Патент на изобретение №2348375

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2348375 (13) C1
(51) МПК

A61C13/23 (2006.01)
A61C13/275 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2007123459/14, 22.06.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

22.06.2007

(46) Опубликовано: 10.03.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2261887 С1, 10.10.2005. RU 2299706 С2, 27.05.2007. RU 2269322 С1, 10.02.2004. RU 2170562 С1, 20.07.2001. RU 2103939 С1, 10.02.1998. JP 6237948 А, 30.08.1994.

Адрес для переписки:

123154, Москва, б-р Ген. Карбышева, 5, корп.1, кв.73, М.Л.Меликяну

(72) Автор(ы):

Меликян Меликсет Литвинович (RU),
Меликян Гарегин Меликсетович (RU),
Меликян Карине Меликсетовна (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Меликян Меликсет Литвинович (RU),
Меликян Гарегин Меликсетович (RU),
Меликян Карине Меликсетовна (RU)

(54) АТРАВМАТИЧНЫЙ СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОТСУТСТВУЮЩЕГО БОКОВОГО ЗУБА С ПРИМЕНЕНИЕМ АРМИРУЮЩЕГО СЕТОЧНО-АДГЕЗИВНОГО ДВУХБАЛОЧНОГО МОСТОВИДНОГО ПРОТЕЗА

(57) Реферат:

Изобретение относится к области ортопедической стоматологии и может быть использовано для замещения отсутствующего бокового зуба. Способ включает нанесение на вестибулярную и оральную поверхности опорных зубов композитного покрытия с максимальной толщиной слоя не более 1,5 мм в области экватора, с промежуточной маркировкой линии экватора поверх покрытия толщиной 0,3 мм и последующим формированием пазов шириной 2 мм путем препарирования композитного покрытия вначале до уровня маркировочной линии, а затем до уровня твердых тканей коронковой части и фиксацией в сформированных пазах опорных частей балок, изготовленных из проволоки, сплющенной до размера в сечении 0,3×1,2 мм. Опорным частям балок придают скругленную форму в соответствии с формой поверхности дна пазов, а на несущих частях балок фиксируют армирующую П-образную иммобилизирующую скобу, которую изготавливают из позолоченной металлической сетки. Скобу размещают на несущих частях балок свободными концами в сторону окклюзионной поверхности опорных зубов, фиксируют с помощью композитных валиков на наружных поверхностях несущих частей балок, а свободные концы изгибают вокруг балок, охватывая полностью поверхности их несущих частей. После фиксации скобы на несущих частях балок с помощью макрофилированного композитного материала реставрируют восстанавливаемый боковой зуб, предварительно разместив на десне ограничители промывного пространства в виде полых полуцилиндров, изготовленных из полипропиленовой трубки диаметром 10 мм и толщиной стенки 1 мм. Технический результат – атравматичное воздействие на здоровые зубы и десну при изготовлении и функционировании протеза.

Изобретение относится к области армирующей стоматологии, а именно к способам замещения отсутствующего бокового зуба с применением проволочных балок, стоматологической позолоченной металлической сетки и композитного материала.

Из уровня техники известен способ восстановления зубного ряда при отсутствии двух боковых зубов с применением армирующего сеточно-балочного мостовидного протеза по патенту РФ №2261687.

При реализации известного способа армирующий сеточно-балочный мостовидный протез изготавливают непосредственно в полости рта с применением двух проволочных балок: вестибулярной и оральной, М-образного армирующего элемента, сформированного из стоматологической позолоченной металлической сетки, и композитного материала. В процессе изготовления известного армирующего сеточно-балочного мостовидного протеза проволочные балки фиксируют на опорных зубах на уровне экватора, затем М-образный армирующий сеточный элемент размещают и фиксируют на балке таким образом, чтобы свободные концы элемента были обращены в сторону альвеолярного отростка. Балки совместно с М-образным армирующим элементом образуют несущую часть каркаса мостовидного протеза. На несущей части сеточно-балочного мостовидного протеза с помощью композитного материала формируют композитные коронковые части замещаемых боковых зубов.

Необходимо отметить, что известный способ показан в конкретной клинической ситуации, при которой полное отсутствие боковых зубов отягощено разрушением коронковых частей зубов, используемых в качестве опоры для сеточно-балочного мостовидного протеза. При реализации известного способа решается задача локализации и устранения дефекта без привлечения и препарирования коронковых частей здоровых зубов.

