Патент на изобретение №2162547
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ
(57) Реферат: Многоступенчатый электронасосный агрегат (ЭНА) относится к машиностроительной гидравлике и может быть использован в составе систем терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники. ЭНА содержит корпус и установленную в нем цилиндрическую обойму, в расточке которой размещены электродвигатель и n [n = 2, 3 и т.д.] рабочих колес, при этом на наружной поверхности обоймы выполнены n – 1 переводных каналов, сообщающихся с поверхностью расточки в местах выхода каждого предыдущего и входа в каждое последующее рабочее колесо. Расточка обоймы выполнена эксцентричной относительно наружной цилиндрической поверхности обоймы, а переводные каналы выполнены в виде канавок постоянного поперечного сечения и постоянной глубины h относительно наружной цилиндрической поверхности обоймы. Эксцентриситет рассчитывается по формуле и зависит от геометрических размеров обоймы. Использование изобретения позволяет повысить технологичность и уменьшить радиальные габариты и массу ЭНА. 3 ил. Изобретение относится к машиностроительной гидравлике и может быть использовано в составе систем терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники. Известен многоступенчатый электронасосный агрегат (ЭНА), содержащий корпус, электродвигатель, 3 рабочих колеса и направляющие аппараты, размещенные между ними [1]. Недостатком этого ЭНА является секционная конструкция, что приводит к наличию большого числа уплотнений между внутренней полостью и атмосферой и повышению вероятности утечки. Этого недостатка лишен многоступенчатый ЭНА, содержащий корпус и установленную в нем цилиндрическую обойму, в расточке которой размещены электродвигатель и n [n = 2] рабочих колес, при этом на наружной поверхности обоймы выполнен переводной канал, сообщающийся с поверхностью расточки в местах выхода первого и входа во второе рабочее колесо, выбранный в качестве прототипа [2]. Недостатком такого ЭНА являются нетехнологичность переводного канала, обработка которого требует фрезерования винтовой канавки и выполнения соединительных отверстий между канавкой и расточкой в обоих концах канавки, т.е. двух операций, что значительно увеличивает время обработки. Кроме того, само выполнение соединительных отверстий достаточно сложно, поскольку из-за значительного отклонения оси отверстий от нормали к поверхности обоймы происходит отжим режущего инструмента и возможна его поломка. Еще одним недостатком прототипа являются значительные радиальные габариты и масса ЭНА, что является следствием постоянной толщины обоймы. Техническим результатом, достигаемым с помощью заявленного изобретения, является повышение технологичности и снижение радиальных габаритов и массы ЭНА. Этот результат достигается за счет того, что в известном многоступенчатом ЭНА, содержащем корпус и установленную в нем обойму с наружной цилиндрической поверхностью, в расточке которой размещены электродвигатель и n [n = 2, 3 и т.д.] рабочих колес, при этом на наружной цилиндрической поверхности обоймы выполнены n-1 переводных каналов, сообщающихся с поверхностью расточки в местах выхода каждого предыдущего и входом в каждое последующее рабочее колесо, согласно изобретению расточка обоймы выполнена эксцентричной относительно наружной цилиндрической поверхности обоймы, а переводные каналы выполнены в виде канавок постоянного поперечного сечения и постоянной глубины h относительно наружной цилиндрической поверхности обоймы, при этом эксцентриситет e выполнен равным e = h + s – 0,5(D – d), где D и d – диаметры наружной цилиндрической поверхности и расточки обоймы соответственно, s – максимальная толщина между расточкой обоймы и основанием канавок, при этом ![]() где a – размер хорды отверстий, образованных пересечением переводного канала с расточкой. Выполнение расточки обоймы эксцентричной относительно наружной цилиндрической поверхности обоймы, а переводных каналов – в виде канавок постоянного поперечного сечения и постоянной глубины h относительно наружной цилиндрической поверхности обоймы позволяет повысить технологичность изготовления ЭНА (т.