|
На основании пункта 1 статьи 1366 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации патентообладатель обязуется заключить договор об отчуждении патента на условиях, соответствующих установившейся практике, с любым гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом, кто первым изъявил такое желание и уведомил об этом патентообладателя и федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. |
(21), (22) Заявка: 2007129390/03, 01.08.2007
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
01.08.2007
(46) Опубликовано: 10.03.2009
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
SU 1477895 А1, 07.05.1989. RU 2286434 С1, 27.10.2006. SU 899833 А1, 23.01.1982. SU 1760066 А1, 07.09.1992. RU 2002026 С1, 30.10.1993. SU 1155716 А1, 15.05.1985. RU 2197596 С2, 27.01.2003. GB 2351101 A, 20.12.2000. US 4064953 A, 27.12.1977. US 6186249 A, 13.02.2001.
Адрес для переписки:
123182, Москва, ул. Авиационная, 68, кв.490, Н.М. Панину
|
(72) Автор(ы):
Панин Николай Митрофанович (RU), Полуянов Артем Всеволодович (RU), Татарчук Юрий Серафимович (RU), Егоров Николай Гаврилович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Панин Николай Митрофанович (RU)
|
(54) ПРОТИВОАВАРИЙНЫЙ ПЕРЕВОДНИК
(57) Реферат:
Изобретение относится к противоаварийному инструменту, используемому в области бурения и эксплуатации скважин различного назначения, а именно к разъединительным устройствам, предназначенным для отсоединения свободной части колонны труб от прихваченной в скважине. Техническим результатом является упрощение конструкции, расширение области применения и сокращение затрат времени на ликвидацию аварий. Противоаварийный переводник включает верхнюю и нижнюю втулки с контактирующими торцевыми кулачками и размещенный в их полости подпружиненный сердечник с буртом под пружину на наружной поверхности. Причем сердечник и нижняя втулка соединены левой резьбой, а верхняя втулка и сердечник выполнены с узлом передачи крутящего момента, приводимого в рабочее положение путем перемещения верхней и нижней втулок одна относительно другой. При этом узел передачи крутящего момента выполнен в виде зубчатого зацепления, шлицевого соединения или конусной фрикционной пары и снабжен сигнализатором срабатывания кулачкового соединения втулок, выполненным в виде радиальных отверстий в верхней втулке, перекрытых в исходной положении буртом сердечника. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к противоаварийному инструменту, используемому в области бурения и эксплуатации скважин различного назначения, а именно к разъединительным устройствам, предназначенным для отсоединения свободной части колонны труб от прихваченной в скважине.
Известно разъединительное устройство, включающее корпус, верхний и нижний переходники, последний из которых соединен с корпусом посредством левой резьбы и стопорных пальцев, и подвижный шток с поршнем, установленный в корпусе с возможностью взаимодействия со стопорными пальцами (см. авт.св. СССР № 438774, кл. E21В 17/06, 1973 г.).
Недостатком известного устройства является сложность конструкции и оставление в скважине значительного количества деталей после разъединения колонны.
Наиболее близким к предложенному по технической сущности и достигаемому результату является противоаварийный переводник, включающий верхнюю и нижнюю втулки с контактирующими торцевыми кулачками и размещенный в их полости подпружиненный сердечник с буртом под пружину на наружной поверхности (см. авт.св. СССР №1477895, кл. Е21В 17/06, 1986 г.).
По сравнению с аналогом в данном устройстве после его срабатывания в скважине остается только нижний переходник с клапаном, что значительно упрощает проведение дальнейших работ по ликвидации аварии.
К недостаткам прототипа следует отнести следующее:
– сложность конструкции и, как следствие этого, – малую надежность, которая усугубляется вероятностью заклинивания вкладышей в окнах ниппеля из-за значительных нагрузок, воспринимаемых ими в процессе работы;
– ограниченная область применения, связанная с невозможностью использования в случае отсутствия циркуляции очистного агента, например, при обвалах стенок скважин или «прижогах» породоразрушающего инструмента, в первую очередь, алмазных долот или коронок;
– необходимость обязательного использования бросового клапана и его последующего извлечения (в случае невозможности подъема колонны труб) для проведения дополнительных работ по ликвидации аварий, что значительно увеличивает непроизводительные затраты времени.
В связи с изложенным техническим результатом изобретения является упрощение конструкции, расширение области его применения и сокращение непроизводительных затрат времени на ликвидацию аварий.
Для достижения указанного технического результата в противоаварийном переводнике, включающем верхнюю и нижнюю втулки с контактирующими торцевыми кулачками и размещенный в их полости подпружиненный сердечник с буртом под пружину на наружной поверхности, согласно изобретению сердечник и нижняя втулка соединены левой резьбой, а верхняя втулка и сердечник выполнены с узлом передачи крутящего момента, приводимого в рабочее положение перемещения верхней и нижней втулок одна относительно другой.
