Патент на изобретение №2162437

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2162437 (13) C1
(51) МПК 7
B66D5/08, F16D49/16
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 99114687/28, 02.07.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

02.07.1999

(45) Опубликовано: 27.01.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2060228 C1, 20.05.1996. SU 432088 A, 15.06.1974. SU 837924 A, 15.06.1981. SU 1308545 A, 07.05.1987. DE 1199551 A, 26.08.1965. GB 1030319 A, 31.05.1963. GB 1502605 A, 01.03.1978. US 4020926 A, 03.05.1977. FR 2302452 A, 26.02.1975.

Адрес для переписки:

91034, Украина, г.Луганск, квартал Молодежный, 20А, ВУГУ, патентный отдел

(71) Заявитель(и):

Восточноукраинский государственный университет (UA)

(72) Автор(ы):

Будиков Леонид Яковлевич (UA),
Фоменко Геннадий Петрович (UA)

(73) Патентообладатель(и):

Восточноукраинский государственный университет (UA)

(54) КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ


(57) Реферат:

Изобретение относится к подъемно-транспортным машинам, а именно к колодочным тормозам. В конструкцию широко распространенного колодочного тормоза параллельно электрогидротолкателю включен по меньшей мере один дополнительный гидроцилиндр, подпоршневая полость которого соединена с подпоршневой полостью гидроцилиндра электрогидротолкателя маслопроводом с регулируемым дросселем и обратным клапаном, а со штоком дополнительного гидроцилиндра соединены регулировочная втулка и удлинитель, имеющий возможность взаимодействия с трехпалым рычагом. Техническим результатом является упрощение конструкции и повышение эффективности работы тормоза за счет быстрого подвода тормозных колодок к шкиву и формирования оптимального характера нарастания силы прижатия колодок к шкиву, а также плавное торможение крана, снижение динамических нагрузок на элементы привода и металлоконструкции, уменьшение вибрации металлоконструкции и кабины, раскачивания груза и утомляемости машиниста. 1 ил.


Изобретение относится к подъемно-транспортным машинам, а именно к колодочным тормозам.

Известны колодочные тормоза (Тормозные устройства. Справочник /М.П.Александров и др. – М.: Машиностроение, 1985, с. 27-67), содержащие шкив, тормозные колодки, стойки, тягу, замыкающую пружину, трехплечий рычаг и привод.

Недостатком аналогов является практически мгновенное нарастание тормозного момента от нуля до номинального значения при замыкании тормоза. Это вызывает резкое торможение крана, большие динамические нагрузки на элементы привода и металлоконструкции, вибрацию металлоконструкции и кабины, раскачивание груза и утомляемость машиниста.

Наиболее близким к заявляемому объекту по технической сущности и достигаемому техническому результату является колодочный тормоз, принятый за прототип, обеспечивающий быстрый подвод тормозных колодок к шкиву с дальнейшим плавным увеличением силы прижатия колодок (патент Российской Федерации RU N 2060228 МПК 6 В 66 D 5/08, 20.05.96. Бюл. N 14), содержащий шкив, взаимодействующие с ним тормозные колодки, размещенные на стойках, соединенных верхней тягой и трехплечим рычагом, взаимодействующим с замыкающей пружиной и электрогидротолкателем. Растормаживание тормоза производится электрогидротолкателем, шток которого воздействует на трехплечий рычаг, поворачивая его и отводя стойки с тормозными колодками от шкива. При отключении от электрической сети двигателя электрогидротолкателя давление под поршнем исчезает. Под воздействием усилия замыкающей пружины, веса трехплечего рычага и поршня со штоком поршень начинает опускаться, при этом рабочая жидкость перетекает из полости под поршнем в полость над поршнем через дроссель, который в это время полностью открыт.

Это позволяет быстро подвести тормозные колодки к шкиву. В это время начинается контакт ролика коромысла с трехплечим рычагом, что приводит к перемещению вниз золотника, который перекрывает дроссель, регулируя расход рабочей жидкости и обеспечивая плавное увеличение усилия прижатия тормозных колодок к шкиву. Регулируя с помощью удлинительного элемента начало контакта ролика с трехплечим рычагом и с помощью регулировочного винта начальное положение золотника, можно получать различные (оптимальные) тормозные характеристики.

Недостатком прототипа является невозможность применения в качестве привода тормоза электрогидротолкателей типа ТЭ и ТГМ без реконструкции, обеспечивающей перетекание рабочей жидкости из подпоршневой полости в надпоршневую и обратно только по маслопроводу.

В основу изобретения поставлена задача упрощения конструкции и повышения эффективности работы тормоза путем плавного увеличения силы прижатия колодок к шкиву с помощью дополнительного гидроцилиндра, шток которого контактирует при замыкании тормоза с трехплечим рычагом, а характер изменения тормозного момента обеспечивается регулируемым дросселем.