Применение известного способа изготовления сеточно-балочного мостовидного протеза с опорой на здоровые боковые зубы потребовало бы значительного препарирования твердых тканей коронковой части этих зубов при формировании площадок под опорные части балочной конструкции протеза.

В этом случае результат сохранения целостности зубов, граничащих с дефектом, на достижение которого направлен заявляемый способ, не будет обеспечен. Таким образом, в конкретной клинической ситуации с одиночным отсутствующим боковым зубом и опорными здоровыми боковыми зубами известный способ по патенту №2261687 не показан.

Из уровня техники известен также способ замещения второго премоляра с помощью адгезивного трехбалочного мостовидного протеза с опорой на первый премоляр и первый моляр (заявка на выдачу патента на изобретение №200310123).

Для изготовления мостовидного протеза этим способом используют балки: вестибулярную, оральную и окклюзионную и композитный материал.

Балки, изготовленные из предварительно сплющенной проволоки, фиксируют на опорных зубах, при этом их ориентируют определенным образом по отношению друг к другу и к поверхностям опорных зубов, а затем на несущей части зафиксированного трехбалочного каркаса с помощью композитного материала формируют коронковую часть восстанавливаемого зуба.

Особенность реализации данного известного способа обусловлена спецификой клинической ситуации, в частности, использованием первого премоляра в качестве опорного зуба. Как известно, форма коронковой части у первого премоляра подобна форме коронковой части клыка с выраженными признаками кривизны и угла коронки. Эта анатомическая особенность коронковой части первого премоляра существенным образом влияет на выбор трехбалочной конструкции адгезивного мостовидного протеза, а также на геометрию и параметры препарирования опорных зубов.

Замещение бокового зуба с помощью известного трехбалочного мостовидного протеза также потребовало бы значительного препарирования твердых тканей здоровых опорных зубов при формировании соответствующих полостей и паза для установки и фиксации трех проволочных балок, как и в случае применения армирующего сеточно-балочного мостовидного протеза по патенту РФ №2261687. Известные способы изготовления армирующих балочных мостовидных протезов с точки зрения минимизации травматичного воздействия на здоровые опорные зубы представляются малоэффективными.

Как уже отмечалось выше, заявленный способ разработан с целью сохранения целостности коронковых частей боковых зубов, в том случае, когда такие зубы используются в качестве опорных под мостовидную конструкцию протеза.

Задача атравматичного воздействия на опорные зубы решается путем наращивания композитными материалами коронковой части опорных зубов со стороны вестибулярной и оральной поверхности. Искусственное увеличение толщины коронки в орально-вестибулярном направлении приблизительно на 1,5 мм с каждой стороны позволяет сформировать пазы под опору соответственно вестибулярной и оральной балки непосредственно в слое композитного покрытия. Маркировочная линия, нанесенная предварительно на поверхность коронковой части на уровне (вдоль) экватора, позволяет точно выверить глубину формирования этих пазов, не нарушая при этом целостности опорных зубов. Стоматологическую проволоку, из которой изготавливают балки мостовидного протеза, дополнительно сплющивают, формируя поперечное сечение размером 0,3×1,2 мм. Затем опорным частям балок придают скругленную форму, соответствующую форме поверхности донной части пазов. Поскольку глубина пазов определяется уровнем твердых тканей овальной поверхности коронковой части опорных зубов, поверхность донной части сформированных пазов приобретает соответствующую скругленную форму. Опорные части балок шириной 1,2 мм, зафиксированные в пазах, плотно охватывают коронковые части опорных зубов, соприкасаясь ответной поверхностью с твердыми тканями опорных зубов в области экватора.

Существенные признаки заявленного изобретения, характеризующие соответствие формы поверхности донной части пазов и ответных поверхностей опорных частей балок, а также жесткая фиксация на несущих частях балок П-образной сеточной скобой, в совокупности обеспечивают прочное удержание мостовидного протеза на опорных зубах. Использование балок совместно с П-образной сеточной скобой создает эффект замкового соединения, при котором опорные части балок удерживаются на опорных зубах не только за счет опоры на композитный материал пазов, но и за счет плотного охвата коронковых частей опорных зубов. Предлагаемая фиксация балок позволяет перераспределить нагрузку на опорные зубы и, таким образом, уменьшить ее воздействие на композитное покрытие.

