Патент на изобретение №2344801
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ
(57) Реферат:
Способ относится к медицине, в частности к способам физического воспитания. Выполняют задания по отработке технических элементов во время розыгрыша шаров между партнерами. При этом определяют тип вегетативной регуляции и разбивают спортсменов на группы. Занятия состоят из 3 комплексов, каждый из которых отличается игрой и накатами. Предлагаемый способ позволяет одновременно у всех занимающихся формировать индивидуально-групповой стиль деятельности, свойственный типу вегетативной регуляции каждого теннисиста, что повышает ее эффективность и способствует достижению более высоких спортивных результатов. 6 табл.
Изобретение относится к способам физического воспитания и может быть использовано для повышения эффективности тренировок. Однако летучие морепродукты и устройства для их распыления имеются не везде, тренировки с гипервентиляцией легких показаны далеко не всем категориям населения. Недостатком способа применительно к подрастающему поколению является сложность освоения рекомендуемых массажных приемов, необходимость ежедневного повторения одних и тех же приемов и физических упражнений, отсутствие эмоционального компонента. Задача изобретения – создание способа тренировки теннисистов с повышением ее эффективности, для достижения лучших спортивных результатов, за счет целенаправленного формирования индивидуального стиля деятельности, соответствующего особенностям организма спортсменов с различным типом вегетативной регуляции и улучшения технико-тактической подготовки. Поставленная задача решается способом тренировки теннисистов в возрасте 8-12 лет, включающим технико-тактическую подготовку путем выполнения заданий по отработке технических элементов во время розыгрыша шаров между партнерами. У спортсменов по индексу Кердо определяют тип вегетативной регуляции и разбивают спортсменов на группы следующим образом: первая группа – один ваготоник и три симпатотоника, вторая группа – один ваготоник и два нормотоника; каждому симпатотонику выдают 6 шаров, а каждому нормотонику 8 шаров. После того как заканчиваются мячи у одного симпатотоника он идет собирать их, а на его место встает второй симпатотоник, затем третий; во второй группе после того как заканчиваются мячи у одного нормотоника он идет собирать их, а на его место встает второй нормотоник и так в течение половины времени, отведенного на задание, после чего группы меняются ваготониками и продолжают то же задание. При переходе к следующему заданию группы вновь меняются ваготониками. Во время выполнения заданий симпатотоники должны без ошибок выполнить пять розыгрышей и выиграть последний, при этом играть 5 розыгрышей с силой удара 85% от максимума, а последний шестой розыгрыш с силой удара 100%. Нормотоники должны без ошибок выполнить 7 розыгрышей, а последний восьмой выигрывать, при этом играть 7 розыгрышей с силой удара 80% от максимальной, а последний восьмой розыгрыш с силой удара 100%. Ваготоники должны принимать все возможные мячи, играть в дальней зоне и возвращать мячи с силой удара 80%. При этом теннисисты первой группы 50% времени, отведенного на технико-тактическую подготовку, выполняют задания комплекса №1 и по 25% времени выполняют задания комплексов №2 и №3 на каждое. Теннисисты второй группы 50% времени, отведенного на технико-тактическую подготовку, выполняют задания комплекса №2 и по 25% времени выполняют задания комплексов №1 и №3 на каждое. Комплекс №1 состоит из заданий: игра накатами справа из правого угла по диагонали в ближней зоне против игры накатами справа; игра накатами слева из левого угла стола по диагонали в ближней зоне против игры накатами слева; удары справа против подставки слева; игра подставками слева в сочетании с атакующими ударами справа на 1/2 стороне стола против наката справа. Комплекс №2 состоит из заданий: игра накатами справа по диагонали в средней зоне, игра накатами слева по диагонали в средней зоне; сочетание наката справа из правого угла стола по диагонали против наката справа из правого угла стола в левый угол стола и наката слева по диагонали стола против наката слева в правый угол стола; выполнение наката справа в правый и левый углы стола. Комплекс №3 состоит из заданий: игра попеременно слева и справа подрезанными мячами; срезки справа с правой стороны стола против наката справа с правой стороны стола; срезки слева с левой стороны стола