Патент на изобретение №2352750

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2352750 (13) C1
(51) МПК

E21B17/00 (2006.01)
F16L59/065 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2007130867/03, 13.08.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

13.08.2007

(46) Опубликовано: 20.04.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2129202 C1, 20.04.1999. SU 646026 A1, 05.02.1979. SU 1530756 A1, 23.12.1989. SU 1696677 A1, 07.12.1991. RU 32526 U1, 20.09.2003. RU 2243348 C2, 27.12.2004. RU 2002129642 A, 27.04.2004. EP 1795796 A1, 13.06.2007. US 4396211 A, 02.08.1983.

Адрес для переписки:

117997, Москва, ГСП-7, В-420, ул. Наметкина, 16, ОАО “Газпром”, департамент стратегического развития

(72) Автор(ы):

Смирнов Владимир Сергеевич (RU),
Кумейко Борис Александрович (RU),
Серегина Нона Викторовна (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Газпром” (RU)

(54) ТЕПЛОИЗОЛИРОВАННАЯ КОЛОННА

(57) Реферат:

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, а именно к теплоизолированным колоннам, и может быть использовано для добычи нефти, газа и термальных вод, закачки теплоносителя в пласт. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей путем снижения тепловых потерь и повышение надежности работы колонны. Теплоизолированная колонна содержит наружную и внутреннюю трубы и теплоизоляционный материал, в наружной трубе выполнено откачное отверстие, в котором размещено седло со сквозным отверстием по центру, приваренное к наружной трубе, в сквозном отверстии седла установлена заглушка, в межтрубном пространстве колонны создан вакуум. При этом межтрубное пространство за исключением места размещения седла и между седлом и наружной поверхностью внутренней трубы полностью заполнено теплоизоляционным материалом. В седле за пределами сквозного отверстия выполнена двухступенчатая цилиндрическая полость, часть полости седла меньшего диаметра отделена от его сквозного отверстия кольцевым выступом. На заглушке расположен П-образный в сечении кольцевой упор, а на кольцевом упоре размещена нажимная гайка. При этом на боковой поверхности заглушки параллельно друг относительно друга расположены кольцевые канавки, в которых размещены уплотнительные резиновые кольца. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к теплоизолированным колоннам и может быть использовано в нефтегазодобывающей промышленности для добычи нефти, газа и термальных вод, закачки теплоносителя в пласт.

Наиболее близкой по технической сущности и назначению к предлагаемому устройству является теплоизолированная колонна, содержащая соосно расположенные и обваренные по торцам наружную и внутреннюю трубы, теплоизоляционный материал, в межтрубном пространстве колонны создан вакуум, в наружной трубе выполнено откачное отверстие, в котором размещено седло со сквозным отверстием по центру, приваренное к наружной трубе, в сквозном отверстии седла установлена заглушка (см. патент РФ 2129202, кл. Е21В 17/00, 1999).

Недостатками известного устройства являются его низкие функциональные возможности, обусловленные высокими теплопотерями колонны при ее низкой надежности.

Технический результат, на достижение которого направлено предлагаемое устройство, заключается в расширении функциональных возможностей путем снижения теплопотерь и повышения надежности колонны, что обеспечивается защитой данного устройства от разгерметизации.

Данный технический результат достигается за счет того, что в теплоизолированной колонне, содержащей соосно расположенные и обваренные по торцам наружную и внутреннюю трубы, теплоизоляционный материал, в межтрубном пространстве колонны создан вакуум, в наружной трубе выполнено откачное отверстие, в котором размещено седло со сквозным отверстием по центру, приваренное к наружной трубе, в сквозном отверстии седла установлена заглушка, согласно изобретению межтрубное пространство за исключением места размещения седла и между седлом и наружной поверхностью внутренней трубы полностью заполнено теплоизоляционным материалом. В седле за пределами сквозного отверстия выполнена двухступенчатая цилиндрическая полость с различными диаметрами. Часть полости седла меньшего диаметра отделена от его сквозного отверстия кольцевым выступом, образующим одно целое с седлом. Первый торец заглушки расположен на одном уровне с торцом кольцевого выступа. Второй ее торец выполнен со скосом, контактирующим с выступом ответной формы на кромке сквозного отверстия на торце седла, находящемся в межтрубном пространстве. На заглушке расположен П-образный в сечении кольцевой упор, охватывающий своей внутренней поверхностью кольцевой выступ. На кольцевом упоре размещена нажимная гайка, взаимодействующая резьбой на внешней боковой поверхности с резьбой, выполненной на внутренней боковой поверхности большей по диаметру части полости седла, при этом на боковой поверхности заглушки параллельно друг относительно друга расположены кольцевые канавки, в которых размещены уплотнительные резиновые кольца. Нажимная гайка может быть выполнена с отверстиями на наружном торце, предназначенными для установки в них исполнительных элементов средства для закручивания гаек. Резьба нажимной гайки может быть выполнена с возможностью нанесения на нее отверждающей уплотнительной смазки.

