Патент на изобретение №2350005

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2350005 (13) C2
(51) МПК

H02K1/14 (2006.01)
H02K19/10 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2006108534/09, 16.08.2004

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

16.08.2004

(30) Конвенционный приоритет:

18.08.2003 DE 10337915.0

(43) Дата публикации заявки: 10.07.2006

(46) Опубликовано: 20.03.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
DE 2303745 А, 26.02.1997. RU 2153218 С1, 20.07.2000. RU 837 U1, 16.09.1995. RU 2040096 С1, 20.07.1995. RU 2129329 С1, 20.04.1999. DE 10014307 А1, 27.09.2001. ЕР 1130739 А2, 05.09.2001. GB 740839 А, 23.11.1955. ЕР 0343845 А2, 29.11.1989.

(85) Дата перевода заявки PCT на национальную фазу:

20.03.2006

(86) Заявка PCT:

EP 2004/051800 (16.08.2004)

(87) Публикация PCT:

WO 2005/020410 (03.03.2005)

Адрес для переписки:

129090, Москва, ул. Б.Спасская, 25, строение 3, ООО “Юридическая фирма Городисский и Партнеры”, пат.пов. С.А.Дорофееву, рег.№ 146

(72) Автор(ы):

КОЛДВЕЙ Уве (DE),
ЛИНЕНЛЮКЕ Пауль (DE),
ТОЙЕРМАНН Фолькер (DE)

(73) Патентообладатель(и):

ФОРВЕРК УНД КО. ИНТЕРХОЛДИНГ ГМБХ (DE)

(54) СИНХРОННЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения синхронных реактивных двигателей. Сущность изобретения состоит в том, что предлагается синхронный реактивный двигатель (1) с ротором (3) и статором (6), в котором сердечник (12) статора имеет намотанные сердечники (11) и состоит из наложенных друг на друга листов (22) статора, причем лист (22) статора закрывает меньшую поверхность, чем основная поверхность сердечника (12) статора, и образованная таким образом пустая область (25) согласована с внешним краем сердечника статора, причем листы (22) статора, расположенные друг на друге, циклически меняются от положения к положению для формирования язычковых участков листов в виде охлаждающих ребер, при этом в основной поверхности предусмотрен многогранный лист статора. При этом, согласно данному изобретению с чередованием по окружности лист (22) статора имеет заполненный угол для формирования утолщения (16), расположенного противоположно намотанному сердечнику и имеющего в радиальном направлении проходящие параллельно друг другу боковые стороны, и имеет на следующем в окружном направлении угле (24), также формирующем в готовом статоре (6) утолщение (16), пустую зону (25), причем ширина между боковыми сторонами утолщения соответствует примерно 1,2-1,7-кратному значению ширины соответствующего намотанного сердечника. Технический результат – улучшение резонансной характеристики синхронного реактивного двигателя, снижение его веса и улучшение охлаждения, а также эффективное использование листового материала, из которого изготовлен сердечник статора. 4 н. и 12 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение касается синхронного реактивного двигателя с ротором и статором, причем сердечник статора имеет намотанный сердечник и состоит из положенных друг на друга листов статора.

Синхронные реактивные двигатели вида, о котором идет речь, известны. Используемые при этом статоры выполнены либо в виде сплошных элементов, либо в форме пакета листов статора, причем в последнем варианте отдельные листы статора выполнены в виде штампованных листов.

Принимая во внимание описанный выше уровень техники, техническая проблема изобретения видится в том, чтобы далее улучшить синхронный реактивный двигатель, в частности, относительно конструкции статора, состоящего из наложенных друг на друга листов статора.

