Патент на изобретение №2348703
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ШТРИПСОВ
(57) Реферат:
Изобретение относится к области прокатного производства, в частности к получению штрипсов, используемых при изготовлении сварных труб для магистральных нефтегазопроводов. Для снижения себестоимости и повышения эксплуатациионных свойств штрипсов способ включает выплавку стали, непрерывную разливку стали в слябы, нагрев слябов до 1190-1250°С, горячую прокатку с температурой окончания 820-870°С, охлаждение водой до 500-580°С, смотку штрипсов в рулоны, охлаждение рулонов со скоростью 5-20°С/ч до температуры не выше 100°С. Для получения слябов выплавляют сталь, содержащую, мас.%: 0,08-0,13 С, 0,50-0,70 Mn, 0,40-0,65 Si, 0,05-0,09 V, 0,015-0,040 Nb, 0,01-0,03 Ti, 0,02-0,05 Al, не более 0,008 N, не более 0,3 Cr, не более 0,3 Ni, не более 0,2 Cu, не более 0,005 S, не более 0,015 Р, остальное – Fe, при выполнении соотношений: Cэ=C+Mn/6+(Cr+V+Ti)/5+(Cu+Ni)/15 Рсм=C+(Mn+Cr+Cu)/20+Si/30+Ni/15+V/10
Изобретение относится к прокатному производству, конкретнее к режимам прокатки и охлаждения штрипсов из низколегированной стали, используемых для изготовления сварных труб для магистральных нефтегазопроводов. Известен способ производства полос из низколегированной стали, включающий нагрев слябов до температуры 1050-1220°С, выдержку, многопроходную черновую и чистовую прокатку с температурой окончания 800-900°С, охлаждение полос водой на отводящем рольганге до температуры 350-500°С и смотку в рулоны [1]. Недостатки известного способа состоят в том, что горячекатаные полосы имеют низкие и нестабильные механические свойства. Это приводит к увеличению отбраковки и повышению себестоимости производства полос. Известен также способ производства высокопрочных полос из низколегированной стали, включающий нагрев слябов до температуры не выше 1100°С, выдержку при температуре нагрева, многопроходную черновую и чистовую прокатку с температурой окончания 680-850°С, охлаждение полос водой до температуры 300-500°С и смотку в рулоны [2]. Известный способ также не обеспечивает высоких и стабильных по длине полос механических свойств, что увеличивает их отбраковку и себестоимость производства. Наиболее близким аналогом по своей технической сущности и достигаемым результатам к предлагаемому изобретению является способ горячей прокатки полос из сталей с карбонитридным упрочнением. Способ включает нагрев слябов из стали следующего химического состава, масс.%: С 0,09; Si 0,59; Mn 0,66; P 0,007; S 0,003; Nb 0,036; Ti 0,016; V 0,075; N 0,06. Слябы нагревают до температуры аустенитизации 1100-1250°С, производят черновую горячую прокатку, чистовую горячую прокатку с температурой окончания 820-870°С. Прокатанные полосы охлаждают водой до температуры 550-620°С и сматывают в рулоны [3]. Недостатки известного способа состоят в том, что горячекатаные полосы имеют низкие эксплуатационные свойства, а именно при неблагоприятном сочетании содержаний химических элементов полосы имеют неудовлетворительную свариваемость и коррозионную стойкость. Кроме того, сталь известного состава требует вакуумирования перед разливкой и в ее химическом составе не допускается присутствия хрома, никеля и меди, что исключает возможность использования металлолома при выплавке. Все это повышает себестоимость производства полос. Техническая задача, решаемая изобретением, состоит в снижении себестоимости производства и повышении эксплуатационных свойств штрипсов. Для решения поставленной технической задачи в известном способе производства штрипсов, включающем выплавку стали, непрерывную разливку в слябы, нагрев слябов до температуры 1190-1250°С, горячую прокатку с температурой окончания 820-870°С, охлаждение водой до температуры 500-580°С и смотку штрипсов в рулоны, согласно предложению смотанные рулоны охлаждают со скоростью 5-20°С/ч до температуры не выше 100°С, слябы разливают из стали следующего химического состава, мас.%:
