Патент на изобретение №2347532

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2347532 (13) C1
(51) МПК

A61B10/00 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2007139866/14, 30.10.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

30.10.2007

(46) Опубликовано: 27.02.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. – Питер, 2003. RU 7593 U1, 16.09.1998. RU 2254050 C2, 20.06.2005. SU 921520 A1, 23.04.1982. Пейсахов Н.М. и др. Методы и портативная аппаратура для исследования индивидуально-психологических различий человека. – Изд-во Казанского университета, 1976. Amano K. at al., Estimation of the timing of human

Адрес для переписки:

101000, Москва, Старосадский пер., 8, стр. 1а, ИРЭ РАН, пат.пов. М.А. Земляницину

(72) Автор(ы):

Чирков Борис Петрович (RU),
Кремез Александр Сергеевич (RU),
Андреев Виталий Егорович (RU),
Бонч-Бруевич Василий Викторович (RU),
Шахнарович Вячеслав Маркович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО “НЕЙРОКОМ” (RU)

(54) ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ СКОРОСТИ ДВИЖУЩИХСЯ ОБЪЕКТОВ И РАССТОЯНИЯ ДО НИХ

(57) Реферат:

Изобретение относится к психофизиологии и может быть использовано при определении профессиональной пригодности оператора к управлению транспортными средствами. При оценке уровня восприятия скорости и расстояния совмещают движущуюся марку с неподвижной и регистрируют факт и время реагирования. Марки располагают на окружности, причем движущуюся марку перемещают в направлении к неподвижной марке, находящейся в верхней части окружности. При каждом новом предъявлении изменяют скорость перемещения подвижной марки и положение неподвижной марки, а способность маневрировать среди движущихся объектов оценивают по числу совмещений марок, среднеарифметическому и среднеквадратичному отклонению времени реагирования. Способ позволяет исключить привыкание испытуемого к стимульной реакции динамического глазомера и уменьшить утомляемость испытуемого. 1 ил., 1 табл.

(56) (продолжение):

CLASS=”b560m”visual perception from magnetoencephalography. J Neurosci. 2006 Apr 12; 26(15):3981-91 (реферат), [он-лайн], [найдено 30.06.2008], найдено из базы данных PubMed.

Изобретение относится к психофизиологии и может быть использовано при определении профессиональной пригодности оператора к управлению транспортными средствами.

Важным для профессии водителя является динамический глазомер – способность человека определить соотношение размеров движущихся предметов, их скорость и расстояние между ними.

Существуют различные способы определения пригодности оператора к управлению движущимися объектами (см., например, RU 2134062 С1, Ермаков Ф.Х., оп.10.08.1999), в частности, с регистрацией времени реакции на сигнал опасности – красный сигнал светофора. Однако скорость зрительно-моторных реакций оператора не коррелирует с уровнем восприятия как скорости движущихся объектов, а так и расстояния до них.

Наиболее близким является способ оценки способности маневрировать в окружении движущихся объектов, т.н. тест «реакция на движущийся объект» (далее: РДО), (Е.П.Ильин. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов, Питер, 2003, с.271 – ближайший аналог). Испытуемому дается задание совместить движущуюся марку с неподвижной. Движущаяся марка всегда имеет одинаковую скорость, неподвижная – всегда находится на одном и том же месте, а «верхняя точка круга» соответствует цифре 12 циферблата часов. Тест предназначен для оценки уравновешенности нервных процессов, но на практике из-за отсутствия адекватных методов может использоваться также и для оценки динамического глазомера.

Однако способ РДО не дает адекватной оценки восприятия скорости и расстояния ввиду значительных скоростей движущейся марки (1 об/сек). Кроме того, позицирование неподвижной марки в одном и том же месте и постоянная скорость подвижной марки позволяют обследуемому «пристреляться», а не показать собственный уровень восприятия скорости и расстояния.

Патентуемый способ, в отличие от ближайшего аналога, позволяет с большей достоверностью оценить динамический глазомер и способность испытуемого определить соотношение размеров движущихся предметов, их скорость и расстояние между ними.

Психофизиологический способ оценки уровня восприятия скорости и расстояния включает задание совместить на экране движущуюся марку с неподвижной и регистрацию факта и времени реагирования, причем марки располагают на окружности, движущуюся марку перемещают в направлении к неподвижной марке, находящейся в верхней части окружности. Отличие состоит в том, что при каждом новом предъявлении изменяют скорость перемещения подвижной марки в диапазоне от 0,32 до 0,47 об/сек и положение неподвижной марки изменяют относительно верхней точки окружности на величину ±30°, а способность маневрировать среди движущихся объектов оценивают по числу совмещений марок, среднеарифметическому и среднеквадратичному отклонению времени реагирования, и при числе N-совмещений марок N10 из 30 или при числе N-совмещений марок N=8±1 при условии: 10Тса-10, Тск<100, где Tca, Тск – среднеарифметическое и среднеквадратичное отклонение времени реагирования, мс, соответственно, делают вывод о способности оператора маневрировать среди движущихся объектов.

