Патент на изобретение №2352785

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2352785 (13) C1
(51) МПК

E21F13/04 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2007146101/03, 11.12.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

11.12.2007

(46) Опубликовано: 20.04.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
ТАРАСОВ Ю.Д. и др. Подъемно-транспортные машины горно-металлургических заводов. – СПб.: СПГГИ(ТУ), 2001, с.86-87, рис.41, а, б. SU 365316 A1, 01.01.1973. SU 498242 А2, 05.01.1976. SU 660907 A1, 05.05.1979. SU 1168481 A1, 23.07.1985. SU 1629226 A1, 23.02.1991. SU 1682602 A1, 07.10.1991. SU 1686189 A1, 23.10.1991. GB 1326425 A, 15.08.1973.

Адрес для переписки:

199106, Санкт-Петербург, В.О., 21 линия, 2, СПГГИ (ТУ), патентный отдел, пат.пов. А.П.Яковлеву

(72) Автор(ы):

Тарасов Юрий Дмитриевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г.В. Плеханова (технический университет)” (RU)

(54) ЦЕПНОЙ ЗАТВОР ДЛЯ РУДОСПУСКА

(57) Реферат:

Изобретение относится к вспомогательному транспортному оборудованию, применяемому на горных предприятиях. Цепной затвор для рудоспуска содержит размещенные под выпускным отверстием два кольца, расположенные одно под другим и ориентированные в горизонтальных плоскостях. Кольца связаны между собой вертикально ориентированными круглозвенными цепями, закрепленными на кольцах своими концами и расположенными по всему периметру колец. Верхнее кольцо неподвижно закреплено под выпускным отверстием, а нижнее кольцо кинематически связано с приводом с возможностью поворота в горизонтальной плоскости. Нижнее кольцо снабжено установленными на нем и размещенными по его внешнему периметру с одинаковым шагом катками с возможностью их вращения на вертикальных осях и взаимодействия с внутренней поверхностью вертикально ориентированного кожуха цилиндрической формы с возможностью охвата им с зазором цепей. Кожух закреплен на неподвижном основании. Нижнее кольцо с нижней стороны выполнено в виде обода с возможностью размещения в его желобе стального проволочного каната, который одним концом закреплен на ободе, а другим концом закреплен на барабане, который кинематически связан со снабженным тормозным приспособлением приводом. В исходном положении при открытом затворе канат охватывает обод по всей длине его окружности, а сбегающая с обода ветвь каната размещена с возможностью охвата снизу отклоняющего блока с возможностью его вращения относительно оси, снабженной ползунами, которые размещены с возможностью их смещения в вертикальных направляющих и снабжены противовесом, который в исходном положении располагается на основании. Ось барабана размещена с превышением над нижним кольцом, большим вертикального перемещения нижнего кольца при перекрытии выпускного отверстия рудоспуска, а удаление по горизонтали оси барабана от оси отклоняющего блока выбрано из условия примерного равенства равнодействующей натяжений набегающей и сбегающей ветвей огибающего отклоняющий блок каната для нижнего кольца в исходном положении и после его смещения вверх при перекрытии выпускного отверстия закрученными цепями. Кожух выполнен с вертикальным щелевым отверстием с возможностью размещения в нем с зазорами сбегающего с обода нижнего блока каната, а высота щелевого отверстия принята не менее величины хода вертикального перемещения нижнего кольца. Изобретение позволяет упростить конструкцию цепного затвора и повысить надежность работы при выпуске крупнокускового груза через выпускные отверстия рудоспусков увеличенных размеров. 3 ил.

Изобретение относится к вспомогательному транспортному оборудованию, а именно к цепным затворам для перекрытия выпускного отверстия рудоспуска на горных предприятиях, а также может быть использовано для выпуска крупнокускового груза из бункеров с увеличенными размерами выпускных отверстий.