Эта проблема решается сначала и по существу посредством предмета пункта 1 формулы изобретения, причем предлагается, чтобы, по меньшей мере, один из листов статора закрывал меньше, чем основная поверхность сердечника статора, и чтобы образованная таким образом пустая область (т.е. область с отсутствием материала) была согласована с внешним краем сердечника статора. Вследствие этой конструкции достигается эффективное использование листового металла, из которого выштампованы листы статора. Так как для работы синхронного реактивного двигателя остается прежде всего, по существу, внутренний контур, то есть контур, обращенный к взаимодействующему со статором ротору, также в области листа статора, закрывающего меньше, чем основная поверхность сердечника статора, эта соответствующая изобретению мера не оказывает влияния на работоспособность синхронного реактивного двигателя. Напротив, образованные пустые области согласованы с внешним контуром, служащим, в первую очередь, держателем статора в приемном элементе двигателя. Так как в случае статора речь идет о стационарном, то есть не вращающемся элементе, образованные пустые области не оказывают влияния относительно дисбаланса или тому подобного. Далее, благодаря соответствующей изобретению конструкции статора, этот лист статора при расположении его в качестве самого верхнего или, соответственно, самого нижнего листа пакета статора может быть приспособлен к внешнему контуру мостика крышкообразно перекрывающего плоские стороны статора. Далее, некоторые листы пакета листов статора могут также быть выполнены так, что эти листы закрывают меньше, чем основная поверхность сердечника статора, образованного посредством наложенных друг на друга листов статора, причем здесь также образованные пустые области листов статора согласованы с внешним краем сердечника статора. В усовершенствовании предмета изобретения предусматривается, что сердечник статора, образованный из листов статора, в области намотанных сердечников, обращенных к ротору, в радиальном направлении выполнен расширенным по сравнению с мостиками сердечника статора, проходящими между намотанными сердечниками, что в частности оказывается преимуществом по отношению к повышению жесткости статора, образованного таким образом.

Далее, изобретение касается синхронного реактивного двигателя с ротором и статором, причем сердечник статора имеет намотанные сердечники. Синхронный реактивный двигатель вида, о котором идет речь, известен, например, из DE 10035540 A1. В работе синхронного реактивного двигателя в непосредственном противоложном расположении намотанного сердечника к участку вращающегося ротора возникают очень высокие силы, направленные радиально вовнутрь. Для того чтобы устранить этот недостаток, согласно изобретению предусматривается, что сердечник статора в области намотанных сердечников в радиальном направлении выполнен расширенным по сравнению с мостиками сердечника статора, проходящими между намотанными сердечниками. Вследствие этой соответствующей изобретению конструкции получается более высокая жесткость статора в частности в области намотанных сердечников, так что могут восприниматься очень высокие силы, направленные радиально вовнутрь и возникающие в случае непосредственного противоложного расположения намотанного сердечника и участка вращающегося ротора. Наряду с более высокой жесткостью появляется также бóльшая внешняя боковая поверхность статора, что приводит к более благоприятному охлаждающему эффекту. Соответственно этому, далее в качестве преимущества оказывается, что сердечник статора состоит из наложенных друг на друга листов статора и что, по меньшей мере, один из листов статора закрывает меньше, чем основная поверхность сердечника статора, и что образованная вследствие этого пустая область согласована с внешним краем сердечника статора. Из этого, в частности, следуют преимущества при изготовлении листов статора, которые штампуются из одного листа. Образованные пустые области листа статора или даже нескольких листов пакета листов статора предпочтительно расположены на удалении от радиальных расширений статора, более предпочтительно в области мостиков сердечника статора.

