Патент на изобретение №2353749

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2353749 (13) C2
(51) МПК

E21B19/16 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2007101020/03, 09.01.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

09.01.2007

(43) Дата публикации заявки: 20.07.2008

(46) Опубликовано: 27.04.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2143051 C1, 20.12.1999. SU 1060510 A, 15.12.1983. SU 1170111 A, 30.07.1985. SU 1657600 A1, 30.07.1985. RU 2164464 C2, 27.03.2001. RU 2188297 C2, 27.08.2002. RU 40377 U1, 10.09.2004. DE 1210754, 17.02.1966. GB 1197249, 01.07.1970. US 6334376 В1, 01.01.2002.

Адрес для переписки:

443009, г.Самара, ул. Земеца, 18, ФГУП “ГНПРКЦ “ЦСКБ-Прогресс”

(72) Автор(ы):

Божко Александр Васильевич (RU),
Зиканов Юрий Иванович (RU),
Калугин Игорь Павлович (RU),
Москвин Сергей Викторович (RU),
Петренко Станислав Александрович (RU),
Прокофьев Владимир Васильевич (RU),
Штанько Евгений Дмитриевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Федеральное государственное унитарное предприятие “Государственный научно-производственный ракетно-космический центр “ЦСКБ-Прогресс” (ФГУП “ГНПРКЦ “ЦСКБ-Прогресс”) (RU)

(54) КЛЮЧ БУРОВОЙ СТАЦИОНАРНЫЙ

(57) Реферат:

Изобретение относится к буровому оборудованию, а именно к буровым стационарным ключам для свинчивания и развинчивания бурильных труб нефтяного сортамента. Техническим результатом является повышение производительности, надежности и качества выполняемых операций и снижение энергозатрат при работе ключа. Предложен буровой стационарный ключ, содержащий корпус, размещенные в нем верхнее и нижнее трубозажимные устройства, приводной двигатель (гидромотор), коробку передач, моментомер, тормозное устройство, опорную колонну, пульт дистанционного управления. Причем коробка передач выполнена четырехступенчатой с возможностью получения на выходном валу оптимального сочетания крутящего момента и числа оборотов для каждой из операций свинчивания, затяжки, раскрепления и развинчивания стыков труб, обеспечивающего повышение производительности и экономичности работы ключа. При этом коробка передач имеет два промежуточных вала и две подвижные муфты сцепления, управляемых с помощью гидроцилиндров. Моментомер включает в себя гидроцилиндр, установленный между корпусом коробки передач и корпусом ключа с возможностью уравновешивать реактивную силу от корпуса коробки передач при завинчивании и затяжке стыков силой гидравлического давления во внутренней полости гидроцилиндра, манометр, измеряющий давление в гидроцилиндре, и автоматический разгрузочный клапан. 1 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к устройствам для свинчивания и развинчивания резьбовых стыков бурильных труб нефтяного сортамента при спускоподъемных операциях, связанных с бурением скважин.

Известен автоматический стационарный буровой ключ для свинчивания и развинчивания резьбовых соединений бурильных и обсадных труб, содержащий разъемный корпус, смонтированные в нем верхнее и нижнее трубозажимные устройства и редуктор, коробку передач, приводной двигатель, моментомер, тормозное устройство, опорную колонну, пульт дистанционного управления (патент RU 2188297 С2, кл. Е21В 19/16, приоритет от 11.05.2000). Указанный ключ имеет следующие недостатки:

– двухступенчатая коробка передач имеет одну силовую передачу для выполнения операций затяжки и раскрепления стыков. Учитывая, что потребное усилие для раскрепления стыка значительно (до 50%) превышает усилие его затяжки, наличие одной силовой передачи приводит к снижению производительности ключа и увеличению энергозатрат;

– моментомер не обеспечивает визуального (инструментального) контроля величины крутящего момента при затяжке стыка, включая и фактической величины Мкр, при которой произошло срабатывание системы ограничения предельно допустимого усилия затяжки. Пневморычажная конструкция системы ограничения допустимого усилия не обладает достаточной точностью и надежностью.

