|
(21), (22) Заявка: 2005115288/28, 19.05.2005
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
19.05.2005
(43) Дата публикации заявки: 27.11.2006
(46) Опубликовано: 20.04.2009
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
Специальные приборы для линейно-угловых измерений и их поверка. / Под ред. Ф.В.Цибулко. – М.: Изд-во стандартов, 1983, 160 с., с.33-34. RU 2201577 С2, 27.03.2003. ЕР1134546 А2, 19.09.2001. JP 2001-099631 A, 13.04.2001.
Адрес для переписки:
445633, Самарская обл., г. Тольятти, Заставная, 2, корп.3/1, ОАО “АВТОВАЗ”, ДТР, ПЛО, А.П. Голикову
|
(72) Автор(ы):
Базитов Лев Вениаминович (RU), Куликов Владимир Николаевич (RU), Туров Анатолий Никифорович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Открытое акционерное общество “АВТОВАЗ” (RU)
|
(54) СПОСОБ КАЛИБРОВКИ РАБОЧЕЙ ПЛОЩАДКИ СТЕНДА РЕГУЛИРОВКИ ФАР АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
(57) Реферат:
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в автомобильной промышленности при калибровке рабочих площадок регулировочных стендов, в частности для регулировки внешних световых приборов автотранспортных средств. Задача изобретения – повышение точности регулировки внешних световых приборов автотранспортных средств. Поставленная задача решается тем, что в способе калибровки рабочей площадки стенда регулировки фар автотранспортных средств в планировку рабочей площадки включают условное изображение автотранспортного средства, след пересечения с плоскостью размещения оптических центров фар и след пересечения с плоскостью размещения регулировочного экрана. На рабочей площадке размещают автомобиль, задают вертикальную прямую, проходящую через центр диска правого или левого переднего колеса автомобиля, отсчитывают от пересечения заданной прямой с рабочей площадкой расстояние до плоскости размещения оптических центров фар и на поверхность рабочей площадки наносят первую и вторую линии, последовательно формируют когерентный световой пучок, ориентируют его параллельно прямой, соединяющей центр соответственно диска правого и левого задних колес с центром дисков правого и левого передних колес автомобиля, измеряют высоту от зоны размещения перед фарами основания средства измерения, используемого при проведении регулировки внешних световых приборов автотранспортных средств, до светового пучка, последовательно измеряют высоты от зоны размещения основания указанного средства измерения перед регулировочным экраном для правой фары и левой фары до светового пучка, и по перепаду измеренных высот определяют величину систематической погрешности при регулировке света левой и правой фар автомобиля. 3 ил.
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в автомобильной промышленности при калибровке рабочих площадок регулировочных стендов, предназначенных для проверки технического состояния автотранспортных средств, в частности для регулировки их внешних световых приборов.
Известен способ калибровки рабочей площадки стенда регулировки фар автотранспортных средств, заключающийся в составлении плана рабочей площадки с указанием продольных и поперечных сечений, пересечениями которых задают контролируемые точки поверхности площадки, в разметке рабочей площадки в соответствии с планом, в измерении перепадов высот контролируемых точек и в определении по результатам измерений соответствия метрологических характеристик рабочей площадки требованиям нормативных документов (Специальные приборы для линейно-угловых измерений и их поверка под ред. Ф.В.Цибулко, М.: Изд-во стандартов, 1983 г., 160 с., стр.33-34).
Данный способ, выбранный в качестве прототипа, реализуется посредством гидростатического уровня, одну из измерительных головок которого устанавливают на первую контролируемую точку площадки, а другую последовательно передвигают на все остальные равномерно заданные точки. При каждом измерении по разности отсчетов микрометрических винтов определяют перепады высот контролируемых точек и по существующим методикам определяют отклонения поверхности площадки от прямолинейности, плоскостности или горизонтальности.
Однако произвольный выбор продольных и поперечных сечений рабочей площадки не позволяет учесть реальную ориентацию автотранспортного средства относительно прилегающей к рабочей площадке плоскости. Это приводит к возникновению систематической погрешности, снижающей точность регулировки света левой и правой фар автотранспортных средств.
Задача изобретения – повышение точности регулировки внешних световых приборов автотранспортных средств.
