Патент на изобретение №2352781

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2352781 (13) C1
(51) МПК

E21C41/26 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.09.2010 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2007124671/03, 29.06.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

29.06.2007

(46) Опубликовано: 20.04.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 697720 А1, 15.11.1979. SU 875038 А1, 23.10.1981. RU 2291302 С2, 10.01.2007. RU 2241119 C1, 27.11.2004. US 3692364 A, 19.09.1972. US 4466669 A, 21.08.1984.

Адрес для переписки:

654038, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ул. Климасенко, 19, ОАО “ВостНИГРИ”

(72) Автор(ы):

Цинкер Леонид Маркович (RU),
Залесская Ольга Владимировна (RU)

(73) Патентообладатель(и):

ОАО “Восточный научно-исследовательский горнорудный институт” (ОАО “ВостНИГРИ”) (RU)

(54) СПОСОБ ДОРАБОТКИ КАРЬЕРА

(57) Реферат:

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых, а именно при доработке карьера. Техническим результатом является увеличение извлечения полезного ископаемого за счет вовлечения в добычу ранее потерянного и отходов дробильно-обогатительной фабрики от переработки полезного ископаемого. Способ включает транспортирование горной массы от забоя рабочих горизонтов до перегрузочного пункта в карьере по съездам и от перегрузочного пункта, содержащего приямок, на поверхность. При этом негабаритную горную массу, оставленную в результате проведения вскрышных и добычных работ с высоким содержанием полезного ископаемого, транспортируют до перегрузочного пункта по лоткам, расположенным на съездах, размещенную на перегрузочном пункте негабаритную горную массу предварительно дробят профилированными кумулятивными зарядами направленного действия до фракции 1000 – 100 мм и 60 – 100 мм, а затем направляют в приямок с последующей доставкой на сепарацию на дробильно-обогатительную фабрику. Причем в приямке и при транспортировке на дробильно-обогатительную фабрику формируют два потока руды: один – из богатой окисленной, раздробленной до фракции более 100 мм и 60 – 100 мм руды, а другой – из некондиционной и бедной руды отходов дробильно-обогатительной фабрики фракции 0 – 10 мм и 10 – 25 мм, при этом перед сепарацией формируют общий рудный поток с поддержанием заданного качества руды. 3 ил.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых, а именно при доработке карьера.

Известен способ доработки крутопадающих месторождений полезных ископаемых в карьере (см а.с. СССР 875038, Е21С 41/00), включающий отработку массива горных пород в траншее, транспортирование горной массы и поддержание вертикальных откосов траншей путем установки свай, размещаемых в пробуренных вертикальных скважинах.

Недостатком данного способа являются значительные потери полезного ископаемого.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является способ доработки карьера (см а.с. СССР 697720, Е21С 41/02), включающий транспортирование горной массы от забоя рабочих горизонтов до перегрузочного пункта в карьере по скользящим съездам и от перегрузочного пункта, выполненного в виде приямка на горизонте проектной глубины карьера, на поверхность.

Недостатком данного способа является неполнота извлечения полезного ископаемого за счет оставления негабаритной горной массы на рабочих горизонтах, отсутствия возможности вовлечения отходов дробильно-обогатительных фабрик в производство.

Единый технический результат предлагаемого технического решения – увеличение извлечения полезного ископаемого за счет вовлечения в добычу ранее потерянного и отходов дробильно-обогатительной фабрики от переработки полезного ископаемого.

Единый технический результат достигается тем, что в известном способе доработки карьера, включающем транспортирование горной массы от забоя рабочих горизонтов до перегрузочного пункта в карьере по скользящим съездам и от перегрузочного пункта, выполненного в виде приямка на горизонте проектной глубины карьера, на поверхность, негабаритную горную массу с высоким содержанием полезного ископаемого транспортируют до перегрузочного пункта по специальным лоткам, расположенным на съездах, размещенную на перегрузочном пункте негабаритную горную массу предварительно дробят профилированными кумулятивными зарядами направленного действия до фракции 1000 – 100 мм и 60 – 100 мм, а затем направляют в приямок с последующей доставкой на сепарацию на дробильно-обогатительную фабрику, причем в приямке и при транспортировке на дробильно-обогатительную фабрику формируют два потока руды: один – из богатой окисленной раздробленной до фракции 1000 – 100 мм и 60 – 100 мм руды негабаритных кусков, а другой – из некондиционной и бедной руды отходов дробильно-обогатительной фабрики фракции 0 – 10 мм и 10 – 25 мм, при этом перед сепарацией формируют общий рудный поток с поддержанием заданного качества руды.