причем суммарное содержание в стали углерода С, марганца Mn, хрома Cr, ванадия V, ниобия Nb, титана Ti, меди Cu, никеля Ni должно удовлетворять соотношениям: Сэ=C+Mn/6+(Cr+V+Ti)/5+(Cu+Ni)15 Сущность предлагаемого изобретения состоит в следующем. Высокий комплекс эксплуатационных свойств штрипсов для газонефтепроводных труб обеспечивается при одновременной оптимизации химического состава стали и температурных режимов производства и охлаждения рулонов. В стали предложенного химического состава в процессе прокатки штрипсов в температурном интервале от 1190-1250 до 820-870°С обеспечивается полное выделение дисперсных карбонитридных частиц типа V (C, N) и измельчение в процессе прокатки аустенитных зерен микроструктуры. Охлаждение «свежедеформированного» мелкозернистого аустенита водой от температуры конца прокатки Ткп=820-870°С до температуры смотки Тсм=500-580°С обеспечивает формирование в стали микроструктуры зернистого перлита с номером зерна не ниже 11 балла. Последующее охлаждение штрипса, смотанного в рулон, с регламентированной скоростью V=5-20°С/ч до температуры не выше Тр=100°С обеспечивает высокие и равномерные механические и эксплуатационные свойства, несмотря на то, что сталь содержит в своем составе примесные элементы – хром, никель, медь, серу и фосфор. Регламентированное охлаждение рулонов со скоростью 5-20°С/ч до температуры не выше 100°С обеспечивает формирование стабильной микроструктуры и свойств штрипсов, что улучшает их эксплуатационные свойства, снижает отбраковку и себестоимость производства. Высокая свариваемость штрипсов обеспечивается тем, что углеродный эквивалент Сэ, характеризующий степень легированности стали, в том числе примесными металлами (Cr, Ni, Cu), ограничен величиной Сэ Кроме того, поскольку нефтегазопроводные трубы, изготовленные из штрипсов, при эксплуатации испытывают действие агрессивных компонентов (в частности, сероводорода), входящих в транспортируемые под давлением нефть и газ, то для исключения сероводородного растрескивания под напряжением содержание химических элементов в стали дополнительно ограничено параметром трещиностойкости Рсм Таким образом, использование для изготовления штрипсов для нефтегазопроводных труб стали предложенного состава с ограничением параметров Сэ и Рсм при заданных значениях температур нагрева слябов, Ткп, Тсм, скорости регламентированного охлаждения рулона V и температуры его окончания Тр обеспечивает повышение эксплуатационных свойств штрипсов – свариваемость и трещиностойкость. Исключение необходимости вакуумирования расплава стали перед разливкой и возможность применения при выплавке металлолома снижают себестоимость производства штрипсов. Экспериментально установлено, что при регламентированном охлаждении рулонов от температуры Тсм=500-580°С со скоростью менее 5°С/ч удлиняется период охлаждения, увеличивается время оборачиваемости оборотных средств предприятия и себестоимость штрипсов. Увеличение скорости охлаждения более 20°С/ч приводит к появлению неравномерности механических свойств внешних и внутренних витков рулонов, что ухудшает эксплуатационные свойства штрипсов. При температуре окончания регламентированного охлаждения выше 100°С ухудшается равномерность механических свойств по длине штрипсов. Помимо этого, по условиям безопасности персонала и технологического оборудования рулоны нельзя назначать на последующие операции (порезку, правку, отгрузку и др.). Увеличение температуры нагрева слябов выше 1250°С приводит к росту аустенитного зерна, ослаблению границ зерен, разнобалльности микроструктуры стали. Снижение температуры нагрева менее 1190°С не позволяет полностью растворить крупные карбонитридные частицы в стали, что ухудшает ее механические и эксплуатационные характеристики. При температуре Ткп выше 870°С не достигается достаточная степень упрочнения штрипса, а при Ткп ниже 820°С ухудшаются вязкостные свойства при отрицательных температурах. Это приводит к снижению эксплуатационных свойств штрипсов. Охлаждение штрипсов водой до температуры Тсм выше 580°С приводит к росту размеров зернистого перлита, ухудшению трещиностойкости. При Тсм ниже 500°С ухудшается ударная вязкость штрипсов при отрицательных