Нижеследующие признаки изобретения имеют значение как сами по себе, так и в связи с предметом пункта 1 формулы изобретения, а также в связи с предметом пункта 3 формулы изобретения. Так, предусматривается, что мостики статора по окружности в середине между двумя намотанными сердечниками имеют наименьшую радиальную толщину. Так, радиальная толщина статора в области расширения соответствует примерно 1,2 до 1,7, предпочтительно примерно 1,5-кратному значению радиальной толщины в области мостика статора. Область сердечника статора, расширенная в радиальном направлении, предпочтительно образована посредством утолщения, выступающего радиально наружу противоложно намотанному сердечнику. Понятно, что это утолщение является материально-единой частью сердечника статора или, соответственно, листов статора, наложенных друг на друга и образующих этот сердечник статора. Предпочтительно утолщение имеет в радиальном направлении параллельные боковые стороны, причем интервал между параллельными боковыми сторонами друг от друга выбирается предпочтительно большим, чем измеренная в том же направлении ширина согласованного, выступающего радиально внутрь намотанного сердечника. Так, ширина утолщения, измеренная между параллельными боковыми сторонами, соответствует примерно 1,2 до 1,7, предпочтительно примерно 1,5-кратному значению ширины согласованного намотанного сердечника. Утолщение может быть выполнено в виде примерно прямоугольного в горизонтальной проекции радиального выступа. Вследствие этого предпочтительной становится конструкция, в которой утолщение сформировано вогнутым на своем свободном торцевом краю, например, радиусом 5-15 мм, предпочтительно 9 мм. В другом предпочтительном выполнении предмета изобретения предусматривается, что листы статора, образующие сердечник статора, закрывают меньше, чем основная поверхность сердечника статора, однако выполнены друг с другом одинаково, что, в частности, относительно выштамповывания листов статора оказывается преимуществом, так как все листы статора, необходимые для изготовления статора, могут выштамповываться с помощью одного и того же штампа. Основная поверхность сердечника статора выполнена предпочтительно многогранной, причем лист статора с чередованием по окружности заполняет угол и на следующем угле имеет пустую область. Участки листа статора, заполняющие угол, формируют после их наложения друг на друга упомянутое утолщение. Предпочтительно в вертикальном направлении сердечника статора соответственно на углу расположены листы статора, с чередованием (попеременно), формируя угол или соответствующую, т.е. согласованную с ним, пустую область. Это предпочтительно достигается вследствие того, что одинаковые между собой листы статора смещены от положения к положению в окружном направлении на угол. Вследствие этой соответствующей изобретению конструкции посредством наложения друг на друга отдельных листов статора, является доступным статор, который выполнен расширенным в радиальном направлении в области намотанных сердечников. Поэтому для того чтобы не выштамповывать из одного листа с большей шириной, что соответственно привело бы также к большему количеству отходов листового металла, предпочтительно не предусматривается соответствующее расширение основной поверхности статора – пустая область – на двух противолежащих, параллельных сторонах. Однако листы статора циклически смещены по положению, так что одинаковая жесткость достигается, в конце концов, также в более узких областях – мостиках сердечника статора. Наряду с повышенной жесткостью также появляется бóльшая внешняя поверхность, которая приводит к более благоприятному охлаждающему эффекту. Более того, предпочтительным образом также сглаживается разница в прокатной толщине листов. К тому же присутствует преимущество относительно снижения веса. Посредством циклической по положению замены листов статора и таким образом расположения пустой области листа статора между двумя образующими угол областями двух листов статора, расположенных выше и ниже листа статора, имеющего пустую область, свободно выступающий язычковый контур утолщения, которое формируется вследствие этого расположения посредством каждого второго листа статора. Это, в частности, также оказывается преимуществом относительно охлаждения. Горизонтальная проекция каждого листа статора предпочтительно выбирается таким образом, чтобы в области мостиков статора, по меньшей мере, частично достигалась эта язычковая конструкция пакета статора. Дальнейшее улучшение стабильности достигается вследствие того, что лист статора покрыт лаком. Этот соответственно выполненный лист, покрытый лаком, дополнительно к двустороннему изолирующему слою имеет еще и слой лака, который при повышении температуры (спекании) переходит в клейкое состояние. Соответственно может также предусматриваться, что листы статора склеены между собой. Преимущественным образом также устанавливается благоприятное влияние резонансной характеристики («Пик» уменьшается). Далее, листы статора удерживаются посредством