против наката слева с левой стороны стола; срезки справа с правой стороны против наката слева с левой стороны стола; срезки слева с левой стороны стола против наката справа с правой стороны стола. Новизна изобретения: – У спортсменов определяют тип вегетативной регуляции, после чего их объединяют в группы. Первая группа состоит из одного ваготоника и трех симпатотоников. Вторая группа состоит из одного ваготоника и двух нормотоников. – Теннисисты первой группы сначала выполняют задания из комплекса №1, на которое они затрачивают 50% всего тренировочного времени; после этого выполняют задания из комплекса №2, на которое затрачивается 25% времени этой части занятия; завершается технико-тактическая часть комплексом №3, на который затрачивается 25% времени. В основе специфики структуры технико-тактической части занятия лежит предрасположенность симпатотоников к техническим элементам, характерным для атакующего стиля игры. Именно поэтому на такие элементы уделено в два раза больше времени. – Во второй группе сначала выполняют задания из комплекса №2, на которое они затрачивают 50% всего тренировочного времени; после этого выполняют задания из комплекса №1, на которое затрачивается 25% времени этой части занятия; завершается технико-тактическая часть подготовки комплексом №3, на который затрачивается 25% времени. – При выполнении заданий каждому симпатотонику выдают 6 шаров, а каждому нормотонику 8 шаров, во время выполнения задания в первой группе, после того как заканчиваются мячи у одного симпатотоника, он идет собирать их, а на его место встает второй симпатотоник, затем третий в течение половины времени, отведенного на это задание, после чего группы меняются ваготониками и продолжают то же задание, при переходе к следующему заданию группы вновь меняются ваготониками. Это объясняется тем, что для максимального развития скоростно-силовых качеств, лежащих в основе атакующего стиля борьбы, наиболее подходящим является повторный метод, который предполагает соотношение работы к отдыху как 1:2. Поочередная смена симпатотоников обеспечивает поддержание такого соотношения. Кроме того, малым количеством шаров мы ограничиваем время нагрузочной фазы, которая должна отвечать всем критериям, характерным для развития скоростно-силовых качеств. Наиболее подходящим способом развития выносливости, лежащей в основе защитного стиля, характерного ваготоникам, является равномерный метод. Поэтому ваготоник играет со всеми по очереди, не тратит время на собирание шаров и должен стараться вернуть все возможные мячи. В середине и в конце занятия группы меняются ваготониками. На наш взгляд это необходимо для того, чтобы ваготоники не привыкали только к одному ритму игры, так как в соревновательной практике им часто приходится сталкиваться как с нормотониками, так и с симпатотониками. Наиболее подходящим для нормотоников является комбинированный стиль игры. Для такой игры характерны более продолжительные по сравнению с атакующим стилем розыгрыши мяча, которые должны заканчиваться активными нападающими действиями. Игрокам комбинированного стиля необходимо обладать и специальной выносливостью и скоростно-силовыми качествами. Из этих соображений в группу №2 мы включили всего двух нормотоников, для того чтобы соотношение работы и отдыха стало равно 1:1. Кроме того, в предложенном способе тренировок у нормотоников по сравнению с симпатотониками значительно увеличена продолжительность нагрузочной фазы. Для этого им раздают 8 шаров и в каждом розыгрыше они выполняют 8 обменов ударами. – Во время выполнения всех заданий симпатотоники должны без ошибок выполнять пять розыгрышей, а последний шестой обязательно выигрывать. При этом первые пять розыгрышей нужно выполнять с силой удара 85% от максимума, а последний шестой – с силой удара 100% от максимума. – Нормотоники должны без ошибок выполнить 7 розыгрышей и последний восьмой выигрывать, при этом играть 7 розыгрышей выполнять с силой удара 80% от максимальной, а последний восьмой розыгрыш с силой удара 100%. – Ваготоники должны принимать все возможные мячи и возвращать их с силой удара 80% от максимума. При этом они должны играть в дальней зоне. – Теннисисты первой группы 50% времени, отведенного на технико-тактическую подготовку, выполняют задания комплекса №1 и по 25% времени выполняют задания комплексов №2 и №3 на каждое; теннисисты второй группы 50% времени, отведенного на технико-тактическую подготовку, выполняют