Известен также выбранный в качестве прототипа автоматический стационарный буровой ключ для свинчивания и развинчивания резьбовых соединений бурильных и обсадных труб, содержащий корпус, смонтированные на нем верхнее и нижнее трубозажимные устройства, редуктор, приводной двигатель и моментомер (патент RU 2143051 С1, кл. Е21В 19/16, приоритет от 20.12.1999). Данный ключ имеет следующие недостатки:

– коробка передач имеет одну силовую передачу для операций затяжки и раскрепления, что ведет к нерациональным затратам энергии, а использование маховика вызывает существенные динамические нагрузки на конструкцию ключа и уменьшает срок его службы:

– конструкция моментомера требует отдельной настройки для проведения операций затяжки и раскрепления, что ухудшает условия эксплуатации.

Задачей предложенного технического решения является повышение производительности труда, снижение энергозатрат, повышение надежности и качества выполняемых операций, улучшение условий эксплуатации.

Поставленная задача решается тем, что ключ буровой стационарный содержит корпус, размещенные в нем верхнее и нижнее трубозажимные устройства, редуктор, гидромотор, моментомер, тормозное устройство, опорную колонну, пульт дистанционного управления, при этом:

– ключ снабжен коробкой передач, которая выполнена четырехступенчатой, осуществляющей передачу крутящего момента от гидромотора на редуктор в четырех режимах, из которых два режима силовых, используемых для затяжки и раскрепления стыков, и два режима скоростных, используемых при свинчивании и развинчивании. Корпус коробки передач устанавливается шарнирно с возможностью поворота вокруг оси выходного вала.

– моментомер включает в себя гидроцилиндр, установленный между корпусами коробки передач и ключа, в котором реактивная сила от коробки передач преобразуется в гидравлическое давление, манометр, автоматический разгрузочный клапан, управляющее давление на который подается из полости гидроцилиндра.

Предлагаемое техническое решение поясняется примером его выполнения на прилагаемых чертежах:

Фиг.1 – Общий вид ключа. Вид сбоку.

Фиг.2 – Общий вид ключа. Вид сверху.

Фиг.3 – Разрез А-А на Фиг.2 (трубозажимные устройства, редуктор, тормозное устройство).

Фиг.4 – Разрез Б-Б на Фиг.2 (коробка передач).

Фиг.5 – Разрез В-В на Фиг.2 (вал коробки передач).

Фиг.6 – Разрез Г-Г на Фиг.2 (гидроцилиндр управления муфтой сцепления коробки передач).

Фиг.7 – Разрез Д-Д на Фиг.2 (гидроцилиндр управления муфтой сцепления коробки передач).

Фиг.8 – Принципиальная схема моментомера.

Фиг.9 – Опорная колонна.

Ключ буровой стационарный содержит корпус ключа 1 (фиг.1), опорную колонну 2; коробку передач 3, гидромотор 4, тормозное устройство 5, моментомер 6, пульт дистанционного управления 7, соединительные трубопроводы – не показаны.

В корпусе ключа смонтированы нижнее трубозажимное устройство 8 (фиг.3) с челюстедержателем 9, связанным через поводок 10 и гидроцилиндр 11 (фиг.2) с корпусом ключа, редуктор 12 (фиг.3) с разрезной шестерней 13, верхнее трубозажимное устройство 14 (фиг.3) с челюстедержателем 15. Конструкция нижнего и верхнего трубозажимных устройств известна. Верхнее трубозажимное устройство приводится во вращение через пальцы 16, закрепленные на разрезной шестерне. Каждое трубозажимное устройство снабжено парой челюстей 17 (фиг.2) с сухарями 18, устанавливаемых в челюстедержателях.

Тормозное устройство содержит стойку 19 (фиг.3), верхний диск 20, нижний диск 21, находящийся за счет пружины 22 в отклоненном положении, средний диск 23, соединенный с челюстедержателем, гидроцилиндр 24, установленный между нижним диском и корпусом ключа.

