|
(21), (22) Заявка: 2007118629/03, 18.05.2007
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
18.05.2007
(43) Дата публикации заявки: 27.11.2008
(46) Опубликовано: 27.04.2009
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2148713 C1, 10.05.2000. SU 1008450 A1, 30.03.1983. SU 1744255 A1, 30.06.1992. RU 2233982 C1, 10.08.2004. RU 2282721 C1, 27.08.2006.
Адрес для переписки:
620219, г.Екатеринбург, ГСП-936, ул. Мамина-Сибиряка, 58, ИГД УрО РАН
|
(72) Автор(ы):
Яковлев Виктор Леонтьевич (RU), Берсенев Виктор Анатольевич (RU), Бахтурин Юрий Алексеевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Институт горного дела Уральского отделения Российской академии наук (RU)
|
(54) БОРТ КАРЬЕРА
(57) Реферат:
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых. Техническим результатом является повышение эффективности разработки за счет уменьшения затрат на транспортирование вскрышных пород автосамосвалами из нижней части карьера. Борт карьера включает бермы со съездами для автосамосвалов большой и малой грузоподъемности, отвал вскрышных пород и берму со съездом для автосамосвалов малой грузоподъемности, расположенные на берме для автосамосвалов большой грузоподъемности и разделенные предохранительным валом из вскрышных пород. 3 ил.
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых.
Известен борт карьера на конец разработки, включающий в верхней части траншею с конвейерным подъемником в закрытой галерее и отвал вскрышных пород, расположенный в траншее и в объеме от разноса под нее борта карьера [1].
Общими с заявляемым техническим решением признаками являются “включающий в верхней части отвал вскрышных пород, расположенный на транспортной берме и в объеме от разноса под нее борта карьера”.
Однако такой борт не может быть отстроен при разработке карьера с использованием одного автотранспорта.
Известен также борт карьера на конец разработки, включающий в верхней части берму со съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности, а в нижней части берму со съездом для автосамосвалов малой грузоподъемности [2].
Общими с заявляемым устройством борта карьера признаками являются “включающий в верхней части берму со съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности, а в нижней части берму со съездом для автосамосвалов малой грузоподъемности”.
Недостатком такого устройства борта карьера является большое расстояние транспортирования по нему вскрышных пород из нижней части карьера и, соответственно, большие расходы на транспортирование вскрышных пород автосамосвалами до места их разгрузки в отвал на поверхности.
Задачей изобретения является повышение эффективности разработки за счет уменьшения затрат на транспортирование вскрышных пород автосамосвалами из нижней части карьера.
Указанный результат достигается тем, что в известном устройстве борта карьера, включающем в верхней части берму со съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности и отвал вскрышных пород, расположенный на транспортной берме и в объеме от разноса под нее борта карьера, а в нижней части берму со съездом для автосамосвалов малой грузоподъемности, только часть транспортной бермы со съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности по ее ширине и объема от разноса под эту берму борта карьера заняты отвалом вскрышных пород, а другая часть бермы, отделенная от отвала предохранительным валом из вскрышных пород, включает съезд для автосамосвалов малой грузоподъемности.
Устройство борта карьера поясняется графически, где на фиг.1 изображен борт карьера, принятый за прототип, на конец разработки; на фиг.2 – борт карьера на момент начала формирования на нем отвала вскрышных пород, на фиг.3 – заявляемое устройство борта карьера на конец разработки.
Борт карьера включает бермы 1 и 2 со съездами для автосамосвалов большой и малой грузоподъемности соответственно; предохранительный вал 3 из вскрышных пород на берме 1, разделяющий отвал вскрышных пород 4 и берму 2 со съездом для автосамосвалов малой грузоподъемности.
Борт карьера формируют следующим образом. По мере постановки уступов на конечный контур в верхней части борта карьера формируют берму 1 со съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности, а в нижней – берму 2 со съездом для автосамосвалов малой грузоподъемности. После окончания формирования бермы 1 в ее нижней части на высоту одного уступа начинают формировать отвал вскрышных пород 4, доставляемых из нижней части карьера автосамосвалами 5 малой грузоподъемности. Предварительно на этом участке бермы 1 формируют предохранительный вал 3 из вскрышных пород, разделяющий берму на участок под отвал вскрышных пород 4 и берму 2 со съездом для автосамосвалов малой грузоподъемности и предохраняющий эту берму от попадания на нее кусков горной массы при разгрузке автосамосвалов 5 в отвал 4. Автосамосвалами малой грузоподъемности 5 вскрышные породы из рабочей зоны нижней части карьера по съезду на берме 2 транспортируют и с горизонтальной площадки 6 съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности начинают разгружать на участок съезда 1 под отвал вскрышных пород 4 в объем между двумя горизонтами, формируя на поверхности отвала площадку, которая вместе с предохранительной бермой карьера составляют разгрузочную площадку автосамосвалов 5. После заполнения объема под отвал 4 между двумя горизонтами вскрышными породами таким же образом вначале с вышележащей горизонтальной площадки съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности, а затем с площадки, включающей вновь формируемую площадку на новом ярусе отвала и предохранительную берму карьера, формируют следующий по высоте ярус отвала над следующим по высоте участком бермы для автосамосвалов большой грузоподъемности и над полностью сформированным нижним ярусом вскрышных пород с оставлением предохранительной бермы. Таким способом отвал формируют до поверхности или одного из верхних горизонтов до полной разработки вскрышных пород в нижней части карьера. При формировании отвала и после его окончания полезное ископаемое автосамосвалами малой грузоподъемности транспортируют до пунктов приема или перегрузки на другой вид транспорта на поверхности.
Предлагаемое устройство борта карьера на конец разработки позволяет за счет использования в верхней части карьера автосамосвалов грузоподъемностью более 100 т, а в его нижней части автосамосвалов грузоподъемностью 3040 т в два раза сократить ширину транспортной бермы в нижней части карьера и за счет более крутых конечных бортов в этой части карьера сократить объем выемки вскрышных пород от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов кубометров в зависимости от глубины карьера и глубины использования автосамосвалов разной грузоподъемности при неизменном объеме выемки полезного ископаемого. Разница в ширине транспортных берм в верхней и нижней частях карьера составит около 15 м, что позволит использовать часть широкой транспортной бермы в верхней части карьера для размещения на ней отвала вскрышных пород, доставляемых из нижней части карьера автосамосвалами малой грузоподъемности, а другую ее часть под съезд для автосамосвалов малой грузоподъемности. Это позволит значительно сократить расстояние транспортирования вскрышных пород из нижней части карьера вместо их транспортирования и разгрузки в отвал на поверхности и соответственно затраты на транспортирование.
Источники информации
1. Авторское свидетельство СССР 825954, кл. Е21С 41/00, 1981.
Формула изобретения
Борт карьера на конец разработки, включающий в верхней части берму со съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности и отвал вскрышных пород, расположенный на транспортной берме и в объеме от разноса под нее борта карьера, а в нижней части – берму со съездом для автосамосвалов малой грузоподъемности, отличающийся тем, что только часть транспортной бермы со съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности по ее ширине и объема от разноса под эту берму борта карьера заняты отвалом вскрышных пород, а другая часть бермы, отделенная от отвала предохранительным валом из вскрышных пород, включает съезд для автосамосвалов малой грузоподъемности.
РИСУНКИ
|
|