задания комплекса №2 и по 25% времени выполняют задания комплексов №1 и №3 на каждое. Предлагаемый способ позволяет одновременно у всех занимающихся формировать индивидуально-групповой стиль деятельности, свойственный типу вегетативной регуляции каждого теннисиста, что повышает ее эффективность и способствует достижению более высоких спортивных результатов. Для каждой группы характерна своя структура технико-тактической части занятия. Одним из перспективных направлений совершенствования процесса подготовки спортсменов является целенаправленное формирование индивидуального стиля деятельности. Под индивидуальным стилем деятельности понимается своеобразие действий, применяемых для осуществления цели. В работах Илларионова Г.Г. (1978), Красникова А.А. (1968), Ширинова А.Р. (1984) и многих других показано, что стиль деятельности связан с морфофункциональными особенностями спортсмена, которые помогают проявлению либо скоростно-силовых качеств, либо выносливости. Атакующий стиль, как правило, присущ большинству спортсменов, обладающих симпатотоническим типом вегетативной регуляции, с сильной нервной системой, преобладанием возбуждения по внешнему (ситуативному) балансу, инертностью возбуждения. Защитный стиль присущ спортсменам, имеющим ваготонический тип вегетативной регуляции, слабую нервную систему, преобладание торможения и подвижности торможения. Так в настольном теннисе у спортсменов симпатотонического типа вегетативной регуляции наблюдаются все черты, свойственные атакующему стилю ведения соревновательной борьбы. Наиболее сильной стороной симпатотоников являются: накаты по накатам в средней зоне, накаты по подставкам, а также чередование наката с подставками. Наиболее слабой стороной симпатотоников являются подрезки по подрезкам, а также подрезки по накатам. Кроме того, у симпатотоников имеются и средние по уровню исполнения элементы, к которым относятся: накаты в средней зоне, чередование правых и левых накатов, а также игра накатами со сменой направления. Специфичностью теннисистов с нормотоническим типом вегетативной регуляции являются характерные черты, свойственные комбинированному стилю игры. Наиболее сильной стороной нормотоников являются: накаты в средней зоне, чередование правых и левых накатов, а также игра накатами со сменой направления. Кроме того, теннисисты нормотоники неплохо владеют и элементами, свойственными как для атакующего, так и для защитного стиля игры. Отличительной чертой теннисистов ваготоников является предрасположенность к защитному стилю игры, что проявляется в превосходстве их перед другими в игре подрезками по подрезкам, а также подрезками по накатам. Наиболее сильные стороны подготовки спортсменов образовывают так называемый «активный центр». В соревновательной деятельности основная нагрузка ложится именно на него. Отстающие в развитии стороны подготовки во многом лимитированы генетически или сдерживаются высоким уровнем развития других способностей. Стремление максимально развить отстающие элементы не только не дает результатов, но часто тормозит совершенствование сильных сторон подготовки. Это сглаживает индивидуальные черты спортсменов, призванные обеспечить достижение высоких результатов. Для получения высоких спортивных результатов в работе со спортсменами, имеющими ярко выраженную спортивную индивидуальность, необходимо придерживаться следующих правил: тренировочные программы должны быть ориентированы на максимальное развитие индивидуальных задатков, а также на устранение явных диспропорций в структуре подготовленности. Это легло в основу формирования отличных друг от друга типов групп: первой группы и второй группы. Сформировав первую группу из трех симпатотоников и одного ваготоника, во-первых, мы обеспечили верное, на наш взгляд, соотношение работы и отдыха. Так для максимального развития скоростно-силовых качеств, лежащих в основе атакующего стиля борьбы, наиболее подходящим является повторный метод, который предполагает соотношение работы к отдыху как 1:2. Поочередная смена симпатотоников обеспечивает поддержание такого соотношения. Кроме того, малым количеством шаров мы ограничиваем время нагрузочной фазы, которая должна отвечать всем критериям, характерным для развития скоростно-силовых качеств. Характерной чертой атакующего стиля игры является максимально быстрый розыгрыш мяча с активным завершением. Это и легло в основу того, что в предложенном способе тренировки симпатотоникам предлагается