Патент на изобретение №2346028

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2346028 (13) C1
(51) МПК

C10L1/22 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2007132249/04, 27.08.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

27.08.2007

(46) Опубликовано: 10.02.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
US 3705027, 05.12.1972. SU 1784631 A1, 30.12.1992. SU 1784632 A1, 30.12.1992. RU 2074234 C1, 27.02.1997. RU 2162481 C1, 27.01.2001.

Адрес для переписки:

105005, Москва, ул. Радио, 17, ФГУП “ВИАМ”

(72) Автор(ы):

Полякова Алла Васильевна (RU),
Емельянов Олег Иванович (RU),
Круть Валентина Васильевна (RU),
Варламова Наталья Ивановна (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Федеральное государственное унитарное предприятие “Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов” (ФГУП “ВИАМ”) (RU)

(54) СПОСОБ ЗАЩИТЫ УГЛЕВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА ОТ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ И БИОЦИДНАЯ ПРИСАДКА, ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЭТОМ СПОСОБЕ

(57) Реферат:

Изобретение относится к способам защиты углеводородного топлива от микробиологического поражения и применяемым для этой цели биоцидным присадкам и может быть использовано в нефте-, газоперекачивающей промышленности, машиностроении, авиационной технике. Описан способ защиты углеводородного топлива от микробиологического поражения путем введения в топливо биоцидной присадки, содержащей, мас.%.: 1-(2-аминоэтил)-2-алкил-2-имидазолин 5,0-7,0, 1-(2-алкиламидоэтил)-2-алкил-2-имидазолин 3,0-5,0, этилцеллозольв – остальное, в количестве 0,002-0,005 мас.%. Технический результат – обеспечение высокой эффективности подавления роста микроорганизмов в углеводородном топливе и сохранение физико-химических и эксплуатационных свойств топлива при длительном хранении. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 3 табл.

Изобретение относится к способам защиты углеводородного топлива от микробиологического поражения и применяемым для этой цели биоцидным присадкам и может быть использовано в нефте-, газоперекачивающей промышленности, машиностроении, авиационной технике.

В топливных системах в углеводородных топливах, особенно при наличии воды развиваются микроорганизмы (бактерии, грибы), вследствие чего происходит ухудшение физико-химических и эксплуатационных свойств топлива, забивка фильтрующих элементов биомассой, коррозия и повреждение материалов топливных баков.

Известен способ защиты нефти и нефтепродуктов от действия микроорганизмов, включающий введение биоцидной присадки на основе полиалкиленгуанидина или его солей (патент РФ № 2074234).

Известный способ проявляет невысокую эффективность подавления роста микроорганизмов, так как используемая в нем биоцидная присадка недостаточно растворима в топливе и выпадает в осадок.

Известны способы защиты от микробиологического поражения среднедистиллятных авиационных топлив путем введения биоцидных присадок на основе S-аллил-N-(винилоксиэтил)-дитиокарбамата и дивинилсульфоксида (а.с. СССР №№ 1784631, 1784632).

Недостатком известных способов защиты и используемых в них биоцидных присадок является низкая эффективность подавления роста микроорганизмов в авиационном топливе.

Наиболее близким аналогом, взятым за прототип, является способ защиты углеводородного топлива от микробиологического поражения и биоцидная присадка для реализации этого способа (патент США № 3705027).

Способ подавления роста микроорганизмов включает введение в топливо биоцидной присадки – 1-аминоэтил-2-нафтенилимидазолина или его солей в количестве 0,2 мас.%.

Недостатком этого способа защиты и используемой в нем присадки является невысокая эффективность подавления роста микроорганизмов в углеводородном топливе. Кроме того, присадка-прототип не обеспечивает сохранения физико-химических и эксплуатационных свойств топлива при длительном хранении.

Технической задачей заявляемого изобретения является разработка способа защиты углеводородного топлива от микробиологического поражения, а также биоцидной присадки, предназначенной для использования в этом способе, обеспечивающей высокую эффективность подавления роста микроорганизмов в углеводородном топливе и сохранение физико-химических и эксплуатационных свойств топлива при длительном хранении.

Поставленная техническая задача достигается тем, что предложен способ защиты углеводородного топлива от микробиологического поражения, включающий введение в топливо биоцидной присадки на основе соединений 1-аминоэтилимидазолина, которая в качестве соединений 1-аминоэтилимидазолина содержит 1-(2-аминоэтил)-2-алкил-2-имидазолин и 1-(2-алкиламидоэтил)-2-алкил-2-имидазолин и дополнительно включает этилцеллозольв.

