Патент на изобретение №2347112

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2347112 (13) C1
(51) МПК

F04D29/60 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2007125435/06, 05.07.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

05.07.2007

(46) Опубликовано: 20.02.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2159871 C1, 27.11.2000. SU 538155 A, 05.12.1976. SU 578492 A, 30.10.1977. SU 1664119 A3, 15.07.1991. DE 2223784 A, 24.05.1973. FR 2349754 А, 25.11.1977.

Адрес для переписки:

614038, г.Пермь, ул. Ак. Веденеева, 28, ОАО НПО “Искра”

(72) Автор(ы):

Пьянков Игорь Иванович (RU),
Козинов Александр Михайлович (RU),
Ильин Виталий Борисович (RU),
Белобородов Сергей Михайлович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество Научно-производственное объединение “Искра” (RU)

(54) СПОСОБ СБОРКИ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА

(57) Реферат:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при технологических операциях сборки газоперекачивающих агрегатов, а также при их ремонте и реконструкции на компрессорных станциях. Способ сборки газоперекачивающего агрегата включает поочередную установку на раму компрессора и газотурбинного двигателя, размещение на фланце вала компрессора излучателя, например лазерного, определение смещения центра фланца двигателя по световому пятну на фланце двигателя, совмещение центра фланца двигателя с осью вала компрессора. Затем излучатель переустанавливают на вал двигателя и по световому пятну излучателя на фланце компрессора определяют смещение оси вала двигателя относительно центра фланца компрессора, разворачивают двигатель относительно центра его фланца в вертикальной и горизонтальной плоскостях и совмещают оси валов двигателя и компрессора. Изобретение позволяет достичь требуемой точности установки компрессора и газотурбинного двигателя на раме, повысить технологичность процессов сборки и центрирования независимо от расстояния, на котором находятся валы компрессора и двигателя, и в условиях отсутствия специального оборудования. 4 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при технологических операциях сборки газоперекачивающих агрегатов, а также при их ремонте и реконструкции на компрессорных станциях.

Известен способ сборки газоперекачивающего агрегата (патент РФ №2159871), включающий следующие операции: установку на раму нагнетателя (компрессора), с помощью размещаемого на компрессоре излучателя выверку соосности компрессора и рамы, установку турбины газотурбинного двигателя и проведение выверки соосности валов турбины и компрессора с помощью размещенного на валу турбины излучателя.

Недостатком данного способа является невозможность центрирования валов компрессора и двигателя в случае, когда они находятся на значительном расстоянии друг от друга (при этом не соединены друг с другом посредством торсионного вала, муфты и т.п.), а значит, невозможно их одновременное вращение. К тому же этот способ не может быть использован при отсутствии специального оборудования, например системы «Оптлайн».

Технической задачей предлагаемого изобретения является достижение требуемой точности установки компрессора и газотурбинного двигателя на раме до установки трансмиссии, повышение технологичности процессов сборки и центрирования независимо от расстояния, на котором находятся валы компрессора и двигателя и в условиях отсутствия специального оборудования.

Технический результат достигается за счет того, что в способе сборки газоперекачивающего агрегата, включающем поочередную установку на раму компрессора и газотурбинного двигателя, размещение на фланце вала компрессора излучателя, например лазерного, определение смещения центра фланца двигателя по световому пятну на фланце двигателя, совмещение центра фланца двигателя с осью вала компрессора, после чего излучатель переустанавливают на вал двигателя и по световому пятну излучателя на фланце компрессора определяют смещение оси вала двигателя относительно центра фланца компрессора, разворачивают двигатель относительно центра его фланца в вертикальной и горизонтальной плоскостях и совмещают оси валов двигателя и компрессора.

На фиг.1 показано расположение газотурбинного двигателя и компрессора с излучателем на фланце вала компрессора;

На фиг.2 показано расположение газотурбинного двигателя и компрессора с излучателем на фланце вала двигателя;

На фиг.3 показан вид А на фланец вала двигателя;

На фиг.4 показан вид Б на фланец вала компрессора.

Способ осуществляется следующим образом.

