Патент на изобретение №2347977

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2347977 (13) C1
(51) МПК

F23C9/00 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2007125595/06, 09.07.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

09.07.2007

(46) Опубликовано: 27.02.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1509575 A1, 23.09.1989. SU 1006862 A, 23.03.1983. SU 737694 A, 30.05.1980. SU 1332100 A1, 23.08.1987. SU 569797 A, 25.08.1977. US 6247917 B1, 19.06.2001. DE 10356701 A, 30.06.2005. FR 1280178 A, 29.12.1961.

Адрес для переписки:

117218, Москва, ул. Новочеремушкинская, 21, корп.1, кв.191, Д.Л.Астановскому

(72) Автор(ы):

Астановский Дмитрий Львович (RU),
Астановский Лев Залманович (RU),
Вертелецкий Павел Васильевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Астановский Дмитрий Львович (RU)

(54) СПОСОБ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА

(57) Реферат:

Изобретение относится к способам сжигания топлива в различных теплоиспользующих установках и может быть использовано в энергетике, в промышленности, на транспорте и в быту. Способ сжигания топлива со стабилизацией адиабатической температуры горения и передачей теплоты от продуктов сгорания к теплоприемнику заключается в том, что к воздуху, подводимому для сжигания топлива, подмешивают часть отходящих дымовых газов. Образовавшуюся газовоздушную смесь подают вентилятором в одну из полостей теплообменного аппарата радиально-спирального типа, а через вторую полость этого аппарата прокачивают весь поток отходящих дымовых газов, благодаря чему этот поток охлаждается до температуры 0-60°С, на 10-20°С превышающей температуру окружающей среды, а газовоздушная смесь нагревается, после чего ее и топливо подают на горелку, а часть охлажденных отходящих дымовых газов направляют на рециркуляцию для подмешивания к вновь поступающему холодному воздуху. Стабилизацию температуры горения и поддержание требуемой температуры поступающих к теплоприемнику продуктов сгорания осуществляют изменением количества рециркулирующих дымовых газов. Повышается эффективность сжигания топлива за счет глубокой утилизации теплоты отходящих дымовых газов и конденсации содержащегося в них водяного пара, стабилизируется и расширяется диапазон регулирования температуры греющего потока, поступающего в теплоприемник, а также снижается температура горения для уменьшения количества вредных выбросов в окружающую среду с отходящими дымовыми газами. 3 з.п. ф-лы, 1 табл., 5 ил.

Изобретение относится к способам сжигания топлива и может быть использовано в энергетике, в промышленности, на транспорте и в быту.

В различных теплоиспользующих установках (котлах, печах, реакторах, сушильных аппаратах, нефте- и газоперерабатывающих установках и др.) в качестве греющего потока используются газообразные продукты сгорания, получаемые в результате сжигания жидкого, газообразного или твердого топлива, причем для выполнения требований технологического процесса необходимо поддержание уровня и стабильности температуры продуктов сгорания перед теплоприемником.

Во многих случаях отходящие дымовые газы сбрасывают в атмосферу с температурой 150-500°С и выше, что приводит к большим потерям теплоты и повышенному расходу топлива, а сжигают топливо при высокой температуре 1500-2000°С и выше, что сопровождается образованием значительного количества вредных примесей (в том числе NOx и СО), которые с отходящими дымовыми газами затем попадают в окружающую среду.

Известен способ сжигания топлива с поддержанием температуры продуктов сгорания путем возврата части отходящих дымовых газов в топку за горелкой и последующего смешения их с продуктами сгорания в пределах топки (FR 1280178 А, 29.12.1961, F22G 5/02).

Недостатками этого способа является проведение процесса горения при высокой температуре (1500-2000°С), что сопровождается образованием вредных примесей (NOx, СО и др.), выбрасываемых вместе с основной частью дымовых газов в окружающую среду, а также невозможность обеспечения равномерного распределения температур в потоке греющей среды, что приводит к нестабильности температурного режима в теплоприемнике.