Поставленная задача решается тем, что в способе калибровки рабочей площадки стенда регулировки фар автотранспортных средств, заключающемся в составлении плана рабочей площадки с указанием продольных и поперечных сечений, пересечениями которых задают контролируемые точки поверхности площадки, в разметке рабочей площадки в соответствии с планом, в измерении перепадов высот контролируемых точек и в определении по результатам измерений соответствия метрологических характеристик рабочей площадки требованиям нормативных документов, при составлении плана рабочей площадки в него дополнительно включают условное изображение автотранспортного средства, след пересечения с плоскостью размещения оптических центров фар и след пересечения с плоскостью размещения регулировочного экрана, входящего в состав стенда, после проведения измерения перепадов высот контролируемых точек поверхности рабочей площадки на ней размещают автотранспортное средство, задают вертикальную прямую, проходящую через центр диска правого или левого переднего колеса автотранспортного средства, отсчитывают от пересечения заданной прямой с рабочей площадкой расстояние до плоскости размещения оптических центров фар и на поверхность рабочей площадки наносят первую линию, соответствующую следу пересечения с указанной плоскостью, отсчитывают от первой линии заданное нормативным документом расстояние до плоскости размещения регулировочного экрана и на поверхность рабочей площадки наносят вторую линию, соответствующую следу пересечения с указанной плоскостью, затем вдоль продольного направления рабочей площадки формируют когерентный световой пучок, ориентируют световой пучок параллельно прямой, соединяющей центр диска правого заднего колеса с центром диска правого переднего колеса автотранспортного средства, измеряют высоту от зоны размещения перед правой фарой основания средства измерения, используемого при проведении регулировки внешних световых приборов автотранспортных средств, до светового пучка, измеряют высоту от зоны размещения основания указанного средства измерения перед регулировочным экраном для правой фары до светового пучка и по перепаду измеренных высот определяют величину систематической погрешности при регулировке света правой фары автотранспортного средства, ориентируют световой пучок параллельно прямой, соединяющей центр диска левого заднего колеса с центром диска левого переднего колеса автотранспортного средства, измеряют высоты от зон размещения основания средства измерения перед левой фарой и перед регулировочным экраном для левой фары до светового пучка и по перепаду измеренных высот определяют величину систематической погрешности при регулировке света левой фары автотранспортного средства.
На фиг.1 изображен план разметки рабочей площадки стенда регулировки внешних световых приборов автотранспортных средств, на фиг.2 изображена рабочая площадка с размещенным на ней автотранспортным средством, на фиг.3 приведена схема измерения систематической погрешности.
На плане разметки поверхности рабочей площадки 1 указаны продольные и поперечные сечения 2-3, контролируемые точки 4, автотранспортное средство 5 и его колеса 6-9 (фиг.1). На фиг.3 цифрами 10-13 обозначены диски правых колес автотранспортного средства, цифрой 14 – отсчетное устройство.
Способ заключается в следующем.
Перед проведением измерений составляют план рабочей площадки 1 с указанием расположенных с шагом Lш продольных и поперечных сечений 2-3, пересечениями которых задают контролируемые точки 4 поверхности рабочей площадки 1, и условного изображения автотранспортного средства 5 в виде контура его кузова и колес 6-9. На расстоянии Lф от оси переднего колеса 7 (9) на плане отмечают плоскость Q1 размещения оптических центров P1 и Р3 фар автотранспортного средства 5, а на расстоянии L0 от плоскости Q1, отсчитанном вдоль оси O1(О2) отсчета, соединяющей оптический центр P1(Р3) правой (левой) фары с его проекцией Р2(Р4) на регулировочном экране стенда, входящего в состав регулировки внешних световых приборов автотранспортных средств, плоскость Q2 размещения экрана (фиг.1).
В соответствии с планом производят разметку рабочей площадки 1 и измерение перепадов высот контролируемых точек 4 ее поверхности. При проведении измерений, например, посредством гидростатического уровня его первую измерительную головку устанавливают на одну из контролируемых точек поверхности рабочей площадки 1, вторую последовательно передвигают на все остальные точки 4. После каждого очередного перемещения измерительной головки гидростатического уровня по разности отсчетов его микрометрических винтов измеряют перепады высот контролируемых точек 4 и по результатам измерений определяют соответствие метрологических характеристик рабочей площадки 1 (прямолинейность, плоскостность, горизонтальность) требованиям нормативных документов.