Для определения смещения относительно друг друга установленного на раме 1 компрессора 2 и устанавливаемого (на значительном расстоянии) газотурбинного двигателя 3 на фланец 4 вала компрессора 2 устанавливают лазерный излучатель 5. Поворачивая вал компрессора 2 вокруг его оси, отмечают по следу луча, описывающего окружность, 4 точки (положения световых пятен) в горизонтальной (Агдв и Бгдв) и вертикальной (Авдв и Бвдв) плоскостях на фланце 6 вала двигателя 3. Измеряют расстояние между центром фланца 6 и точками Агдв, Бгдв, Авдв и Бвдв. Горизонтальное и вертикальное смещение центра фланца 6 вала двигателя 3 относительно оси вала компрессора 2 определяют по формулам

,

,

где:

егдв – смещение центра фланца 6 вала двигателя 3 в горизонтальной плоскости;

евдв – смещение центра фланца 6 вала двигателя 3 в вертикальной плоскости;

Агдв и Бгдв – расстояния от центра фланца 6 вала двигателя 3 до точек по горизонтали на окружности, описанной лучом излучателя;

Авдв и Бвдв – расстояния от центра фланца 6 вала двигателя 3 до точек по вертикали на окружности, описанной лучом излучателя.

Корпус двигателя 3 перемещают в горизонтальном и вертикальном направлении на расстояния егдв и евдв.

Для проверки точности произведенного перемещения корпуса двигателя 3 вновь поворачивают вал компрессора 2 с расположенным на его фланце 4 излучателем 5, находят центр описываемой лучом излучателя окружности на фланце 6 двигателя 3, отмечают положения световых пятен и определяют смещение центра фланца 6 вала двигателя 3 по горизонтали и вертикали относительно оси вала компрессора.

При совмещении центра описываемой лучом излучателя окружности и центра фланца 6 двигателя 3 обеспечивается совмещение центра фланца 6 двигателя 3 с осью вала компрессора 2 в точке «О».

Переставляют излучатель 5 на фланец 6 вала двигателя 3. Поворачивая вал двигателя 3 и отмечая положение световых пятен на фланце 4 вала компрессора 2, таким же образом, как при размещении излучателя 5 на фланце 4 компрессора 2, определяют смещение оси вала двигателя 3 относительно центра фланца 4 вала компрессора 2 по горизонтали и вертикали по формулам:

,

,

где

егк – смещение оси вала двигателя 3 относительно центра фланца 4 вала компрессора 2 в горизонтальной плоскости;

евк – смещение оси вала двигателя 3 относительно центра фланца 4 вала компрессора 2 в вертикальной плоскости;

Агк и Бгк – расстояния от центра фланца 4 компрессора 2 до точек по горизонтали на окружности, описанной лучом излучателя 5;

Авк и Бвк – расстояния от центра фланца 4 компрессора 2 до точек по вертикали на окружности, описанной лучом излучателя.

Если центр окружности, описанной лучом, не совпадает с центром фланца 4 компрессора 2, корпус двигателя 3 перемещают в вертикальном и горизонтальном направлении, разворачивая его относительно точки «О».

Величину вертикальных и горизонтальных перемещений передних 7 и задних 8 опор двигателя 3 рассчитывают по формулам:

,

,

,

,

где

пв – величина вертикального перемещения передних опор 7 двигателя 3;

зв – величина вертикального перемещения задних опор 8 двигателя 3;

пг – величина горизонтального перемещения передних опор 7 двигателя 3;

зг – величина горизонтального перемещения задних опор 8 двигателя 3;

евк и егк – смещение оси вала двигателя 3 относительно центра фланца 4 вала компрессора 2 в вертикальной и горизонтальной плоскостях;

В – расстояние между фланцем 6 двигателя 3 и центром передней опоры 7;

L – расстояние между фланцами 4 и 6 компрессора 2 и двигателя 3;

Г – расстояние между центрами передних 7 и задних 8 опор.

Добившись совмещения оси вала двигателя 3 с центром фланца 4 компрессора 2, достигают совмещения осей валов двигателя 3 и компрессора 2.

Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет достичь требуемой точности установки компрессора и газотурбинного двигателя на раме, повысить технологичность процессов сборки и центрирования независимо от расстояния, на котором находятся валы компрессора и двигателя, и в условиях отсутствия специального оборудования.

Формула изобретения

Способ сборки газоперекачивающего агрегата, включающий поочередную установку на раму компрессора и газотурбинного двигателя, размещение на фланце вала компрессора излучателя, например лазерного, определение смещения центра фланца двигателя по световому пятну на фланце двигателя, совмещение центра фланца двигателя с осью вала компрессора, отличающийся тем, что излучатель переустанавливают на вал двигателя и по световому пятну излучателя на фланце компрессора определяют смещение оси вала двигателя относительно центра фланца компрессора, разворачивают двигатель относительно центра его фланца в вертикальной и горизонтальной плоскостях и совмещают оси валов двигателя и компрессора.

РИСУНКИ

Categories: BD_2347000-2347999