Другой известный способ сжигания топлива предусматривает снижение температуры горения и температуры греющего потока за счет рециркуляции части отходящих дымовых газов в воздух перед подачей его в горелку с обеспечением заданного содержания кислорода в смеси в пределах 16-18% (SU 569797 А, 25.08.1977, F27B 9/00).

Недостатком этого способа является то, что он не предусматривает утилизации теплоты отходящих дымовых газов, а также то, что ограничение снижения содержания кислорода в смеси, поступающей на горелку, до 16-18% не обеспечивает необходимого для многих технологических процессов снижения температуры греющего потока перед теплоприемником.

Наиболее близким к изобретению является способ сжигания топлива в котле, в соответствии с которым часть отходящих дымовых газов (20-24% от общего количества) отбирается вентилятором, прокачивается через охлаждаемый водой теплообменный аппарат, после чего вместе с образовавшимся в нем конденсатом подается в трубопровод подвода воздуха и топлива к горелке (SU 1509575 А, 23.09.1989, F23C 9/08).

Недостатками этого способа являются следующие:

– отсутствует утилизация теплоты отходящих дымовых газов, сбрасываемых в атмосферу, за счет их глубокого охлаждения;

– смесь воздуха и рециркулирующих дымовых газов подается на горелку без предварительного подогрева;

– вентилятор рециркулирующих дымовых газов работает при высокой температуре прокачиваемой среды;

– конденсат, образующийся в теплообменном аппарате при охлаждении рециркулирующих дымовых газов, полезно не используется (например, в системе водоподготовки питательной воды).

Задача настоящего изобретения – повышение эффективности сжигания топлива за счет глубокой утилизации теплоты отходящих дымовых газов и конденсации содержащегося в них водяного пара, стабилизация и расширение диапазона регулирования температуры греющего потока, поступающего в теплоприемник, а также снижение температуры горения для уменьшения количества вредных выбросов в окружающую среду с отходящими дымовыми газами.

Поставленная задача решается в способе сжигания топлива со стабилизацией адиабатической температуры горения и передачей теплоты от продуктов сгорания к теплоприемнику, заключающемся в том, что к воздуху, подводимому для сжигания топлива, подмешивают часть отходящих дымовых газов, образовавшуюся газовоздушную смесь подают вентилятором в одну из полостей теплообменного аппарата радиально-спирального типа, а через вторую полость этого аппарата прокачивают весь поток отходящих дымовых газов, благодаря чему этот поток охлаждается до температуры 0 – 60°С, на 10-20°С превышающей температуру окружающей среды, а газовоздушная смесь нагревается, после чего ее и топливо подают на горелку, а часть охлажденных отходящих дымовых газов направляют на рециркуляцию для подмешивания к вновь поступающему холодному воздуху, причем стабилизацию температуры горения и поддержание требуемой температуры поступающих к теплоприемнику продуктов сгорания осуществляют изменением количества рециркулирующих дымовых газов.

Кроме того, перед подачей на горелку топливо подогревают отходящими дымовыми газами в теплообменном аппарате радиально-спирального типа, установленном параллельно или последовательно с теплообменным аппаратом, в котором нагревается газовоздушная смесь.

Кроме того, применяют беспламенные или каталитические горелки для сжигания топлива в смеси с воздухом и добавленными в него рециркулирующими дымовыми газами.

Кроме того, при прохождении отходящих дымовых газов через теплообменный аппарат пары воды, содержащиеся в них, конденсируют, выделяют из газового потока и направляют для полезного использования.

Применение теплообменных аппаратов радиально-спирального типа обеспечивает глубокую рекуперацию теплоты с охлаждением отходящих дымовых газов до температуры не более чем на 10 – 20°С превышающей температуру окружающей среды, т.е. до 40 – 60°С, а в холодное время года до 0°С, благодаря чему значительная часть водяных паров, содержащихся в дымовых газах, конденсируется. При этом теплота конденсации водяных паров рекуперируется, а полученный конденсат после соответствующей обработки может быть полезно использован, например, в качестве питательной воды паровых и водогрейных котлов и т.д. Кроме того, в результате удаления водяных паров сокращается количественный выброс отходящих дымовых газов.

