|
(21), (22) Заявка: 2007118462/13, 17.05.2007
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
17.05.2007
(46) Опубликовано: 20.03.2009
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2263514 С1, 10.11.2005. ВИННИЦКИЙ В. И др. Антиметастатический эффект иммунизации хорионическим гонадотропином и плацентарными факторами в эксперименте: Тез. Докл. 2-го съезда онкологов стран СНГ. – Киев, 23-26 мая 2000, Эксперим. Онкол., 2000, п.22, Suppl., c.65. RUSSO I. et al. Hormonal approach to breast cancer prevention, J. Cell. Biochem., 2000, Suppl.34, c.l-6.
Адрес для переписки:
610020, г.Киров, ул. Карла Маркса, 112, ГОУ ВПО Кировская ГМА
|
(72) Автор(ы):
Косых Александр Александрович (RU), Горшков Антон Сергеевич (RU), Полушин Александр Владимирович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кировская государственная медицинская академия (ГОУ ВПО Кировская ГМА) Росздрава (RU)
|
(54) СПОСОБ МОДУЛЯЦИИ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ДЕЗОРГАНИЗАЦИИ В КУЛЬТУРЕ КЛЕТОК КАРЦИНОМЫ ГОРТАНИ Hep-2
(57) Реферат:
Изобретение относится к биотехнологии, конкретно к области клеточной биологии и экспериментальной онкологии, и может использоваться для разработки новых методов подавления опухолевого процесса. Хорионический гонадотропин человека (ХГч) используют для стимуляции патологических процессов и дезорганизации культуры клеток карциномы гортани Нер-2. Изобретение позволяет воздействовать на опухолевые линии типа Нер-2, исключая лимфоцитарное опосредование, а также воздействия гормона через специфические рецепторы и при этом получать признаки дегенерации опухоли в условиях культуры клеток. 2 ил., 2 табл.
Изобретение относится к клеточной биологии и экспериментальной онкологии и может использоваться для разработки новых методов подавления опухолевого процесса как in vitro, так и in vivo.
Хорионический гонадотропин человека (ХГч), как признают многие исследователи [4], обусловливает нормальную пролиферацию и дифференцировку клеток в период эмбриогенеза. В связи с этим было предложено стимулировать эти процессы во многих патологически измененных органах. Так, до сих пор гормон с успехом применяли при лечении фиброзов и циррозов, при этом возрастала митотическая активность гепатоцитов и происходила резорбция соединительной ткани. Считается, что митотический сигнал в данном случае опосредован лимфоцитами. Достоверно известно, что ХГч способен подавлять стимулированную митогеном реакцию бласттрансформации лимфоцитов [5]. Кроме того, гормон способен вызывать миграцию полипотентных стволовых клеток костного мозга в центральные органы иммуногенеза и Т- и В-лимфоцитов в кровоток, но тормозить при этом антителообразование [4]. Замечено, что ХГч обнаруживается не только в сыворотке крови больных с хорионэпителиомой и пузырным заносом, но и с другими опухолями не трофобластического происхождения.
Установлено, что на клетках гемопоэтического ряда (в том числе и при гемобластозах) имеются специфические рецепторы к ХГч [1,5]. После воздействия гормона на такие опухоли последние подвергаются регрессу. Аналогичным ХГч действием обладает и синтетический полипептидный фрагмент -субъединицы хорионического гонадотропина, состоящий из 18 аминокислотных остатков. В связи с этим рядом авторов было предложено использовать гормон для влияния на лейкозы и саркому Капоши. В отличие от цитостатиков, которые обладают первично повреждающим действием на геном не только опухолевых клеток, но и нормальных, ХГч действует на геном опухолевых клеток только опосредованно, подавляя пролиферацию и дифференцировку этих клеток, тем самым приводит к дезорганизации и дегенерации карциномы.
Культура Нер-2 не является лимфоцитарной, к тому же нет никаких указаний на то, что у карциномы гортани и сходных с ней унифицированных раков длительных сроков культивирования могут быть специфические рецепторы к ХГч. Однако замечено, что даже у опухолей, изначально чувствительных к гормональным воздействиям по неизвестным причинам через несколько пассажей, последняя может резко снижаться. Так, спонтанный рак молочной железы крыс РМК-1, бывший в первых генерациях очень чувствительным к синестролу (95% торможения роста), овариэктомии (60% торможения) и тиофосфамиду (98% торможения), к 10-й генерации полностью утерял эти свойства (13% торможения роста при лечении синестролом и стимуляция роста под влиянием овариэктомии) [6]. Также в условиях монослойной культуры клетки простаты утрачивали способность реагировать на тестостерон. Более того, в культуре клеточные линии могут резко понижать степень дифференцировки. Есть данные о том, что лейкозы в культуре спонтанно приобретали фибробластоподобные черты, причем такое превращение сопровождалось значительным обеднением ультраструктуры клеток: уменьшалось число митохондрий, свободных рибосом, в таких клетках были гораздо слабее выражены гранулярный ретикулум и аппарат Гольджи. И тем не менее, при заражении животных такие клетки давали опухолевый процесс. Некоторые авторы называют эти процессы унификацией. Можно предположить, что Нер-2 в этом отношении является той культурой, которая через 60 лет от начала культивирования сохранила наименее специфические механизмы рецепции митотического сигнала. А это значит, что механизм рецепции митотического сигнала и подавление митотической активности у унифицированных опухолей, таких как Нер-2, будет являться наиболее общим, в связи с чем можно экстраполировать его и на другие раки. К тому же, в условиях культуры клеток исключается воздействие данного гормона на опухоль со стороны иммунологически активных лимфоцитов, что показано в экспериментах И.М. Солопаевой на лимфосаркоме Плисса in vivo [8]. До настоящего времени действие препарата ХГч на культуру Нер-2 неизвестно.