Указанную биоцидную присадку вводят концентрации 0,002-0,005 мас.%.

Также предложена биоцидная присадка на основе соединений 1-аминоэтилимидазолина, предназначенная для использования в заявляемом способе, которая в качестве соединений 1-аминоэтилимидазолина содержит 1-(2-аминоэтил)-2-алкил-2-имидазолин и 1-(2-алкиламидоэтил)- -2-алкил-2-имидазолин и дополнительно содержит этилцеллозольв при следующем соотношении компонентов, мас.%:

1-(2-аминоэтил)-2-алкил-2-имидазолин 5,0 – 7,0
1-(2-алкиламидоэтил)-2-алкил-2-имидазолин 3,0-5,0
этилцеллозольв остальное

Авторами установлено, что использование в заявленном способе защиты углеводородного топлива от микробиологического поражения предлагаемой биоцидной присадки, которая в качестве 1-аминоэтилимидазолина содержит 1-(2-аминоэтил)-2-алкил-2-имидазолин и 1-(2-алкиламидоэтил)-2-алкил-2-имидазолин и дополнительно содержит этилцеллозольв, при заявленном соотношении и содержании компонентов позволит обеспечить высокую эффективность подавления роста микроорганизмов в углеводородном топливе и сохранение физико-химических и эксплуатационных свойств топлива при длительном хранении.

Примеры осуществления

Пример 1

Предлагаемую биоцидную присадку, состав которой указан в таблице 1, добавляли в концентрации 0,005 мас.%. к топливам ТС-1 или РТ в присутствии водной фазы.

Испытание биоцидных свойств предлагаемой биоцидной присадки проводили в соответствии с методикой ГОСТ 9.023-85. В качестве тест-культур использовали коллекционные культуры микроорганизмов, рекомендованные указанным стандартом, а также накопительные культуры, выделенные из топливных баков авиационной техники, находившейся в условиях эксплуатации. Испытания проводили в течение 21 суток, при температуре 28-32°С. После окончания испытаний оценивали состояние топливной и водной фазы и рост микроорганизмов.

Защитные свойства предлагаемой биоцидной присадки оценивали по следующей методике. Предлагаемую биоцидную присадку растворяли в топливе ТС-1 (или РТ) в концентрации 0,005 мас.% и помещали в стеклянную емкость. Затем заражали водной суспензией спор микроорганизмов, выдерживали в течение 21 суток, 1,5 месяца и 3 месяца и сливали из емкости. После этого емкость заливали свежим топливом ТС-1 (или РТ), не содержащим микроорганизмов и биоцидной присадки, и выдерживали в течение 7 суток. Затем пробы топлива высевали на твердую питательную среду и инкубировали при температуре (28-30)°С. Через 7 суток подсчитывали количество появившихся колоний микроорганизмов.

Примеры 2, 3, 4 аналогичны примеру 1, составы предлагаемой биоцидной присадки указаны в таблице 1.

Результаты испытаний представлены в таблице 2.

Затем проводили сравнительные исследования физико-химических и эксплуатационных свойств исходных топлив ТС-1 или РТ и топлив с добавлением предлагаемой биоцидной присадки и прототипа.

Оценивались показатели качества, на значения которых могло оказать влияние введение в топливо предлагаемой присадки и прототипа.

Испытания проводили по стандартным методикам, предусмотренным ГОСТ 10227-86.

Результаты испытаний представлены в таблице 3.

Как видно из таблицы 2, заявленный способ защиты топлива от микробиологического поражения путем введения в топливо предлагаемой биоцидной присадки обеспечивает его стойкость к воздействию микроорганизмов и сохранность защитных свойств в течение 3 месяцев, в то время как биоцидная присадка по способу-прототипу не сохраняет свои защитные свойства уже после 1,5 месяцев испытаний.

Как видно из таблицы 3, использование предлагаемой биоцидной присадки при заявленном соотношении и содержании компонентов практически не оказывает воздействия на физико-химические и эксплуатационные показатели топлив ТС-1 и РТ (ГОСТ 10227-86).

Использование биоцидной присадки-прототипа ухудшает физико-химические и эксплуатационные показатели топлив ТС-1 и РТ – значения показателей выходят за нормы (ГОСТ 10227-86).

