|
(21), (22) Заявка: 2007127651/03, 19.07.2007
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
19.07.2007
(46) Опубликовано: 20.04.2009
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2171367 C2, 27.07.2001. SU 883327 A1, 23.11.1981. SU 889830 A1, 15.12.1981. RU 2029853 C1, 27.02.1995. RU 35365 U1, 10.01.2004. GB 2218721 A, 22.11.1989. US 4940095 A, 10.07.1990. FR 2789116 A1, 04.08.2000.
Адрес для переписки:
117556, Москва, а/я 33, ООО “ДИЗАЙН-ПАТЕНТ”, пат.пов. А.П.Дворникову, рег. 280
|
(72) Автор(ы):
Дворникова Елена Васильевна (RU), Пащенко Валентин Иванович (UZ)
(73) Патентообладатель(и):
Дворникова Елена Васильевна (RU)
|
(54) ГРУЗОВАЯ КАМЕРА ДЛЯ УСТАНОВКИ НА СКВАЖИНАХ
(57) Реферат:
Изобретение относится к горной промышленности, а именно к технологическому оборудованию, применяемому при исследовательских и технологических работах внутри пробуренных скважин. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей и повышение надежности работы устройства при проведении технологических операций в скважинах с высоким давлением. Грузовая камера включает закрепляемый на оголовке трубы корпус, фланец-заглушку и сальник, закрепленный на фланце-заглушке. При этом сальник состоит из корпуса с горизонтальными отверстиями и уплотнительного винта, соединенных посредством резьбы, и имеет вертикально ориентированное сквозное отверстие. В корпусе сальника установлена разгрузочно-опорная втулка с горизонтально ориентированными отверстиями, соединяющими сквозное отверстие с горизонтальными отверстиями, выполненными в корпусе сальника. Причем над разгрузочно-опорной втулкой размещены уплотнительная шайба и металлическая шайба, соприкасающаяся с уплотнительным винтом при его вкручивании в корпус сальника. А под упомянутой втулкой размещены две металлические шайбы, между которыми имеется уплотнительная шайба, при этом нижняя металлическая шайба жестко установлена в корпусе сальника. 2 з.п. ф-лы., 3 ил.
Изобретение относится к горной промышленности, а именно к технологическому оборудованию, применяемому при исследовательских и технологических работах внутри пробуренных скважин при поиске и/или добыче полезных ископаемых, в том числе при подземной газификации угля.
Известны грузовые камеры для установки на скважинах: авт. свидетельство СССР 883327, кл. Е21В 33/03, 1981 г.; авт. свидетельство СССР 889830, кл. Е21В 33/03, 1981 г. Наиболее близким аналогом является патент РФ 2171367, кл. Е21В 33/03, 2001 г.
Целью настоящего изобретения является создание универсальной, герметичной, надежной и мобильной грузовой камеры, которая благодаря простоте установки на любой скважине и размещению внутри камеры практически любого исследовательского, например различных датчиков, фотовидеоаппаратуры, или технологического, например розжигового патрона для подземной газификации углей, оборудования позволила бы осуществлять все необходимые виды работ, в том числе и при высоких давлениях воздуха, возникающих в скважинах при освоении различных подземных месторождений природных ископаемых: отбор проб воды и измерение уровня воды в скважинах, проверка забоев скважин, измерение температур внутри скважин, видеофотосъемка в скважинах, розжиг скважин при подземной газификации угольных пластов и т.п.
Указанный результат достигается тем, что грузовая камера для установки на скважинах включает закрепляемый на оголовке трубы, размещенной в скважине, корпус с возможностью размещения в нем оборудования, фланец-заглушку, герметично закрывающий корпус сверху, и сальник, закрепленный на фланце-заглушке и имеющий вертикально ориентированное сквозное отверстие.
Сальник состоит из корпуса и уплотнительного винта, соединяющихся посредством резьбы. Корпус сальника имеет горизонтально ориентированные отверстия. В корпусе сальника вокруг сквозного отверстия установлена разгрузочно-опорная втулка, которая имеет горизонтально ориентированные отверстия, соединяющие сквозное отверстие с горизонтально ориентированными отверстиями, выполненными в корпусе сальника. В корпусе сальника над разгрузочно-опорной втулкой размещена уплотнительная шайба и металлическая шайба, соприкасающаяся с уплотнительным винтом при его вкручивании в корпус сальника, а под разгрузочно-опорной втулкой размещены две металлические шайбы, между которыми имеется уплотнительная шайба, при этом нижняя металлическая шайба жестко установлена в корпусе сальника.
В уплотнительном винте установлен стопорный болт с возможностью перемещения по горизонтально ориентированному отверстию до сквозного отверстия.
Такая конструкция грузовой камеры позволяет реализовать все заявленные выше технологические задачи.
