Патент на изобретение №2349675

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2349675 (13) C2
(51) МПК

C22C38/46 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2007107739/02, 01.03.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

01.03.2007

(43) Дата публикации заявки: 10.09.2008

(46) Опубликовано: 20.03.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
US 6663727 В2, 16.12.2003. US 6372057 В1, 16.04.2002. SU 451785 А, 30.11.1974. SU 673665 А, 15.07.1979. US 5899516 А, 04.05.1999. US 5711914 А, 27.01.1998. JP 63-255321 А, 21.10.1988. СОРОКИН В.Г. Стали и сплавы. Марочник. – М.: Интермет инжиниринг, 2001, с.77-78.

Адрес для переписки:

654010, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, пл. Побед, 1, ОАО “НКМК”, тех.управл.

(72) Автор(ы):

Павлов Вячеслав Владимирович (RU),
Корнева Лариса Викторовна (RU),
Козырев Николай Анатольевич (RU),
Годик Леонид Александрович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Новокузнецкий металлургический комбинат” (RU)

(54) КОЛЕСНАЯ СТАЛЬ

(57) Реферат:

Изобретение относится к черной металлургии, а именно к стали для изготовления железнодорожных колес. Сталь содержит углерод, кремний, марганец, ванадий, медь, хром, никель, кальций, азот, железо и примеси при следующем соотношении компонентов, мас.%: углерод 0,60-0,73, кремний 0,27-0,35, марганец 0,80-1,05, ванадий 0,07-0,12, хром 0,60-0,90, никель 0,03-0,30, медь 0,03-0,30, азот 0,012-0,020, кальций от более 0,005 до 0,008, в качестве примесей серу – не более 0,020, фосфор – не более 0,020, алюминий – не более 0,005, кислород – не более 0,0025, водород – не более 0,0002, железо остальное. Повышаются механические свойства и твердость стали, а также увеличивается эксплуатационная стойкость железнодорожных колес. 2 табл.

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к стали, используемой для изготовления железнодорожных колес. Известна колесная сталь [1], содержащая (в мас.%):

углерод 0,25-0,40
кремний 0,25-0,45
марганец 1,5-2,0
хром 2,2-3,0
ванадий 0,1-0,25
сера до 0,035
фосфор до 0,035
железо – остальное

Существенными недостатками данной колесной стали являются неоднородность структуры по сечению обода колеса за счет образования игольчатых закалочных структур (бейнит и мартенсит), а также низкие эксплуатационная стойкость железнодорожных колес.

Известна выбранная в качестве прототипа колесная сталь [2], содержащая (в мас.%):

углерод 0,4-0,77
кремний 0,25-0,60
марганец 0,4-1,2
ванадий 0,1
хром 0,35
никель 0,35
медь 0,35
азот 0,0015-0,015
кальций 0,005
сера 0,030
фосфор 0,030
алюминий 0,003-0,06
кислород 0,0005-0,003
водород 0,00025
железо – остальное

Недостатком данной стали является то, что для достижения требуемого уровня механических характеристик требуется проведение термической обработки колес.

Желаемыми техническими результатами изобретения являются: повышение механических свойств и твердости стали за счет образования однородной структуры пластинчатого перлита без применения термической обработки, а также увеличение эксплуатационной стойкости железнодорожных колес.

Для достижения этого колесная сталь, содержащая углерод, кремний, марганец, ванадий, хром, никель, медь, азот, кальций, железо и примеси серы, фосфора, алюминия, кислорода и водорода, отличается тем, что она содержит компоненты при следующем соотношении (в мас.%)

углерод 0,60-0,73
кремний 0,27-0,35
марганец 0,80-1,05
ванадий 0,07-0,12
хром 0,60-0,90
никель 0,03-0,30
медь 0,03-0,30
азот 0,012-0,020
кальций от более 0,005 до 0,008
сера не более 0,020
фосфор не более 0,020
алюминий не более 0,005
кислород не более 0,0025
водород не более 0,0002
железо – остальное

Заявляемый химический состав стали подобран исходя из следующих предпосылок.

Содержание углерода выбрано исходя из обеспечения повышения твердости и контактной прочности стали. При концентрации его в стали менее 0,60% в структуре уменьшается количество высокодисперсной карбидной фазы пластинчатой формы и увеличивается доля зернограничного феррита, что приводит к снижению контактной прочности железнодорожных колес, а при увеличении концентрации углерода более 0,73% повышается склонность их к хрупким разрушениям и образованию термомеханических повреждений.

Соотношение марганца выбрано исходя из того, что при содержании марганца до 1,05% увеличивается прокаливаемость стали, что не требует закалочного водяного охлаждения для обеспечения требуемых механических свойств. Нижний предел выбран исходя из того, что марганец при содержании менее 0,80% слабо оказывает влияние на прокаливаемость стали и соответственно не обеспечивает повышение комплекса механических свойств железнодорожных колес.

Кремний в заявляемых пределах обеспечивает повышение ударной вязкости и хладостойкости стали. При концентрации кремния менее 0,27% не достигается повышения указанных характеристик. При содержании кремния более 0,35% значительно снижается пластичность и вязкость феррита, что увеличивает склонность стали к трещинообразованию.