Минимизация вредных выбросов в окружающее пространство обеспечивается снижением температуры сжигания топлива. Это достигается возвратом (рециркуляцией) в поток воздуха части охлажденных отходящих дымовых газов. Чем больше отходящих дымовых газов добавляется в поток воздуха, поступающего на горелку, тем ниже адиабатическая температура горения топлива, и тем меньше количество вредных веществ (NOx, CO) образуется в процессе горения.

При поддержании определенного стабильного соотношения между рециркулирующими дымовыми газами и топливом или воздухом, обеспечивается поддержание требуемой адиабатической температуры горения топлива.

Для сжигания топлива в сильно разбавленном дымовыми газами воздухе должны применяться беспламенные или каталитические горелки, т.к. в этом случае при использовании обычно применяемых факельных горелок стабильный процесс горения не может быть обеспечен.

Отходящие дымовые газы можно охлаждать в двух параллельно или последовательно включенных теплообменных аппаратах радиально-спирального типа, через один из которых для рекуперации теплоты прокачивается топливо, а через другой – газовоздушная смесь.

Ниже изобретение поясняется конкретными примерами его использования и прилагаемыми чертежами, графиками и таблицей.

на фиг.1 представлена принципиальная технологическая схема сжигания топлива с глубокой рекуперацией теплоты отходящих дымовых газов путем подогрева смеси воздуха с добавленными в него рециркулирующими охлажденными дымовыми газами перед подачей их на горелку;

на фиг.2 – принципиальная технологическая схема сжигания топлива с глубокой рекуперацией теплоты отходящих дымовых газов путем подогрева топлива и смеси воздуха с добавленными в него рециркулирующими охлажденными дымовыми газами перед подачей их на горелку;

на фиг.3 показана зависимость теплового потока от температуры отходящих дымовых газов;

на фиг.4 – зависимость адиабатической температуры горения природного газа от объемного соотношения дымовых газов и топлива;

на фиг.5 – зависимость количества выбросов NOx и СО от адиабатической температуры горения природного газа.

В таблице приведен пример расчета процесса сжигания.

Предлагаемый способ сжигания топлива осуществляют следующим образом.

Представлена принципиальная технологическая схема установки с рециркуляцией части отходящих дымовых газов, глубокой рекуперацией теплоты за счет подогрева газовоздушной смеси, с выделением конденсата из отходящих дымовых газов и стабилизацией адиабатической температуры горения топлива и продуктов сгорания, поступающих в теплоприемник (фиг.1).

Природный газ и газовоздушная смесь (воздух с добавленной в него частью отходящих дымовых газов) поступают на горелку 1, где происходит горение топлива. Образовавшиеся продукты сгорания проходят через теплоприемник 2 (нагреватель, реактор и т.д.), охлаждаются в нем до температуры, определяемой требованиями технологического режима теплоприемника, и поступают в теплообменный аппарат радиально-спирального типа 3. В теплообменном аппарате 3 отходящие дымовые газы охлаждаются до возможно низкой температуры 0 – 60°С, на 10 – 20°С превышающей температуру окружающего воздуха, отдавая при этом теплоту прокачиваемой через вторую полость теплообменника 3 смеси воздуха и добавленных в него дымовых газов. При этом часть водяных паров, входящих в состав отходящих дымовых газов, конденсируется и после отделения от охлажденных дымовых газов выводится для полезного использования. После теплообменного аппарата 3 часть охлажденных отходящих дымовых газов с температурой 0 – 60°С подается на всасывание вентилятора 4 и добавляется в воздух, а остальная часть охлажденных дымовых газов сбрасывается в атмосферу. Образовавшаяся газовоздушная смесь вентилятором 4 подается для рекуперации теплоты в теплообменный аппарат 3, нагревается в нем, после чего поступает на горелку 1.

Добавлением отходящих дымовых газов в воздух обеспечивается снижение адиабатической температуры горения топлива и, как следствие, сокращение вредных выбросов в окружающую среду. Поддерживая определенное соотношение дымового газа и воздуха, обеспечивают требуемую температуру продуктов сгорания перед теплоприемником.