Известен цепной затвор (прототип), который может быть использован для перекрытия выпускного отверстия рудоспуска, содержащий размещенные под выпускным отверстием два кольца, расположенные одно под другим и ориентированные в горизонтальных плоскостях, при этом кольца связаны между собой вертикально ориентированными круглозвенными цепями, закрепленными на кольцах своими концами и расположенными по всему периметру колец, причем верхнее кольцо неподвижно закреплено под выпускным отверстием, а нижнее кольцо кинематически связано с приводом с возможностью поворота в горизонтальной плоскости (Тарасов Ю.Д., Николаев А.К. Подъемно-транспортные машины горно-металлургических заводов. СПГГИ (ТУ), СПб, 2001 г., с.86-87, рис.41, а, б).

Недостатками известного цепного затвора являются сложность конструкции привода вращения нижнего кольца при увеличенных размерах выпускного отверстия, в частности при необходимости перекрытия выпускного отверстия рудоспуска, из-за перемещения нижнего кольца в вертикальной плоскости при закручивании цепей, и связанное с этим снижение надежности работы затвора в этих условиях.

Техническим результатом изобретения является упрощение конструкции цепного затвора и повышение надежности работы при выпуске крупнокускового груза через выпускное отверстие увеличенного размера рудоспуска.

Технический результат достигается тем, что в цепном затворе, содержащем размещенные под выпускным отверстием два кольца, расположенные одно под другим и ориентированные в горизонтальных плоскостях, при этом кольца связаны между собой вертикально ориентированными круглозвенными цепями, закрепленными на кольцах своими концами и расположенными по всему периметру колец, причем верхнее кольцо неподвижно закреплено под выпускным отверстием, а нижнее кольцо кинематически связано с приводом с возможностью поворота в горизонтальной плоскости, согласно изобретению нижнее кольцо снабжено установленными на нем и размещенными по его внешнему периметру с одинаковым шагом катками с возможностью их вращения на вертикальных осях и взаимодействия с внутренней поверхностью вертикально ориентированного кожуха цилиндрической формы с возможностью охвата им с зазором цепей, при этом кожух закреплен на неподвижном основании, нижнее кольцо с нижней стороны выполнено в виде обода с возможностью размещения в его желобе стального проволочного каната, который одним концом закреплен на ободе, а другим концом закреплен на барабане, который кинематически связан со снабженным тормозным приспособлением приводом, при этом в исходном положении при открытом затворе канат охватывает обод по всей длине его окружности, а сбегающая с обода ветвь каната размещена с возможностью охвата снизу отклоняющего блока с возможностью его вращения относительно оси, снабженной ползунами, которые размещены с возможностью их смещения в вертикальных направляющих и снабжены противовесом, который в исходном положении располагается на основании, при этом ось барабана размещена с превышением над нижним кольцом, большим вертикального перемещения нижнего кольца при перекрытии выпускного отверстия рудоспуска, а удаление по горизонтали оси барабана от оси отклоняющего блока выбрано из условия примерного равенства равнодействующей натяжений набегающей и сбегающей ветвей огибающего отклоняющий блок каната для нижнего кольца в исходном положении и после его смещения вверх при перекрытии выпускного отверстия закрученными цепями, при этом кожух выполнен с вертикальным щелевым отверстием с возможностью размещения в нем с зазорами сбегающего с обода нижнего блока каната, а высота щелевого отверстия принята не менее величины хода вертикального перемещения нижнего кольца.

Цепной затвор для рудоспуска показан на фиг.1 – вид сбоку в продольном разрезе, при открытом затворе, на фиг.2 – разрез А-А по фиг.1, на фиг.3 – вид сбоку, при закрытом затворе.

