|
(21), (22) Заявка: 2006131390/12, 31.08.2006
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
31.08.2006
(43) Дата публикации заявки: 10.03.2008
(46) Опубликовано: 10.03.2009
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
JP 7250703 А, 03.10.1995. JP 10234409 А, 08.09.1998. US 4860463 А, 29.08.1989. US 2005241180 А1, 03.11.2005. ЕР 0298449 А2, 11.01.1989. FR 826665 А, 06.04.1938. DE 1041113 А, 16.10.1958. RU 2239340 С2, 10.11.2004. JP 9299103 А, 25.11.1997. DE 3045510 А1, 01.07.1982.
Адрес для переписки:
628310, Тюменская обл., г. Нефтеюганск, 16 мкр., 29, кв.16, В.А. Иванову
|
(72) Автор(ы):
Иванова Ольга Владимировна (RU), Иванова Юлия Владимировна (RU), Иванов Владимир Анатольевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Иванова Ольга Владимировна (RU), Иванова Юлия Владимировна (RU), Иванов Владимир Анатольевич (RU)
|
(54) СПОСОБ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ ОБУВИ
(57) Реферат:
Изобретение относится к обувной промышленности, в частности к способам вентиляции внутреннего объема обуви. Изобретение позволяет улучшить комфортность обуви – ее гигиенические свойства за счет прокачки атмосферного воздуха через носочную часть обуви. Закачка атмосферного воздуха осуществляется через систему горизонтально расположенных, эластичных каналов в подошве, находящихся в ее пористом слое и не сообщающихся между собой. При ходьбе задняя часть пятки ноги взаимодействует с опорной поверхностью первой, затем соприкосновение подошвы с поверхностью перемещается к носочной части подошвы. Одновременно с этим происходит последовательное перемещение нагрузки от пятки к носочной части подошвы. Под действием силы тяжести эластичные каналы малого диаметра поперечного сечения деформируются и перекрываются, что приводит к проталкиванию воздуха по каналам от пятки к носочной части обуви. Диаметр сечения каналов не превышает 1,5-2,0 мм. Увеличение давления во внутреннем объеме обуви приводит к выходу воздуха и паров воды через естественные щели между ступней, внутренней поверхностью верха обуви и материалом носка. Это повторяется с каждым шагом, то есть при ходьбе система эластичных, горизонтально расположенных каналов представляет собой насос, который закачивает атмосферный воздух в носочную часть обуви. 2 ил.
Изобретение относится к обувной промышленности, в частности к способам вентиляции внутреннего объема обуви.
Основными целями отечественных и зарубежных разработок в обувной промышленности являются улучшение комфортности обуви – ее гигиенических и эргономических свойств за счет совершенствования конструкций и способов изготовления деталей верха и низа обуви [1]. Для улучшения комфортных свойств обуви за счет ударопоглощающих свойств подошвы в патенте [2] предложено устройство многослойной подошвы. В этом патенте учитывается оптимальный способ ходьбы, то есть последовательный перенос нагрузки вдоль ступни или «перекатывание» ступни по плоской поверхности. Задача изобретения [2] решается за счет создания устройства для активной ходьбы с перекатыванием, верхняя часть которого снабжена верхом ботинка, а подошва содержит, по меньшей мере, среднюю часть подошвы и нижний слой подошвы, причем средняя часть подошвы выполнена прочной, твердой и упругой, нижняя часть является мягкой и упругой, и нижний слой имеет произвольную выпуклую аркообразную форму или в виде сегмента круга форму.
К недостаткам [2] следует отнести то, что внешний вид обуви характерен для спортивной и не может быть использован для повседневной обуви. Выделяющаяся при ходьбе тепловая энергия накапливается во внутреннем объеме обуви, что ухудшает ее гигиенические свойства.
Из известных технических решений наиболее близким к заявляемому способу, одновременно являющимся базовым, является способ вентиляции обуви [1], заключающийся в том, что верх обуви покрыт микропористой паропроницаемой пленкой или подошва содержит пористый слой с вертикальными сквозными каналами, которые создают эффект вентиляции. В патенте [3] реализован способ вентиляции обуви. Стелька из ламинарного вспененного материала является частью подошвы и одновременно выполняет две функции: смягчает силовое взаимодействие ступни ноги с поверхностью и позволяет осуществлять вентиляцию обуви при ходьбе через поры, соединенные вертикальными каналами.