Поставленная задача достигается тем, что в колодочном тормозе, содержащем шкив, взаимодействующие с ним тормозные колодки, размещенные на стойках, соединенных верхней тягой и трехплечим рычагом, взаимодействующим с замыкающей пружиной и электрогидротолкателем, согласно изобретению параллельно электрогидротолкателю установлен по меньшей мере один дополнительный гидроцилиндр, подпоршневая полость которого соединена с подпоршневой полостью гидроцилиндра электрогидротолкателя маслопроводом с регулируемым дросселем и обратным клапаном, а со штоком дополнительного гидроцилиндра соединены регулировочная втулка и удлинитель, имеющий возможность взаимодействия с трехплечим рычагом.

Технический результат может быть достигнут благодаря быстрому подводу тормозных колодок к шкиву с дальнейшим формированием оптимального характера нарастания силы прижатия колодок к шкиву (т.е. тормозного момента).

Сущность изобретения поясняется чертежом, где изображены функциональная схема тормоза и схема соединения дросселя с гидроцилиндрами.

Тормоз содержит шкив 1, взаимодействующие с ним тормозные колодки 2, размещенные на стойках 3 и 4. Стойки соединены между собой верхней тягой 5 и трехплечим подпружиненным рычагом 6. Усилие замыкающей пружины 7 поворачивает трехплечий рычаг 6 по часовой стрелке, сближая между собой верхние шарниры стоек 3 и 4 и прижимая тормозные колодки 2 к шкиву 1. Величина усилия замыкающей пружины 7 регулируется гайками 8. Растормаживается тормоз электрогидротолкателем 9, шток которого передает усилие на трехплечий рычаг 6, поворачивая его против часовой стрелки и отводя стойки 3 и 4 с тормозными колодками 2 от шкива 1. Подпоршневые полости гидроцилиндра электрогидротолкателя 9 и дополнительного гидроцилиндра 10 соединены маслопроводом с регулируемым дросселем 11 и обратным клапаном 12. Положение золотника 13 дросселя устанавливается и фиксируется с помощью регулировочного винта 14 со стопорной гайкой. Втулкой 15 регулируется начальное положение поршня дополнительного гидроцилиндра 10, а удлинителем 16 – начало контакта его штока с трехплечим рычагом 6.

Для больших типоразмеров тормозов параллельно электрогидротолкателю могут устанавливаться два (или несколько) дополнительных гидроцилиндра 10, удлинители 16 штоков которых взаимодействуют с трехплечим рычагом 6 тормоза через коромысло, закрепленное на трехплечем рычаге.

Тормоз работает следующим образом. При включении в электрическую цепь двигателя электрогидротолкателя 9 усилие на штоке практически мгновенно возрастает до номинального значения, под воздействием этого усилия трехплечий рычаг 6 поворачивается против часовой стрелки и отводит стойки 3 и 4 с тормозными колодками 2 от шкива 1. Одновременно рабочая жидкость из подпоршневой полости гидроцилиндра электрогидротолкателя 9 поступает в подпоршневую полость дополнительного гидроцилиндра 10 и перемещает его поршень в крайнее верхнее положение. Так как на шток дополнительного гидроцилиндра в это время нагрузка не действует, то для его перемещения в верхнее положение необходимо незначительное усилие.

При отключении от электрической цепи двигателя электрогидротолкателя 9 давление под поршнем его гидроцилиндра исчезает практически мгновенно, в результате срабатывает обратный клапан 12,и шток дополнительного гидроцилиндра фиксируется в крайнем верхнем положении, а под воздействием усилия замыкающей пружины 7, веса трехплечего рычага 6 и поршня со штоком поршень электрогидротолкателя быстро (в течение 0,2-0,3 с) опускается, выбирая зазор между трехплечим рычагом 6 и удлинителем 16, т.е. происходит быстрый подвод тормозных колодок 2 к шкиву 1. В это время начинается контакт трехплечего рычага 6 с удлинителем 16 штока дополнительного гидроцилиндра 10, что приводит к перемещению этого штока вниз со скоростью, определяемой сопротивлением перетеканию рабочей жидкости из подпоршневой полости гидроцилиндра 10 в подпоршневую полость гидроцилиндра электрогидротолкателя 9 через дроссель 11, и обеспечивает плавное прижатие колодок 2 к шкиву 1. Различные (оптимальные) тормозные характеристики получаются фиксацией золотника дросселя в определенных положениях.

Формула изобретения


Колодочный тормоз, содержащий шкив, взаимодействующие с ним тормозные колодки, размещенные на стойках, соединенных верхней тягой с трехплечим рычагом, взаимодействующим с замыкающей пружиной и электрогидротолкателем, отличающийся тем, что параллельно гидротолкателю установлен по меньшей мере один дополнительный гидроцилиндр, подпоршневая полость которого соединена с подпоршневой полостью гидроцилиндра электрогидротолкателя маслопроводом с регулируемым дросселем и обратным клапаном, а со штоком дополнительного гидроцилиндра соединены регулировочная втулка и удлинитель, имеющий возможность взаимодействия с трехплечим рычагом.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 03.07.2001

Номер и год публикации бюллетеня: 11-2003

Извещение опубликовано: 20.04.2003


Categories: BD_2162000-2162999