Цепной затвор содержит размещенные под выпускным отверстием 1 рудоспуска 2 два кольца 3 и 4, расположенные одно под другим и ориентированные в горизонтальных плоскостях. При этом кольца связаны между собой вертикально ориентированными круглозвенными цепями 5, закрепленными на кольцах 3 и 4 своими концами и расположенными по всему периметру колец 3 и 4. Верхнее кольцо 3 неподвижно закреплено под выпускным отверстием 1. Нижнее кольцо 4 снабжено установленными на нем и размещенными по его внешнему периметру с одинаковым шагом катками 6 с возможностью их вращения на вертикальных осях 7 и взаимодействия с внутренней поверхностью вертикально ориентированного кожуха 8 цилиндрической формы с возможностью охвата им с зазором 9 цепей 5. Кожух 8 закреплен на неподвижном основании 10. Нижнее кольцо 4 с нижней стороны выполнено в виде обода 11 с возможностью размещения в его желобе стального проволочного каната 12. Канат 12 одним концом 13 закреплен на ободе 11, а другим концом закреплен на барабане 14, который кинематически связан со снабженным тормозным приспособлением 15 приводом 16. В качестве тормозного приспособления может быть использован суммирующий ленточный тормоз. В исходном положении при открытом затворе канат 12 охватывает обод 11 по всей длине его окружности, а сбегающая с обода ветвь каната 12 размещена с возможностью охвата снизу отклоняющего блока 17. Отклоняющий блок 17 размещен с возможностью его вращения относительно оси 18. Ось 18 снабжена ползунами 19, которые размещены с возможностью их смещения в вертикальных направляющих 20 и снабжены противовесом 21. В исходном положении противовес 21 располагается на основании 10. При этом ось барабана 14 размещена с превышением Н над нижним кольцом 4, большим вертикального перемещения Н0 нижнего кольца 4 при перекрытии выпускного отверстия рудоспуска 2. Удаление L по горизонтали оси барабана 14 от оси отклоняющего блока 17 выбрано из условия примерного равенства равнодействующей натяжений набегающей и сбегающей ветвей огибающего отклоняющий блок 17 каната 12 для нижнего кольца 4 в исходном положении (фиг.1) и после его смещения вверх (фиг.3) при перекрытии выпускного отверстия 1 закрученными цепями 5. Кожух 8 выполнен с вертикальным щелевым отверстием 22 с возможностью размещения в нем с зазорами сбегающего с обода 11 нижнего блока 4 каната 12, а высота щелевого отверстия 22 принята не менее величины хода Н0 нижнего кольца 4. 23 – перегрузочная воронка.

Цепной затвор действует следующим образом. При открытом затворе (фиг.1) крупнокусковая руда из рудоспуска 2 через выпускное отверстие 1 свободно разгружается в перегрузочную воронку 23 и далее (не показано), не взаимодействуя с цепями 5, которые свободно провисают, будучи закрепленными на верхнем кольце 3. Нижнее кольцо 4 в это время свободно подвешено к цепям 5. В случае необходимости перекрытия потока руды из выпускного отверстия 1 рудоспуска 2 растормаживается тормозное приспособление 15 и включается привод 16 барабана 14. При вращении барабана 14 закрепленный на нем канат 12 начинает сматываться с обода 11 нижнего кольца 4, вращая его против часовой стрелки (фиг.2). При этом цепи 5 начнут закручиваться относительно верхнего неподвижного кольца 3, а нижнее кольцо 4, обкатываясь своими катками 6 относительно кожуха 8, одновременно будет смещаться вверх. При подъеме нижнего кольца 4 вверх за счет натяжения каната 12, создаваемого барабаном 14, отклоняющий блок 17 вместе с подвешенным к нему противовесом 21 будет также смещаться вверх, скользя своими ползунами 19 по направляющим 20. По мере подъема вверх нижнего кольца 4 и отклоняющего блока 17 угол между набегающей и сбегающей с отклоняющего блока 17 ветвями каната 12 постепенно будет уменьшаться 9, а натяжение каната 12 по мере закручивания цепей 5 будет увеличиваться. Благодаря этому равнодействующая натяжений набегающей и сбегающей ветвей каната 12, огибающего отклоняющий блок 12, будет оставаться примерно одинаковой и постоянно уравновешиваемой весом противовеса 21. Поэтому сбегающая с обода 11 нижнего кольца 4 ветвь каната 12 будет всегда располагаться близко к горизонтальному положению, способствуя нормальной передаче крутящего момента от привода 16 через барабан 14 нижнему кольцу 4. После подъема нижнего кольца 4 в крайнее верхнее положение (фиг.3) и перекрытия закрученными цепями 5 потока руды из выпускного отверстия 1 привод 16 отключается, а система затормаживается в этом положении стопорным приспособлением (тормозом) 15.