Коробка передач включает в себя корпус 25, валы 26, 27, 28, 29 (фиг.4 и 5), опирающиеся на подшипники, гидроцилиндры 30 и 31 (фиг.6 и 7) управления муфтами сцепления, платформу 32 (фиг.4), обеспечивающую шарнирное закрепление корпуса коробки передач на корпусе ключа. Вал 26 верхним концом соединен с валом гидромотора. На валу установлены муфта сцепления 33, имеющая с ним шлицевое соединение, и свободно вращающиеся шестерни 34 и 35. На валу 27 установлены неподвижно закрепленная шестерня 36, муфта сцепления 37, имеющая с валом шлицевое соединение, и свободно вращающиеся шестерни 38 и 39. На валу 28 установлены неподвижно закрепленные шестерни 40 и 41. На валу 29 установлены неподвижно закрепленные шестерни 42 и 43 (фиг.5).

Моментомер включает в себя гидроцилиндр 44 (фиг.8), установленный между корпусом коробки передач и корпусом ключа, манометр 45 и автоматический разгрузочный клапан 46, размещенные в пульте дистанционного управления.

Опорная колонна содержит вертикально расположенную опору 47 (фиг.9), каретку 48, ходовые винты 49, редуктор 50, гидромотор 51, полозья 52 и два гидроцилиндра 53, устанавливаемых между полозьями и кареткой. Корпус ключа устанавливается на полозья с жестким закреплением 54.

Ключ работает следующим образом.

Корпус ключа подается в зону резьбового стыка труб, для чего подачей давления в гидромотор 51 с помощью редуктора 50 и ходовых винтов 49 каретка 48 вместе с корпусом ключа перемещается вверх-вниз на требуемый уровень. Поворот каретки на нужный угол осуществляется вручную с механической фиксацией выбранного положения. Подачей давления в гидроцилиндры 53 осуществляется горизонтальное перемещение полозьев 52 с закрепленным на них корпусом ключа по направляющим каретки.

Перед выполнением операций свинчивания и затяжки производится настройка автоматического разгрузочного клапана 46 на требуемый момент затяжки стыка.

Для свинчивания стыка муфта сцепления 33, управляемая гидроцилиндром 30, опускается вниз до зацепления с шестерней 34, а муфта сцепления 37, управляемая гидроцилиндром 31, поднимается вверх до зацепления с шестерней 39. При таком расположении муфт сцепления передача вращения от гидромотора 4 на редуктор 12 происходит по линии – вал 26, муфта сцепления 31, шестерни 34 и 36, вал 27, муфта сцепления 37, шестерни 39 и 41, вал 28. Подача давления в гидромотор 4 сопровождается одновременной подачей давления в гидроцилиндр 24, обеспечивающего обжатие дисками 20 и 21 диска 23, его торможение и поворот челюстедержателя 15 относительно корпуса верхнего трубозажимного устройства и, как следствие, захват челюстями верхней трубы. После осуществления захвата верхней трубы подача давления в гидроцилиндр 24 прекращается, диски 20 и 21 раскрываются под действием пружины 22, диск 23 освобождается для свободного вращения верхнего трубозажимного устройства.

По окончании процесса свинчивания подача давления в гидромотор прекращается, муфта сцепления 37, управляемая гидроцилиндром 31, опускается вниз до зацепления с шестерней 38. При таком расположении муфт сцепления вращение с вала 27 на вал 28 передается через шестерни 38 и 40. При подаче давления на гидромотор происходит затяжка стыка с медленным вращением до нужного момента кручения.

Реактивная сила от шарнирно закрепленного корпуса коробки передач 25 при свинчивании и затяжке стыка уравновешивается силой гидравлического давления в гидроцилиндре 44 моментомера 6. Величина этого давления находится в прямой зависимости от величины действующего крутящего момента на стыке труб, таким образом, процесс свинчивания и затяжки сопровождается контролем (по манометру 45) фактического крутящего момента, включая фактическую величину крутящего момента, при котором произошло срабатывание автоматического разгрузочного клапана 46.

