Патент на изобретение №2352898

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2352898 (13) C2
(51) МПК

G01B11/03 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2005115290/28, 19.05.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

19.05.2005

(43) Дата публикации заявки: 27.11.2006

(46) Опубликовано: 20.04.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Специальные приборы для линейно-угловых измерений и их поверка. / Под ред. Ф.В.Цибулко. – М.: Изд-во стандартов, 1983, 160 с., с.33-34. RU 2201577 С2, 27.03.2003. ЕР1134546 А2, 19.09.2001. JP 2001-099631 A, 13.04.2001.

Адрес для переписки:

445633, Самарская обл., г. Тольятти, Заставная, 2, корп.3/1, ОАО “АВТОВАЗ”, ДТР, ПЛО, А.П. Голикову

(72) Автор(ы):

Базитов Лев Вениаминович (RU),
Куликов Владимир Николаевич (RU),
Туров Анатолий Никифорович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “АВТОВАЗ” (RU)

(54) СПОСОБ КАЛИБРОВКИ ПЛОЩАДКИ СТЕНДА РЕГУЛИРОВКИ ФАР АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

(57) Реферат:

Способ калибровки площадки стенда регулировки фар автотранспортных средств. Задача изобретения – получение при проведении калибровки площадки дополнительной информации, необходимой для коррекции систематической погрешности, снижающей точность регулировки внешних световых приборов автотранспортных средств. В план калибруемой площадки включают зоны размещения колес автомобиля с указанием его базы и ширины колеи, а также зоны размещения основания средства измерения, используемого при регулировке внешних световых приборов автотранспортных средств, перед фарами автомобиля и перед экраном стенда с указанием расстояний между данными зонами и расстояния до зон размещения передних колес автомобиля. При разметке на калибруемую поверхность площадки в качестве дополнительных контролируемых точек наносят отметки, соответствующие центральным точкам указанных на плане зон размещения, при измерении перепадов высот дополнительных контролируемых точек формируют когерентный световой пучок, ориентируют его параллельно прямой, соответственно соединяющей центральные точки зон размещения как правого переднего и правого заднего колес автомобиля, так и левого переднего и левого заднего колес автомобиля, измеряют высоту до светового пучка от центральной точки зоны размещения основания средства измерения перед соответствующей фарой автомобиля и высоту до светового пучка от центральной точки зоны размещения основания средства измерения перед экраном для соответствующей фары. По перепаду измеренных высот последовательно определяют величину систематических погрешностей при регулировке света передних фар автомобиля. 2 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в автомобильной промышленности при калибровке площадок регулировочных стендов, предназначенных для проверки технического состояния автотранспортных средств, в частности для регулировки их внешних световых приборов.

Известен способ калибровки площадки стенда регулировки фар автотранспортных средств, заключающийся в составлении плана калибруемой площадки с указанием продольных и поперечных сечений, пересечениями которых задают контролируемые точки поверхности площадки, в разметке калибруемой площадки в соответствии с планом, в измерении перепадов высот контролируемых точек и в определении по результатам измерений соответствия метрологических характеристик калибруемой площадки требованиям нормативных документов (Специальные приборы для линейно-угловых измерений и их поверка. Под ред. Ф.В.Цибулко. – М.: Изд-во стандартов, 1983 г., 160 с., стр.33-34).

Способ, выбранный в качестве прототипа, реализуется посредством гидростатического уровня, одну из измерительных головок которого устанавливают на первую контролируемую точку площадки, а другую последовательно передвигают на все остальные равномерно заданные точки. При каждом измерении по разности отсчетов микрометрических винтов определяют перепады высот контролируемых точек и по существующим методикам определяют отклонения поверхности площадки от прямолинейности, плоскостности или горизонтальности.

Однако произвольный выбор продольных и поперечных сечений калибруемой площадки не позволяет учесть реальную ориентацию автотранспортного средства относительно прилегающей к калибруемой площадке плоскости. Это приводит к возникновению систематической погрешности, снижающей точность регулировки света левой и точность регулировки света правой фар автотранспортных средств.

Задача изобретения – повышение точности регулировки внешних световых приборов автотранспортных средств.