болтового соединения. Так, листы статора, в частности, при не осуществленной склейке, могут быть соединены друг с другом с силовым замыканием при помощи болтового соединения. Крепление происходит предпочтительно с помощью четырех равномерно распределенных по окружности болтов, причем посредством предпочтительной одинаковой конструкции листов статора и предпочтительной циклической смены, следующих друг за другом листов статора в окружном направлении предусматриваются восемь отверстий, распределенных равномерно по окружности для приема болтов. Следующая мера для повышения стабильности и для достижения точности формы достигается вследствие того, что листы статора пакетированы штамповкой. При этом на листах статора на предпочтительном месте соответственно выполняется углубление, так чтобы выступ, созданный на противолежащей стороне, входил в углубление находящегося под ним листа статора. Вследствие этой конструкции, наряду с достигнутой защитой от проворота листов статора друг относительно друга, одновременно также достигается отчетливое распределение листов статора по отношению друг к другу в процессе изготовления пакета листов статора. В другом выполнении предмета изобретения предусматривается, что выступающее радиально наружу утолщение является носителем демпфирующего элемента. С помощью этого демпфирующего элемента статор устанавливается предпочтительно в приемном элементе двигателя, так что на основе соответствующего изобретению внешнего контура статора во взаимодействии с демпфирующими элементами и приемным элементом двигателя создается защита от проворота. Демпфирующие элементы состоят предпочтительно из пластифицированного (мягкого) синтетического материала, предпочтительно такого, как TPE. Вследствие этого достигается повышенное глушение шумов при вибрации. Более того, эти демпфирующие элементы также создают защиту от падения при транспортировке или тому подобном. В предпочтительном выполнении предмета изобретения предусматривается, что демпфирующий элемент выполнен в виде башмака и, следовательно, предпочтительно сдвигается с упорным ограничением от широкой стороны статора по утолщению. С каждым утолщением может быть согласован такой демпфирующий элемент, причем количество утолщений соответствует количеству намотанных сердечников. Тем не менее, возможным также является, например, согласовывать демпфирующий элемент только с каждым вторым утолщением. Выше или, соответственно, ниже сердечника статора расположен мостик, причем мостик распределен по окружности, предпочтительно симметрично, имеет участки, на которых мостик проходит согласованно с краевым контуром сердечника статора. Эти участки, выступающие предпочтительно из по существу чашеобразного мостика, служат предпочтительно для крепления мостика к статору, для чего преимущественным образом может быть использовано болтовое соединение, удерживающее вместе листы статора. Как уже было упомянуто, предусматриваются предпочтительно четыре равномерно распределенные по окружности болтовых соединения, которые расположены в областях утолщения статора. Соответственно, мостик имеет четыре участка, равномерно распределенных по окружности. Мостик или, соответственно, оба мостика, расположенные с верхней или нижней стороны сердечника статора, одновременно служат в качестве опоры ротора, свободно вращающегося в сердечнике статора. Центрирование мостиков достигается за счет того, что отверстия в статоре и в участках мостика, через которые проходят крепежные болты, имеют диаметр больший, чем диаметр болтов, и таким образом в заданном поле допусков может достигаться выравнивание мостиков перед затягиванием болтов. Так, диаметр отверстия увеличен по отношению к диаметру болтов на 10-15%. Предпочтительно на 12%. Для того чтобы далее зафиксировать центрированное положение мостика, предусматривается, что мостик соединен с сердечником статора с фрикционным замыканием, для чего предпочтительно, это фрикционное замыкание достигается с помощью специальной обработки поверхности, например, посредством рифления. Вследствие этого закрепления мостиков точно по центру могут быть компенсированы производственные допуски посадки шарикоподшипника для ротора. Относительно этого далее предусматривается, что мостик имеет расположенный по центру осевой цилиндрический участок, который без осевого упора принимает шарикоподшипник. Последний предпочтительно вклеен в осевой цилиндрический участок. Для того чтобы при болтовом соединении мостиков со статором обеспечить определенную передачу усилия по вращающейся линии прилегания мостика, далее предусматривается, что внешний край мостика в поперечном сечении проходит под острым углом к горизонтали, то есть к плоскости, проходящей перпендикулярно к оси вращения ротора. Особенно предпочтительной с точки зрения техники изготовления оказывается выполнение, в котором оба мостика, то есть мостик, расположенный с верхней стороны сердечника статора, и мостик, расположенный с нижней стороны сердечника статора, выполнены по существу идентичными, одинаковыми по форме.