розыгрыш всего из 5 обменов ударами средней силы с последним шестым максимально сильным. В основе специфики структуры технико-тактической части занятия лежит опять же предрасположенность симпатотоников к техническим элементам, характерным для атакующего стиля игры. Именно поэтому на такие элементы уделено в два раза больше внимания. Наиболее подходящим способом развития выносливости, лежащей в основе защитного стиля, характерного ваготоникам, является равномерный метод. Поэтому ваготоник играет со всеми по очереди, не тратит время на собирание шаров и должен стараться вернуть все возможные мячи. В середине и в конце занятия группы меняются ваготониками. На наш взгляд это необходимо для того, чтобы ваготоники не привыкали только к одному ритму игры, так как в соревновательной практике им часто приходятся сталкиваться как с нормотониками так и с симпатотониками. Как уже отмечалось, наиболее подходящим для нормотоников является комбинированный стиль игры. Для такой игры характерны более продолжительные по сравнению с атакующим стилем розыгрыши мяча, которые должны заканчиваться активными нападающими действиями. Игрокам комбинировнного стиля необходимо обладать и специальной выносливостью и скоростно-силовыми качествами. Из этих соображений во вторую группу мы включили всего двух нормотоников, для того чтобы соотношение работы и отдыха стало равно 1:1. Такие нагрузки похожи на интервальный метод тренировки, которым, как известно, тренируются одновременно и выносливость и скоростно-силовые качества. Кроме того, в предложенном способе тренировок у нормотоников по сравнению с симпатотониками значительно увеличена продолжительность нагрузочной фазы. Для этого им раздают 8 шаров и в каждом розыгрыше они выполняют 8 обменов ударами. Специфика комбинированного стиля игры отразилась и в условиях выполнения розыгрыша. Для этого нормотоники обязательно должны чередовать силу удара, а последний отрабатывать на все 100% силы. В основе специфики структуры технико-тактической части занятия нормотоников опять же лежит их предрасположенность к техническим элементам, характерным для комбинированного стиля игры. Именно поэтому на такие элементы уделено в два раза больше внимания. Способ осуществляется следующим образом. При тренировке спортсменов теннисистов технико-тактическую подготовку проводят путем выполнения заданий по отработке технических элементов во время розыгрыша шаров между партнерами. У спортсменов по Индексу Кердо определяют тип вегетативной регуляции и разбивают спортсменов на группы следующим образом: первая группа – один ваготоник и три симпатотоника, вторая группа – один ваготоник и два нормотоника. Первых и вторых групп может быть несколько. Каждому симпатотонику выдают 6 шаров, а каждому нормотонику 8 шаров. При этом теннисисты первой группы 50% времени, отведенного на технико-тактическую подготовку, выполняют задания комплекса №1. Например, задание 1 – игра накатами справа из правого угла по диагонали в ближней зоне против игры накатами справа. Во время выполнения задания симпатотоники должны без ошибок выполнить пять розыгрышей и выиграть последний шестой, при этом играть 5 розыгрышей с силой удара 85% от максимума, а последний шестой розыгрыш с силой удара 100%. При этом ваготоники должны принимать все возможные мячи, играть в дальней зоне и возвращать мячи с силой удара 80%. После того как заканчиваются мячи у одного симпатотоника он идет собирать их, а на его место встает второй симпатотоник, затем третий. При переходе к следующему заданию 2 комплекса 1 первая группа и задания 2 комплекса 2 вторая группа они меняются ваготониками. Выполняются остальные задания из комплекса 1: 2) игра накатами слева из левого угла стола по диагонали в ближней зоне против игры накатами слева; 3) удары справа против подставки слева; 4) игра подставками слева в сочетании с атакующими ударами справа на 1/2 стороне стола против наката справа. Затем по 25% времени, отведенного на технико-тактическую подготовку, спортсмены первой группы выполняют задания комплексов №2 и №3. Во второй группе, после того как заканчиваются мячи у одного нормотоника, он идет собирать их, а на его место встает второй нормотоник и так в течение половины времени, отведенного на задание 1 комплекса 2 – «игра накатами справа по диагонали в средней зоне», после чего группы вторая и первая меняются ваготониками и продолжают то же задание 1 комплекса 2. При переходе к следующему