Технический результат изобретения состоит в исключении привыкания испытуемого к стимульной ситуации динамического глазомера и уменьшении утомляемости испытуемого.

Способ осуществляется следующим образом (см. чертеж). Во время тестирования на экране компьютера отображаются две марки: желтая (НМ) и зеленая (ПМ). Желтая марка – неподвижна, а зеленая марка – подвижна, при этом движение ПМ со скоростью в диапазоне 0,32-0,47 об/сек осуществляется по часовой стрелке по невидимой на экране окружности по направлению к желтой марке (НМ), также находящейся на этой окружности. НМ при каждом новом предъявлении (их число 30) изменяет свое местоположение в пространственном интервале 60°, то есть ±30° относительно верхней точки окружности (цифра 12 на циферблате часов). ПМ при каждом новом предъявлении принимает одно из значений скорости в указанном диапазоне 0,32-0,47 об/сек, а также стартует каждый раз из нового места на окружности. Задача испытуемого – совместить движущуюся зеленую марку с неподвижной желтой за минимальное время Т-реагирования, величина которого регистрируется. Органами управления являются мышь или джойстик компьютера. Учитывается число N-совмещений обеих марок. Продолжительность теста составляет около 4 минут.

Полученные результаты оцениваются положительно, то есть делается вывод о том, что у оператора достаточный уровень восприятия скорости и расстояния, чтобы маневрировать среди движущихся объектов, в том случае, если число точных совмещений марок: N10 (из 30-ти предъявлений).

Если число совмещений марок N=7-9, дополнительно оцениваются параметры: среднеарифметическое время Tca реагирования и среднеквадратичное отклонение Тск. В этом случае результат оценивается положительно, если среднеарифметическое время находится в диапазоне +10 мсТса-10 мс, а среднеквадратичное отклонение Тск100 мс.

Указанные критерии получены на основе обследования выборки водителей, характеризующихся длительной работой на автомобильном транспорте. Экспертные оценки, осуществленные руководством автотранспортного предприятия по 10-ти бальной шкале, позволили различить успешных и неуспешных водителей (всего было обследовано более 160 чел.). Статистическая обработка данных по методу Вилкоксана показала с достоверностью 0,05 совпадение результатов тестирования водителей патентуемым способом с указанными экспертными оценками. Пример соответствия результатов по Шатурскому ПАТП, колонна №2, приведен в таблице.

Способ может быть реализован как с использованием средств обычного компьютера, так и устройства для оценки операторской деятельности (RU 2127547 С1, Бонч-Бруевич В.В. и др., 20.03.1999) с дополнением соответствующего программного обеспечения.

Уровень восприятия скорости и расстояния у водителей автотранспортного предприятия по результатам экспертной оценки и по результатам тестирования патентуемым способом
Водитель Возраст, лет Водительск. стаж, лет Результат экспертной оценки*) Результат оценки по способу**)
С.И. 34 16 10 19
Н.П. 36 17 10 17
Р.Е. 49 29 10 19
А.П. 42 12 9 15
Г.В. 24 6 9 17
Т.В. 43 22 9 14
Д.Т. 28 7 8 15
С.К. 38 17 8 14
Г.С. 45 8 8 10
Ф.В. 44 22 7 12
К.В. 21 3 7 10
Д.Г. 35 10 6 8
О.В. 28 5 5 9
В.Л. 47 12 5 6
*) Экспертная оценка по 10-ти бальной шкале, осуществленная руководством автотранспортного предприятия;
**) Число N-совмещений подвижной и неподвижной марок.

Формула изобретения

Психофизиологический способ оценки уровня восприятия скорости и расстояния, включающий задание совместить на экране движущуюся марку с неподвижной и регистрацию факта и времени реагирования, причем марки располагают на окружности, движущуюся марку перемещают в направлении к неподвижной марке, находящейся в верхней части окружности, отличающийся тем, что при каждом новом предъявлении изменяют скорость перемещения подвижной марки в диапазоне от 0,32 до 0,47 об/с, и положение неподвижной марки изменяют относительно верхней точки окружности на величину ±30°, а способность маневрировать среди движущихся объектов оценивают по числу совмещений марок, среднеарифметическому и среднеквадратичному отклонению времени реагирования, и при числе N совмещений марок N10 из 30 или при числе N совмещений марок N=8±1 при условии: 10Тса-10, Тск100, где Tca, Тск – среднеарифметическое и среднеквадратичное отклонение времени реагирования, мс, соответственно делают вывод о способности оператора маневрировать среди движущихся объектов.

РИСУНКИ

Categories: BD_2347000-2347999