Известный способ вентиляции обуви [1] имеет следующие недостатки. Вентиляция через верх обуви, имеющий микропористый паропроницаемый слой, не эффективна, так как при ходьбе внутри обуви за счет теплообмена внешней поверхности обуви с окружающей средой устанавливается тепловое равновесие и соответственно устанавливается постоянное давление внутри обуви, а конвекционный перенос вещества (нагретого воздуха и паров воды) из внутреннего объема обуви через микропоры внешнего слоя не эффективен. При наличии в подошве пористого слоя с вертикальными каналами, связывающими внутренний объем обуви с окружающей атмосферой, вентиляция осуществляется при циклическом нажатии участков ступни на подошву. При нажатии ступни на участок подошвы поры в верхнем слое подошвы перекрываются ступней, пористый слой деформируется, в нем создается избыточное давление. Это приводит к выдавливанию воздуха, содержащегося в порах, в окружающуюся атмосферу через нижнюю часть подошвы. При снятии нагрузки с этого участка подошвы пористый слой стремится принять первоначальную форму, внутри пор создается давление ниже атмосферного. Это приводит к тому, что в поры поступает воздух из внутренней области обуви и окружающей среды, находящейся вблизи поверхности. Однонаправленной подачи воздуха в этом случае не происходит. В результате пыль и пары воды, находящиеся на поверхности или вблизи нее, будут поступать в поры, а затем и во внутренний объем обуви. Уменьшение диаметра выходных каналов приведет к неэффективности процесса вентиляции.
Целью предлагаемого способа является улучшение комфортности обуви – ее гигиенических свойств.
Сущность заявляемого способа состоит в том, что подошва имеет слой, включающий систему горизонтально расположенных эластичных трубок, не сообщающихся между собой и находящихся в мягком и упругом материале, способном изменять и восстанавливать свою первоначальную форму при изменении приложенной силы, или слой из мягкого и упругого материала, в котором имеются горизонтально расположенные каналы, не сообщающиеся между собой и способные изменять и восстанавливать свою первоначальную форму при изменении приложенной силы. При ходьбе равномерное нагружение двигательной системы человека происходит в том случае, когда различные участки ступни давят на поверхность земли не одновременно [2]. Обычно задняя часть подошвы взаимодействует с поверхностью первой, затем соприкосновение с поверхностью перемещается к носку подошвы. Одновременно с этим происходит последовательное перемещение нагрузки от пятки к носочной части подошвы. Под действием силы тяжести каналы деформируются и перекрываются, что приводит к проталкиванию воздуха по каналам от пятки к носочной части обуви. Увеличение давления во внутреннем объеме обуви приводит к выходу воздуха и паров воды в атмосферу. Одновременно с продавливанием воздуха внутрь обуви новая порция воздуха из атмосферы поступает в каналы, восстанавливающие свою первоначальную форму после снятия нагрузки. Это повторяется с каждым шагом, то есть при ходьбе система каналов представляет собой насос, который закачивает атмосферный воздух в носочную часть обуви. Применение в качестве мягкого и упругого материала слоя, состоящего из системы горизонтально расположенных эластичных трубок, не соединяющихся между собой и находящихся в мягком и упругом материале, способном вместе с трубками изменять и восстанавливать свою первоначальную форму при изменении приложенной силы, или слоя из мягкого и упругого материала, в котором имеются горизонтально расположенные каналы, не сообщающиеся между собой и способные изменять и восстанавливать свою первоначальную форму при изменении приложенной силы, позволяет смягчить удар ноги о землю, а также осуществлять принудительную вентиляцию обуви.
