|
(21), (22) Заявка: 2007119802/02, 28.05.2007
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
28.05.2007
(46) Опубликовано: 27.03.2009
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2235958 C1, 10.09.2004. RU 2172457 C1, 20.08.2001. US 4621543 A, 11.11.1986.
Адрес для переписки:
300001, г.Тула, Щегловская засека, ГУП “Конструкторское бюро приборостроения”
|
(72) Автор(ы):
Гольцев Юрий Александрович (RU), Дозоров Станислав Николаевич (RU), Фомин Сергей Николаевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Государственное унитарное предприятие “Конструкторское бюро приборостроения” (RU)
|
(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТОПОРЕНИЯ
(57) Реферат:
Изобретение относится к военной технике и используется в ракетных комплексах для стопорения одновременно двух контейнеров с ракетами, расположенных на пусковой установке. Устройство для стопорения содержит привод, кинематически связанный через рычаг и тягу с подпружиненным стопорящим стержнем, размещенным в корпусе. В корпусе симметрично установлен второй подпружиненный стопорящий стержень. Оба стержня соединены шарнирно через рычаги с диском, выполненным на вале, установленном на продольной оси корпуса с возможностью вращения. Диск соединен шарнирно через тягу регулируемой длины с приводом. Между тягой и корпусом установлена гибкая мембрана, а в рычагах, в местах шарнирного соединения с диском вала, выполнены пазы длиной не менее длины хода стопорящего стержня. На стопорящих стержнях установлены ограничители хода, взаимодействующие с пазами, выполненными в корпусе. Повышается надежность работы устройства для стопорения и возможность использования его для стопорения двух элементов конструкции одновременно. 2 ил.
Изобретение относится к военной технике и может найти применение, например, в ракетных комплексах, где на направляющих пусковой установки находятся по две ракеты в контейнере, для их стопорения.
Известно устройство для стопорения вращающегося транспортера танка “Урал” (Танк “Урал”. “Техническое описание и инструкция по эксплуатации”. Книга первая. Военное издательство Министерства обороны СССР, Москва 1975 г., стр.112-113), выбранное в качестве аналога. Устройство состоит из корпуса, в отверстии которого установлен стержень с пружиной и тягой, рычагов, связывающих стержень с тягой привода, пружин и привода в виде электромагнита. При подаче электрического сигнала на электромагнит якорь втягивает тягу, которая через рычаг вытягивает стержень из зацепления с транспортером. При обесточивании электромагнита стержень под действием пружин выдвигается и стопорит транспортер. Недостатком данного устройства является невозможность застопорить два элемента конструкции одновременно, например два контейнера с ракетой на пусковой установке.
Известно устройство для стопорения по патенту RU №2235958 от 20.01.03 г., МПК7 F41A 9/00, B65G 23/30, которое является наиболее близким техническим решением к заявляемому устройству и выбрано в качестве прототипа.
Данное устройство для стопорения состоит из привода, кинематически связанного через тягу и рычаг с подпружиненным стопорящим стержнем, установленным в корпусе. При подаче электрического сигнала на электропривод поворачивается вал с кулачком (рычаг), который воздействует на рамку тяги, соединенной со стопорящим стержнем, и вытягивает стопорящий стержень из зацепления. При последующем включении электропривода кулачок поворачивается дальше и перемещает стопорящий стержень в противоположном направлении, производя стопорение.
Недостатками данного устройства являются:
1) невозможность застопорить два элемента конструкции одновременно, например два контейнера с ракетой на пусковой установке, поэтому надо применять два стопорящих устройства, что требует больших габаритов, веса, затрат материалов и трудовых ресурсов;
2) низкая надежность работы, так как кулачок трется о рамку, из-за чего происходит большая потеря мощности и возможно заклинивание, так как в результате износа рамки и кулачка хода стопорящего стержня не хватит для выхода его из зацепления, а регулировки хода стопорящих стержней нет.
Задачей предлагаемого изобретения является обеспечение возможности стопорения одним устройством для стопорения двух элементов конструкции, например двух контейнеров на пусковой установке, повышение надежности работы устройства с уменьшением габаритов, экономией веса, материалов и трудовых ресурсов.
Задача решается тем, что в устройстве для стопорения, содержащем привод, кинематически связанный через рычаг и тягу с подпружиненным стопорящим стержнем, размещенным в корпусе, новым является то, что в корпусе симметрично установлен второй подпружиненный стопорящий стержень, при этом оба стержня соединены шарнирно через рычаги с диском, выполненным на вале, установленном на продольной оси корпуса с возможностью вращения, а диск соединен шарнирно через тягу регулируемой длины с приводом, между тягой и корпусом установлена гибкая мембрана, а в рычагах, в местах шарнирного соединения с диском вала, выполнены пазы длиной не менее длины хода стопорящего стержня, при этом на стопорящих стержнях установлены ограничители хода, взаимодействующие с пазами, выполненными в корпусе.
Введение двух симметричных стопорящих стержней позволяет стопорить одновременно два элемента конструкции, что уменьшает вес и габариты конструкции, экономит материалы и трудовые ресурсы.
