Патент на изобретение №2350484

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2350484 (13) C1
(51) МПК

B60K13/04 (2006.01)
F01N7/00 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.09.2010 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2007136277/11, 02.10.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

02.10.2007

(46) Опубликовано: 27.03.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1798218 A1, 28.02.1993. JP 2000213344 A, 02.08.2000. GB 2324149 A, 14.10.1998. DE 3246912 A1, 20.06.1984. JP 5187249 A, 27.07.1993.

Адрес для переписки:

105187, Москва, ул. Щербаковская, 57/20, кв.175, Ю.Н. Николаеву

(72) Автор(ы):

Николаев Юрий Николаевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Николаев Юрий Николаевич (RU)

(54) УСТРОЙСТВО ОТВОДА ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ АВТОМОБИЛЕЙ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к системам отвода выхлопных газов автомобилей. Устройство включает штатный выхлопной патрубок (1) и выхлопо-рассеивающую трубу (2), выполненную с возможностью подсоединения к штатному выхлопному патрубку (1) и прикрепленную к кузову (3) автомобиля, верхняя выхлопная часть которой расположена над кузовом (3) автомобиля. В выхлопо-рассеивающей трубе (2) установлен побудитель (4) расхода газа с электроприводом, связанным с системой (5) электропитания автомобиля, мощность которого составляет 0,5-2,5% от мощности двигателя автомобиля. Верхняя выхлопная часть выхлопо-рассеивающей трубы (2) выполнена в виде сопла (6) Лаваля и наклонной в сторону задней части автомобиля под углом 7-20° к вертикали. Технический результат заключается в повышении эффективности рассеивания выхлопных газов в атмосфере, уменьшении токсичности вблизи автомобилей с работающим ДВС. 1 ил.

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к системам отвода выхлопных газов автомобилей, и может быть использовано для эффективного рассеивания выхлопных газов в атмосфере и уменьшения токсичности вблизи автомобилей с работающим ДВС.

Известны многочисленные устройства отвода отработанных газов, например, грузовых автомобилей, включающие выхлопную трубу, верхняя выхлопная часть которой расположена над кузовом автомобиля. К недостаткам известных устройств можно отнести невысокую скорость потока отработанных газов на выходе из выхлопной трубы и, как следствие, недостаточную эффективность рассеивания выхлопных газов в атмосфере и возможную повышенную токсичность вблизи автомобилей с работающим ДВС.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство отвода отработанных газов автомобилей, включающее штатный выхлопной патрубок и выхлопо-рассеивающую трубу, выполненную с возможностью подсоединения к штатному выхлопному патрубку, и прикрепленную к кузову автомобиля, верхняя выхлопная часть которой расположена над кузовом автомобиля (см. а.с. СССР №1798218, МПК В60К 13/04, 1991). К недостаткам известного устройства также можно отнести невысокую скорость потока отработанных газов на выходе из выхлопной трубы и, как следствие, недостаточную эффективность рассеивания выхлопных газов в атмосфере и возможную повышенную токсичность вблизи автомобилей с работающим ДВС.

Предлагаемое изобретение направлено на решение задачи, состоящей в повышении эффективности рассеивания выхлопных газов в атмосфере, уменьшении токсичности вблизи автомобилей с работающим ДВС за счет увеличения скорости отработанных газов на выходе в атмосферу и, соответственно высоты выброса их в атмосферу.

Данная задача решается тем, что в устройстве отвода отработанных газов автомобилей, включающем штатный выхлопной патрубок и выхлопо-рассеивающую трубу, выполненную с возможностью подсоединения к штатному выхлопному патрубку, и прикрепленную к кузову автомобиля, верхняя выхлопная часть которой расположена над кузовом автомобиля, в выхлопо-рассеивающей трубе установлен побудитель расхода газа с электроприводом, связанным с системой электропитания автомобиля, мощность которого составляет 0,5-2,5% от мощности двигателя автомобиля, причем верхняя выхлопная часть выхлопо-рассеивающей трубы выполнена в виде сопла Лаваля и наклонной в сторону задней части автомобиля под углом 7-20° к вертикали.

Установка в выхлопо-рассеивающей трубе побудителя расхода газа с электроприводом, например вентилятора, позволяет увеличить скорость потока газа на выходе из выхлопо-рассеивающей трубы и, соответственно, увеличить высоту выброса отработанных газов, а также уменьшить противодавление выхлопу, которое имеет место за счет повышенного гидросопротивления выхлопо-рассеивающей трубы, что улучшает работу ДВС.

Связь побудителя расхода газа с электроприводом с системой электропитания автомобиля позволяет использовать эту систему для питания электродвигателя побудителя расхода.