Представлена принципиальная технологическая схема установки с рециркуляцией части отходящих дымовых газов, глубокой рекуперацией теплоты за счет подогрева газовоздушной смеси и топлива, с выделением конденсата из отходящих дымовых газов и стабилизацией адиабатической температуры горения топлива и продуктов сгорания, поступающих в теплоприемник (фиг.2).

Природный газ и газовоздушная смесь (воздух с добавленной в него частью отходящих дымовых газов) поступают на горелку 5, где происходит горение топлива. Образовавшиеся продукты сгорания проходят через теплоприемник 6 (нагреватель, реактор и т.д.), охлаждаются в нем до температуры, определяемой требованиями технологического режима теплоприемника, и поступают в теплообменный аппарат радиально-спирального типа 7.

В теплообменном аппарате 7 отходящие дымовые газы частично охлаждаются, нагревая топливо, и поступают в теплообменный аппарат радиально-спирального типа 8, охлаждаются в нем до возможно низкой температуры 0 – 60°С, на 10 – 20°С превышающей температуру окружающего воздуха, отдавая при этом теплоту прокачиваемой через вторую полость теплообменника 8 смеси воздуха и добавленных в него дымовых газов. При этом часть водяных паров, входящих в состав отходящих дымовых газов, конденсируется и после отделения от охлажденных дымовых газов выводится для полезного использования. После теплообменного аппарата 8 часть охлажденных отходящих дымовых газов с температурой 0 – 60°С подается на всасывание вентилятора 9 и добавляется в воздух, а остальная часть охлажденных дымовых газов сбрасывается в атмосферу. Образовавшаяся газовоздушная смесь вентилятором 9 подается для рекуперации теплоты в теплообменный аппарат 8, нагревается в нем, после чего поступает на горелку 5. Топливо, нагретое в теплообменном аппарате 7, также подводится к горелке 5.

Добавлением отходящих дымовых газов в воздух обеспечивается снижение адиабатической температуры горения топлива и, как следствие, сокращение вредных выбросов в окружающую среду. Поддерживая определенное соотношение дымового газа и воздуха, обеспечивают требуемую температуру продуктов сгорания перед теплоприемником.

Приведен пример расчета процесса сжигания 1 нм3/ч природного газа в смеси с 10,5 нм3/ч воздуха без рециркуляции дымовых газов в воздух, предназначенный для подачи на горелку, для двух значений температуры отходящих дымовых газов (200 и 50°С), сбрасываемых в атмосферу (таблица).

Результаты расчета показывают следующее:

а) при отсутствии рециркуляции дымовых газов в воздух, подаваемый для сжигания топлива, процесс горения протекает при весьма высокой адиабатической температуре, равной для данного варианта 2030°С;

б) глубокая утилизация теплоты отходящих дымовых газов до 50°С позволяет существенно увеличить теплосъем, т.е. полезно используемую теплоту от сжигания 1 нм3/ч природного газа (9456 ккал/ч по сравнению с 8595 ккал/ч при охлаждении дымовых газов до 200°С);

в) при охлаждении дымовых газов до 50°С от 1 нм3/ч природного газа можно получить 0,74 кг/ч конденсата.

Аналогичные расчеты процесса сжигания 1 нм3/ч природного газа в смеси с 10,5 нм3/ч воздуха выполнены для различных температур охлажденных дымовых газов (т.е. при различной степени рекуперации теплоты) и с рециркуляцией в воздух части охлажденных дымовых газов. По результатам этих расчетов построены зависимости, показанные на фиг.3÷5, характеризующие параметры процесса.

Представлена зависимость теплового потока (полезного теплосъема) от температуры отходящих дымовых газов при сжигании 1 нм3/ч природного газа в смеси с 10,5 нм3/ч воздуха (фиг.3). Нижняя часть каждого столбика соответствует полезному теплосъему при соответствующей температуре отходящих дымовых газов, причем максимальный теплосъем условно принят для температуры 50°С. Верхняя часть столбика отражает потери теплоты с отходящими газами из-за недоохлаждения газов до температуры 50°С. На графике также показана доля потерь теплоты в % от общего теплового потока. Глубокая рекуперация теплоты согласно изобретению позволяет получить максимальный теплосъем при сжигании топлива, а соответственно и снизить удельный расход топлива.