Существенное отличие заявленного способа, заключающееся в использовании П-образной сеточной скобы, обеспечивает не только увеличение жесткости несущей части балочной конструкции, что исключает вероятность вертикального прогиба мостовидного протеза при его функционировании и, следовательно, исключает травмирование десневого края, но также обеспечивает взаимную стабилизацию балок (их иммобилизации) в горизонтальной плоскости друг относительно друга, а также относительно опорных зубов. П-образную сеточно-иммобилизирующую скобу фиксируют на несущих частях балок таким образом, что она своими свободными концами была обращена к окклюзионной поверхности опорных зубов. Зафиксированная П-образная сеточно-иммобилизирующая скоба полностью охватывает поверхности несущих частей балок и жестко фиксируется на них с помощью композитного материала. Применение П-образной сеточно-иммобилизирующая скобы приводит к повышению жесткости и устойчивости балочного каркаса. Учитывая то обстоятельство, что при жевании на боковые зубы воздействует момент кручения, формирование жесткого и устойчивого балочного каркаса направлено на обеспечение устойчивости опорных зубов. Армирующий сеточно-адгезивный двухбалочный мостовидный протез, изготовленный заявленным способом, относится к группе замещающих и стабилизирующих протезов, объединяющих восстановленный и опорные зубы в единый монолитный блок.

Существенным отличием заявленного способа является также использование ограничителей промывного пространства при формировании композитной коронки восстанавливаемого зуба. Ограничители изготавливают из полипропиленовой трубки диаметром не более 10 мм и толщиной стенки не более 1 мм. После разрезания таких трубок вдоль длины образуются полые полуцилиндры. С целью повышения эстетики реставрации и исключения травмирования десневого края сформированные ограничители промывного пространства размещают в области дефекта на десне. Их использование позволяет точно выверить расстояние между десной и донной часть композитной коронки восстановленного зуба.

Технических результат, достигаемый при реализации заявленного способа, заключается в атравматичном воздействии на здоровые опорные зубы и десну при изготовлении и функционировании армирующего сеточно-адгезивного двухбалочного мостовидного протеза.

Сущность изобретения.

Механическим способом с помощью зубной щетки и зубных паст очищают поверхности зубов, граничащих с дефектом, и определяют соответствующий цвет реставрации восстановленного бокового зуба по общепринятой шкале VITA.

С помощью гибких контурирующих/полировочных дисков средней зернистости разного диаметра проводят шлифование опорных зубов в пределах контуров вестибулярной и оральной поверхности коронковой части.

Затем у каждого из опорных зубов сошлифованные поверхности протравливают кислотой. Через 15 сек протравленные поверхности тщательно смывают водой при работающем слюноотсосе и просушивают воздухом.

На протравленные поверхности наносят адгезив, слегка продувают воздухом для равномерного распределения, полимеризуют стандартным методом согласно инструкции.

Далее приступают к реконструкции вестибулярной и оральной поверхностей опорных зубов с применением макрофилированного композитного материала. Сначала реконструируют вестибулярные поверхности опорных зубов, зуба. Для этого с помощью композитного материала наращивают коронковую часть опорного зуба со стороны вестибулярной поверхности, отходя от десневого края на расстоянии 0,2 мм. Композитный материал наносят тонкими слоями, формируя на вестибулярной поверхности покрытие из композитного материала толщиной 0,3 мм. Проводят полимеризацию.

На покрытие вестибулярной поверхности вдоль экватора коронковой части с помощью маркерной ручки наносят линию, перпендикулярную к оси опорного зуба. После маркировки проводят дополнительное наращивание композитного покрытия в направлении соответственно от десневого края и от жевательной поверхности к линии экватора, формируя на уровне экватора максимальную толщину слоя композитного покрытия не менее 1,5 мм.

Аналогичным образом наносят композитное покрытие на оральную поверхность опорного зуба. Таким способом проводят реконструкцию опорных зубов со стороны вестибулярной и оральной поверхности для целей фиксации опорных частей армирующих балок мостовидной конструкции.

Формирование полукруглых прямоугольных пазов.