Ниже изобретение объясняется более подробно на основе приложенных чертежей, которые изображают только один пример осуществления изобретения.

Фиг.1. Общий вид синхронного реактивного двигателя согласно изобретению в перспективе.

Фиг.2. Синхронный реактивный двигатель в подетальном представлении в перспективе.

Фиг.3. Статор на отдельном виде в перспективе со схематично изображенным демпфирующим элементом, согласуемым с утолщением статора.

Фиг.4. Увеличение области IV на фиг.3.

Фиг.5. Вид сверху листа статора с внешним контуром статора, обозначенным штрихпунктирной линией.

Фиг.6. Наложение друг на друга четырех одинаково выполненных, листов статора, перемещаемых из одного положения в другое в окружном направлении, в перспективе.

Фиг.7. Вид сверху статора, образованного за счет наложения друг на друга листов статора.

Фиг.8. Разрез по линии VIII-VIII на фиг.7 с соответствующими демпфирующими элементами.

Фиг.9 Разрез в сильном увеличении по линии IX-IX на фиг.7.

Изображен и описан, прежде всего, применительно к фиг.1 и 2 синхронный реактивный двигатель 1, который по существу состоит из ротора 3, насаженного на ось 2, передаточной шайбы 4, точно так же насаживаемой на ось 2 ротора и соединяемой без возможности проворота с ротором 3, а также вентилятора 5, располагаемого на противолежащей передаточной шайбе 4 стороне ротора 3, без возможности проворота с ним, статора 6 с двухсекционным закрывающим корпусом 7 статора для приема неизображенных катушек статора и двух мостиков 8,9, установленных с обеих сторон статора 6 и закрепленных на нем и опирающихся на концы оси 2 ротора.

Изображенный синхронный реактивный двигатель 1 представляет собой так называемый 8/6 синхронный реактивный двигатель и таким образом имеет ротор 3 с шестью участками 10 и статор 6 с восемью намотанными сердечниками 11, снабжаемыми не изображенными подробно катушками статора.

Сердечник 12 статора имеет по существу кольцеобразную форму, в горизонтальной проекции сконструирован многогранным, в изображенном примере осуществления изобретения по существу в форме восьмиугольника. С каждым участком сердечника, соединяющим две соседние угловые области, согласован обращенный радиально внутрь намотанный сердечник 11, который относительно оси х статора в радиальном направлении имеет параллельные боковые стороны 13. Расстояние между боковыми сторонами 13 определяет ширину b1 намотанного сердечника, которая в изображенном примере осуществления изобретения составляет примерно 11 мм.

Радиально внутренняя торцевая поверхность 14 каждого намотанного сердечника 11 сформирована в виде кругового участка с радиусом, относящимся к оси х статора.

В переходной области от боковых сторон 13 к торцевой стороне 14 в боковых сторонах 13 предусмотрены канавкообразные углубления 15, проходящие параллельно оси статора.

В радиальном направлении к намотанным сердечникам 11 статор 6 расширяется, для чего выполнено утолщение 16, выступающее радиально наружу противоложно намотанному сердечнику 11. Это утолщение имеет в радиальном направлении параллельные боковые стороны 17, расстояние между которыми определяет ширину b2. В изображенном примере осуществления изобретения ширина b2 соответствует примерно 16 мм, причем между боковыми сторонами 17 проходит воображаемая средняя линия в удлинении в направлении оси х статора, а также по центру между боковыми сторонами 13, соответствующего намотанного сердечника 11 (Линия u).

Толщина d2 сердечника 12 статора, измеренная в радиальном направлении, в области утолщения 16 в изображенном примере осуществления изобретения составляет примерно 14 мм, тогда как в области мостика 18 сердечника статора, соединяющего две подобные радиально расширенные области, радиальная толщина d1 составляет примерно 10 мм. Отсюда получается радиальный выступ утолщения 16 примерно 4 мм относительно внешнего краевого контура статора, образованного в области мостика 18 сердечника статора.

Как видно далее из изображений, статор 6 имеет восемь намотанных сердечников, равномерно распределенных по окружности, и соответственно также восемь равномерно распределенных утолщений 16, вследствие этого два соседних в окружном направлении утолщения 16 образуют угол 45°.

Свободные торцевые стороны 19 утолщений 16 сформированы вогнутыми, причем в изображенном примере осуществления изобретения предусмотрен радиус 9 мм.

Как переходы от торцевой стороны 19 к боковым сторонам 17, так и переходы от боковых сторон 17 к внешним краям соседних мостиков 18 сердечника статора скруглены или, соответственно, имеют желобок.

Из показанной на фиг. 7 горизонтальной проекции статора 6 видно, что внешний край 20 проходит в области мостиков 18 сердечника статора, проходящих между двумя намотанными сердечниками, под прямым углом к воображаемой линии радиуса, относящейся к оси х статора, причем далее линия радиуса, пересекающая по центру линию внешнего края мостика 18 сердечника статора, проходит со стороны внутренней стенки сердечника статора через угловую область внутреннего восьмиугольника статора 6.