Задачей настоящего изобретения является расширение арсенала препаратов, способных подавлять пролиферативную активность и вызывать дезорганизацию и патологические изменения в опухолях типа Нер-2.
Эксперименты выполнены на культуре карциномы гортани Нер-2. Культивирование велось по общепринятым методам работы с монослойными культурами. Клетки поддерживались на пластиковых флаконах 25 см2, 50 мл («Orange Scientific», Бельгия) в смеси из 95% питательной среды Игла MEM и 5% сыворотки эмбрионов коровы производства ООО «Биолот». В культуры добавляли пенициллин в дозе 50 ЕД/мл и стрептомицин в дозе 100 мкг/мл. Для контроля чистоты работ проводили периодические пассажи без антибиотиков. Все манипуляции с культурой и средами выполняли в строго стерильных условиях в операционной под защитой ламинарбокса с горизонтальным потоком воздуха; пересевы выполняли в утренние часы. Для посева новой генерации монослой обрабатывали версеном по щадящему методу, клетки легким встряхиванием переводили во взвесь в небольшое мерное количество свежей теплой (37°C) среды. После подсчета в камере Горяева суспензию разводили до концентрации 50000 клеток в миллилитре, и после добавления определенного количества сыворотки и антибиотиков засевали в новые флаконы, а для цитологического исследования – на половинки покровных стекол, помещенные в пенициллиновые флаконы. Для этого в каждый флакон с помещенной в него половинкой покровного стекла вносили 1 мл клеточной взвеси. В этот же момент ампулу с ХГч разводили оффицинальным физиологическим раствором. В опытные флаконы микропипеткой вносили 50 мкл гормона (50 МЕ/мл смеси), а в контрольные флаконы вносили такое же количество физиологического раствора, но без гормона.
Для цитологического исследования ровно через 24 и 48 часов контрольные и опытные препараты фиксировали в жидкости Карнуа 10 минут, а затем окрашивали железным гематоксилином Вейгарта и эозином с последующим заключением в глицерин-желатиновую смесь. Для достоверности изучались препараты из разных серий поставленного эксперимента. При этом участки монослоя изучались при помощи светового микроскопа «Микмед-2» (увеличение 15×40). Не мене чем на 6000 клеток подсчитывали число митозов с обязательным выделением патологических форм, а также количество поликариоциотов. Отмечались изменения клеточного пласта, формы клеток. В случае необходимости участок рассматривали более детально под увеличением 15×100 с использованием масляной иммерсии.
Примеры.
Пример 1.
20 октября 2006 года был произведен очередной пересев культуры на покровные стекла. Через 24 часа стекло с клетками фиксировали в жидкости Карнуа, а потом окрашивали железным гематоксилином Вейгарта и эозином. Препарат заключали в глицерин-желатиновую смесь. Исследовано 6280 клеток, причем митотически делящихся всего 160 (25,47), из них патологических форм 31 (4,9). Количество поликариоцитов составило 106 (16,87). Доля патологических митозов в препарате – 19,37%.
Пример 2.
15 октября 2006 г.был произведен пересев культуры на покровные стекла. В ряд тест-флаконов внесено по 50 ME гормона. Через 48 часов стекло с клетками фиксировали в жидкости Карнуа, а потом окрашивали железным гематоксилином Вейгарта и эозином. Препарат заключали в глицерин-желатиновую смесь. Исследована 6351 клетка, причем митотически делящихся было 253 (39,8), из них патологических форм 86 (13,5). Количество поликариоцитов составило 162 (25,5). Доля патологических митозов в препарате – 33,99%.
Результаты исследований приведены в таблицах 1 и 2. Как видно из таблиц, митотическая активность контрольных культур (фиг.1) с течением времени возрастает от 27,29±1,36 до 45,55±1,34. Число патологических митозов в них также держится в пределах среднестатистической для этой культуры нормы [2]. Такой показатель, как симпластообразование, для оценки жизнеспособности опухолевой культуры в литературе встречается редко. Похожие данные отмечены для цитопатического действия различных штаммов вируса полиомиелита [2]. Наличие таких постклеточных структур, существенно отличных по морфологии от исходной линии, в данном случае можно считать признаками дезорганизации клеточной культуры.