Для этого со стороны оральной и вестибулярной поверхностей опорных зубов формируют прямоугольные пазы, у которых стенки расположены перпендикулярно к поверхности дна. Пазы формируют в мезиодистальном направлении на уровне экватора шириной не более 2 мм. При этом поступательно увеличивают глубину препарирования композитного покрытия реконструированных поверхностей. Сначала пазы формируют глубиной до уровня маркировочной линии, а затем до уровня твердых тканей коронковой части опорных зубов. Таким образом, у сформированных прямоугольных пазов форма донной части повторяет овальную форму поверхности коронковой части в области экватора.

На этапе формирования прямоугольных пазов предварительно нанесенная маркировочная линия выполняет роль ограничителя глубины препарирования, предназначенного для предотвращения повреждения целостности здоровых твердых тканей коронковых частей опорных зубов.

Далее приступают к изготовлению армирующих балок.

Изготовление армирующих балок.

Армирующие балки изготавливают из ортодонтической проволоки с диаметром сечения 1 мм. Проволоку дополнительно сплющивают, формируя сечение размером 0,3×1,2 мм. Из сплющенной проволоки выкраивают две балки длиной не менее суммы длины участка дефекта и ширины двух опорных зубов. У балок формируют опорные части. Для этого механическим способом концы балок скругляют в соответствии с формой донной части прямоугольных пазов.

Далее проводят примерку и коррекцию армирующих балок на опорных зубах. Опорные части балок должны без напряжения располагаться в сформированных пазах и плотно прилегать своей более широкой стороной (1,2 мм) к твердым тканям коронковых частей опорных зубов.

Размещенные в пазах опорные части балок заглублены на 0,9-1,1 мм по отношению к внешним контурам пазов. Такое заглубление обеспечивает надежную фиксацию опорных частей композитным материалом. Кроме этого обеспечивается эстетика мостовидного протеза, поскольку соответствующее заглубление опорных частей балок полностью исключает их просвечивание сквозь слой композита у изготовленной мостовидной конструкции.

Несущие части балок, зафиксированных в пазах, должны располагаться в горизонтальной плоскости на одном уровне, а также должны быть параллельны друг другу в проекции со стороны окклюзионной поверхности.

После примерки и коррекции балки удаляют и приступают к их фиксации.

Фиксация армирующих балок на опорных зубах.

Приводят кислотное протравливание внутренних поверхности сформированных пазов и апроксимальных поверхностей опорных зубов со стороны дефекта. Через 15 сек протравленные поверхности тщательно смывают водой при работающем слюноотсосе и просушивают воздухом.

На протравленные поверхности наносят адгезив, слегка продувают воздухом для равномерного распределения, полимеризуют стандартным методом согласно инструкции. Для обеспечения эстетики опорных зубов, с зафиксированным мостовидным протезом, поверхности опорных частей армирующих балок, обращенные наружу, соответственно в оральную и вестибулярную сторону, покрывают маскировочным агентом и проводят полимеризацию. Армирующие балки фиксируют на опорных зубах с помощью цемента. Сначала фиксируют оральную армирующую балку, затем вестибулярную армирующую балку. Далее проводят окончательную реставрацию оральных и вестибулярных поверхностей опорных зубов, заполняя полости пазов макрофилированным композитным материалом. Затем приступают к восстановлению отсутствующего зуба на несущей части зафиксированных балок.

Вначале изготавливают ограничители промывного пространства. Для их изготовления используют полипропиленовую трубку диаметром 10 мм и толщиной стенки не более 1 мм. Длина полипропиленовой трубки не должна превышать длину участка дефекта. Полипропиленовую трубку разрезают вдоль длины на две части. Ограничители промывного пространства представляют собой два полых полуцилиндра. Необходимое количество ограничителей определяется индивидуально с учетом расстояния между краем десны и донной частью сформированной композитной коронки восстанавливаемого зуба.

Осуществляют примерку и коррекцию длины ограничителей промывного пространства. Ограничители размещают в области дефекта поверх десны, свободными концами в сторону альвеолярного отростка. После примерки ограничители удаляют и приступают к изготовлению и фиксации П-образной сеточно-иммобилизирующей скобы.

Изготовление армирующего П-образной сеточно-иммобилизирующей скобы.