Конструкция грузовой камеры показана на чертежах, где
Фиг.1 – вертикальный разрез технологической схемы подземного розжига угля с применением грузовой камеры.
Фиг.2 – сальник в разрезе.
Фиг.3 – сечение I-I разгрузочно-опорной втулки.
Грузовая камера состоит из корпуса 1 (фиг.1), нижняя часть которого крепится к оголовку трубы 2, размещенной в скважине 3, фланца-заглушки 4, герметично закрывающего корпус 1 сверху, и сальника 5 (фиг.2), закрепленного на фланце-заглушке 4. Сальник 5 имеет вертикально ориентированное сквозное отверстие 6.
Сальник 5 состоит из корпуса 7 и уплотнительного винта 8, соединяющихся посредством резьбы. В корпусе 7 сальника 5 вокруг сквозного отверстия 6 расположена разгрузочно-опорная втулка 9, под которой между двумя металлическими шайбами 10 расположена уплотнительная шайба 11, например, резиновая. Нижняя металлическая шайба 10 жестко размещена в корпусе 7 сальника 5. Над втулкой 9 размещена уплотнительная шайба 12, например, резиновая, на которой размещена металлическая шайба 13, соприкасающаяся с уплотнительным винтом 8 при его вкручивании в корпус 7 сальника 5. Все шайбы 10-13 выполнены с калиброванными отверстиями. В разгрузочно-опорной втулке 9 (фиг.3) имеются горизонтально ориентированные отверстия 14, соединенные с вертикально ориентированным отверстием 6 и горизонтально ориентированными отверстиями 15, имеющимися в корпусе 7 сальника 5. В уплотнительном винте 8 установлен стопорный болт (на фигурах не показан) с возможностью его перемещения по горизонтально ориентированному отверстию 16 до сквозного отверстия 6.
Работа грузовой камеры показана на примере ее использования при розжиге скважины при подземной газификации угля. Корпус 1 грузовой камеры через заслонку 17 крепится к оголовку 2 трубы, размещенной в скважине 3 (фиг.1). Внутри корпуса 1 грузовой камеры на тросе (или электрическом кабеле) 18, проходящем через сквозное отверстие 6 сальника 5, размещают зажигательный патрон 19. Трос 18 соединен через кронштейн 20 с лебедкой 22, перемещающей зажигательный патрон 19 по скважине 3, когда заслонка 17 открыта. Для временной фиксации положения зажигательного патрона 19 в грузовой камере или в скважине 3 служит стопорный болт 16. Через канал 22 подачи дутья в скважину 3 подается сжатый воздух, обеспечивающий отжим воды из скважины 3. Далее в скважину 3 через открытую заслонку 17 при помощи лебедки 21 опускается на тросе 18 зажигательный патрон 19, при этом давление в скважине 3 остается постоянным, благодаря герметичности грузовой камеры. Сброс воздуха в атмосферу в нештатных ситуациях, например при возникновении избыточного давления внутри скважины 3, обеспечивают отверстия 14, имеющиеся в разгрузочно-опорной втулке 9, и отверстия 15, имеющиеся в корпусе 7 сальника 5.
Изобретение может быть использовано при подземной газификации угольных пластов, а именно при освоении подземных месторождений угля, который невыгодно добывать традиционными методами, а целесообразно предварительно сжигать под землей для получения газа, а также при исследовательских и технологических работах внутри пробуренных скважин при поиске и/или добыче полезных ископаемых.
Формула изобретения
1. Грузовая камера для установки на скважинах, включающая закрепляемый на оголовке трубы, установленной в скважине, корпус с возможностью размещения в нем оборудования, фланец-заглушку, герметично закрывающий корпус сверху, сальник, закрепленный на фланце-заглушке и состоящий из корпуса и уплотнительного винта, соединяющихся посредством резьбы, и имеющий вертикально ориентированное сквозное отверстие, отличающаяся тем, что в корпусе сальника вокруг сквозного отверстия установлена разгрузочно-опорная втулка, корпус сальника имеет горизонтально ориентированные отверстия, а в разгрузочно-опорной втулке имеются горизонтально ориентированные отверстия, соединяющие сквозное отверстие с горизонтально ориентированными отверстиями, выполненными в корпусе сальника.
2. Грузовая камера по п.1, отличающаяся тем, что в корпусе сальника над разгрузочно-опорной втулкой размещена уплотнительная шайба и металлическая шайба, соприкасающаяся с уплотнительным винтом при его вкручивании в корпус сальника, а под разгрузочно-опорной втулкой размещены две металлические шайбы, между которыми имеется уплотнительная шайба, при этом нижняя металлическая шайба жестко установлена в корпусе сальника.
3. Грузовая камера по п.1, отличающаяся тем, что в уплотнительном винте установлен стопорный болт с возможностью перемещения по горизонтально ориентированному отверстию до сквозного отверстия.
РИСУНКИ
|
|