Патент на изобретение №2352339

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2352339 (13) C2
(51) МПК

A61K31/573 (2006.01)
A61K31/167 (2006.01)
A61K33/14 (2006.01)
A61K35/14 (2006.01)
A61P19/02 (2006.01)
A61P23/02 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2007118218/14, 17.05.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

17.05.2007

(43) Дата публикации заявки: 27.11.2008

(46) Опубликовано: 20.04.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:

Адрес для переписки:

117198, Москва, ГСП, ул. Миклухо-Маклая, 6, РУДН

(72) Автор(ы):

Соков Евгений Леонидович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Российский университет дружбы народов” (РУДН) (RU)

(54) СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АРТРАЛГИИ

(57) Реферат:

Изобретение относится к медицине, а именно к артрологии, и может быть использовано для лечения артралгий. Для этого из спонгиозной ткани костей, прилежащих к больному суставу, в шприц, предварительно наполненный 0,25-0,5 мл дексаметазона и 8-10 мл 1% раствором лидокаина, осуществляют забор 2-4 мл аутокрови. Затем эту смесь вводят внутрикостно, в место забора аутокрови. Изобретение позволяет повысить эффективность блокады и тем самым терапевтическую эффективность лечения артралгий за счет пролонгирования действия компонентов смеси.

Изобретение относится к медицине, а именно к способу лечения артралгий.

Известен способ лечения артралгий, включающий введение периартикулярно анестетика и глюкокортикоида (1).

Наиболее близким аналогом является способ лечения артралгий внутрисуставными блокадами, в состав которых входит анестетик и глюкокортикоид (2). Однако эти блокады обладают непродолжительным, преимущественно анестетическим, эффектом.

Техническим результатом, на достижение которого направлено предлагаемое изобретение, является повышение эффективности блокады, пролонгирование действия анестетика и других лекарственных веществ, входящих в состав вводимой смеси, в местных тканях, а также повышение терапевтической эффективности лечения артралгий.

Указанный результат достигается тем, что в способе лечения артралгий, включающем введение раствора лекарственных веществ, содержащего местный анестетик, глюкокортикоид и воду, раствор лекарственных веществ дополнительно содержит аутокровь с компонентами костного мозга пациента, забор которых производят в месте вкола иглы в спонгиозную ткань костей, прилежащих к больному суставу, в шприц, предварительно наполненный анестетиком, например лидокаином, и глюкокортикоидом, например дексаметазоном, полученный раствор после перемешивания с лекарственными веществами и водой в шприце вводят в спонгиозную ткань костей, прилежащих к больному суставу в место взятия аутокрови с компонентами костного мозга, при этом полученный раствор содержит % (мас.):

дексаметазон 0,01-0,02
лидокаин 0,8-1,0
аутокровь с компонентами
костного мозга 20-40
вода остальное

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом. Раствором лидокаина (0,5%) производят инфильтрационную анестезию кожи, подкожной клетчатки, надкостницы над диафизом кости выбранного для лечения сустава. Затем в спонгиозную ткань костей, прилежащих к больному суставу, например в мыщелок большеберцовой кости, вводят внутрикостную иглу с мандреном, мандрен извлекают из иглы, в иглу вставляют шприц, в который только что набран лидокаин 1% 8,0-10,0 мл (0,8-1,0% (мас.)) и дексаметазон 1-2 мг (0,01-0,02% (мас.)). Из спонгиозной ткани костей, прилежащих к больному суставу, в шприц с лекарственным раствором набирают аутокровь с компонентами костного мозга 2-4 мл (20-40% (мас.)). Шприц извлекают из иглы и содержимое шприца перемешивают. Полученную смесь из лекарственных веществ и компонентов костного мозга вводят в место взятия аутокрови с компонентами костного мозга. Таким образом, для лечения артралгий применяется внутрикостная блокада – внутриспонгиозная аутомиелофармакотерапия.

Набирание в шприц аутокрови с компонентами костного мозга является положительной аспирационной пробой, что подтверждает точное расположение иглы в спонгиозной ткани костей, прилежащих к больному суставу. Это значит, что кортикальный слой спонгиозной ткани полностью пенетрирован и произведена декомпрессивная перфорация спонгиозной ткани и костного мозга, что приводит к нормализации внутрикостного давления. Повышенное внутрикостное давление, как известно, приводит к обострению болевого синдрома и других клинических проявлений при артрозах. Так же известно, что при артрозах изменения в костной ткани характеризуются развитием остеопороза или остеопении со снижением внутрикостного кровотока. Дозированная перфорация костной ткани и введение аутокрови с компонентами костного мозга в спонгиозную ткань костей, прилежащих к больному суставу, при артрозе стимулирует репаративную регенерацию, усиливает метаболизм и реваскуляризацию костной ткани и сегментарных нервно-мышечных и других периферических структур. Кроме того, спонгиозная ткань костей, прилежащих к больному суставу, имеет богатую иннервацию, следовательно, введение в нее анестетика позволяет блокировать большое рецепторное поле, что приводит к более существенному уменьшению болевого синдрома.