Достижению указанного технического результата способствует также и то, что:
– узел передачи крутящего момента выполнен в виде зубчатого зацепления, шлицевого соединения или конусной фрикционной пары;
– противоаварийный переводник снабжен сигнализатором срабатывания узла передачи крутящего момента, выполненным в виде радиальных отверстий в верхней втулке, перекрытых в исходном положении буртом сердечника.
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1, 2 и 3 показаны различные варианты выполнения противоаварийного переводника.
Противоаварийный переводник включает верхнюю и нижнюю втулки 1 и 2 с торцевыми кулачками 3 для передачи крутящего момента от верхней части бурильной колонны к нижней. В полости втулок 1 и 2 размещены сердечник 4 и пружина 5, установленная между буртами 6 и 7 соответственно на внутренней поверхности верхней втулки 1 и на наружной поверхности сердечника 4. Нижняя втулка 2 и сердечник 4 выполнены с левой резьбой 8 для восприятия осевых нагрузок в процессе спуско-подъемных операций. Для развинчивания левой резьбы 8 и тем самым для разъединения колонны труб служит узел передачи крутящего момента, выполненный в виде зубчатого зацепления 9, шлицевого соединения 10 или фрикционной пары 11. Узлы передачи крутящего момента 9-11 образованы ответными конусными или цилиндрическими парами на внутренней поверхности верхней втулки 1 и наружной поверхности бурта 7 сердечника 4. Для регулирования усилия срабатывания пружины 5 может использоваться набор подкладных шайб 12 разной толщины или поджимная гайка 13. Однако в любом случае рабочий ход пружины 5 должен быть больше высоты торцевых кулачков 3, разъединение которых фиксируется сигнализатором, выполненным в виде радиальных отверстий 14. Последние в исходном положении изолированы от внутренней полости устройства, например перекрытия их буртом 7 сердечника 4. Для герметизации полости, где размещена пружина 5, используются уплотнительные кольца 15. Переводник устанавливается в бурильной колонне или другой колонне труб над предполагаемым участком прихвата.
Принцип работы противоаварийного переводника заключается в следующем. В процессе работы, например бурения, крутящий момент от наземного привода передается на расположенную ниже противоавариного перводника часть бурильной колонны через кулачковое соединение 3. При этом осевая нагрузка передается в зависимости от веса нижерасположенной части бурильной колонны через резьбовое соединение 8 или через кулачковое соединение 3. В случае аварии и необходимости разъединения колонны к ней прикладывают посредством талевой системы или домкрата направленную вверх осевую нагрузку и приводят узел передачи крутящего момента 9-11 в рабочее положение. При этом происходит расфиксация кулачкового соединения 3, высота зацепления кулачков которого меньше рабочего хода пружины 6, и открытие радиальных каналов 14, о чем свидетельствует резкое снижение давления очистного агента на манометре, установленном на нагнетательной линии бурильной колонны. Падение давления очистного агента свидетельствует о приведении узла передачи крутящего момента 9-11 в рабочее положение. После этого при правом вращении колонны осуществляют ее развинчивание по левой резьбе 8. При этом вращение верхней части колонны труб осуществляется через верхнюю втулку 1, зубчатую передачу 9 или шлицевое соединение 10 или фрикционную пару 11 и сердечник 4. После разъединения колонны в скважине от противоаварийного переводника остается только нижняя втулка 2, что значительно упрощает и ускоряет проведение дальнейших работ по ликвидации аварии. Кроме того, свободный проходной канал в переводнике позволяет производить без его подъема из скважины спуск различных приборов и взрывных устройств, например шнурковых торпед, а также осуществлять закачку специальных жидкостей, например установку нефтяных ванн через низ колонны при наличии циркуляции жидкости. В случае же ее отсутствия колонну разъединяют и после подъема свободной части приступают к ликвидации аварии с применением наиболее эффективных средств для конкретного вида прихвата колонны.
Таким образом, использование предложенного противоаварийного переводника позволит значительно снизить затраты времени на ликвидацию аварий самого различного вида, а следовательно, сократить материальные затраты и снизить стоимость буровых работ.
Формула изобретения
1. Противоаварийный переводник, включающий верхнюю и нижнюю втулки с контактирующими торцевыми кулачками и размещенный в их полости подпружиненный сердечник с буртом под пружину на наружной поверхности, отличающийся тем, что сердечник и нижняя втулка соединены левой резьбой, а верхняя втулка и сердечник выполнены с узлом передачи крутящего момента, приводимого в рабочее положение путем перемещения верхней и нижней втулок одной относительно другой, при этом переводник снабжен сигнализатором срабатывания узла передачи крутящего момента, выполненным в виде радиальных отверстий в верхней втулке, перекрытых в исходном положении буртом сердечника.
2. Противоаварийный переводник по п.1, отличающийся тем, что узел передачи крутящего момента выполнен в виде зубчатого зацепления, шлицевого соединения или конусной фрикционной пары.
РИСУНКИ
|
|