Сущность данного изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показана конструкция представленной в разрезе теплоизолированной колонны с седлом, заглушкой и нажимной гайкой, на фиг.2 приведена конструкция связанных между собой седла и корпуса устройства для вакуумирования при осуществлении вакуумирования теплоизолированной колонны с помощью вакуум-насоса.

На фиг.1 показано, что теплоизолированная колонна содержит соосно расположенные и обваренные по торцам наружную 1 и внутреннюю 2 трубы. В межтрубном пространстве колонны размещен теплоизоляционный материал 3 и создан вакуум. В наружной трубе 1 выполнено откачное отверстие 4, в котором с возможностью соединения оборудования для вакуумирования с межтрубным пространством размещено седло 5 со сквозным отверстием 6 по центру. Седло 5 приварено к наружной трубе 1. В сквозном отверстии 6 седла 5 установлена заглушка 7. Межтрубное пространство за исключением места размещения седла 5 и между седлом 5 наружной поверхностью внутренней трубы 2 полностью заполнено теплоизоляционным материалом 3. На фиг.1 показаны границы 8, отделяющие область, свободную от теплоизоляционного материала 3, от всего межтрубного пространства, заполненного теплоизоляционным материалом 3. В седле 5 за пределами сквозного отверстия 6 выполнена двухступенчатая цилиндрическая полость с различными диаметрами. Часть полости седла 5 меньшего диаметра отделена от его сквозного отверстия 6 кольцевым выступом 9, образующим одно целое с седлом 5.

Первый торец 10 заглушки 7 расположен на одном уровне с торцом кольцевого выступа 9. Второй торец 11 заглушки 7 выполнен со скосом 12, контактирующим с выступом 13 ответной формы на кромке сквозного отверстия 6 на торце 14 седла 5, находящемся в межтрубном пространстве. На заглушке 7 расположен П-образный в сечении кольцевой упор 15, охватывающий своей внутренней поверхностью кольцевой выступ 9. На кольцевом упоре 15 размещена нажимная гайка 16, взаимодействующая резьбой на внешней боковой поверхности с резьбой 17, выполненной на внутренней большей по диаметру части полости седла 5. На боковой поверхности заглушки 7 параллельно друг относительно друга расположены кольцевые канавки 18, в которых размещены уплотнительные резиновые кольца 19. В заглушке 7 выполнено отверстие 20 под съемный посадочный шток (не показан). Нажимная гайка 16 выполняется с отверстиями 21, предназначенными для установки в них исполнительных элементов средства для закручивания гаек. Показанный на фиг.1 расположенный на наружной трубе 1 сварной шов 22 предназначен для крепления седла 5 к краям откачного отверстия 4. При этом резьба нажимной гайки 16 выполняется с возможностью нанесения на нее отверждающей уплотнительной смазки (не показана). На фиг.2 показана кольцевая уплотнительная прокладка 23, которая охватывает кольцевой выступ 9 и размещается под торцом корпуса 24 устройства для вакуумирования. Также на фиг.2 показаны съемный посадочный шток 25, взаимодействующий с отверстием 20 заглушки 7, сальник – уплотнитель 26 штока 25, находящийся между боковой поверхностью посадочного штока 25 и внутренней поверхностью отверстия в корпусе 24. На фиг.2 показаны нижний 27 и верхний 28 отводы к вакуум-насосу (не показан).