С каждым утолщением 16 и, таким образом, каждым намотанным сердечником 11 в статоре 6 согласовано ориентированное параллельно оси х статора сквозное отверстие 21, ось которого ориентирована на линии u, проходящей по центру через намотанный сердечник 11 и утолщение 16. Далее, сквозное отверстие 21 расположено со стороны основания утолщения 16. Диаметр каждого сквозного отверстия 21 составляет в изображенном примере осуществления изобретения примерно 6,5 мм. В соответствии с количеством утолщений 16 или, соответственно, намотанных сердечников 11 предусмотрено восемь сквозных отверстий 21, равномерно распределенных по окружности.

Статор 6 состоит из наложенных друг на друга, имеющих одинаковую конструкцию металлических листов 22 статора. Такой лист 22 отдельно показан из фиг.5. Этот лист 22 статора выштамповывается из одного листа и имеет предпочтительно толщину примерно 0,5 мм.

Как, в частности, видно на фиг.5, внешний контур листа 22 не соответствует показанному штрихпунктирной линией внешнему контуру 23 статора 6, образованного из расположенных друг на друге листов 22. Утолщения 16, обозначенные далее в виде углов 24, не все выполнены в одном листе 22. Более того, лист 22 имеет чередующиеся по окружности заполненный угол 24 для образования утолщения 16, а на следующем в окружном направлении угле 24, также формирующем у готового статора 6 утолщение 16, пустую область 25. Соответственно этому, в этом следующем угле 24 утолщение 16 отсутствует. Более того, в этой области предусмотрен ориентированный перпендикулярно линии u, проходящей по середине между боковых сторон 13 соответствующего намотанного сердечника 11, краевой контур 26 угловой области, который с обоих концов переходит во внешние края 20 соседних мостиков 18 сердечника статора. В области пересечения линии u и внешнего краевого контура 26 угловой области выполнен полукруглый вырез 27, который подогнан и выровнен по отношению к уже упомянутым сквозным отверстиям 21.

В соответствии с уже описанными расположениями имеются в наличии равномерно распределенные по окружности относительно листа 22 четыре угла 24 с утолщениями 16, причем между этими углами с утолщениями размещены углы 24 с пустыми областями 25.

Для того, чтобы получить желаемую основную поверхность сердечника 12 статора, как изображено на фиг.7, листы статора расположены смещенными от положения к положению в окружном направлении на угол 24, так что область 25 отсутствия нижнего листа 22 статора соответствует углу 24 с утолщением 16, а соответственно, угол 24 с утолщением 16 нижнего листа 22 статора согласован с пустой областью 25 верхнего листа 22 статора (см. фиг.7). Вследствие такого расположения при последовательной циклической смене положения расположенных друг на друге листов 22 статора создается равномерный по окружности и по основной поверхности сердечник 12 статора.

Посредством смещенного расположения наложенных друг на друга листов 22 статора устанавливаются в частности в области утолщений 16, а также в соседних областях мостиков 18 сердечника статора язычковые участки листа в виде ребер охлаждения, образованные из листа 22 статора и свободно установленные с верхней и нижней стороны посредством соответствующей пустой области 25. Вследствие этой конструкции при повышении стабильности сердечника 12 статора одновременно достигается его улучшенное охлаждение.

Наложенные друг на друга листы 22 статора для склеивания имеют на одной стороне слой лака.

Для расположения листов 22 статора без возможности проворота друг относительно друга и более того, также для однозначного согласования между собой, листы 22 статора пакетируются штамповкой, для чего в области мостиков 18 сердечника статора выполняется углубление 28. Созданный таким образом на противолежащей стороне листа 22 статора выступ входит в углубление 28 находящегося под ним листа 22 статора (см. фиг.9).