Таким образом, предлагаемый способ защиты углеводородных топлив от микробиологического поражения путем введения заявляемой биоцидной присадки эффективно подавляет рост культур микроорганизмов, что позволяет использовать топливо и после длительного хранения. Это дает возможность повысить надежность эксплуатации авиационной техники и снизить трудозатраты на устранение микробиологического поражения и при техническом обслуживании самолетов при предполетной подготовке.

Таблица 1
№ примера Состав предлагаемой биоцидной присадки, мас.%
1-(2-аминоэтил)-2-алкил-2-имидазолин 1-(2-алкиламидоэтил)-2-алкил-2-имидазолин этилцеллозольв
1 7,0 3,0 остальное
2 6,0 4,0 остальное
3 5,0 5,0 остальное
прототип 1-аминоэтил-2-нафтенилимидазолин
100

Таблица 2
Присадка Пример Концентрация присадки в топливе, мас.% Количество колоний микроорганизмов, 103 мл Состояние среды через 3 мес.испытаний ГОСТ 9.023-85
Топливо ТС-1 Топливо РТ
21 сут. 1,5 мес. 3 мес. 21 сут. 1,5 мес. 3 мес.
Присадка по изобретению 1 0,005 0 0 0 0 0 0 Среда прозрачная, пленка на границе топливо – среда и осадок отсутствуют. Роста микроорганизмов нет.
2 0,004 0 0 0 0 0 0 ->>>>-
3 0,002 0 0 0 0 0 0 ->>>>-
Присадка-прототип 4 0,2 0 0,2 0,7 0 0,3 0,8 Помутнение среды, на границе топливо – среда тонкая пленка 1-3 мм. Небольшой осадок. Средний рост микроорганизмов.

Таблица 3
Наименование показателей Нормы для топлив* Фактические данные
Топливо исходное Топливо с добавлением биоцидных присадок 0,005 масс.%
ТС-1 РТ ТС-1 РТ ТС-1 РТ
Предлагаемая биоцидная присадка прототип Предлагаемая биоцидная присадка прототип
Состав № 1 Состав № 2 Состав № 3 Состав № 1 Состав № 2 Состав № 3
1. Кислотность мг КОН на 100 см3 0,07 0,4-0,7 отсутствие 0,4 0,04 0,02 0,06 0,09 0,48 0,39 0,53 0,85
2. Температура начала кристаллизации, °С -60 -55 -60 -60 -60 -60 -60 -60 -60 -60 -60 -60
3.Термимческая стабильность в статических условиях по ГОСТ 11802-88 при 150°С в течение 5 час. – концентрация нерастворимого осадка, мг на 100 см3 топлива 18 6 3,3 отсутствие 9,6 8,9 10,7 18,4 отсутствие отсутствие отсутствие 1,2
4. Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 топлива 5 4 отсутствие 1,3 2,2 1,8 2,3 5,8 3,4 3,2 3,5 4,2
5. Испытание на медной пластинке при 100°С Выдерживает Выдерживает Выдерживает Выдерживает Выдерживает Выдерживает Выдерживает Выдерживает Выдерживает Выдерживает Выдерживает Выдерживает
*в соответствии с ГОСТ 10227-86

Формула изобретения

1. Способ защиты углеводородного топлива от микробиологического поражения, включающий введение в топливо биоцидной присадки на основе соединений 1-аминоэтилимидазолина, отличающийся тем, что вводят биоцидную присадку, которая в качестве соединений 1-аминоэтилимидазолина содержит 1-(2-аминоэтил)-2-алкил-2-имидазолин и 1-(2-алкиламидоэтил)-2-алкил-2-имидазолин и дополнительно включает этилцеллозольв.

2. Способ защиты углеводородного топлива от микробиологического поражения по п.1, отличающийся тем, что указанную биоцидную присадку вводят в концентрации 0,002-0,005 мас.%.

3. Биоцидная присадка, включающая соединения 1-аминоэтилимидазолина, отличающаяся тем, что в качестве соединений 1-аминоэтилимидазолина она содержит 1-(2-аминоэтил)-2-алкил-2-имидазолин и 1-(2-алкиламидоэтил)-2-алкил-2-имидазолин и дополнительно содержит этилцеллозольв при следующем соотношении компонентов, мас.%:

1 -(2-аминоэтил)-2-алкил-2-имидазолин 5,0-7,0;

1 -(2-алкиламидоэтил)-2-алкил-2-имидазолин 3,0-5,0;

этилцеллозольв – остальное.

Categories: BD_2346000-2346999