к. переводной канал и отверстия, сообщающие его с поверхностью расточки, выполняются за счет одной операции – фрезерования канавки; при этом ограничения, накладываемые на величину D, обеспечивают возможность гарантированного получения указанных отверстий) и снизить его радиальные габариты и массу (за счет уменьшения средней толщины обоймы). Таким образом, изобретение отвечает критерию “изобретательский уровень”. На фиг 1. приведен пример конкретного выполнения ЭНА, продольный разрез, на фиг 2 – то же, поперечное сечение обоймы в месте размещения колеса первой ступени ЭНА, на фиг. 3 приведена расчетная схема для ограничений, накладываемых на величину D. Многоступенчатый ЭНА содержит корпус 1 с входным 2 и выходным 3 штуцерами. В корпусе 1 установлена обойма 4 с наружной цилиндрической поверхностью 5. В обойме 4 выполнена расточка 6, в которой размещены электродвигатель 7, на валу которого установлены рабочие колеса 8 и 9, а также улитки 10 и 11 и диафрагма 12. Обойма 4 присоединена к электродвигателю посредством винтов 13, а к корпусу 1 – винтами 14. На наружной поверхности 5 обоймы 4 выполнен переводной канал 15, выполненный в виде канавки постоянного поперечного сечения и постоянной глубины h относительно наружной цилиндрической поверхности 5 обоймы 4. На каждом конце этой канавки (в месте выхода 16 предыдущего колеса 8 и входа 17 в последующее колесо 9) она сообщена с расточкой 6 отверстиями 18, которые образованы пересечением канала 15 с расточкой 6, что обеспечивается выбором значения h, приведенным ниже. Расточка 6 выполнена эксцентричной относительно наружной цилиндрической поверхности 5, эксцентриситет e выполнен равным e = h + s – 0,5(D – d), где D и d – диаметры наружной цилиндрической поверхности 5 и расточки 6 обоймы 4 соответственно, s – максимальная толщина между расточкой 6 и основанием переводного канала – канавки 15, при этом ![]() где a – размер хорды отверстий 18, образованных пересечением переводного канала 15 с расточкой 6. Приведем вывод математических выражений: из фиг. 2 видно, что максимальная толщина T обоймы 4 T = h + s. В то же время очевидно, что T = 0,5(D – d) + e. Отсюда следует, что e = h + s – 0,5(D – d). Следует отметить, что величины, из которых определяется e, являются конструктивными параметрами: h вычисляется исходя из величины проходного сечения перехода от предыдущей ступени к последующей, s выбирается исходя из возможностей обработки и в первом приближении может быть принята равной толщине между расточкой и основанием переводного канала в прототипе, d определяется исходя из геометрических размеров улиток и равен соответствующему диаметру прототипа. D выбирается конструктивно с учетом условия ![]() которое обеспечивает возможность сообщения канала 15 с расточкой 6. Определим ограничения на величину D: на фиг. 3 приведена схема расчета, при которой ширина a отверстия 18 получается от пересечения окружности диаметра f – 2h с эксцентричной окружностью диаметра d. Из рассмотрения фиг. 3 видно 0,5D = h + f, где f – радиус окружности, образованной основанием переводного канала 16. Из свойств окружности очевидно f = y, где y – расстояние от центра диаметра D до края отверстия 18. По теореме Пифагора ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Dнар = 60 + 2(5 + 2) = 74 мм, в заявленном же техническом решении D = 70 мм, т.е. меньше на 5,4%. Полученное снижение массы и габаритов особенно ценно для изделий космической техники. Литература 1. Малюшенко В. В. “Динамические насосы”, М., “Машиностроение”, 1984, рис. 124 на листе 49. 2. Патент Российской Федерации N 2042053, кл. F 04 D 1/06, 1995 г. (прототип). Формула изобретения
e = h + s – 0,5 (D – d), где D и d – диаметры наружной цилиндрической поверхности и расточки обоймы соответственно; s – максимальная толщина между расточкой обоймы и основанием канавок, при этом ![]() где a – размер хорды отверстий, образованных пересечением переводного канала с расточкой. РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 22.07.2003
Извещение опубликовано: 27.09.2004 БИ: 27/2004
|
||||||||||||||||||||||||||