Представлена зависимость адиабатической температуры горения от объемного соотношения рециркулирующих дымовых газов и топлива (природного газа), нм3/нм3, при сжигании 1 нм3/ч природного газа в смеси с 10,5 нм3/ч воздуха и принятой температуре охлажденных отходящих дымовых газов 200°С (фиг.4.) Как следует из этой диаграммы, чем больше дымовых газов добавляется в воздух или топливо, поступающих на горелку, тем ниже адиабатическая температура горения. Обеспечивая определенное соотношение дымовых газов и топлива или воздуха, можно поддерживать требуемую адиабатическую температуру горения топлива и температуру продуктов сгорания перед теплоприемником.

Представлена зависимость количества вредных выбросов NOx и СО, г/нм3, от адиабатической температуры горения при сжигании 1 нм3/ч природного газа в смеси с 10,5 нм3/ч воздуха (фиг.5). Как видно из представленной диаграммы, поддерживая адиабатическую температуру горения топлива не выше 1000 – 1200°С, можно минимизировать количество вредных выбросов в окружающую среду.

Таблица
Компоненты, параметры Природный газ Воздух Охлажденные отходящие дымовые газы
Температура, °С 10 20 200 50
СН4, % об 90,26
С2Н6, % об 6,49
С3Н8, % об 2,68
CO2, % об 0,01 0,039 8,2648 8,9662
N2, % об 0,56 76,952 69,3636 75,2505
O2, % об 20,642 0,55297 0,5999
Ar, % об 0,923 0,83285 0,90353
Н2O, % об, вт.ч.:
– пар 1,45 19,416 12,5714
– конденсат 0 6,845
СО, % об 1,3288 1,4416
NO, % об 0,241 0,26145
NO2, % об 0,00004
Расход, нм3 1 10,5 11,637 10,726
Масса сконденсированной воды, кг/ч 0 0,74
Низшая теплота сгорания, ккал/нм3 9323
Высшая теплота сгорания, ккал/нм3 10354
Адиабатическая температура горения, °С 2030
Теплосъем, ккал/ч, в т.ч. от конденсации водяных паров 8595 9456
0 274

Формула изобретения

1. Способ сжигания топлива со стабилизацией адиабатической температуры горения и передачей теплоты от продуктов сгорания к теплоприемнику, заключающийся в том, что к воздуху, подводимому для сжигания топлива, подмешивают часть отходящих дымовых газов, образовавшуюся газовоздушную смесь подают вентилятором в одну из полостей теплообменного аппарата радиально-спирального типа, а через вторую полость этого аппарата прокачивают весь поток отходящих дымовых газов, благодаря чему этот поток охлаждается до температуры 0-60°С, на 10-20°С превышающей температуру окружающей среды, а газовоздушная смесь нагревается, после чего ее и топливо подают на горелку, а часть охлажденных отходящих дымовых газов направляют на рециркуляцию для подмешивания к вновь поступающему холодному воздуху, причем стабилизацию температуры горения и поддержание требуемой температуры поступающих к теплоприемнику продуктов сгорания осуществляют изменением количества рециркулирующих дымовых газов.

2. Способ по п.1, заключающийся в том, что перед подачей на горелку топливо подогревают отходящими дымовыми газами в теплообменном аппарате радиально-спирального типа, установленном параллельно или последовательно с теплообменным аппаратом, в котором нагревается газовоздушная смесь.

3. Способ по п.1, заключающийся в том, что применяют беспламенные или каталитические горелки для сжигания топлива в смеси с воздухом и добавленными в него рециркулирующими дымовыми газами.

4. Способ по п.1, заключающийся в том, что при прохождении отходящих дымовых газов через теплообменный аппарат пары воды, содержащиеся в них, конденсируют, выделяют из газового потока и направляют для полезного использования.

РИСУНКИ

Categories: BD_2347000-2347999