Мощность побудителя расхода с электроприводом в интервале 0,5-2,5% от мощности двигателя автомобиля обусловлена тем, что при мощности менее 0,5% не удается получить достаточной скорости газов на выходе из выхлопо-рассеивающей трубы для выброса их на необходимую высоту, а при мощности более 2,5% не целесообразна, так как скорость газа и высота выброса достаточно велики и не приводят к ощутимому снижению токсичности в зоне вероятного местонахождения людей, а потери мощности ДВС на привод побудителя расхода значительны.

Выполнение верхней выхлопной части выхлопо-рассеивающей трубы в виде сопла Лаваля позволяет увеличить скорость газа на выходе в атмосферу в силу известных свойств сопла Лаваля.

Выполнение верхней выхлопной части выхлопо-рассеивающей трубы, наклонной в сторону задней части автомобиля под углом 7-20° к вертикали, позволяет при движении автомобиля вперед, что в основном имеет место при его эксплуатации, иметь скорость газа на выходе в атмосферу с горизонтальной составляющей, совпадающей по направлению с потоком окружающего воздуха относительно автомобиля, что уменьшает затраты мощности на удаление отработанных газов из устройства отвода отработанных газов в атмосферу. Наклон этой трубы под углом 7-20° к вертикали обусловлен тем, что при угле менее 7° не обеспечивается какого-либо ощутимого снижения затрат мощности по сравнению с вертикальным выхлопом, а при угле более 20° не удается получить необходимой высоты выброса отработанных газов из-за недостаточной величины вертикальной составляющей скорости на выходе в атмосферу.

Оптимальность описанных выше признаков, характеризующих диапазоны мощности побудителя расхода и угла наклона верхней выхлопной части выхлопо-рассеивающей трубы, получена в результате многочисленных экспериментов в реальных условиях эксплуатации автомобиля, причем эти диапазоны действительны для приведенной в формуле изобретения неразрывной совокупности признаков устройства отвода отработанных газов автомобиля.

На чертеже схематично представлено предлагаемое устройство отвода отработанных газов автомобиля.

Устройство отвода отработанных газов автомобилей содержит штатный выхлопной патрубок 1 и выхлопо-рассеивающую трубу 2, выполненную с возможностью подсоединения к штатному выхлопному патрубку 1, и прикрепленную к кузову 3 автомобиля, верхняя выхлопная часть которой расположена над кузовом автомобиля. В выхлопо-рассеивающей трубе 2 установлен побудитель 4 расхода газа с электроприводом, связанным с системой 5 электропитания автомобиля, мощность которого составляет 0,5-2,5% от мощности двигателя автомобиля. Верхняя выхлопная часть выхлопо-рассеивающей трубы выполнена в виде сопла Лаваля 6 и наклонной в сторону задней части автомобиля под углом 7-20° к вертикали.

Устройство отвода отработанных газов автомобилей работает следующим образом.

Отработанные газы от ДВС автомобиля поступают в штатный выхлопной патрубок 1, а затем в выхлопо-рассеивающую трубу 2, в которой при помощи побудителя 4 расхода газа с электроприводом увеличивается скорость потока отработанных газов. На выходе в атмосферу скорость газа еще более возрастает за счет разгона потока в сопле Лаваля 6. При этом поток отработанного газа при мощности побудителя расхода в пределах 0,5-2,5% от мощности ДВС, с соплом Лаваля 6 на выходе в атмосферу и указанном выше диапазоне углов наклона выхлопной части выхлопо-рассеивающей трубы 2, выбрасывается в атмосферу на высоту приблизительно 5 м. Такой высоты достаточно для эффективного рассеивания отработанных газов в атмосфере в наиболее неблагоприятной обстановке, например, при работе ДВС на холостом ходу при остановке автомобиля. Концентрация же токсичных примесей выхлопных газов в воздухе на уровне наиболее вероятного местонахождения людей вблизи автомобиля с работающим ДВС не превышает предельно допустимых значений, что обеспечивает экологически комфортную обстановку в этой зоне.

Предлагаемое устройство отвода отработанных газов автомобилей имеет простую конструкцию, его установка не требует внесения каких-либо конструктивных изменений в штатную конструкцию автомобиля, обеспечивает эффективное рассеивание выхлопных газов в атмосфере и экологически комфортную обстановку вблизи автомобилей с работающим ДВС.

Формула изобретения

Устройство отвода отработанных газов автомобилей, включающее штатный выхлопной патрубок и выхлопо-рассеивающую трубу, выполненную с возможностью подсоединения к штатному выхлопному патрубку и прикрепленную к кузову автомобиля, верхняя выхлопная часть которой расположена над кузовом автомобиля, отличающееся тем, что в выхлопо-рассеивающей трубе установлен побудитель расхода газа с электроприводом, связанным с системой электропитания автомобиля, мощность которого составляет 0,5-2,5% от мощности двигателя автомобиля, причем верхняя выхлопная часть выхлопо-рассеивающей трубы выполнена в виде сопла Лаваля и наклонной в сторону задней части автомобиля под углом 7°-20° к вертикали.

РИСУНКИ

Categories: BD_2350000-2350999