Открытие затвора для выпуска руды из рудоспуска 2 осуществляют при растормаживании привода 16 и включении его в обратном направлении при скорости движения каната 12, соответствующей скорости опускания нижнего кольца 4. В результате этого канат 12 будет сматываться с барабана 14, а нижнее кольцо 4 под действием натяжений наклонно расположенных закрученных цепей 5, веса руды, воздействующего на цепи 5 затвора, и веса противовеса 21 начнет опускаться с одновременным вращением по часовой стрелке. При этом цепи 5 будут постепенно раскручиваться, обеспечивая выпуск руды при увеличивающейся площади поперечного сечения проходного отверстия между цепями 5 до занятия ими вертикального положения, когда нижнее кольцо 4 опустится в свое исходное положение, а противовес 21 расположится на основании 10.

Отличительные признаки изобретения позволяют упростить конструкцию цепного затвора и повысить надежность работы при выпуске крупнокускового груза через выпускные отверстия рудоспусков увеличенных размеров.

Формула изобретения

Цепной затвор для рудоспуска, содержащий размещенные под выпускным отверстием два кольца, расположенные одно под другим и ориентированные в горизонтальных плоскостях, при этом кольца связаны между собой вертикально ориентированными круглозвенными цепями, закрепленными на кольцах своими концами и расположенными по всему периметру колец, причем верхнее кольцо неподвижно закреплено под выпускным отверстием, а нижнее кольцо кинематически связано с приводом с возможностью поворота в горизонтальной плоскости, отличающийся тем, что нижнее кольцо снабжено установленными на нем и размещенными по его внешнему периметру с одинаковым шагом катками с возможностью их вращения на вертикальных осях и взаимодействия с внутренней поверхностью вертикально ориентированного кожуха цилиндрической формы с возможностью охвата им с зазором цепей, при этом кожух закреплен на неподвижном основании, нижнее кольцо с нижней стороны выполнено в виде обода с возможностью размещения в его желобе стального проволочного каната, который одним концом закреплен на ободе, а другим концом закреплен на барабане, который кинематически связан со снабженным тормозным приспособлением приводом, при этом в исходном положении при открытом затворе канат охватывает обод по всей длине его окружности, а сбегающая с обода ветвь каната размещена с возможностью охвата снизу отклоняющего блока с возможностью его вращения относительно оси, снабженной ползунами, которые размещены с возможностью их смещения в вертикальных направляющих и снабжены противовесом, который в исходном положении располагается на основании, при этом ось барабана размещена с превышением над нижним кольцом, большим вертикального перемещения нижнего кольца при перекрытии выпускного отверстия рудоспуска, а удаление по горизонтали оси барабана от оси отклоняющего блока выбрано из условия примерного равенства равнодействующей натяжений набегающей и сбегающей ветвей огибающего отклоняющий блок каната для нижнего кольца в исходном положении и после его смещения вверх при перекрытии выпускного отверстия закрученными цепями, при этом кожух выполнен с вертикальным щелевым отверстием с возможностью размещения в нем с зазорами сбегающего с обода нижнего блока каната, а высота щелевого отверстия принята не менее величины хода вертикального перемещения нижнего кольца.

РИСУНКИ

Categories: BD_2352000-2352999