заданию 2 комплекса 2 вторая и задания 2 комплекса 1 первая группы вновь меняются ваготониками. Нормотоники должны без ошибок выполнить 7 розыгрышей и последний восьмой выиграть, при этом играть 7 розыгрышей с силой удара 80% от максимальной, а последний восьмой розыгрыш с силой удара 100%. Выполняются остальные задания комплекса 2, на который теннисистам второй группы дается 50% времени, отведенного на технико-тактическую подготовку: 2) игра накатами слева по диагонали в средней зоне; 3) сочетание наката справа из правого угла стола по диагонали против наката справа из правого угла стола в левый угол стола; 4) сочетание наката слева по диагонали стола против наката слева в правый угол стола; 5) выполнение наката справа в правый и левый углы стола. Выполняют задания комплексов №1 и №3, на которые отводится по 25% времени на каждое. Комплекс №3 состоит из: 1) игры попеременно слева и справа подрезанными мячами; 2) срезки справа с правой стороны стола против наката справа с правой стороны стола; 3) срезки слева с левой стороны стола против наката слева с левой стороны стола; 4) срезки справа с правой стороны против наката слева с левой стороны стола; 5) срезки слева с левой стороны стола против наката справа с правой стороны стола. После окончания технико-тактической подготовки спортсмены приступают к отработке других видов подготовки, например общей или специальной физической подготовки. Для оценки эффективности предлагаемого способа были обследованы 6 мальчиков 8-12 лет, занимающихся настольным теннисом не менее 2 лет и имеющих различный тип вегетативной регуляции. После этого одну часть занимающихся тренировали по предложенному способу, а у другой части спортсменов изобретение в тренировке не внедрялось. Исследование технико-тактической подготовки осуществлялось по общеизвестной методике, предложенной Г.Б.Барчуковой с соавт. (Настольный теннис: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ; СДЮШОР, ШВСМ., – М.: Сов. спорт, 2004. – 144. Г.Б.Барчукова, В.А.Воробьев, О.В.Матыцин). Методика включала следующие тесты: 1) игра накатами справа из правого угла по диагонали в ближней зоне против игры накатами справа; 2) игра накатами слева из левого угла стола по диагонали в ближней зоне против игры накатами слева; 3) удара справа против подставки слева; 4) игры подставками слева в сочетании с атакующими ударами справа на 1/2 стороне стола против наката справа; 5) игра накатами справа по диагонали в средней зоне; 6) игра накатами слева по диагонали в средней зоне; 7) сочетание наката справа из правого угла стола по диагонали против наката справа из правого угла стола в левый угол стола и наката слева по диагонали стола против наката слева в правый угол стола; 8) выполнения наката справа в правый и левый углы стола; 9) игра попеременно слева и справа подрезанными мячами; 10) срезка справа с правой стороны стола против наката справа с правой стороны стола; 11) срезка слева с левой стороны стола против наката слева с левой стороны стола; 12) срезка справа с правой стороны против наката слева с левой стороны стола; 13) срезки слева с левой стороны стола против наката справа с правой стороны стола. Для того чтобы оценить изменения в каждом тесте на технико-тактическую подготовку мы использовали формулу №1: , где X – разница значений до и после внедрения изобретения, выраженная в процентах; x1 – исходное значение; х2 – значение после внедрения изобретения, выраженное в разах. Для того чтобы оценить общие изменения в технико-тактической подготовке теннисистов мы использовали формулу №2. , где Х(общ) – общие средние изменения технико-тактической подготовки, выраженные в процентах; X1 – разница значений до и после внедрения изобретения в первом тесте, выраженная в процентах; X2 – разница значений до и после внедрения изобретения во втором тесте, выраженная в процентах; n – число тестов. Пример 1. Спортсмен 1, мальчик 11 лет. Занимается настольным теннисом в течение 3 лет, тренируясь по 4 раза в неделю. По методике индекс Кердо у данного обследуемого был определен симпатотонический тип вегетативной регуляции. После этого было проведено исследование его технико-тактической подготовленности. По окончании проведения обследования спортсмен в течение 6 месяцев занимался по предложенному способу, после чего вновь были проведены исследования технико-тактической подготовленности. Изменения в технико-тактической подготовленности представлены в табл.1.
