Патент на изобретение №2349018

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2349018 (13) C1
(51) МПК

H02K41/025 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.09.2010 – действует

На основании пункта 1 статьи 1366 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации патентообладатель обязуется заключить договор об отчуждении патента на условиях, соответствующих установившейся практике, с любым гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом, кто первым изъявил такое желание и уведомил об этом патентообладателя и федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

(21), (22) Заявка: 2008104745/09, 07.02.2008

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

07.02.2008

(46) Опубликовано: 10.03.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1104619 А, 23.07.1984. RU 2211524 С1, 27.08.2003. SU 1030930 А, 23.07.1983. RU 2268543 С1, 20.01.2006. SU 1823094 А, 23.06.1993. RU 2064728 С1, 27.07.1996. RU 2035826 С1, 20.05.1995. RU 2013848 С1, 30.05.1994. GB 1371266 А, 23.10.1974. DE 2655780 А, 15.06.1978. ЕР 0161677 С1, 21.11.1985.

Адрес для переписки:

344038, г.Ростов-на-Дону, пл. Полка народного ополчения, 2, РГУПС, НИЧ

(72) Автор(ы):

Соломин Владимир Александрович (RU),
Соломин Андрей Владимирович (RU),
Трубицина Надежда Анатольевна (RU),
Трубицин Михаил Анатольевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Соломин Владимир Александрович (RU),
Соломин Андрей Владимирович (RU),
Трубицина Надежда Анатольевна (RU),
Трубицин Михаил Анатольевич (RU)

(54) ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

(57) Реферат:

Изобретение относится к электротехники, к электроприводам с прямолинейным или возвратно-поступательным движением рабочих органов и может быть использовано для электрического транспорта. Технический результат состоит в обеспечении поперечной стабилизации. Линейный асинхронный двигатель содержит индуктор, состоящий из сердечника с многофазной обмоткой. Вторичный элемент содержит сердечник, в пазах которого расположены один над другим изолированные электропроводящие стержни, замкнутые с одной стороны общей электропроводящей шиной. С другой стороны они замкнуты замыкающим цилиндром, состоящим из электропроводящей и изоляционной частей, с рукояткой. Пазы сердечника вторичного элемента содержат центральную часть, перпендикулярную горизонтальной оси замыкающего цилиндра, и примыкающие к ней под одинаковыми углами с обеих сторон боковые части. Все электропроводящие стержни повторяют форму паза. 5 ил.

Изобретение относится к области электротехники, а более точно к линейным асинхронным двигателям (ЛАД), предназначенным для электроприводов с прямолинейным или возвратно-поступательным движением рабочих органов и электрического транспорта.

Известен линейный асинхронный двигатель, содержащий индуктор, состоящий из сердечника и трехфазной обмотки, и вторичный элемент, состоящий из сердечника, в пазах которого расположены один над другим изолированные электропроводящие стержни, замкнутые с одной стороны общей электропроводящей шиной, а с другой – замыкающим цилиндром, состоящим из электропроводящей и изоляционной частей, установленным с возможностью поворота вокруг своей горизонтальной оси (см., например, а.с. СССР МПК Н02K 41/025, №1350778, 87 г., патент РФ МПК Н02K 41/025, №1823094, 93 г.).

Данные ЛАД не способны развивать стабилизирующие усилия при боковом смещении вторичного элемента относительно своего индуктора.

Наиболее близким по своей технической сути к заявляемому является ЛАД, содержащий индуктор, состоящий из сердечника и трехфазной обмотки, и вторичный элемент, состоящий из сердечника, в пазах которого расположены один над другим изолированные электропроводящие стержни, замкнутые с одной стороны общей электропроводящей шиной, а с другой – замыкающим цилиндром, состоящим из электропроводящей и изоляционной частей, установленным с возможностью поворота вокруг своей горизонтальной оси (см. а.с. СССР МПК Н02K 41/025, №1104619, 84 г.). Этот ЛАД выбран в качестве прототипа.

Неспособность данного ЛАД развивать усилия поперечной стабилизации при боковом смещении вторичного элемента относительно индуктора – недостаток прототипа.

Технической задачей настоящего изобретения является устранение отмеченного недостатка в разработанной конструкции ЛАД.

Решение данной технической задачи достигается тем, что в ЛАД, содержащем индуктор, состоящий из сердечника и трехфазной обмотки, и вторичный элемент, состоящий из сердечника, в пазах которого расположены один над другим изолированные электропроводящие стержни, замкнутые с одной стороны общей электропроводящей шиной, а с другой – замыкающим цилиндром, состоящим из электропроводящей и изоляционной частей, установленным с возможностью поворота вокруг своей горизонтальной оси, согласно изобретению пазы сердечника вторичного элемента содержат центральную часть, перпендикулярную горизонтальной оси замыкающего цилиндра, и примыкающие к ней под одинаковыми углами с обеих сторон боковые части, при этом все электропроводящие стержни повторяют форму паза.

Выполнение пазов сердечника вторичного элемента содержащими центральную часть, перпендикулярную горизонтальной оси замыкающего цилиндра, и примыкающие к ней под одинаковыми углами с обеих сторон боковые части, при этом все электропроводящие стержни повторяют форму паза – эти признаки определяют новизну и существенные отличия данного технического решения.