Материал, из которого изготовлены трубки, и материал слоя должны обладать упругими свойствами в области допустимых нагрузок, определяемых весом человека, которые не должны изменяться при многократных изменениях нагрузки. Особенность движения, заключающаяся в последовательном перемещении нагрузки от пятки к носочной части подошвы, позволяет осуществить процесс закачки атмосферного воздуха во внутренний объем обуви. Производительность такого насоса или объем воздуха, поступающий внутрь обуви в единицу времени Q, определяется диаметром каналов d, длиной каналов L и количеством каналов N, находящихся в подошве:
Q=k·N·S·L=k·N·V,
где S=d2/4 – площадь поперечного сечения канала, V=S·L – внутренний объем одного канала, k – коэффициент, учитывающий объем каналов, принимающих участие в закачке воздуха. Наличие условия – горизонтально расположенные каналы, не сообщающиеся между собой, является обязательным. Если между каналами внутри подошвы будут поперечные соединения, то часть воздуха может выходить обратно в атмосферу через каналы, не принимающие участие в закачке воздуха. Это же условие накладывает ограничение и на максимальный диаметр каналов. Все каналы сообщаются между собой в носочной части обуви. Поэтому необходимо использовать трубки или каналы малого диаметра, чтобы использовать условие вязкого трения для уменьшения обратного истечения воздуха в атмосферу через каналы, не принимающие участие в закачке воздуха. Максимальный диаметр каналов не должен превышать 1,5-2 мм. Условие закачки атмосферного воздуха в носочную часть обуви является основным, так как эта часть обуви всегда находится в наименее комфортных условиях. Это подтверждается тем, что чаще всего грибковым заболеваниям подвержены пальцы ног и поверхности ступни, прилегающие к ним.
Именно закачка атмосферного воздуха в носочную часть обуви по горизонтально расположенным эластичным каналам малого диаметра поперечного сечения, не сообщающимся между собой и способным изменять и восстанавливать свою первоначальную форму при изменении нагрузки, осуществляемая при ходьбе в процессе последовательного перемещения нагрузки от пятки к носочной части подошвы, является сущностью данного изобретения.
Таким образом, заявляемый способ соответствует критерию изобретения «новизна». При изучении других технических решений в данной области техники признаки, отличающие заявляемое изобретение от прототипа, не были выявлены и поэтому они обеспечивают заявляемому техническому решению соответствие критерию «существенные отличия».
Техническая сущность изобретения поясняется принципиальной схемой расположения каналов в подошве, показанной на фиг.1 и фиг.2.
На фиг.1 показано расположение каналов в подошве, вид сбоку. Подошва 1 содержит слой 2, включающий систему каналов 3. Входные отверстия 4 соединены с входящей технологической полостью 5 и системой каналов 3. Вторая выходящая технологическая полость 6 соединена отверстиями 7 с внутренним объемом обуви. На фиг.2 показано расположение каналов в подошве, вид снизу. Обозначения на фиг.2 – те же, что и на фиг.1.
Предлагаемый способ принудительной вентиляции обуви реализуется следующим образом. При ходьбе задняя часть пятки взаимодействует с поверхностью первой. Под действием силы тяжести деформируются и перекрываются каналы 3 в пяточной части подошвы. При последовательном перемещении нагрузки от пятки к носочной части подошвы воздух по каналам 3 перемещается к выходной технологической полости 6 и через отверстия 7 поступает во внутренний объем носочной части обуви. Это приводит к увеличению давления во внутреннем объеме обуви и выходу воздуха и паров воды через естественные щели между ступней, внутренней поверхностью обуви и материалом носка. Одновременно с перемещением нагрузки от пятки к носочной части подошвы новая порция воздуха поступает из атмосферы через входные отверстия 4 во входную технологическую полость 5 и в каналы 3, восстанавливающие свою первоначальную форму. При переносе нагрузки на другую ногу весь объем каналов 3 и технологические полости 5 и 6 заполняются воздухом из окружающей атмосферы. Это повторяется с каждым шагом, то есть при ходьбе система каналов представляет собой насос, который прокачивает атмосферный воздух через обувь, и тем самым осуществляется процесс принудительной вентиляции обуви.
Использование предлагаемого способа принудительной вентиляции обуви позволяет улучшить комфортность обуви – ее гигиенические свойства за счет прокачки атмосферного воздуха через носочную часть обуви.
Источники информации
2. Патент RU №2245667. А43В 13/14. 10.02.2000. Бюл. №4. Мюллер К. Устройство для активной ходьбы с перекатыванием.
3. Патент US №6199304. А43В 13/38. 18.05.1999. Sockliner.
Формула изобретения
Способ принудительной вентиляции обуви, в котором закачка атмосферного воздуха в носочную часть обуви производится через эластичные, горизонтально расположенные и находящиеся в пористом слое подошвы каналы, не сообщающиеся между собой, при последовательном перемещении нагрузки от пятки к носочной части обуви, отличающийся тем, что закачка атмосферного воздуха осуществляется через эластичные каналы малого диаметра поперечного сечения, диаметр которых не превышает 1,5-2,0 мм.
РИСУНКИ
|
|