Выполнение диска на вале, с которым шарнирно соединены стопорящие стержни, позволяет избежать по сравнению с прототипом потерь мощности (на трении кулачка о рамку) и заклинивания, что повышает надежность работы.
Расположение вала на продольной оси корпуса позволяет применять одинаковые детали (рычаги, пружины, стопорящие стержни), что повышает технологичность изготовления.
Соединение вала с приводом шарнирно через тягу обеспечивает работу устройства без перекосов и заклинивания, так как тяга перемещается в двух направлениях, что повышает надежность работы.
Выполнение тяги регулируемой длины обеспечивает регулировку рабочего хода стопорящих стержней, что помогает избежать заклинивания в результате износа деталей, так как при техническом обслуживании можно провести регулировку.
Установка между тягой и корпусом гибкой мембраны (резиновой) обеспечивает пылебрызгозащищенность устройства, что повышает надежность работы.
Установка на стопорящие стержни ограничителей хода, взаимодействующих с пазами, выполненными в корпусе, обеспечивает защиту пружин и всей конструкции от поломок, что повышает надежность работы устройства.
Выполнение в рычагах пазов длиной не менее длины рабочего хода стопорящего стержня обеспечивает независимое срабатывание стопорящих стержней при стопорении под действием пружин, так как привод всегда придет в положение, соответствующее стопорению (диск провернется за счет этих пазов), а не заклинит и не сломает конструкцию, что повышает надежность работы устройства.
Все вышеперечисленные технические решения позволяют использовать предлагаемое устройство для стопорения одновременно двух элементов конструкции с повышением надежности работы, уменьшением габаритов и веса. Предлагаемое изобретение поясняется графическими материалами, где на фиг.1 изображен вид сверху на устройство для стопорения, на фиг.2 показан разрез фиг.1.
Устройство для стопорения состоит: из корпуса 1, в отверстиях которого установлены стопорящие стержни 2, подпружиненные пружинами 11, при этом на стопорящих стержнях 2 закреплены ограничители хода 6, взаимодействующие с пазами 17 в корпусе 1. Стопорящие стержни 2 шарнирно, с помощью осей 8, соединены с рычагами 4, которые, в свою очередь, с помощью осей 13 соединены с диском 19 вала 3, установленного в корпусе 1 с возможностью вращения на подшипниках 5, при этом оси 13 установлены в пазы 18, выполненные в рычагах 4.
Диск 19 вала 3 шарнирно, с помощью полуосей 12, соединен с тягой 7 регулируемой длины, которая, в свою очередь, шарнирно, с помощью оси 10, соединена с выходным валом привода 9, а между тягой 7 и корпусом 1 установлена гибкая мембрана 14. Регулировка длины тяги 7 осуществляется с помощью резьбовой втулки 22, выполненной с правой и левой резьбой.
Устройство для стопорения работает следующим образом. При подаче напряжения на привод 9 (например, электромагнит или винтовой редуктор) происходит перемещение в направлении стрелки “Б” тяги 7, которая, деформируя мембрану 14, поворачивает диск 19 вала 3 в подшипниках 5, диск 19 через рычаги 4 и оси шарниров 8 и 13, тянет стопорящие стержни 2 до упора ограничителей 6 в торец паза 17, при этом происходит поджатие пружин 11 и выход стопорящих стержней 2 из пазов 20, выполненных, например, в бугелях 21 контейнеров 15, установленных на пусковой установке 16. При снятии напряжения с электромагнита или подаче обратного напряжения на винтовой привод происходит перемещение тяги 7 в направлении стрелки “В”, при этом диск 19 вала 3 поворачивается в положение, соответствующее стопорению, даже если один из стопорящих стержней 2 не совпал с пазом 20, так как оси 13, закрепленные на диске 19, провернутся в пазах 18 тяги 4. После устранения неисправности (досылки контейнера) стопорящий стержень 2 под действием пружины 11 войдет в паз 20, так как ограничители хода 6 обеспечивают ориентацию стопорящих стержней относительно паза 20.
Таким образом, предложенное техническое решение позволяет повысить надежность работы устройства для стопорения и использовать его для стопорения двух элементов конструкции одновременно, с уменьшением габаритов и веса конструкции, так как вместо двух устройств используется одно.
Формула изобретения
Устройство для стопорения, содержащее привод, кинематически связанный через рычаг, и тягу с подпружиненным стопорящим стержнем, размещенным в корпусе, отличающееся тем, что в корпусе симметрично установлен второй подпружиненный стопорящий стержень, при этом оба стержня соединены шарнирно через рычаги с диском, выполненным на вале, установленном на продольной оси корпуса с возможностью вращения, а диск соединен шарнирно через тягу регулируемой длины с приводом, между тягой и корпусом установлена гибкая мембрана, а в рычагах, в местах шарнирного соединения с диском вала, выполнены пазы длиною не менее длины хода стопорящего стержня, при этом на стопорящих стержнях установлены ограничители хода, взаимодействующие с пазами, выполненными в корпусе.
РИСУНКИ
|
|