Сформированные утолщения 16 в дальнейшем служат для принятия демпфирующих элементов 29, состоящих из пластифицированного синтетического материала. Этот демпфирующий элемент 29 схематично изображен на фиг.3. Этот демпфирующий элемент выполнен в виде башмака с открытым поперечным сечением, которому примерно соответствует контур поперечного сечения утолщения 16. Демпфирующий элемент 29 надвигается одной стороной, ориентированной параллельно оси х, от верхней или нижней стороны сердечника 12 статора на утолщение 16. Предпочтительно, все восемь утолщений 16 снабжаются таким демпфирующим элементом 29, посредством которого достигается установка статора 6 в неизображенном здесь приемном элементе двигателя.

Мостики 8 и 9, расположенные с нижней и верхней стороны сердечника статора, по существу сформированы чашеобразно с восьмиугольной горизонтальной проекцией, подогнанной к внутреннему контуру сердечника 12 статора, причем со стороны основания чашеобразной стенки сформированы выступающие радиально наружу, распределенные симметрично по окружности участки 30. Эти пластинчатые участки 30 служат для закрепления мостика 8 или, соответственно, 9 на сердечнике 12 статора.

Кроме того, участки 30 выполнены в горизонтальной проекции так, что они проходят, по меньшей мере, частично совпадающими с соответствующими краевыми контурами сердечника 12 статора, так, в частности с краевым контуром верхнего листа 22 статора, согласованного непосредственно с мостиком 8 и 9.

Далее участки 30 имеют центральные отверстия 31, которые по своему диаметру подогнаны к сквозным отверстиям 21 сердечника 12 статора.

Для фиксации мостиков 8 или, соответственно, 9 с фрикционным замыканием на сердечнике 12 статора нижняя сторона участков 30, а также нижняя сторона бортика 32, проходящего между участками 30, имеют рифление.

Кроме того, внешний край 33 мостика, образованный посредством участков 30 и расположенных между ними бортиков 32, в поперечном сечении является стреловидным, так что этот внешний край 33 в поперечном сечении проходит под острым углом к соответствующей ему поверхности сердечника 12 статора. Внешний край 33 мостика отклоняется вследствие этого радиально наружу от соответствующей поверхности сердечника 12 статора.

Закрепление мостиков 8 и 9, а также соединение с силовым замыканием листов 22 статора между собой осуществляется посредством четырех распределенных равномерно по окружности участков 30 мостиков 8 и 9, а также посредством соответствующих четырем сквозным отверстиям 21 сердечника 12 статора зажимных болтов 34, диаметр которых меньше, чем диаметр сквозных отверстий 21 или соответственно отверстий 31 в участках 30. Так, посредством данного люфта возможна точная центровка мостиков 8 и 9 по отношению к сердечнику 12 статора.

Посредством слегка стреловидных, проходящих вверх участков 30 мостиков 8 и 9 в ходе затягивания при помощи зажимных болтов 34 достигается передача усилия по внутренней линии впадин чашеобразных мостиков 8 или соответственно 9.

Кроме того, каждый мостик 8, 9 имеет расположенный по центру осевой цилиндрический участок 35, который без осевого упора принимает шарикоподшипник для установки оси 2 ротора. Неизображенный шарикоподшипник вклеен в цилиндрический участок 35.

Все раскрытые признаки являются (сами по себе) существенными для изобретения. В раскрытие заявки также включается в полном объеме содержание относящихся/приложенных приоритетных документов (копия предварительной заявки), также для этой цели признаки этих документов включены в формулу изобретения данной заявки.

Формула изобретения

1. Синхронный реактивный двигатель (1) с ротором (3) и статором (6), причем сердечник (12) статора имеет намотанные сердечники (11) и состоит из наложенных друг на друга листов (22) статора, причем лист (22) статора закрывает меньше, чем основная поверхность сердечника (12) статора и образованная таким образом пустая область (25) согласована с внешним краем сердечника статора, причем листы (22) статора, расположенные друг на друге, циклически меняются от положения к положению для формирования язычковых участков листов в виде охлаждающих ребер, при этом в основной поверхности предусмотрен многогранный лист статора, отличающийся тем, что с чередованием по окружности лист (22) статора имеет заполненный угол для формирования утолщения (16), расположенного противоложно намотанному сердечнику и имеющего в радиальном направлении проходящие параллельно друг другу боковые стороны, и имеет на следующем в окружном направлении угле (24), так же формирующем в готовом статоре (6) утолщение (16), пустую зону (25), причем ширина между боковыми сторонами утолщения соответствует примерно 1,2-1,7-кратному значению ширины соответствующего намотанного сердечника.

