Патент на изобретение №2348735
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(54) СТАЛЬ КОЛЕСНАЯ
(57) Реферат:
Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при изготовлении колес экскаваторов и тележек. Сталь содержит углерод, кремний, марганец, хром, молибден, никель, ванадий, кальций, алюминий, железо и примеси при следующем соотношении компонентов, мас.%: углерод 0,38-0,45, кремний 0,17-0,40, марганец 0,60-1,10, никель 0,20-0,40, хром 1,00-1,30, молибден 0,25-0,35, ванадий 0,05-0,10, кальций 0,030, алюминий 0,015-0,050, железо и примеси – остальное. Повышаются характеристики сопротивления хрупким разрушениям, прочность и хладостойкость. 1 табл.
Изобретение относится к области металлургии и может быть применено для изготовления колес экскаваторов, тележек. Известна конструкционная среднелегированная сталь марки 35ХМЛ (ГОСТ 977-75) следующего состава, мас.%:
Данная сталь после закалки и отпуска обеспечивает заданный уровень прочности в сечении до 50 мм. Самой близкой по составу, принятой в качестве прототипа, является сталь марки 35ХМФЛ (ГОСТ 977-75), применяемая в общем машиностроении следующего состава, мас.%:
Данная сталь не обеспечивает заданного уровня работоспособности из-за хрупкого разрушения в процессе эксплуатации. Задачей изобретения является обеспечение высоких характеристик сопротивления хрупким разрушениям, увеличение прочности стали и за счет измельчения зерна улучшение ее хладостойкости. Решение данной задачи достигается тем, что в сталь, содержащую С, Si, Mn, Cr, Мо, вводят дополнительно Ni, V, Са, Al, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Выбор элементов для легирования выбранной марки стали определялся требуемыми свойствами и стоимостью. Углерод в стали в количестве С=0,38-0,45% выбран с целью обеспечения высокой пластичности, снижения хрупкости околошовной зоны и исключения вероятности образования холодных трещин. Марганец в стали в количестве Mn=0,60-1,10% выбран из условия обеспечения полной раскисленности стали, повышения прокаливаемости и снижения температуры порога хладноломкости. Никель в стали в количестве Ni=0,20-0,40% обеспечивает повышение пластичности, вязкости и хладостойкости стали. Кремний в стали в количестве Si=0,17-0,40% является активным раскислителем стали и понижает чувствительность к перегреву. Молибден в стали в количестве 0,25-0,35% обеспечивает повышение ударной вязкости и уменьшает чувствительность к отпускной хрупкости. Алюминий в стали в количестве Al=0,015-0,050% обеспечивает полную раскисленность стали и способствует получению мелкозернистой структуры. Пример. Известные и предлагаемые составы сталей выплавлялись в индукционных печах ИСТ-16 и разливались в изложницы по 50 кг. В табл.1 приведены химические составы предлагаемой стали и известных, а также данные по работе удара (KV) при t=-50°С для основного металла. Представленные данные показывают, что введение в состав стали новых компонентов совместно с компонентами известного состава позволяет повысить низкотемпературную работу удара стали.
Формула изобретения
Колесная сталь, содержащая углерод, кремний, марганец, хром, молибден, железо и примеси, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит никель, ванадий, кальций, алюминий при следующем соотношении компонентов, мас.%:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||