Поставленная задача решается тем, что в способе калибровки площадки стенда регулировки фар автотранспортного средства, заключающемся в составлении плана калибруемой площадки с указанием продольных и поперечных сечений, пересечениями которых задают контролируемые точки поверхности площадки, в разметке калибруемой площадки в соответствии с планом, в измерении перепадов высот контролируемых точек и в определении соответствия метрологических характеристик калибруемой площадки требованиям нормативных документов, при составлении плана калибруемой площадки в него включают зоны размещения колес автотранспортного средства с указанием его базы и ширины колеи, а также зоны размещения основания средства измерения, используемого в процессе проведения регулировки внешних световых приборов автотранспортных средств, перед фарами автотранспортного средства и перед регулировочным экраном стенда с указанием расстояний между данными зонами размещения и расстояния до зон размещения передних колес автотранспортного средства, при разметке калибруемой площадки на ее поверхность в качестве дополнительных контролируемых точек наносят отметки, соответствующие центральным точкам указанных на плане зон размещения, при измерении перепадов высот дополнительных контролируемых точек формируют когерентный световой пучок, ориентируют световой пучок параллельно прямой, соединяющей центральные точки зон размещения правого переднего и правого заднего колес автотранспортного средства, измеряют высоту до светового пучка от центральной точки зоны размещения основания средства измерения перед правой фарой автотранспортного средства и высоту до светового пучка от центральной точки зоны размещения основания средства измерения перед экраном для правой фары и по перепаду измеренных высот определяют величину систематической погрешности при регулировке света правой фары автотранспортного средства, ориентируют световой пучок параллельно прямой, соединяющей центральные точки зон размещения левого переднего и левого заднего колес автотранспортного средства, измеряют высоту до светового пучка от центральной точки зоны размещения основания средства измерения перед левой фарой автотранспортного средства и высоту до светового пучка от центральной точки зоны размещения основания средства измерения перед экраном для левой фары и по перепаду измеренных высот определяют величину систематической погрешности при регулировке света левой фары автотранспортного средства.

На фиг.1 изображен план разметки площадки стенда регулировки внешних световых приборов автотранспортных средств, на фиг.2 приведена поясняющая способ схема измерения перепада высот дополнительных контролируемых точек поверхности калибруемой площадки.

На плане разметки поверхности площадки 1 указаны продольные и поперечные сечения 2-3, контролируемые точки 4, зоны 5-8 размещения колес автотранспортного средства и зоны 9-12 размещения основания средства измерения, используемого в процессе проведения регулировки внешних световых приборов автотранспортных средств (фиг.1).

Для юстировки светового пучка J0 и измерения перепада высот дополнительных контролируемых точек A1-D2 рекомендуется использовать отсчетные устройства (например, штангенрейсмасы) 13-14 с диафрагмами 15-16 (фиг.2).

Способ заключается в следующем.

Перед проведением измерений составляют план калибруемой площадки 1 с указанием расположенных с шагом LШ продольных и поперечных сечений 2-3, пересечениями которых задают контролируемые точки 4 поверхности площадки 1 (фиг.1).

В план калибруемой площадки 1 включают зоны 5-6 размещения задних и зоны 7-8 размещения передних колес автотранспортного средства с указанием его базы LБ и ширины LК колеи, а также зоны 9-10 размещения основания средства измерения, используемого в процессе проведения регулировки внешних световых приборов автотранспортных средств, перед фарами автотранспортного средства и зоны 11-12 размещения основания указанного средства измерения перед регулировочным экраном стенда с указанием расстояний LС и LФ между зонами 9-12 размещения и расстояния LO между зонами 7-8 и 9-10.

Согласно составленному плану производят разметку калибруемой площадки 1. При проведении разметки на поверхность калибруемой площадки 1 в качестве дополнительных контролируемых точек наносят отметки, соответствующие центральным точкам A1-D2 указанных на плане зон 5-12 размещения. Затем приступают к измерению перепадов высот контролируемых точек 4 и дополнительных контролируемых точек A1-D2.