По окончании процесса затяжки подачей давления в гидроцилиндр 11 осуществляется поворот нижнего челюстедержателя 9 до освобождения нижней трубы от захвата ее челюстями нижнего зажимного устройства. Освобождение верхней трубы осуществляется вращением разрезной шестерни 13 вместе с верхним трубозажимным устройством в обратную свинчиванию сторону до раскрытия челюстей и фиксации нейтрального положения верхнего трубозажимного устройства с помощью блока совмещения (на чертежах не показан).

Процесс раскрепления и развинчивания начинается с подачи давления в гидроцилиндр 11, обеспечивающей поворот нижнего челюстедержателя 9 в направлении, необходимом для захвата нижней трубы в процессе развинчивания стыка. Подачей давления в гидроцилиндр 30 муфта сцепления 33 перемещается вверх до зацепления с шестерней 35, а подачей давления в гидроцилиндр 31 муфта сцепления 37 опускается вниз до зацепления с шестерней 38. При таком расположении муфт сцепления передача вращения от гидромотора на редуктор осуществляется по линии – вал 26, муфта сцепления 33, шестерни 35 и 43, вал 29, шестерни 42 и 36, вал 27, муфта сцепления 37, шестерни 38 и 40, вал 28. Направление вращения вала 28 в этом случае изменяется на противоположное и реверсирования гидромотора не требуется. Включение гидромотора для раскрепления сопровождается подачей давления в гидроцилиндр 24 тормозного устройства аналогично началу операции свинчивания. По мере захвата верхней трубы подача давления в гидроцилиндр 24 прекращается, происходит раскрепление стыка на малой скорости с большим крутящим моментом. После раскрепления гидромотор останавливается, муфта сцепления 37 с помощью гидроцилиндра 31 поднимается вверх до зацепления с шестерней 39, которая через шестерню 41 передает вращение на вал 28. Подачей давления в гидромотор осуществляется развинчивание стыка с большой скоростью вращения. Передача реактивной силы от корпуса коробки передач на корпус ключа в этом случае осуществляется через корпус гидроцилиндира 44 моментомера, который в данном случае работает как жесткий стержень. Имеется возможность измерять и контролировать величину крутящего момента при раскреплении и развинчивании, при этом следует гидроцилиндр 44 моментомера переставить по другую сторону коробки передач, для чего в конструкции предусмотрены дополнительные посадочные места.

Таким образом, предложенное техническое решение позволит:

– повысить производительность и снизить энергозатраты при работе ключа за счет увеличения количества ступеней коробки передач;

– повысить качество выполняемых операций и надежность работы ключа за счет визуального (инструментального) – контроля величины действующего крутящего момента и более точной настройкой системы ограничения предельно допустимого усилия затяжки;

– повысить надежность и улучшить условия эксплуатации за счет создания тормозящего усилия верхнего трубозажимного устройства с приводом от одного гидроцилиндра;

– улучшить условия эксплуатации за счет автоматизации процесса перемещения корпуса ключа в рабочую зону из зоны хранения и обратно.

Формула изобретения

1. Ключ буровой стационарный, содержащий корпус, размещенные в нем верхнее и нижнее трубозажимные устройства, приводной двигатель (гидромотор), моментомер, тормозное устройство, опорную колонну, пульт дистанционного управления, отличающийся тем, что ключ снабжен коробкой передач, которая имеет кроме входного (быстроходного) и выходного (тихоходного) вала два промежуточных вала, кинематически связанных между собой шестернями, две подвижные муфты сцепления, управляемых с помощью гидроцилиндров, с возможностью получения на выходном валу оптимального сочетания крутящего момента и числа оборотов для каждой из операций свинчивания, затяжки, раскрепления и развинчивания стыков труб, обеспечивающего повышение производительности и экономичности работы ключа.

2. Ключ буровой стационарный по п.1, отличающийся тем, что моментомер включает в себя гидроцилиндр, установленный между корпусом коробки передач и корпусом ключа с возможностью уравновешивать реактивную силу от корпуса коробки передач при завинчивании и затяжке стыков силой гидравлического давления во внутренней полости гидроцилиндра, манометр, измеряющий давление в гидроцилиндре, автоматический разгрузочный клапан, управляющим давлением для которого является давление в гидроцилиндре.

РИСУНКИ

Categories: BD_2353000-2353999