П-образную иммобилизирующую скобу изготавливают из позолоченной металлической сетки толщиной 0,4 мм. Из сетки выкраивают прямоугольник, у которого ширина не более расстояния между опорными зубами в области дефекта, а длина – соответствует удвоенной высоте коронковой части опорного зуба. Прямоугольнику сетки придают П-образную форму, у которой промежуточная часть соответствует расстоянию между наружными поверхностями несущих частей зафиксированных балок. Далее проводят примерку сформированной П-образной иммобилизирующей скобы. Скобу размещают на несущих частях балок таким образом, что ее свободные концы были обращены к окклюзионной поверхности опорных зубов. При этом скоба своей внутренней поверхностью охватывает несущие части балок соответственно с оральной и вестибулярной стороны и со стороны десны.

Далее приступают к композитной и механической фиксации сеточной скобы на несущих частях армирующих балок. После коррекции П-образную сеточно-иммобилизирующую скобу размещают на несущих частях балок. Из макрофилированного композитного материала формируют валик диаметром не более 1-1,5 мм и длиной не менее расстояния между опорными зубами в мезиодистальном направлении.

С вестибулярной стороны композитный валик размещают на внутренней поверхности свободного конца П-образной сеточно-иммобилизирующей скобы на уровне изгиба и прижимают этот конец к наружной поверхности несущей части балки. Композитный материал валика в результате прижима проходит наружу сквозь ячейки сетки, за счет чего П-образная сеточно-иммбилизирующая скоба плотно прижимается к наружной поверхности несущей части балки и прочно фиксируется со стороны вестибулярной поверхности. Свободные концы композитного валика прижимают к апроксимальным поверхностям опорных зубов. После полимеризации области фиксации скобы аналогичным образом фиксируют П-образую сеточно-иммобилизирующую скобу со стороны оральной поверхности.

Далее свободные концы П-образной сеточно-иммобилизирующей скобы изгибают навстречу друг другу, таким образом, чтобы они полностью охватывали поверхности несущих частей соответственно вестибулярной и оральной балок.

П-образная сеточно-иммобилизирующая скоба, зафиксированная на несущих частях балок, является механическим связующим звеном, обеспечивающим жесткость и иммобилизацию двухбалочной армирующей мостовидной конструкции, следовательно, повышающим надежность и долговечность ее функционирования после реставрации.

После фиксации армирующей П-образной сеточно-иммобилизирующей скобы поверх десны устанавливают полипропиленовые ограничители промывного пространства и приступают к окончательной реставрации отсутствующего зуба с применением макрофилированного композитного материала согласно инструкции. Полипропиленовые ограничители удаляют после окончательного полирования восстановленного зуба.

Таким образом, заявляемый способ позволяет за одно посещение восстановить отсутствующий зуб путем изготовления непосредственно в полости рта армирующего сеточно-адгезивного двухбалочного мостовидного протеза с опорой на композитное покрытие, нанесенное на оральную и вестибулярную поверхности коронковых частей опорных зубов.

Формула изобретения

Атравматичный способ восстановления отсутствующего бокового зуба с применением армирующего сеточно-адгезивного двухбалочного мостовидного протеза включает нанесение на вестибулярную и оральную поверхности опорных зубов композитного покрытия с максимальной толщиной слоя не более 1,5 мм в области экватора, с промежуточной маркировкой линии экватора поверх покрытия толщиной 0,3 мм, и последующим формированием пазов шириной 2 мм, путем препарирования композитного покрытия вначале до уровня маркировочной линии, а затем до уровня твердых тканей коронковой части, и фиксацией в сформированных пазах опорных частей балок, изготовленных из проволоки, сплющенной до размера в сечении 0,3×1,2 мм, при этом опорным частям балок придают скругленную форму в соответствии с формой поверхности дна пазов, а на несущих частях балок фиксируют армирующую П-образную иммобилизирующую скобу, которую изготавливают из позолоченной металлической сетки, скобу размещают на несущих частях балок свободными концами в сторону окклюзионной поверхности опорных зубов и фиксируют с помощью композитных валиков на наружных поверхностях несущих частей балок, а затем свободные концы изгибают вокруг балок, охватывая полностью поверхности их несущих частей, после фиксации скобы на несущих частях балок с помощью макрофилированного композитного материала реставрируют восстанавливаемый боковой зуб, предварительно разместив на десне ограничители промывного пространства в виде полых полуцилиндров, изготовленных из полипропиленовой трубки диаметром 10 мм и толщиной стенки 1 мм.

Categories: BD_2348000-2348999