Если измерение перепадов высот контролируемых точек 4 производят посредством гидростатического уровня, то его первую измерительную головку устанавливают на одну из контролируемых точек, вторую последовательно передвигают на все остальные точки 4. После каждого очередного перемещения измерительной головки уровня по разности отсчетов микрометрических винтов измеряют перепады высот контролируемых точек 4. По результатам измерений определяют соответствие метрологических характеристик калибруемой площадки 1 (прямолинейность, плоскостность, горизонтальность) требованиям нормативных документов. При измерении перепадов высот дополнительных контролируемых точек A1-D2 формируют когерентный световой пучок J0. Его используют для имитации оси отсчета правой (левой) фары автотранспортного средства, соединяющей оптический центр фары с его проекцией на регулировочном экране стенда. Для этого световой пучок J0 сначала ориентируют параллельно прямой, соединяющей дополнительные контролируемые точки A1 и A2, затем параллельно прямой, соединяющей дополнительные контролируемые точки B1 и В2. Ориентацию (юстировку) светового пучка J0 производят посредством двух отсчетных устройств (например, штангенрейсмасов) 13-14 с диафрагмами 15-16, установленными на равных расстояниях ho от оснований устройств 13-14 (фиг.2).

Затем штангенрейсмас 14 последовательно устанавливают на дополнительные контролируемые точки C1 (D1) и С2 (D2). Перемещая рамку со шкалой нониуса и механизм микроподачи вдоль штанги штангенрейсмаса 5, добиваются совмещения светового пучка JA с отверстием диафрагмы 16 и производят отсчеты высот h1(3) и h2(4).

По перепаду измеренных высот h1 и h2 определяют величину систематической погрешности cправ при регулировке света правой фары, по перепаду измеренных высот h3 и h4 – величину систематической погрешности cправ при регулировке света левой фары автотранспортного средства.

По сравнению с прототипом предлагаемый способ калибровки позволяет получить дополнительную информацию, необходимую для коррекции систематической погрешности, и тем самым повысить точность регулировки внешних световых приборов автотранспортных средств.

Формула изобретения

Способ калибровки площадки стенда регулировки фар автотранспортного средства, заключающийся в составлении плана калибруемой площадки с указанием продольных и поперечных сечений, пересечениями которых задают контролируемые точки поверхности площадки, в разметке калибруемой площадки в соответствии с планом, в измерении перепадов высот контролируемых точек и в определении по результатам измерений соответствия метрологических характеристик калибруемой площадки требованиям нормативных документов, отличающийся тем, что при составлении плана калибруемой площадки в него включают зоны размещения колес автотранспортного средства с указанием его базы и ширины колеи, а также зоны размещения основания средства измерения, используемого в процессе проведения регулировки внешних световых приборов автотранспортных средств, перед фарами автотранспортного средства и перед регулировочным экраном стенда с указанием расстояний между данными зонами размещения и расстояния до зон размещения передних колес автотранспортного средства, при разметке калибруемой площадки на ее поверхность в качестве дополнительных контролируемых точек наносят отметки, соответствующие центральным точкам указанных на плане зон размещения, при измерении перепадов высот дополнительных контролируемых точек формируют когерентный световой пучок, ориентируют световой пучок параллельно прямой, соединяющей центральные точки зон размещения правого переднего и правого заднего колес автотранспортного средства, измеряют высоту до светового пучка от центральной точки зоны размещения основания средства измерения перед правой фарой автотранспортного средства и высоту до светового пучка от центральной точки зоны размещения основания средства измерения перед экраном для правой фары и по перепаду измеренных высот определяют величину систематической погрешности при регулировке света правой фары автотранспортного средства, ориентируют световой пучок параллельно прямой, соединяющей центральные точки зон размещения левого переднего и левого заднего колес автотранспортного средства, измеряют высоту до светового пучка от центральной точки зоны размещения основания средства измерения перед левой фарой автотранспортного средства и высоту до светового пучка от центральной точки зоны размещения основания средства измерения перед экраном для левой фары и по перепаду измеренных высот определяют величину систематической погрешности при регулировке света левой фары автотранспортного средства.

РИСУНКИ

Categories: BD_2352000-2352999