При содержании хрома от 0,60 до 0,90% достигается повышение твердости, прочности, пластичности, ударной вязкости стали без закалочного водяного охлаждения за счет распада аустенита в области низких температур перлитного превращения. При содержании хрома менее 0,60% наблюдается уменьшение прокаливаемости стали, и как следствие снижение всего комплекса механических свойств.

Установленный предел концентрации никеля (0,03-0,30%) придает стали высокую пластичность и ударную вязкость. Содержание никеля более 0,30% нецелесообразно из экономических соображений.

Содержание меди в заявляемых пределах обеспечивает повышение предела временного сопротивления разрыву и относительного удлинения без снижения ударной вязкости, при увеличении концентрации меди более 0,30% резко уменьшаются значения ударной вязкости стали.

Содержание алюминия (менее 0,005%) выбрано исходя из исключения образования недопустимых строчечных включений глинозема, увеличивающих склонность железнодорожных колес к образованию контактно-усталостных трещин и выщерблин при эксплуатации.

Совместное введение в сталь карбонитридообразующих элементов – ванадия и азота – предусмотрено для стабилизации зерна аустенита при нагреве под нормализацию (или прерывистую закалку воздухом). Исходя из этого установлено оптимальное содержание ванадия 0,07-0,12% и азота 0,012-0,020%. При меньших концентрациях ванадия и азота не обеспечивается требуемое измельчение аустенитного зерна. Верхний предел концентрации ванадия выбран исходя из экономических соображений. При повышении азота более 0,020% возможны случаи возникновения пятнистой ликвации и образования пузырей в стали в результате «азотного кипения».

Содержание кальция выбрано исходя из обеспечения требуемой концентрации кислорода в стали, при концентрации до 0,005% не обеспечивается требуемая концентрация кислорода, а при увеличении более 0,008 возрастает загрязненность стали неметаллическими включениями.

Ограничение содержания серы, фосфора, кислорода и водорода выбрано исходя из обеспечения качества поверхности и эксплуатационной стойкости железнодорожных колес.

Серия опытных плавок с заявляемым химическим составом была выплавлена в 160-тонных кислородных конвертерах. Химический состав приведен в таблице 1. После разливки стали на МНЛЗ, осуществляли прокатку и термообработку железнодорожных колес. Термическая обработка включала нагрев колес в кольцевой печи до температуры 820-850°С, прерывистое охлаждение воздухом поверхности ободьев колес и последующий самоотпуск при температуре 450°С. Результаты испытаний приведены в таблице 2. Таким образом, заявляемый химический состав обеспечивает повышение механических свойств, твердости и износостойкости железнодорожных колес.

Список источников

1. А.с СССР №336336, С22С 39/00.

2. US 6663727 В2, С22С 38/40.

Таблица 1.
Химический состав стали, мас.%
Состав С Si Mn V Cr Ni Cu Са N AI S Р O Н Fe
1 0,60 0,27 0,80 0,07 0,60 0,03 0,03 0,0003 0,012 0,005 0,020 0,020 0,0025 0,0002 ост
2 0,63 0,29 0,82 0,12 0,76 0,18 0,09 0,005 0,018 0,005 0,009 0,018 0,0020 0,0001 ост
3 0,66 0,33 0,88 0,09 0,75 0,25 0,08 0,0013 0,019 0,003 0,008 0,010 0,0020 0,0002 ост
4 0,69 0,32 0,90 0,11 0,65 0,29 0,23 0,0021 0,018 0,004 0,012 0,012 0,0020 0,0001 ост
5 0,71 0,29 0,93 0,10 0,88 0,20 0,29 0,0006 0,016 0,003 0,012 0,012 0,0012 0,0002 ост
6 0,73 0,35 1,05 0,12 0,90 0,30 0,30 0,008 0,020 0,005 0,018 0,018 0,0015 0,0001
прототип 0,25-0,40 0,25-0,45 1,5-2,0 0,1-0,25 2,2-3,0 0,3-0,5 <0,035 <0,035 ост

Таблица 2
Механические свойства стали
Состав в, кгс/мм2 , % , % KCU+20C KCU-20C KCU-60C HB Структура
1 112 14 26 5 3 1 320 перлит
2 115 16 30 6 4 0,5 330 перлит
3 116 18 32 5 3 1 335 перлит
4 119 16 30 4 5 2 345 перлит
5 120 12 34 6 4 3 357 перлит
6 128 15 35 6 5 3 360 перлит
прототип 130 15 30 7 4

Формула изобретения

Колесная сталь, содержащая углерод, кремний, марганец, ванадий, хром, никель, медь, азот, кальций, железо и примеси серы, фосфора, алюминия, кислорода и водорода, отличающаяся тем, что она содержит компоненты при следующем соотношении, мас.%:

углерод 0,60-0,73
кремний 0,27-0,35
марганец 0,80-1,05
ванадий 0,07-0,12
хром 0,60-0,90
никель 0,03-0,30
медь 0,03-0,30
азот 0,012-0,020
кальций от более 0,005 до 0,008
сера не более 0,020
фосфор не более 0,020
алюминий не более 0,005
кислород не более 0,0025
водород не более 0,0002
железо остальное

Categories: BD_2349000-2349999