2. Синхронный реактивный двигатель по п.1, отличающийся тем, что на боковых сторонах (13) намотанных сердечников (11) выполнены канавкообразные углубления.

3. Синхронный реактивный двигатель по п.1 или 2, отличающийся тем, что переходы от боковых сторон (17) утолщения переходят с желобком во внешний край соседних листов статора.

4. Синхронный реактивный двигатель по п.1, отличающийся тем, что листы (22) статора, образующие сердечник (12) статора, выполнены между собой одинаковыми.

5. Синхронный реактивный двигатель по п.1, отличающийся тем, что в вертикальном направлении сердечника (12) статора соответственно на углу (24) расположены листы (22) статора, с чередованием формирующие угол (24) или соответствующую пустую область (25).

6. Синхронный реактивный двигатель по п.1, отличающийся тем, что одинаковые между собой листы (22) статора смещены на один угол (24) вследствие циклического смещения в окружном направлении.

7. Синхронный реактивный двигатель (1) с ротором (3) и статором (6), причем сердечник (12) статора имеет намотанные сердечники (11), а противоположно намотанному сердечнику (11) выполнено утолщение, выступающее радиально наружу, отличающийся тем, что утолщение (16) в радиальном направлении имеет параллельные боковые стороны и что утолщение (16) сформировано вогнутым на своем свободном торцевом краю (19).

8. Синхронный реактивный двигатель по п.7, отличающийся тем, что утолщение (16), выступающее радиально наружу, является носителем демпфирующего элемента (29).

9. Синхронный реактивный двигатель по п.7 или 8, отличающийся тем, что статор (6) устанавливается в приемном элементе двигателя с помощью демпфирующих элементов (29).

10. Синхронный реактивный двигатель по п.8, отличающийся тем, что демпфирующий элемент (29) состоит из пластифицированного синтетического материала.

11. Синхронный реактивный двигатель по п.10, отличающийся тем, что демпфирующий элемент (29) выполнен в виде башмака.

12. Синхронный реактивный двигатель (1) с ротором (3) и статором (6), причем сердечник (12) статора имеет намотанные сердечники (11) и состоит из наложенных друг на друга листов (22) статора, отличающийся тем, что с верхней, или, соответственно, с нижней стороны сердечника (12) статора расположен мостик (8, 9) и, что для закрепления с силовым замыканием мостиков (8, 9) и листов (22) статора сердечника (12) статора предусмотрены зажимные болты (34), диаметр которых меньше, чем диаметр сквозных отверстий (21).

13. Синхронный реактивный двигатель (1) с ротором (3) и статором (6), причем сердечник (12) статора имеет намотанные сердечники (11) и состоит из наложенных друг на друга листов (22) статора, причем с верхней или, соответственно, с нижней стороны сердечника (12) статора расположен мостик (8, 9) и выполненный чашеобразным мостик (8, 9) имеет участки (30), распределенные по окружности, на которых согласовано с краевым контуром сердечника (12) статора проходит мостик (8, 9), отличающийся тем, что участки (30) со стороны контура основания чашеобразной стенки выполнены в виде пластинок радиально выступающих наружу, и совпадают, по меньшей мере, частично с согласованными краевыми контурами листа (22) статора, причем для крепления с фрикционным замыканием мостика (8, 9) на сердечнике (12) статора нижняя сторона участков (30), а также нижняя сторона бортика (32), проходящего между участками (30), имеет рифление.

14. Синхронный реактивный двигатель по п.13, отличающийся тем, что мостик (8, 9) соединен с сердечником (12) статора с фрикционным замыканием.

15. Синхронный реактивный двигатель по п.14, отличающийся тем, что мостик (8, 9) имеет расположенный по центру осевой цилиндрический участок (35), который без осевого упора принимает шарикоподшипник.

16. Синхронный реактивный двигатель по одному из пп.13-15, отличающийся тем, что внешний край мостика в поперечном сечении проходит под острым углом к горизонтали.

РИСУНКИ

Categories: BD_2350000-2350999