 2192552, F02C 7/08, 2000 г.].

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является ее низкая надежность вследствие высокой температуры воздуха на входе газотурбинной установки.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности газотурбинной установки путем снижения температуры воздуха на входе газотурбинной установки с использованием тепла исходящих из турбины газов.

Сущность изобретения заключается в том, что в газотурбинной установке с газотурбинным двигателем и установленным на его выходе теплообменником, газовый тракт которого на входе соединен с выходом из газовой турбины газотурбинного двигателя, согласно изобретению теплообменник выполнен в виде газожидкостного испарителя, жидкостный тракт которого на входе соединен с воздушно-жидкостным теплообменником-кондиционером, на выходе по паровому контуру – с паровой турбиной и далее с конденсатором пара, а по жидкому контуру – с теплообменником-охладителем, причем конденсатор на выходе и жидкий контур на выходе из теплообменника-охладителя через смеситель соединены с входом в жидкостный тракт теплообменника-кондиционера, воздушный тракт на выходе из которого выполнен с возможностью переключения на вход в газотурбинный двигатель, а рабочими жидкостями в теплообменнике-испарителе, теплообменнике-охладителе и в теплообменнике-кондиционере служат рассолы солей.

Известно, что некоторые соли при смешивании с водой понижают температуру полученной смеси (рассола), что может быть использовано для снижения температуры воздуха окружающей среды, например для кондиционирования помещений, или для использования в холодильниках. Приоритетами при выборе состава соли должны быть ее экологическая безопасность, стоимость и эффективность, совместимость с газотурбинной техникой. Температура газа на выходе из газотурбинного двигателя достигает ~600°С, что может привести к расплаву некоторых солей. Повышение температуры воздуха на входе в газотурбинный двигатель на 10°С приводит к ухудшению его экономичности в среднем на 3% и к понижению мощности на ~10%.

Возможность переключения кондиционированного (охлажденного) воздуха с системы кондиционирования на вход в газотурбинный двигатель позволяет при высокой температуре атмосферного воздуха использовать заявляемое устройство для понижения, например, температуры в помещениях, а при снижении температуры атмосферного воздуха, когда система кондиционирования может быть отключена, охлажденный воздух используется на входе в газотурбинный двигатель для повышения его мощности и экономичности, например, для большей выработки электроэнергии.

Установка на выходе из газовой турбины газотурбинного двигателя газожидкостного теплообменника-испарителя позволяет выпарить из поступающего на вход в теплообменник рассола часть жидкости (например, воды), до частичного выпадения из рассола частиц соли, т.е. до получения концентрированного рассола. Соединение жидкостного испарителя на выходе по паровому контуру с паровой турбиной и далее с конденсатором пара позволяет образовавшемуся пару совершать полезную работу на турбине, после чего пар конденсируется, т.е. превращается в конденсаторе в жидкость.

Соединение газожидкостного испарителя на выходе по жидкому контуру с теплообменником-охладителем позволяет снизить температуру концентрированного рассола до температуры, близкой к температуре атмосферного воздуха (или, например, воды), после чего концентрированный рассол вместе с частицами дополнительно выпавшей в осадок соли направляется в смеситель, где смешивается с поступающей из конденсатора водой с соответствующим снижением температуры полученного при растворении соли рассола. Соединение смесителя с входом в жидкостный тракт воздушно-жидкостного теплообменника-кондиционера позволяет за счет полученного хладоресурса рассола снизить температуру забираемого атмосферного воздуха, который идет в систему кондиционирования помещений (или холодильника) или на вход в газотурбинный двигатель. Соединение входа жидкостного тракта теплообменника-испарителя с воздушно-жидкостным теплообменником-кондиционером позволяет вернуть рассол в цикл.