Культуры после воздействия хорионического гонадотропина имеют характерный вид: помимо возрастания количества поликариоцитов (фиг.2), которые ряд авторов расценивают как одну из патологических форм клеточного деления [2], изменения митотического индекса, распадаются клеточные комплексы – «островки роста», что является похожим на слабые радиационные поражения [3]. Клетки округляются, но одновременно с этим у них появляются тонкие псевдоподии. Это бывает, когда клетка совершает перемещение по поверхности.
Таблица 1 Показатели митотической активности клеток культуры через 24 часа после введения хорионического гонадотропина человека |
Показатели |
Контроль, М±m |
Опыт, М±m |
Процент отличий |
Достоверность |
Митотический индекс |
27,29±1,36 |
24,67±1,83 |
9,6 |
>0,05 |
Нормальные митозы |
20,65±0,58 |
16,1±0,93 |
22,0 |
0,003 |
Патологические митозы |
6,54±1,02 |
8,55±2,363 |
23,5 |
>0,05 |
Процент патологических митозов |
23,6±5,317% |
34,27±4,509% |
45,2 |
<0,01 |
Поликариоциты |
16,2±0,315 |
26,53±1,69 |
63,8 |
<0,001 |
Таблица 2 Показатели митотической активности клеток культуры через 48 часов после введения хорионического гонадотропина человека |
Показатели |
Контроль, М±m |
Опыт, М±m |
Процент отличий |
Достоверность |
Митотический индекс |
45,55±1,34 |
37,72±1,08 |
17,2 |
<0,01 |
Нормальные митозы |
35,91±1,12 |
24,55±1,0 |
31,6 |
<0,01 |
Патологические митозы |
9,63±0,36 |
13,17±0,82 |
36,7 |
<0,05 |
Процент патологических митозов |
21.01±0,84% |
34,92±1,93% |
65,9 |
<0,05 |
Поликариоциты |
14,19±1,61 |
25,4±1,88 |
79,0 |
<0,01 |
Наряду с этим возрастает доля патологических митозов на 45 – 65% от исходного уровня. Митотический индекс при этом снижается в рамках от 9% до 17%.
Причины таких изменений еще не до конца определены. Будучи гормоном, определяющим нормальную пролиферацию и дифференцировку клеток в эмбриогенезе, ХГч ответственен за эти же процессы и во взрослом организме. Отсутствие у клеточной культуры Нер-2 специфических рецепторов, характерных только для гонадотропинов, еще не является преградой для проявления таких эффектов. Так, по данным Peter Petrusz, Madhabananda et al., [7], при помощи авторадиографических и гистохимических методов ХГч удалось обнаружить «…в желтом теле яичников, в интерстициальных клетках, в некоторых развивающихся фолликулах, а также в стенке (преимущественно в гладкомышечных клетках) мелких артериол стромы яичников…». Кроме того, по данным этих же авторов, гормон способен проникать через клеточную стенку не только в цитоплазму, но и в ядро.
Следовательно, помимо доказанного ранее лимфоцитарно-опосредованного действия на опухоль гормон способен оказывать действие на процессы экспрессии некоторых генов, определяющих в том числе дифференцировку и пролиферацию клеток. Такое воздействие возможно через активацию системы антионкогенов, которые способны привести клетку к апоптозу или же затормозить митотический процесс через его нарушение, создав различные летальные формы клеточного деления, что и показано в данном техническом решении.
Литература
2. Блюмкин В.Н., Жданов В.М. Влияние вирусов на хромосомный аппарат и деление клеток. М.: Медицина, 1973 – 266 с.
3. Влияние
4. Солопаева И.М. Хорионический гонадотропин в биологии и медицине. – Н.Новгород: Изд.-во ННГУ, 2000. – 191 с.
6. Химиотерапия злокачественных опухолей. А.К.Белоусова, Н.Н.Блохин, В.И.Борисов и др. / Под ред. Н.Н.Блохина. М.:Медицина, 1977, с.320, ил.
7. Рецепторы клеточных мембран для лекарств и гормонов: междисциплинарный подход: Пер. с англ./ Под ред. Р.У. Штрауба, Л. Болисс.- М.: Медицина, 1983, – 368 с., ил.
8. Солопаева И.М. (RU); Новиков В.В. (RU); Иванова Н.Л. (RU); Аксенова Т.В. (RU) Средство для торможения митотической активности клеток лимфосаркомы Плисса.
Формула изобретения
Способ модуляции патологических процессов и дезорганизации в культуре клеток карциномы гортани Нер-2, предусматривающий использование хорионического гонадотропина человека.
РИСУНКИ
|
|