Патент на изобретение №2162926
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ГЕРОТОРНЫЙ МЕХАНИЗМ
(57) Реферат:
Изобретение относится к зубчатым героторным механизмам и может быть использовано в бурении нефтяных и газовых скважин в качестве рабочих органов гидродвигателей, насосов, компрессоров и редукторов. Задача изобретения – повышение износостойкости и долговечности героторных механизмов за счет уменьшения контактных напряжений в паре ротор – статор. Героторный механизм содержит пару ротор – статор внутреннего гипоциклоидального зацепления. Новым в устройстве является то, что знаки кривизны замкнутых сопряженных профилей ротора и статора одинаковы и не изменяются по всему контуру, при этом при числе зубьев ротора, равным двум, и коэффициенте внецентроидности Сo = r/е, близком к единице ( Сo
Изобретение относится к зубчатым героторным механизмам (ГМ) и может быть использовано в области бурения нефтяных и газовых скважин в качестве рабочих органов (РО) гидродвигателей, насосов, компрессоров и редукторов. Известен внецентроидный многозаходный героторный механизм, используемый в рабочих органах винтовых забойных двигателей, с традиционным профилем при (Z2 Известен героторный механизм с классическим профилем с однозаходным ротором (Z2 = 1) гипоциклоидального центроидного зацепления (Co = 1), образованным без смещения исходного контура рейки (C Недостатком героторных механизмов с традиционным и классическим профилем является независимость принимаемых безразмерных коэффициентов (C0,Ce,C Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является многозаходная одновинтовая гидромашина, обеспечивающая плавность профилей и минимум контактных напряжений в паре ротор-статор (Забойные винтовые двигатели для бурения скважин. М., Недра, 1981, с. 86-94). Однако при проектировании этих профилей не учитывается влияние смещения исходного контура рейки на кривизну и уровень контактных напряжений, что не позволяет получить оптимальный профиль ГМ для обеспечения минимального износа. Задачей изобретения является повышение износостойкости и долговечности героторных механизмов за счет уменьшения контактных напряжений в паре ротор-статор. Поставленная задача решается за счет того, что в героторном механизме, содержащем пару ротор-статор внутреннего гипоциклоидального зацепления, знаки кривизны замкнутых сопряженных профилей ротора и статора одинаковы и не изменяются по всему контуру, при этом при числе зубьев ротора, равным двум, и коэффициенте внецентроидности Co = r/e, близком к единице (Co Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлены героторные механизмы с кинематическим отношением 2:3 и 5:6 с традиционным профилем; на фиг. 2 – схема образования гипоциклоидального профиля методом обкатки рейки; на фиг. 3, 4 – графики изменения радиуса кривизны профиля трехзубого статора соответственно с традиционными и оптимальными геометрическими параметрами; на фиг 5 – профили ГМ кинематического отношения 1:2 и 2:3 с однозначной (положительной) кривизной РО; на фиг. 6 – соотношение максимального и минимального диаметров традиционного гипоциклоидального профиля статора. ГМ представляет собой зубчатую пару внутреннего циклоидального зацепления, состоящую из Z1 – зубового статора 1 и Z2 – зубового (Z1 = Z2 + 1) ротора 2, между профилями которых образуются рабочие камеры. ГМ профилируются (фиг. 2) от исходного контура циклоидальной рейки 3 (эквидистанты смещенной укороченной циклоиды 1), связанного и инструментальной прямой 3, по которой для образования циклоиды перекатывается окружность 6. Циклоидально-реечный профиль образуется как огибающая семейства контуров рейки при обкатке инструментальной прямой неподвижной направляющей окружности 5. В общем случае для обеспечения заданного контурного диаметра РО Dк рейка смещается относительно инструментальной прямой на величину Форму РО при заданном контурном диаметре полностью характеризуют пять безразмерных коэффициентов: Знак коэффициента типа зацепления определяет тип циклоидального зацепления. В гидромашинах получило распространение гипоциклоидальное зацепление Поскольку наработка до отказа ГМ определяется главным образом фрикционным износом пары ротор-статор, в качестве критерия оптимальности формы ГМ принимается минимум скорости изнашивания РО. В сопряжениях с переменными условиями касания подобных ГМ скорость изнашивания в общем случае зависит от контактного напряжения и скорости скольжения. Теоретические и экспериментальные исследования показывают, что в ГМ доминирующее влияние на скорость изнашивания оказывают контактные напряжения в паре ротор-статор, на минимизации которых основано большинство методов оптимизации РО. Контактные напряжения зависят от действующих гидравлических и инерционных сил, геометрических параметров и упругих свойств материалов РО. С достаточной точностью контактные напряжения К определяются по формуле Герца В теории зубчатых зацеплений минимизация контактных напряжений осуществляется выбором формы РО, обеспечивающей максимум. При этом считается, что в общем случае многозаходного ГМ кривизна профиля статора имеет знакопеременный характер (фиг. 3) и профиль статора разбивается на участки с положительной и отрицательной кривизной. В этом случае согласно (2) приведенный радиус кривизны профилей достигает минимального значения на контакте выступа зуба ротора ( Вместе с тем исследования кривизны профилей ГМ показывают, что представленный на фиг. 3 знакопеременный график изменения кривизны профиля статора не является общим. При профилировании ГМ от циклоидальной рейки путем соответствующего сочетания безразмерных параметров C0,Ce,C Наибольший интерес представляет профилирование многозаходных ГМ с кинематическим отношением 2:3, обладающих повышенной (по сравнению с ГМ с однозаходным ротором) нагрузочной способностью (давлением насоса или крутящим моментом гидродвигателя). В механизме с i = 2:3 при коэффициенте внецентроидности, близким к единице (Co Геометрическое толкование оптимальной (в отношении кривизны) взаимосвязи между коэффициентами зацепления состоит в том, что для обеспечения постоянства знака кривизны трехзубого профиля необходимо соблюдать определенное соотношение между его максимальным и минимальным диаметрами (фиг. 6). Для гипоциклоидального зацепления Формула изобретения
Героторный механизм, содержащий пару ротор-статор внутреннего гипоциклоидального зацепления, отличающийся тем, что знаки кривизны замкнутых сопряженных профилей ротора и статора одинаковы и не изменяются по всему контуру, при этом при числе зубьев ротора, равным двум, и коэффициенте внецентроидности Cо = r/e, близком к единице (Cо РИСУНКИ Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 27.01.2006
Извещение опубликовано: 20.02.2007 БИ: 05/2007
|
||||||||||||||||||||||||||