Из данных, представленных в табл. 1, видно, что изменения технико-тактической подготовленности наблюдаются во всех тестах, однако наибольших значений они достигли именно в тех, на которые была нацелена тренировочная программа симпатотоников. Общие средние изменения технико-тактической подготовки спортсмена 1 составили 8,35%. Пример 2. Спортсмен 2, мальчик 11 лет. Занимается настольным теннисом в течение 3 лет, тренируясь по 4 раза в неделю. По методике индекс Кердо у данного обследуемого был определен симпатотонический тип вегетативной регуляции. После этого было проведено исследование его технико-тактической подготовленности. По окончании проведения обследования спортсмен в течение 6 месяцев занимался по стандартной методике тренировки, после чего вновь были проведены исследования технико-тактической подготовленности. Изменения в технико-тактической подготовленности представлены в табл. 2. Из данных, представленных в табл. 2, видно, что практически во всех тестах технико-тактической подготовленности наблюдаются примерно одинаковые изменения. Общие средние изменения технико-тактической подготовки спортсмена 2 составили 6%. Сравнивая данные табл. 1 и табл. 2, наглядно видно, что тренировка по предложенному способу в большей степени, чем традиционная методика, влияет на положительные изменения в элементах атакующего стиля игры, что сказывается еще и на общих средних изменениях технико-тактической подготовки теннисистов симпатотоников.
Пример 3. Спортсмен 3, мальчик 10 лет. Занимается настольным теннисом в течение 3 лет, тренируясь по 4 раза в неделю. По методике индекс Кердо у данного обследуемого был определен нормотонический тип вегетативной регуляции. После этого было проведено исследование его технико-тактической подготовленности. По окончании проведения обследования спортсмен в течение 6 месяцев занимался по предложенному способу, после чего вновь были проведены исследования технико-тактической подготовленности. Изменения в технико-тактической подготовленности представлены в табл. 3. Из данных, представленных в табл. 3, видно, что изменения технико-тактической подготовленности наблюдаются во всех тестах, однако наибольших значений они достигли именно в тех, на которые была нацелена тренировочная программа симпатотоников. Общие средние изменения технико-тактической подготовки спортсмена 3 составили 11,1%.
Пример 4. Спортсмен 4, мальчик 10 лет. Занимается настольным теннисом в течение 3 лет, тренируясь по 4 раза в неделю. По методике индекс Кердо у данного обследуемого был определен нормотонический тип вегетативной регуляции. После этого было проведено исследование его технико-тактической подготовленности. По окончании проведения обследования спортсмен в течение 6 месяцев занимался по стандартной методике тренировки, после чего вновь были проведены исследования технико-тактической подготовленности. Изменения в технико-тактической подготовленности представлены в табл. 4.
Из данных, представленных в табл. 4, видно, что практически во всех тестах технико-тактической подготовленности наблюдаются примерно одинаковые изменения. Общие средние изменения технико-тактической подготовки спортсмена 2 составили 7,7%. Сравнивая данные табл. 3 и табл. 4, наглядно видно, что тренировка по предложенному способу в большей степени, чем традиционная методика влияет на положительные изменения в элементах комбинированного стиля игры, что сказывается еще и на общих средних изменениях технико-тактической подготовки теннисистов нормотоников. Пример 5. Спортсмен 5, мальчик 11 лет. Занимается настольным теннисом в течение 3 лет, тренируясь по 4 раза в неделю. По методике индекс Кердо у данного обследуемого был определен ваготонический тип вегетативной регуляции. После этого было проведено исследование его технико-тактической подготовленности. По окончании проведения обследования спортсмен в течение 6 месяцев занимался по предложенному способу, после чего вновь были проведены исследования технико-тактической подготовленности. Изменения в технико-тактической подготовленности представлены в табл. 5.
Из данных, представленных в табл. 5, видно, что изменения технико-тактической подготовленности наблюдаются во всех тестах, однако наибольших значений они достигли именно в тех, на которые была нацелена тренировочная программа ваготоников. Общие средние изменения технико-тактической подготовки спортсмена 3 составили 9%. Пример 6. Спортсмен 6, мальчик 10 лет. Занимается настольным теннисом в течение 3 лет, тренируясь по 4 раза в неделю. По методике индекс Кердо у данного обследуемого был определен ваготонический тип вегетативной регуляции. После этого было проведено исследование его технико-тактической подготовленности. По окончании проведения обследования спортсмен в течение 6 месяцев занимался по стандартной методике тренировки, после чего вновь были проведены исследования технико-тактической подготовленности. Изменения в технико-тактической подготовленности представлены в табл. 6. Из данных, представленных в табл. 6, видно, что практически во всех тестах технико-тактической подготовленности наблюдаются примерно одинаковые изменения. Общие средние изменения технико-тактической подготовки спортсмена составили 6,5%. Сравнивая данные табл. 5 и табл. 6, наглядно видно, что тренировка по предложенному способу в большей степени, чем традиционная методика, влияет на положительные изменения в элементах защитного стиля игры, что сказывается еще и на общих средних изменениях технико-тактической подготовки теннисистов ваготоников.