В дальнейшем изобретение поясняется примером его конкретного выполнения со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых:

фиг.1 изображает общий вид ЛАД (поперечное сечение);

фиг.2 – вторичный элемент ЛАД (вид сверху схематично);

фиг.3 показывает ЛАД, вторичный элемент которого смещен влево относительно индуктора ЛАД;

фиг.4 изображает направление действия сил, приложенных ко вторичному элементу ЛАД, при симметричном расположении вторичного элемента относительно индуктора;

фиг.5 – то же самое при боковом смещении вторичного элемента относительно индуктора ЛАД влево.

ЛАД (фиг.1) содержит индуктор, состоящий из сердечника 1 и трехфазной обмотки 2. Вторичный элемент 3 состоит из сердечника 4, в пазах которого расположены один над другим изолированные электропроводящие стержни 5, замкнутые с одной стороны общей электропроводящей шиной 6, а с другой стороны – замыкающим цилиндром 7, состоящим из электропроводящей и изоляционной частей и оборудованным рукояткой 8.

На фиг.2 показан схематично вид вторичного элемента сверху. Видно, что пазы и электропроводящие стержни 5 содержат центральную часть 9 и боковые части 10 и 11. Остальные обозначения те же, что и на фиг.1.

На фиг.3 показано боковое смещение вторичного элемента 3 относительно индуктора ЛАД. Здесь все обозначения те же, что и на фиг.1.

На фиг.4 показаны усилия, действующие на вторичный элемент ЛАД при симметричном расположении вторичного элемента относительно индуктора: F1 и F2 – усилия, действующие на вторичный элемент; Fб1 и Fб2 – поперечные усилия, действующие на вторичный элемент; FТ1 и FТ2 – тяговые усилия, действующие на вторичный элемент. Остальные обозначения те же, что и на фиг.2.

На фиг.5 показаны те же самые силы, что и на фиг.4, но при боковом смещении вторичного элемента относительно индуктора ЛАД.

Рассмотрим принцип действия данного ЛАД.

При подключении трехфазной обмотки 2 к источнику трехфазного напряжения создается бегущее магнитное поле, пересекающее стержни 5 короткозамкнутой обмотки вторичного элемента и наводящее в них электродвижущие силы (ЭДС). Под действием ЭДС в стержнях 5 потекут токи, взаимодействующие с бегущим магнитным полем. В результате этого взаимодействия создаются механические усилия FТср, F1 и F2, приложенные соответственно к центральной и боковым частям вторичного элемента. Усилия F1 и F2 разлагаются на составляющие FТ1, FТ2, Fб1, Fб2. Тяговые усилия FТср, FТ1 и FТ2 приводят в движение вторичный элемент, а одинаковые по величине усилия Fб1 и Fб2 (фиг.1 и фиг.4) взаимно уравновешивают друг друга и не оказывают влияния на движение вторичного элемента ЛАД. При смещении вторичного элемента относительно индуктора ЛАД влево (фиг.3) часть обмотки вторичного элемента оказывается вне пределах индуктора (фиг.3). Поэтому возникающие в результате взаимодействия бегущего магнитного поля с токами вторичного элемента усилия F1 и F2 станут неодинаковыми (F12). Одновременно нарушается равенство поперечных усилий Fб1 и Fб2 (фиг.5), причем Fб1< Fб2. Под действием разности поперечных усилий Fб2-Fб1 вторичный элемент ЛАД будет автоматически возвращаться в симметричное положение относительно индуктора (фиг.1 и фиг.4). Таким образом будет осуществляться автоматическая поперечная самостабилизация вторичного элемента относительно индуктора ЛАД. Причем при увеличении поперечного смещения вторичного элемента пропорционально будет возрастать разность поперечных усилий Fб2-Fб1, возвращающих вторичный элемент в симметричное положение. Как и у прототипа, вращением замыкающего цилиндра 7 (фиг.1 и фиг.2) можно изменять величину сопротивления короткозамкнутой обмотки вторичного элемента и регулировать величину механических усилий и скорость движения ЛАД.

По сравнению с прототипом реализована возможность создания усилий поперечной стабилизации при боковом смещении вторичного элемента относительно индуктора ЛАД.

Формула изобретения

Линейный асинхронный двигатель, содержащий индуктор, состоящий из сердечника и трехфазной обмотки, и вторичный элемент, состоящий из сердечника, в пазах которого расположены один над другим изолированные электропроводящие стержни, замкнутые с одной стороны общей электропроводящей шиной, а с другой – замыкающим цилиндром, состоящим из электропроводящей и изоляционной частей, установленным с возможностью поворота вокруг своей горизонтальной оси, отличающийся тем, что пазы сердечника вторичного элемента содержат центральную часть, перпендикулярную горизонтальной оси замыкающего цилиндра, и примыкающие к ней под одинаковыми углами с обеих сторон боковые части, при этом все электропроводящие стержни повторяют форму паза.

РИСУНКИ

Categories: BD_2349000-2349999