Доставка негабаритной горной массы с высоким содержанием полезного ископаемого до перегрузочного пункта по специальным лоткам, расположенным на съездах, позволяет повысить извлечение полезного ископаемого за счет снижения потерь, образовавшихся при оставлении негабаритной руды на бортах карьера. Дробление негабаритной горной массы до оптимальных размеров 1000 – 100 мм и 60 – 100 мм с помощью профилированных кумулятивных зарядов способствует созданию навала раздробленной горной массы, исключает разлет кусков и тем самым сокращает потеря полезного ископаемого.

Формирование в приямке и при транспортировке двух потоков руды: богатой – более крупной и бедной – более мелкой, позволяет в дальнейшем при формировании общего потока регулировать качество руды, обеспечивая полноту извлечения полезного ископаемого на дробильно-обогатительной фабрике.

Предлагаемый способ доработки карьера поясняется чертежами, где на фиг.1 показан вертикальный разрез карьера, на фиг.2 – план карьера, на фиг.3 – схема разрушения негабаритной горной массы.

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.

На рабочем борту 1 карьера проходят специальный съезд 2, на котором размещают специальные лотки 3, на нижнем горизонте 4 карьера выполняют приямок 5. Негабаритную горную массу 6, оставленную в результате проведения вскрышных и добычных работ, с помощью бульдозера 7 на рабочем горизонте 8 доставляют до специально пройденного съезда 2 и по лоткам 3 доставляют на нижний горизонт 4. Негабаритная горная масса 6 на нижнем горизонте 4 подвергается дроблению с помощью профилированных кумулятивных зарядов 9 до фракции 100 – 100 мм и 60 – 100 мм. Дробление негабаритов 6 с помощью профилированных кумулятивных зарядов осуществляется одновременно для нескольких кусков, для чего размещенные на негабаритах 6 профилированные кумулятивные заряды монтируются в одну взрывную сеть. Затем раздробленную горную массу направляют в специально оборудованный приямок 5. В приямке 5 руду разделяют на бедную и богатую, формируя два потока. При транспортировке далее на дробильно-обогатительную фабрику поток бедной руды доформировывают отходами дробильно-обогатительной фабрики фракции 0 – 10 мм и 10 – 25 мм. Перед сепарацией потоки богатой руды, полученной из раздробленной горной массы негабаритных кусков, и бедной, разубоженной отходами дробильно-обогатительной фабрики, смешивают, получая общий рудный поток. Регулируя объем порций каждого из потоков, можно получить общий поток заданного качества, требуемого в данный момент для сепарации на дробильно-обогатительной фабрике.

Предлагаемое техническое решение используется при доработке карьеров Шерегешского и Тейского рудников. Предлагаемое техническое решение позволило повысить полноту извлечения полезного ископаемого за счет вовлечения в отработку ранее оставленных на рабочих горизонтах негабаритных кусков с высоким содержанием полезного ископаемого, а также использовать некондиционную бедную руду, отходы дробильно-обогатительной фабрики. Экономический эффект при использовании предлагаемого технического решения на Шерегешском руднике составил 1.3 млн руб., а на Тейском руднике 0.9 млн руб.

Формула изобретения

Способ доработки карьера, включающий транспортирование горной массы от забоя рабочих горизонтов до перегрузочного пункта в карьере по съездам и от перегрузочного пункта, содержащего приямок, на поверхность, отличающийся тем, что негабаритную горную массу, оставленную в результате проведения вскрышных и добычных работ с высоким содержанием полезного ископаемого, транспортируют до перегрузочного пункта по лоткам, расположенным на съездах, размещенную на перегрузочном пункте негабаритную горную массу предварительно дробят профилированными кумулятивными зарядами направленного действия до фракции 1000 – 100 мм и 60 – 100 мм, а затем направляют в приямок с последующей доставкой на сепарацию на дробильно-обогатительную фабрику, причем в приямке и при транспортировке на дробильно-обогатительную фабрику формируют два потока руды, один – из богатой окисленной, раздробленной до фракции более 100 мм и 60 – 100 мм руды, а другой – из некондиционной и бедной руды отходов дробильно-обогатительной фабрики фракции 0 – 10 мм и 10 – 25 мм, при этом перед сепарацией формируют общий рудный поток с поддержанием заданного качества руды.

РИСУНКИ

Categories: BD_2352000-2352999