Патент на изобретение №2162595

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2162595 (13) C2
(51) МПК 7
G01M17/06
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 97103309/28, 03.03.1997

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

03.03.1997

(45) Опубликовано: 27.01.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
АРИНИН И.Н. Диагностирование технического состояния автомобилей. – М.: Транспорт, 1978, стр. 114 – 117. SU 8013 A, 28.02.1929. SU 905663 A, 15.02.1982. FR 2661494 A, 31.10.1991. DE 1219252 A, 16.06.1966. DE 1232371 A, 12.01.1967. CH 597595 A5, 14.04.1978.

Адрес для переписки:

664038, г. Иркутск, п. Молодежный, ИГСХА

(71) Заявитель(и):

Иркутская государственная сельскохозяйственная академия

(72) Автор(ы):

Хабардин В.Н.,
Кирсанов А.Н.

(73) Патентообладатель(и):

Иркутская государственная сельскохозяйственная академия

(54) ДИНАМОМЕТР-ЛЮФТОМЕР ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ


(57) Реферат:

Изобретение относится к диагностированию транспортных машин, в частности к средствам диагностирования агрегатов, обеспечивающих безопасность движения. Устройство содержит плоский корпус, имеющий Г-образную форму в продольной плоскости. Введен рычаг, шарнирно связанный с корпусом. Динамометрическая пружина размещена перпендикулярно оси рычага, при этом в середине она жестко присоединена к рычагу, а по краям посредством рым-болтов с регулировочными гайками – к корпусу. Указанная пружина может быть выполнена в виде резинового жгута, крышка в зоне размещения шкал – прозрачной. Данное изобретение позволяет упростить конструкцию устройства, улучшить его эксплуатационные свойства, в частности обеспечить удобство и точность измерений. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.


Изобретение относится к диагностированию транспортных машин, в частности к средствам диагностирования агрегатов, обеспечивающих безопасность движения.

Рулевое управление транспортного средства (автомобиля, трактора) относится к элементам, обеспечивающим безопасность движения. В эксплуатации машин общая оценка технического состояния рулевого управления производится по величине суммарного люфта и по усилию, необходимому для повертывания рулевого колеса. Для этого широко используют динамометры-люфтомеры и другие средства для диагностирования рулевого управления [1, 2].

Недостатками указанных устройств является то, что они дорогостоящи и сложны для эксплуатационных условий.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является динамометр-люфтомер модели К-402 для диагностирования рулевого управления, состоящий из корпуса с присоединенным к нему узлом для установки динамометра на рулевое колесо; динамометрической рукоятки; пружины динамометра, размещенной в корпусе с возможностью взаимодействия с динамометрической рукояткой; шкалы люфтомера; стрелки с захватами для ее крепления на рулевой колонке [3].

Недостатками известной конструкции является то, что она сложна, громоздка, недостаточно удобна в эксплуатации. Кроме того, в конструкции динамометра не предусмотрены средства, обеспечивающие точность измерения.

Задачей изобретения является упрощение конструкции устройства, улучшение его эксплуатационных свойств, в частности обеспечение удобства и точности измерений.

Поставленная задача решена следующим образом. Корпус выполнен плоским, имеющим Г-образную форму в продольной плоскости. Узел для установки динамометра на рулевое колесо присоединен к нижней части рукоятки. Введен рычаг, один конец которого шарнирно связан с корпусом, другой его конец свободен. Динамометрическая пружина размещена перпендикулярно оси рычага. При этом в середине она жестко присоединена к рычагу, а по краям посредством рым-болтов с регулировочными гайками жестко присоединена к корпусу. Динамометрическая рукоятка установлена на свободном конце рычага. Введены стрелка в виде вертикальной стойки, жестко установленная на рычаге, и плоская крышка, разъемно присоединенная к корпусу над рычагом. На одном конце крышки со стороны стрелки, устанавливаемой на рулевую колонку, нанесена шкала люфтомера; на другом конце крышки – динамометрическая шкала и выполнена прорезь под стрелку, установленную на рычаге. При этом динамометрическая пружина может быть выполнена в виде резинового жгута, а крышка – прозрачной в зоне размещения шкал.