Применение компонентов костного мозга позволяет в 3-6 раз по сравнению с известными способами пролонгировать действие анестетика и глюкокортикоида в местных тканях, что повышает анестетический эффект внутрикостных блокад.

Известно, что из всех способов аутогемотерапии наиболее эффективным является тот, при котором аутокровь набирается из вены, гемолизируется и вводится внутривенно. В состав крови, набираемой из спонгиозной ткани костей, прилежащих к больному суставу, например задней верхней ости подвздошной кости, входят не только клетки периферической крови, но и костного мозга, включая стволовые клетки. Поэтому внутрикостная аутогемотерапия компонентами костного мозга обладает более выраженным иммуномодулирующим эффектом.

Таким образом, забор компонентов костного мозга из спонгиозной ткани трубчатой кости и последующее их введение в спонгиозную ткань той же трубчатой кости с анестетиком и глюкокортикоидом является не просто аутогемотерапевтической процедурой, а, по существу, внутриспонгиозной декомпрессивной аутомиелофармакотерапией.

Клинический пример.

Пациент С., мужчина, 67 лет. Поступил в клинику с жалобами на боли в правом тазобедренном и правом коленном суставах. Впервые боли в указанных суставах появились 3 года назад без видимой причины. За это время боли постепенно усилились, последние 2 месяца боли в указанных суставах значительно усилились. Лечился амбулаторно, получал аналгетики, физиотерапию, массаж. Лечение оказалось недостаточно эффективным.

При поступлении: общее состояние средней тяжести. Соматический статус в пределах возрастной нормы.

Нейроортопедический статус. Болевой синдром по 10-балльной визуальной аналоговой шкале – 7 баллов. Функция в правом тазобедренном и правом коленном суставах болезненная и ограничена. Болезненность большого вертела правой бедренной кости и внутреннего мыщелка большеберцовой кости. Чувствительных расстройств нет.

На рентгенограммах отмечаются признаки артроза правого тазобедренного сустава и правого коленного сустава 1-2-й стадии.

Диагноз: Артроз правого тазобедренного и правого коленного суставой. Выраженная артралгия тазобедренного и коленного суставов.

Были проведены 2 внутрикостные блокады: одна – в большой вертел правой бедренной кости и вторая – во внутренней мыщелок большеберцовой кости.

Внутрикостные блокады по описанному выше способу проводились через 2 дня. Для первой блокады раствор лекарственных веществ содержал на 10 мл 0,01% (мас.) дексаметазона, 0,8% (мас.) лидокаина и 20% (мас.) аутокровь с компонентами костного мозга, остальное вода. После первой внутрикостной блокады в большой вертел правой бедренной кости болевой синдром в области тазобедренного сустава регрессировал до 2 баллов на 5 часов. При лечении по прототипу аналогичного заболевания анестезирующий эффект сохраняется в течение 1-1,5 часов. Когда закончилось действие пролонгированного анестетика, боль вернулась до 4 баллов.

Для второй блокады раствор лекарственных веществ содержал на 10 мл 0,02% (мас.) дексаметазона, 1,0% (мас.) лидокаина и 40% (мас.) аутокровь с компонентами костного мозга, остальное вода. После 2-й внутрикостной блокады во внутренней мыщелок большеберцовой кости болевой синдром в области коленного сустава регрессировал до 1 балла, через 5 часов боль вернулась до 3 баллов. В области тазобедренного сустава боль регрессировала до 3 баллов.

В стационаре пациент провел 21 койко-день.

После лечения при выписке наблюдался следующий нейроортопедический статус: Функция в правом тазобедренном и правом коленном суставах слабо болезненная и незначительно ограничена. Незначительная болезненность большого вертела правой бедренной кости и внутреннего мыщелка большеберцовой кости.

После лечения пациент оценивал свой болевой синдром по 10-балльной визуальной аналоговой шкале 1,5 балла.

Таким образом, у пациента С., 67 лет, с длительным анамнезом заболевания, морфологическими изменениями тазобедренного и коленного суставов отмечался выраженный болевой синдром в тазобедренном и коленном суставах – артралгия. Комплексное лечение оказалось недостаточно эффективным. Внутрикостные блокады в большой вертел правой бедренной кости и во внутренний мыщелок большеберцовой кости оказались весьма эффективными.

Источники информации

1. Соков Е.Л. Лечебные блокады в нейроортопедии. М.: Изд-во РУДН, 1991, с.55.

2. Там же.

Формула изобретения

Способ лечения артралгий путем внутрикостного введения лекарственной смеси, отличающийся тем, что лекарственная смесь состоит из 8-10 мл 1%-ного раствора лидокаина, 0,25-0,5 мл дексаметазона и 2-4 мл аутокрови, забор которой осуществляют из спонгиозной ткани костей, прилежащих к больному суставу, в шприц, предварительно наполненный дексаметазоном и раствором лидокаина, при этом введение смеси осуществляют в место забора аутокрови.

Categories: BD_2352000-2352999