Из данных, представленных в таблицах, наглядно видно, что у лиц, имеющих один тип вегетативной регуляции с одинаковым стажем и режимом тренировок, более значительные изменения в технико-тактической подготовке происходят у того, кто в своем тренировочном процессе использует предложенное нами изобретение. В тренировочном процессе учтена предрасположенность симпатотоников к техническим элементам, характерным для атакующего стиля игры и на отработку таких элементов уделено в 2 раза больше времени. Ваготоники занимаются со всеми по очереди, что способствует развитию выносливости, лежащей в основе защитного стиля, характерного для них, а обмен партнерами во время тренировки позволяет приучить ваготоников к разному режиму игры как с симпатотониками, так и с нормотониками. Развиваются специальная выносливость и скоростно-силовые качества с увеличением нагрузочной фазы за счет выдачи 8 шаров вместо 6. Таким образом, во время тренировки у всех занимающихся формируется индивидуально-групповой стиль деятельности. При этом повышается эффективность тренировки, что способствует достижению более высоких спортивных результатов.
Формула изобретения
Способ тренировки теннисистов в возрасте 8-12 лет, включающий технико-тактическую подготовку путем выполнения заданий по отработке технических элементов во время розыгрыша шаров между партнерами, отличающийся тем, что у спортсменов определяют тип вегетативной регуляции и разбивают спортсменов на группы следующим образом: первая группа – один ваготоник и три симпатотоника, вторая группа – один ваготоник и два нормотоника; каждому симпатотонику выдают 6 шаров, а каждому нормотонику 8 шаров, после того как заканчиваются мячи у одного симпатотоника он идет собирать их, а на его место встает второй симпатотоник, затем третий; во второй группе после того как заканчиваются мячи у одного нормотоника он идет собирать их, а на его место встает второй нормотоник и так в течение половины времени, отведенного на задание, после чего группы меняются с ваготониками и продолжают то же задание; при переходе к следующему заданию группы вновь меняются с ваготониками; во время выполнения заданий симпатотоники должны без ошибок выполнить пять розыгрышей и выиграть шестой последний, при этом играть пять розыгрышей с силой удара 85% от максимума, а последний шестой розыгрыш с силой удара 100%; нормотоники должны без ошибок выполнить семь розыгрышей и последний восьмой выиграть, при этом играть семь розыгрышей с силой удара 80% от максимальной, а последний восьмой розыгрыш – с силой удара 100%; ваготоники должны принимать все возможные мячи, играть в дальней зоне и возвращать мячи с силой удара 80%, при этом теннисисты первой группы 50% времени, отведенного на технико-тактическую подготовку, выполняют задания комплекса №1, состоящего из заданий: игра накатами справа из правого угла по диагонали в ближней зоне против игры накатами справа, игра накатами слева из левого угла стола по диагонали в ближней зоне против игры накатами слева, удар справа против подставки слева, игра подставками слева в сочетании с атакующими ударами справа на 1/2 стороне стола против наката справа; 25% времени, отведенного на технико-тактическую подготовку, выполняют задания комплекса №2, состоящего из заданий: игра накатами справа по диагонали в средней зоне, игра накатами слева по диагонали в средней зоне, сочетание наката справа из правого угла стола по диагонали против наката справа из правого угла стола в левый угол стола и наката слева по диагонали стола против наката слева в правый угол стола, выполнения наката справа в правый и левый углы стола; и 25% времени, отведенного на технико-тактическую подготовку, выполняют задания комплекса №3, состоящего из заданий: игра попеременно слева и справа подрезанными мячами, срезки справа с правой стороны стола против наката справа с правой стороны стола, срезки слева с левой стороны стола против наката слева с левой стороны стола, срезки справа с правой стороны против наката слева с левой стороны стола; срезки слева с левой стороны стола против наката с права с правой стороны стола, теннисисты второй группы 50% времени, отведенного на технико-тактическую подготовку, выполняют задания комплекса №2 и по 25% времени выполняют задания комплексов №1 и №3 на каждое.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||