|
(21), (22) Заявка: 2008105495/03, 12.02.2008
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
12.02.2008
(46) Опубликовано: 27.04.2009
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
SU 1513148 A1, 07.10.1989. SU 1420167 A1, 30.08.1988. SU 517679 A1, 15.06.1976. RU 7137 U1, 16.07.1998. RU 2114377 C1, 27.06.1998. DE 1758013 B1, 11.11.1971.
Адрес для переписки:
195009, Санкт-Петербург, почта, до востребования, Л.Н. Буркову
|
(72) Автор(ы):
Бурков Лев Николаевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Бурков Лев Николаевич (RU)
|
(54) СЕЙСМОУСТОЙЧИВЫЙ ТОННЕЛЬ
(57) Реферат:
Изобретение относится к строительству тоннелей и может быть использовано при создании конструкции сейсмоустойчивого тоннеля. Сейсмоустойчивый тоннель состоит из жестко соединенных между собой металлических и эластичных, например из резины, элементов, установленных друг за другом, при этом эластичные элементы выполняют двух типов: автономные продольные прямоугольные по форме, равные по длине металлическому элементу и по ширине также равные ширине металлического элемента с симметрично выполненными отверстиями по количеству, равному количеству крепежных элементов на металлических элементах тоннеля, и круглые по наружному диаметру, равному наружному диаметру тоннеля, и по толщине, составляющей 1,618 от высоты торца металлического элемента, и отверстиями с одиноковым шагом, расположенными в поперечной плоскости по оси симметрии эластичного элемента и по количеству, равному количеству крепежных элементов, установленных в металлических элементах тоннеля. На середине каждой полуволны средней длины волны землетрясений, наблюдаемых в этом районе, под их максимумами устанавливают компенсаторы, состоящие из эластичного материала, по длине равные 1,618 Lм, где Lм – продольный размер металлического элемента, выполненного в виде кольца с симметрично расположенными отверстиями по его торцам с одинаковым шагом на торцовой поверхности кольца, и внутри этих отверстий установлены по две пружины: одна сжатия наибольшего диаметра, а внутри нее – пружина растяжения с двумя горизонтальными резьбовыми концами, закрепленными гайками с противоположных торцов металлических элементов тоннеля внатяг. Аналогичные пружины установлены и в отверстиях автономных продольных прямоугольных эластичных элементов. Технический результат состоит в повышении прочности и надежности тоннеля при землятресениях. 4 ил.
Изобретение относится к строительству тоннелей и может быть использовано при создании новых конструкций, устойчивых к землетрясениям.
Мне не известны конструкции сейсмоустойчивых тоннелей, а самые обыкновенные, например тоннели метро, известны широко, но конструктивно они устроены принципиально иначе и не могут служить прямым аналогом предлагаемого.
Существенным недостатком известных тоннелей метро является их неустойчивость к землетрясениям, даже при малых колебаниях почвы они разрушаются.
Задачей изобретения является устранение указанного недостатка. Это достигается тем, что сейсмоустойчивый тоннель состоит из жестко соединенных между собой металлических и эластичных, например из резины, элементов, установленных друг за другом, при этом эластичные элементы выполняют двух типов: автономные продольные прямоугольные по форме, равные по длине металлическому элементу и по ширине также равные ширине металлического элемента с симметрично выполненными отверстиями по количеству, равному количеству крепежных элементов, на металлических элементах тоннеля, и круглые по наружному диаметру, равному наружному диаметру тоннеля, и по толщине, составляющей 1,618 от высоты торца металлического элемента, и отверстиями с одинаковым шагом, расположенными в поперечной плоскости по оси симметрии эластичного элемента и по количеству, равному количеству крепежных элементов, установленных в металлических элементах тоннеля, причем на середине каждой полуволны средней длины волны землетрясений, наблюдаемых в этом районе, под их максимумами устанавливают компенсаторы, состоящие из эластичного материала, по длине равные 1,618 Lм, где Lм – продольный размер металлического элемента, выполненного в виде кольца с симметрично расположенными отверстиями по его торцам с одинаковым шагом на торцовой поверхности кольца, и внутри этих отверстий установлены по две пружины: одна сжатия наибольшего диаметра, а внутри нее – пружина растяжения с двумя горизонтальными резьбовыми концами, закрепленными гайками с противоположных торцов металлических элементов тоннеля внатяг, причем аналогичные пружины установлены и в отверстиях вытономных продольных прямоугольных эластичных элементах.
Новые существенные признаки:
– тоннель состоит из жестко соединенных между собой металлических и эластичных например из резины, элементов, установленных друг за другом,
– эластичные элементы выполнены двух типов: автономные продольные прямоугольные по форме, равные по длине металлическому элементу и по ширине также равные ширине металлического элемента с симметрично выполненными отверстиями по количеству, равному количеству крепежных элементов на металлических элементах тоннеля, и круглые по наружному диаметру, равному наружному диаметру тоннеля, и по толщине, составляющей 1,618 от высоты торца металлического элемента, и отверстиями с одинаковым шагом, расположенными в поперечной плоскости по оси симметрии эластичного элемента и по количеству, равному количеству крепежных элементов, установленных в металлических элементах тоннеля,
– на середине каждой полуволны средней длины волны землетрясений, наблюдаемых в этом районе, под их максимумами устанавливают компенсаторы, состоящие из эластичного материла, по длине равные 1,618 Lм, где Lм – продольный размер металлического элемента,
– компенсатор выполнен в виде кольца из эластичного материала, например из резины, с симметрично расположенными отверстиями по его торцам с одинаковым шагом на торцевой поверхности кольца,
– внутри отверстий установлены по две пружины: одна сжатия наибольшего диаметра, а внутри ее – пружина растяжения с двумя горизонтальными резьбовыми концами, закрепленными гайками с противоположных торцов металлических элементов тоннеля внатяг,
– аналогичные пружины установлены и в соответствующих отверстиях автономных продольных прямоугольных эластичных элементов.