Затем приступают к выявлению систематической погрешности с, возникающей из-за разности высот Н1(Н3) и Н2(Н4) от оси O1(O2) отсчета до зон S1-2(S3-4) размещения на рабочей площадке 1 основания средства измерения, используемого при проведении регулировки света фар автотранспортного средства 5 (фиг.2).
Для этого на рабочей площадке 1 размещают автотранспортное средство 5. Задают вертикальную прямую N, проходящую через центр диска 12 (13) правого (левого) переднего колеса 7 (9) автотранспортного средства 5 (фиг.2-3), отсчитывают от пересечения прямой N с рабочей площадкой 1 расстояние LФ до плоскости Q1 и на поверхность рабочей площадки 1 наносят первую линию, соответствующую следу пересечения с плоскостью Q1. Отсчитывают от первой линии заданное нормативным документом расстояние L0 до плоскости Q2 и на поверхность рабочей площадки 1 наносят вторую линию, соответствующую следу пересечения с плоскостью Q2.
Вдоль продольного направления рабочей площадки 1 формируют когерентный световой пучок J0 и ориентируют его параллельно прямой, соединяющей центр диска 10 (11) правого (левого) заднего колеса 6 (8) с центром диска 12 (13) правого (левого) переднего колеса 7 (9) автотранспортного средства 5 (фиг.3).
Посредством отсчетного устройства (например, штангенрейсмаса) 14 измеряют высоту h1(h3) до светового пучка J0 от зоны S1(S3). Затем измеряют высоту h2(h4) до светового пучка J0 от зоны S2(S4) и по перепаду высот h1 и h2 (h3 и h4) определяют величину систематической погрешности cправ (cлев) при регулировке света правой (левой) фары автотранспортного средства 5.
По сравнению с прототипом предлагаемый способ калибровки позволяет получить дополнительную информацию, необходимую для коррекции систематической погрешности, и тем самым повысить точность регулировки внешних световых приборов автотранспортных средств. Кроме того, предлагаемый способ калибровки позволяет снизить требования к прямолинейности рабочей площадке, т.е. сократить затраты на оборудование рабочих площадок для регулировочных стендов, предназначенных для проверки технического состояния автотранспортных средств.
Формула изобретения
Способ калибровки рабочей площадки стенда регулировки фар автотранспортных средств, заключающийся в составлении плана рабочей площадки с указанием продольных и поперечных сечений, пересечениями которых задают контролируемые точки поверхности площадки, в разметке рабочей площадки в соответствии с планом, в измерении перепадов высот контролируемых точек и в определении по результатам измерений соответствия метрологических характеристик рабочей площадки требованиям нормативных документов, отличающийся тем, что при составлении плана рабочей площадки в него дополнительно включают условное изображение автотранспортного средства, след пересечения с плоскостью размещения оптических центров фар и след пересечения с плоскостью размещения регулировочного экрана, входящего в состав стенда, после проведения измерения перепадов высот контролируемых точек поверхности рабочей площадки на ней размещают автотранспортное средство, задают вертикальную прямую, проходящую через центр диска правого или левого переднего колеса автотранспортного средства, отсчитывают от пересечения заданной прямой с рабочей площадкой расстояние до плоскости размещения оптических центров фар и на поверхность рабочей площадки наносят первую линию, соответствующую следу пересечения с указанной плоскостью, отсчитывают от первой линии заданное нормативным документом расстояние до плоскости размещения регулировочного экрана и на поверхность рабочей площадки наносят вторую линию, соответствующую следу пересечения с указанной плоскостью, затем вдоль продольного направления рабочей площадки формируют когерентный световой пучок, ориентируют световой пучок параллельно прямой, соединяющей центр диска правого заднего колеса с центром диска правого переднего колеса автотранспортного средства, измеряют высоту от зоны размещения перед правой фарой основания средства измерения, используемого при проведении регулировки внешних световых приборов автотранспортных средств, до светового пучка, измеряют высоту от зоны размещения основания указанного средства измерения перед регулировочным экраном для правой фары до светового пучка и по перепаду измеренных высот определяют величину систематической погрешности при регулировке света правой фары автотранспортного средства, ориентируют световой пучок параллельно прямой, соединяющей центр диска левого заднего колеса с центром диска левого переднего колеса автотранспортного средства, измеряют высоты от зон размещения основания средства измерения перед левой фарой и перед регулировочным экраном для левой фары до светового пучка и по перепаду измеренных высот определяют величину систематической погрешности при регулировке света левой фары автотранспортного средства.
РИСУНКИ
|
|