На чертеже показана схема газотурбинной установки. Газотурбинная установка 1 состоит из газотурбинного двигателя 2 с компрессором 3, камеры сгорания 4 и газовой турбины 5, а также газожидкостного испарителя 6, газовый тракт 7 которого соединен с выходом турбины 5. Жидкостный тракт 8 на входе 9 соединен с воздушно-жидкостным теплообменником-кондиционером 10. На выходе газожидкостный испаритель 6 по паровому контуру 11 соединен с паровой турбиной 12 и далее с конденсатором пара 13, а по жидкому контуру 14 – с теплообменником-охладителем 15, воздушный контур 16 которого на входе 17 и на выходе 18 соединен с атмосферой. Жидкостный тракт 19 теплообменника 15 на выходе 20, а также выход 21 из конденсатора пара 13 соединены со смесителем 22, который на выходе соединен с жидкостным трактом 23 теплообменника-кондиционера 10 и далее – с испарителем 6. Воздушный тракт 24 теплообменника-кондиционера 10 на входе 25 соединен с атмосферой, а на выходе через заслонку 26 – с системой кондиционирования воздуха 27 или с входом 28 в газотурбинный двигатель 2 или с системой кондиционирования и входом в двигатель одновременно.

Газотурбинный двигатель 2 и паровая турбина 12 для совершения полезной работы соединены с полезными нагрузками 29 и 30 соответственно.

Работает данное устройство следующим образом.

При работе газотурбинной установки 1 газотурбинный двигатель 2 с помощью полезной нагрузки 29 (например, электрогенератора) производит полезную работу, например производит электроэнергию. Однако большая часть энергии сгоревшего в камере сгорания 4 топлива выбрасывается с теплом выходящих из газовой турбины 5 газов. Для утилизации этой энергии газ из турбины 5 направляется в газожидкостной испаритель 6, в котором частично испаряется рассол соли. Полученный пар срабатывается в газовой турбине 12, выполняя, таким образом, полезную работу, например вырабатывая электроэнергию с помощью дополнительного электрогенератора 30. Отработанный пар из турбины 12 направляется в конденсатор 13 для перевода пара в жидкость (например, воду).

При выпаривании рассола в газожидкостном испарителе 6 концентрация рассола повышается, и часть соли выпадает в осадок. Концентрированный рассол для охлаждения, например, атмосферным воздухом направляется в теплообменник – охладитель 15, где при охлаждении концентрированного рассола часть соли дополнительно выпадает в осадок в результате уменьшения растворимости соли при понижении температуры. Концентрированный рассол далее поступает в смеситель 22, где при смешивании с жидкостью (водой) из конденсатора пара 13 происходит охлаждение рассола. Охлажденный рассол направляется в теплообменник-кондиционер 10, где охлаждает атмосферный воздух, который направляется либо в систему кондиционирования, либо на вход в газотурбинный двигатель для повышения его мощности и экономичности.

В качестве жидкости наиболее экологически безопасной может служить вода, а в качестве соли – известные удобрения: аммиачная селитра NH4NO3, или селитра натриевая соль NaNO3, или хлористый аммоний NH4Cl, но наиболее совместимым с газотурбинным двигателем представляется хлористый кальций (CaCl2), температура плавления которого (772°С) существенно более высокая, чем температура газа на выходе из газовой турбины, что позволяет использовать в установке высокотемпературный паровой цикл с высоким КПД, а низкая температура замерзания раствора CaCl2 (-48°С для 30%) дает возможность использовать его при низких температурах атмосферного воздуха.

Формула изобретения

Газотурбинная установка с газотурбинным двигателем и установленным на его выходе теплообменником, газовый тракт которого на входе соединен с выходом из газовой турбины газотурбинного двигателя, отличающаяся тем, что теплообменник выполнен в виде газожидкостного испарителя, жидкостный тракт которого на входе соединен с воздушно-жидкостным теплообменником-кондиционером, на выходе по паровому контуру – с паровой турбиной и далее с конденсатором пара, а по жидкому контуру – с теплообменником-охладителем, причем конденсатор на выходе и жидкий контур на выходе из теплообменника-охладителя через смеситель соединены с входом в жидкостный тракт теплообменника-кондиционера, воздушный тракт, на выходе из которого выполнен с возможностью переключения на вход в газотурбинный двигатель, а рабочими жидкостями в теплообменнике-испарителе, теплообменнике-охладителе и в теплообменнике-кондиционере служат рассолы солей.

РИСУНКИ

Categories: BD_2353000-2353999