Перечисленные новые существенные признаки в совокупности с известными необходимы и достаточны для достижения технического результата во всех случаях, на которые распространяется и спрашиваемый объем правовой зашиты.
Технический эффект возникает за счет того, что:
– сейсмоустойчивый тоннель состоит из жестко соединенных между собой металлических и эластичных, например из резины элементов, установленных друг за другом для того, чтобы распределить равномерно по сечению деформацию эластичных элементов при воздействии напряжений от землетрясений,
– установка компенсаторов на середине каждой полуволны средней длины волны землетрясений, наблюдаемых в этом районе, под их максимумами, необходимо для того, чтобы компенсаторы восприняли деформации от землетрясений и сохранили бы общие контуры тоннеля в наиболее опасном месте и поэтому они (компенсаторы) выполнены шириной 1,618 Lм, где Lм – продольный размер металлического элемента,
– установка двух пружин: одна в другую позволяет воспринимать усилия деформаций вдоль оси тоннеля как в одном направлении, так и в противоположном, в одном случае усилия будут воспринимать пружины сжатия, а в противоположном направлении – пружины растяжения, установка которых внатяг позволяет достаточно жестко соединять между собой элементы тоннеля.
На фиг.1 дан фронтальный вид тоннеля по продольной его оси, на фиг.2 дан разрез А-А с фиг.1, на фиг.3 дан разрез Б-Б с фиг.1, на фиг.4 дан разрез В-В с фиг.2, показывающий взаимосвязь пружин в отверстиях компенсатора.
Рассмотрим устройство тоннеля. Он состоит из металлических элементов 1 и эластичных, например из резины, элементов 2, которые установлены друг за другом. Эластичные элементы выполнены двух типов: автономные продольные 3 прямоугольные по форме, равные по длине металлическому элементу 1 и по ширине также равные ширине металлического элемента с симметрично выполненными отверстиями по количеству, равному количеству крепежных элементов на металлических элементах тоннеля, и круглые 4 по наружному диаметру, равному наружному диаметру тоннеля, и по толщине, составляющей 1,618 от высоты торца металлического элемента и отверстиями с одинаковым шагом, расположенными в поперечной плоскости по оси симметрии эластичного элемента 4 и по количеству, равному количеству крепежных элементов, установленных в металлических элементах 1 тоннеля. На середине каждой полуволны средней длины волны землетрясений, наблюдаемых в этом районе, под их максимами установлены компенсаторы 5, состоящие из эластичного материала, по длине равные 1,618 Lм, где Lм – продольный размер металлического элемента 1, а сами компенсаторы выполнены в виде кольца с симметрично расположенными отверстиями по его торцам с одинаковым шагом на торцовой поверхности кольца 5, и внутри этих отверстий установлены по две пружины: одна сжатия 6 наибольшего диаметра, а внутри не – пружина растяжения 7 с двумя горизонтальными резьбовыми концами 8, закрепленными гайками 9 с противоположных сторон торцов металлических элементов 1 внатяг. Аналогичные пружины установлены и в отверстиях автономных продольных 3 прямоугольных элементов.
Работа тоннеля заключается в том, что после строительства такого тоннеля во время возникновения землетрясений он под воздействием деформаций земной поверхности будет деформироваться, во-первых, благодаря эластичным элементам 3, установленным вдоль тоннеля между металлическими элементами, и во-вторых, благодаря компенсаторам 5, которые позволяют компенсировать более значительные деформации на вершинах волн землетрясений с минимальными разрушениями.
Формула изобретения
Сейсмоустойчивый тоннель, состоящий из жестко соединенных между собой металлических и эластичных, например из резины, элементов, установленных друг за другом, при этом эластичные элементы выполняют двух типов: автономные продольные прямоугольные по форме, равные по длине металлическому элементу и по ширине также равные ширине металлического элемента с симметрично выполненными отверстиями по количеству, равному количеству крепежных элементов на металлических элементах тоннеля, и круглые по наружному диаметру, равному наружному диаметру тоннеля, по толщине, составляющей 1,618 от высоты торца металлического элемента, и отверстиями с одинаковым шагом, расположенными в поперечной плоскости по оси симметрии эластичного элемента в количестве, равном количеству крепежных элементов, установленных в металлических элементах тоннеля, причем на середине каждой полуволны средней длины волны землетрясений, наблюдаемых в этом районе, под их максимумами устанавливают компенсаторы, состоящие из эластичного материала, по длине равные 1,618 Lм, где Lм – продольный размер металлического элемента, выполненные в виде колец с симметрично расположенными отверстиями по их торцам с одинаковым шагом на торцевой поверхности кольца, и внутри этих отверстий установлены по две пружины: одна сжатия наибольшего диаметра, а внутри нее – пружина растяжения с двумя горизонтальными резьбовыми концами, закрепленными гайками с противоположных торцов металлических элементов тоннеля в натяг, причем аналогичные пружины установлены и в отверстиях автономных продольных прямоугольных эластичных элементов.
РИСУНКИ
|
|