температурах и эксплуатационные свойства штрипсов. Углерод в стали предложенного состава определяет ее прочностные свойства. Снижение содержания углерода менее 0,08% приводит к падению прочности ниже допустимого уровня. Увеличение содержания углерода сверх 0,13% ухудшает пластичность и вязкость стали. Марганец введен для раскисления и повышения прочности стали, связывания примесной серы в сульфиды. При содержании марганца менее 0,50% снижается прочность стали и вязкость при отрицательных температурах, приводит к увеличению отбраковки. Повышение концентрации марганца сверх 0,70% ухудшает пластичность стали, снижает трещиностойкость. Кремний раскисляет и упрочняет сталь, повышает ее упругие свойства. При содержании кремния менее 0,40% прочность стали недостаточна. Увеличение содержания кремния более 0,65% приводит к возрастанию количества силикатных неметаллических включений, охрупчивает сталь, ухудшает ее пластичность. Ванадий и ниобий образуют с углеродом карбиды VC, NbC, а с азотом – нитриды VN, NbN. Мелкие нитриды и карбонитриды ванадия и ниобия располагаются по границам зерен и субзерен, тормозят движение дислокации и тем самым упрочняют сталь. При содержании ванадия менее 0,05% и ниобия менее 0,015% их влияние недостаточно велико, свойства стали ниже допустимого уровня. Увеличение концентрации ванадия более 0,09% или ниобия более 0,040% вызывает дисперсионное твердение проката и приводит к их выделению на границах зерен в виде интерметаллических соединений. Это ухудшает эксплуатационные свойства штрипсов. Титан является сильным карбидообразующим элементом, упрочняющим сталь. Снижение концентрации титана менее 0,01% не оказывает благоприятного влияния на механические свойства горячекатаных штрипсов. Однако при сварке труб титан полностью выгорает, поэтому повышение его концентрации в стали выше 0,030% нецелесообразно. Алюминий является раскисляющим и модифицирующим элементом. При содержании алюминия менее 0,02% его воздействие проявляется слабо, сталь имеет низкие механические свойства. Увеличение содержания алюминия более 0,05% приводит к графитизации стали, потере прочности, ухудшению эксплуатационных свойств штрипсов. Азот является карбонитридообразующим элементом, упрочняющим сталь. Однако повышение концентрации азота сверх 0,008% приводит к снижению вязкостных свойств при отрицательных температурах, что недопустимо. Хром, никель и медь способствуют повышению прочностных свойств и стойкости против питтинговой коррозии, но при содержании хрома более 0,3%, никеля более 0,3% или меди более 0,2% имеет место ухудшение эксплуатационных свойств штрипсов. В то же время полное исключение этих элементов из состава стали приводит к ее удорожанию и повышению себестоимости штрипсов. Сера является вредной примесью, снижающей пластические и вязкостные свойства. При концентрации серы не более 0,005% ее вредное действие проявляется слабо и не приводит к заметному снижению эксплуатационных свойств штрипсов. В то же время более глубокое удаление серы удорожает сталь, увеличивает себестоимость производства штрипсов. Фосфор в количестве не более 0,015% целиком растворяется в Углеродный эквивалент Сэ определяет свариваемость стали. Если Сэ=C+Mn/6+(Cr+V+Ti)/5+(Cu+Ni)/15>0,39%, то прочность сварного шва трубы, изготовленной из штрипса, будет меньше прочности основного металла. Это снижает эксплуатационные свойства штрипса. Параметр трещиностойкости Рсм характеризует устойчивость стали к растрескиванию под действием механического напряжения, вызванного давлением в трубопроводе перекачиваемым продуктом, содержащим агрессивные компоненты. В случаях, когда имеет место неблагоприятное сочетание концентраций компонентов в стали, т.