Работы по созданию теплоизолированной колонны, основанные на ее вакуумировании, проводят в следующей последовательности. В любой части наружной трубы 1 теплоизолированной колонны выполняется откачное отверстие 4. Используя откачное отверстие 4, удаляют теплоизоляционный материал 3 из части межтрубного пространства, находящейся напротив данного отверстия. Затем в этом месте размещается седло 5. Оно приваривается к наружной трубе 1 теплоизолированной колонны. При этом следует отметить, что между седлом 5 и наружной поверхностью внутренней трубы 2 теплоизоляционный материал 3 отсутствует. Седло 5 имеет полость, выполненную двухступенчатой и цилиндрической, но с различными диаметрами, и сквозное отверстие 6, расположенное в меньшей по диаметру части полости седла 5 и выполненное с возможностью обрамления его кольцевым выступом 9, выполненным как одно целое с седлом 5. На внутренней боковой поверхности большей по диаметру части полости седла 5 выполнена резьба 17. На эту резьбу 17 навинчивается корпус 24 устройства для вакуумирования. Перед навинчиванием корпуса 24 устройства для вакуумирования в седло 5 ставят кольцевую уплотнительную прокладку 23, а внутри корпуса 24 фиксируют в верхнем положении заглушку 7 вместе со штоком 25 и сальником – уплотнителем 26. После этого навинчивают корпус 24, одновременно уплотняя кольцевую уплотнительную прокладку 23. После этого присоединяют верхний 28 и нижний 27 отводы к вакуум-насосу, который подсоединяется к оборудованию для вакуумирования.

После окончания вакуумирования и проверки герметичности конструкции в целом съемным посадочным штоком 25 заглушку 7 опускают в сквозное отверстие 6 седла 5 с последующим извлечением из заглушки 7 съемного посадочного штока 25. Затем отсоединяют отводы 27, 28 от корпуса 24. После этого корпус 24 отвинчивают от большей по диаметру части полости седла 5 и снимают кольцевую уплотнительную прокладку 23. Затем производят уплотнение всего устройства П-образным в сечении кольцевым упором 15 и нажимной гайкой 16, которая может быть уплотнена отверждающей смазкой. При этом скос 12 торца 11 заглушки 7 плотно контактирует с выступом 13 ответной формы, находящимся на кромке сквозного отверстия 6 на торце 14 седла 5.

Таким образом, исключается негативное влияние сварочных работ и устанавливается защита от разгерметизации устройства, что также обеспечивается уплотнительными резиновыми кольцами 19, находящимися на боковой поверхности заглушки 7, П-образным в сечении кольцевым упором 15 из уплотнительного материала, а также отверждающей уплотнительной смазкой, которую наносят на резьбовую поверхность нажимной гайки 16.

Данное устройство позволяет расширить функциональные возможности теплоизолированной колонны путем снижения теплопотерь и повышения надежности колонны.

Использование данной теплоизолированной колонны на практике показало ее высокую эффективность.

Формула изобретения

1. Теплоизолированная колонна, содержащая соосно расположенные и обваренные по торцам наружную и внутреннюю трубы, теплоизоляционный материал, в межтрубном пространстве колонны создан вакуум, в наружной трубе выполнено откачное отверстие, в котором размещено седло со сквозным отверстием по центру, приваренное к наружной трубе, в сквозном отверстии седла установлена заглушка, отличающаяся тем, что межтрубное пространство за исключением места размещения седла и между седлом и наружной поверхностью внутренней трубы полностью заполнено теплоизоляционным материалом, в седле за пределами сквозного отверстия выполнена двухступенчатая цилиндрическая полость с различными диаметрами, часть полости седла меньшего диаметра отделена от его сквозного отверстия кольцевым выступом, образующим одно целое с седлом, первый торец заглушки расположен на одном уровне с торцом кольцевого выступа, а второй ее торец выполнен со скосом, контактирующим с выступом ответной формы на кромке сквозного отверстия на торце седла, находящемся в межтрубном пространстве, на заглушке расположен П-образный в сечении кольцевой упор, охватывающий своей внутренней поверхностью кольцевой выступ, на кольцевом упоре размещена нажимная гайка, взаимодействующая резьбой на внешней боковой поверхности с резьбой, выполненной на внутренней боковой поверхности большей по диаметру части полости седла, при этом на боковой поверхности заглушки параллельно относительно друг друга расположены кольцевые канавки, в которых размещены уплотнительные резиновые кольца.

2. Теплоизолированная колонна по п.1, отличающаяся тем, что нажимная гайка выполнена с отверстиями на наружном торце, предназначенными для установки в них исполнительных элементов средства для закручивания гаек.

3. Теплоизолированная колонна по п.1, отличающаяся тем, что резьба нажимной гайки выполнена с возможностью нанесения на нее отверждающей уплотнительной смазки.

РИСУНКИ

Categories: BD_2352000-2352999