На фиг. 1, 2, 3 изображен динамометр-люфтомер для диагностирования рулевого управления. Он состоит из корпуса 13, к нижней части которого жестко присоединен узел для установки динамометра на рулевое колесо 6, содержащee два упора 16; язычок 15, присоединенный к корпусу 13 на оси 14; а также винт-фиксатор 2, ввинченный в корпус 13 с возможностью взаимодействия с язычком 15. Корпус 13 выполнен плоским и имеет Г-образную форму в продольной плоскости. Динамометрическое звено выполнено в виде рычага 4, один конец которого посредством оси 8 и втулки 9 шарнирно связан с корпусом 13, другой – свободный и на нем установлена рукоятка 5. Динамометрическая пружина 11 размещена перпендикулярно оси рычага 4. При этом в середине она жестко присоединена к указанному рычагу посредством прижима 10 и винта 19, а по краям посредством рым-болтов 18 с регулировочными гайками 17 – к корпусу 13, в котором выполнена стойки 12. На рычаге 4 жестко установлена в виде вертикальной стойки стрелка 3. Над рычагом 4 к корпусу 13 разъемно (винтами 7) присоединена плоская крышка 1. На одном ее конце (со стороны стрелки, закрепленной на рулевой колонке) нанесена шкала люфтомера, на другом (со стороны стрелки 3) – шкала данамометра. Указанная крышка может быть выполнена прозрачной в зонах размещения шкал или с прорезью под стрелку 3. Для упрощения конструкции динамометрическая пружина 11 может быть выполнена в виде резинового жгута (фиг. 3).

Диагностирование рулевого управления предлагаемым устройством выполняют в следующем порядке. Вывешивают передний мост, например, автомобиля и устанавливают колеса в положение прямолинейного движения. Закрепляют винтом 2 на ободе рулевого колеса 6 динамометр со шкалой (фиг. 1, 2), а на рулевой колонке стрелку люфтомера (не показано). Если шкала люфтомера выполнена прозрачной, то стрелка его может быть установлена так, как удобно это сделать: либо ниже, либо выше этой шкалы. Проверяют силу трения в элементах рулевого управления повертыванием рулевого колеса за рукоятку 5 динамометра из одного крайнего положения в другое. При этом рычаг 4 взаимодействуя с пружиной 11, повертывается на оси 8 относительно корпуса 13, а стрелка 3 перемещается относительно крышки 1 (шкалы динамометра) и указывает усилие на рулевом колесе. При наличии гидроусилителя рулевого управления силу трения проверяют при опущенных колесах и при работе двигателя на средней частоте вращения коленчатого вала. Замеряют люфт рулевого колеса, прикладывая к динамометру усилие 1 кГ сначала влево, а затем вправо. Снимают с рулевого колеса динамометр и стрелку в обратном порядке. При поверке динамометра натяжение пружины 11 регулируют гайками 17.

Предлагаемое устройство компактно, имеет простую конструкцию, надежно и удобно в эксплуатации. В конструкции динамометра предусмотрены элементы, обеспечивающие точность измерения. Это обусловлено тем, что динамометрическая рукоятка выполнена в виде рычага, шарнирно связанного с корпусом. Динамометрическая пружина размещена перпендикулярно оси рычага. При этом в середине она жестко присоединена к рычагу, а по краям посредством рым-болтов с регулировочными гайками – к корпусу. Указанная пружина может быть выполнена в виде резинового жгута, крышка в зоне размещения шкал – прозрачной.

Источники информации
1. А.с. СССР N 1661613, G 01 M 17/06, 18.04.89.

2. А.с. СССР N 1640573, G 01 M 17/06, 05.12.88.

3. Аринин И.Н. Диагностирование технического состояния автомобиля. – М.: Транспорт, 1978. – C. 114-117 – прототип.

Формула изобретения


1. Динамометр-люфтомер для диагностирования рулевого управления, содержащий корпус с присоединением к нему узлом для установки динамометра на рулевое колесо, динамометрическую рукоятку, пружину динамометра, размещенную с возможностью взаимодействия с динамометрической рукояткой, шкалу люфтомера, первую стрелку с захватами для ее крепления на рулевой колонке, отличающийся тем, что корпус выполнен плоским, имеющим Г-образную форму в продольной плоскости, узел для установки динамометра на рулевое колесо присоединен к нижней части корпуса, введен рычаг, один конец которого шарнирно связан с корпусом, другой его конец свободен, динамометрическая пружина размещена перпендикулярно оси рычага, при этом в середине она жестко присоединена к рычагу, а по краям посредством рым-болтов с регулировочными гайками жестко присоединена к корпусу, динамометрическая рукоятка установлена на свободном конце рычага, введены вторая стрелка в виде вертикальной стойки, жестко установленная на рычаге, и плоская крышка, разъемно присоединенная к корпусу над рычагом, на конце крышки со стороны первой стрелки нанесена шкала люфтомера, на другом конце крышки нанесена динамометрическая шкала и выполнена прорезь под вторую стрелку.

2. Динамометр-люфтомер по п.1, отличающийся тем, что динамометрическая пружина выполнена в виде резинового жгута.

3. Динамометр-люфтомер по.1, отличающийся тем, что крышка выполнена прозрачной в зонах размещения шкал.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 04.03.2001

Номер и год публикации бюллетеня: 34-2002

Извещение опубликовано: 10.12.2002


Categories: BD_2162000-2162999