е. если Рсм=C+(Mn+Cr+Cu)/20+Si/30+Ni/15+V/10>0,24%, сталь имеет низкую стойкость против трещинообразования, что снижает эксплуатационные свойства штрипса. Стали различных составов выплавляли в кислородном конвертере из передельного чугуна с использованием металлического лома. Расплавы раскисляли ферромарганцем, ферросилицием, легировали феррованадием, феррониобием, ферротитаном, вводили металлический алюминий. Проводили десульфурацию и дефосфорацию расплава, продувку аргоном. Химический состав сталей для штрипсов приведен в таблице 1. Выплавленную сталь подвергают непрерывной разливке в слябы толщиной 275 мм. Непрерывнолитые слябы садят в газовую печь с шагающими балками и производят их нагрев до температуры аустенитизации Та=1220°С. Нагретые слябы подвергают горячей прокатке в черновой и чистовой группах клетей непрерывного широкополосного стана 2000 в штрипсы толщиной 8,0 мм. Заданную температуру окончания прокатки Ткп=845°С поддерживают изменением скорости прокатки и межклетевым охлаждением раската. Прокатанные штрипсы при транспортировании по отводящему рольгангу охлаждают ламинарными струями воды до температуры Tсм=540°C, после чего сматывают в рулоны. Горячекатаные рулоны подвергают регламентированному охлаждению со скоростью V=12,5°С/ч при обдуве воздухом. Регламентированное охлаждение ведут до температуры рулонов Тр=90°С. Варианты реализации предложенного способа и показатели их эффективности приведены в таблице 2. Из данных, приведенных в таблицах 1 и 2, следует, что при реализации предложенного способа (варианты №2-6, химический состав сталей №2-6) обеспечиваются наиболее высокие механические и эксплуатационные свойства штрипсов. Одновременно с этим, поскольку в химическом составе предложенной стали допускается присутствие примесных элементов – хрома, никеля и меди, ее выплавка производится с применением металлического лома. Данная сталь не требует вакуумирования перед разливкой. Благодаря этому себестоимость штрипсов, произведенных согласно предложенному способу, снижается и составляет Q=85-88% от себестоимости производства полос по способу-прототипу (вариант №8), принятой за 100%. В случаях запредельных значений заявленных параметров (варианты №1 и №7) имеет место ухудшение эксплуатационных свойств штрипсов при росте себестоимости Q до 95% (вариант №1). Помимо более высокой себестоимости производства Q, способ-прототип (вариант №8) также характеризуется низкими эксплуатационными свойствами полос по сравнению с предложенным способом.
Технико-экономические преимущества предложенного способа производства штрипсов состоят в том, что за счет одновременной оптимизации химического состава стали и температурных режимов ее горячей прокатки и охлаждения рулонов обеспечивается возможность присутствия в стали примесных элементов – хрома, никеля, меди. При ограничении величин углеродного эквивалента Сэ Благодаря возможности использования металлического лома при выплавке стали и исключению необходимости проведения вакуумирования расплава перед непрерывной разливкой обеспечивается снижение себестоимости производства штрипсов. В качестве базового объекта при оценке технико-экономической эффективности предложенного способа выбран способ-прототип. Использование стали предложенного состава позволит повысить рентабельность производства магистральных труб для нефте- и газопроводов на 12-15%. Литературные источники 1. Патент США №4421573, МПК C21D 8/02, C21D 9/46, 1983. 2. Заявка Японии №57-29528, МПК C21D 8/00, С22С 38/12, 1982. 3. Патент Российской Федерации №2195505, МПК C21D 8/04, С22С 38/12, 2002.
Формула изобретения
1. Способ производства штрипсов для нефтегазопроводных труб, включающий выплавку стали, непрерывную разливку в слябы, нагрев слябов до температуры 1190-1250°С, горячую прокатку с температурой окончания 820-870°С, охлаждение водой до температуры 500-580°С и смотку штрипсов в рулоны, отличающийся тем, что смотанные рулоны охлаждают со скоростью 5-20°С/ч до температуры не выше 100°С. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что выплавляют сталь следующего химического состава, мас.%:
3. Способ по п.2, отличающийся тем, что выплавляют сталь с содержанием С, Mn, Cr, V, Ti, Cu, Ni, Si, удовлетворяющим следующим соотношениям: Cэ=C+Mn/6+(Cr+V+Ti)/5+(Cu+Ni)/15 Pсм=С+(Mn+Cr+Cu)/20+Si/30+Ni/15+V/10 где Сэ – углеродный эквивалент, %; Рсм – параметр трещиностойкости, %.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||