|
(21), (22) Заявка: 2007105915/06, 16.02.2007
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
16.02.2007
(43) Дата публикации заявки: 27.08.2008
(46) Опубликовано: 20.01.2009
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2102624 С1, 20.01.1998. RU 55938 U1, 27.08.2006. RU 2174864 С1, 20.10.2001. RU 34233 U1, 27.11.2003. GB 2320060 А, 10.06.1998. FR 2742807 А1, 27.06.1997. FR 2742806 А1, 27.06.1997. PL 307392 А, 04.09.1995.
Адрес для переписки:
443100, г.Самара, ул. Молодогвардейская, 244, Главный корпус СамГТУ, патентный отдел
|
(72) Автор(ы):
Громаковский Дмитрий Григорьевич (RU), Гонченко Борис Васильевич (RU), Меньшов Анатолий Петрович (RU), Шигин Сергей Владимирович (RU), Ковшов Анатолий Гаврилович (RU), Грязнов Павел Петрович (RU), Ильин Олег Викторович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный технический университет (RU)
|
(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ВОДОТОПЛИВНЫХ ЭМУЛЬСИЙ ДИЗЕЛЕЙ С КУЛАЧКОВЫМ ПРИВОДОМ ПЛУНЖЕРНОГО ВПРЫСКА ТОПЛИВА
(57) Реферат:
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к топливным системам дизелей, и предназначено для приготовления водотопливных эмульсий. Изобретение позволяет достичь высокого качества эмульгирования как по дисперсности частиц, так и по седиментальной устойчивости эмульсии за счет применения простого по конструкции устройства, используя при этом энергию давления топлива в системе дизеля; исключить применение дорогостоящего отдельного электронасосного агрегата; повысить ресурс эксплуатации топливной системы и дизеля в целом. Устройство для приготовления водотопливных эмульсий дизелей с кулачковым приводом плунжерного впрыска топлива содержит вихревую камеру для эмульгирования, имеющую форму сужающегося тела вращения форсунки для подачи топлива и воды; впускные проходы для топлива и воды; выпускной проход для подачи эмульсии в форсунку двигателя. Форсунки для подачи топлива и воды установлены в верхней части вихревой камеры и в тангенциальном направлении навстречу друг к другу для обеспечения противотока истечения струй и дополнительно снабжены установленными на их входе завихрителями. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение предназначено для использования в двигателестроении, в частности при применении в топливной системе дизелей.
Изобретение относится к классу устройств, предназначенных для создания жидкостных, в частности водотопливных эмульсий.
Одним из близких аналогов по своей технической сущности является устройство по патенту RU2039883, кл. 6F02M 67/10, 30.10.91, БИ 20, 95. Устройство содержит корпус, камеру смешения с входом и выходом, сопло и элементы закрутки потоков, основную и дополнительные проставки, позволяющие повысить качество распыливания.
Недостатком указанного устройства является невысокое качество эмульгирования смеси как по дисперсности частиц, так и по седиментальной устойчивости.
Прототипом заявляемого технического решения является устройство эмульгатора по патенту RU 2102624 от 20.01.1998 г. «Устройство и способ подачи эмульсионного топлива, устройство образования нефтеводяной эмульсии».
Устройство для эмульгирования в указанном патенте представляет собой специальную камеру, имеющую форму сужающегося тела вращения, содержит форсунки для впрыска воды в осевом направлении и ввода топлива в радиальном направлении. Образование эмульсии в камере происходит за счет вращения рабочего колеса (крыльчатки), приводимой в движение от электродвигателя, присоединенного к корпусу камеры.
Эффективность эмульгирования в камере повышается за счет ее сужения в сторону выхода эмульсии, наличия ступеней на выходном участке и стенки, прерывающей поток и создающей его пульсацию.
Недостатком прототипа является сложность его конструкции, малый ресурс роторной системы крыльчатки и использование для привода отдельного электродвигателя. Система рассчитана на применение в двигателях с электронным впрыском и не может быть использована в дизелях с плунжерно-кулачковой системой впрыска топлива.
Заявленное изобретение лишено указанных недостатков и обеспечивает
простоту конструкции, большой ресурс при эксплуатации, использование энергии давления топлива в системе дизеля вместо отдельного электровода, высокое качество эмульгирования как по дисперсности частиц, так и по седиментальной устойчивости эмульсии.
Технический результат достигается тем, что устройство для приготовления водотопливных эмульсий дизелей с кулачковым приводом плунжерного впрыска топлива, содержащее вихревую камеру для эмульгирования, имеющую форму сужающегося тела вращения, форсунки для подачи топлива и воды; впускные проходы для топлива и воды; выпускной проход для подачи эмульсии в форсунку двигателя, причем форсунки для подачи топлива и воды установлены под заданным углом к осевому направлению в верхней части вихревой камеры, и в тангенциальном направлении навстречу друг к другу для обеспечения противотока истечения струй и дополнительно снабжены установленными на их входе завихрителями.
Анализ представленной формулы изобретения показывает, что в известное техническое решение введены новые признаки: форсунки подачи топлива и воды, создающие встречные (левые и правые) вращения струй по осевому направлению вихревой камеры и тем самым интенсивное эмульгирование смеси, дополнительные завихрители форсунок усиливают турбулентность потоков, закручивая струи подаваемого топлива и воды по их осям в противоположных направлениях, а расположение форсунок-завихрителей под заданным углом к осевому направлению вихревой 1 камеры за счет встречного направления потока создает противоток истечения струй.
Эти признаки отсутствуют в прототипе, в других известных технических решениях и позволяют решить поставленную техническую задачу – создания высокоэффективных водотопливных эмульсий для питания дизелей.
Заявка содержит описание и графические материалы – (см. чертеж): принципиальную гидрокинематическую схему системы для приготовления водотопливных эмульсий и продольный разрез вихревой камеры.
Устройство согласно чертежу состоит из вихревой камеры – 1, трубопровода топлива – 2, форсунки-завихрителя топлива – 3, автоматического дозатора – 4, трубопровода воды – 5, форсунки-завихрителя воды – 6. На выходе вихревой камеры содержится выпускной проход – 7, передающий эмульсию на топливную форсунку – 8.
Устройство устанавливается на корпус топливной форсунки – 8.
Устройство работает следующим образом. Дизельное топливо от топливоподкачивающего агрегата (насос низкого давления) подается в топливный плунжерный насос – 9. Вращение кулачка распределительного вала – 10 перемещает плунжер топливного насоса – 9 и впрыскивает топливо через форсунку-завихритель – 3 в вихревую камеру – 1. Вода подается в вихревую камеру – 1 через форсунку-завихритель воды – 6 от автоматического дозатора – 4. Эмульсия из вихревой камеры – 1 через выпускной проход – 7 подается на топливную форсунку – 8.
Встречные потоки воды и топлива, закрученные форсунками-завихрителями, получают две степени вращения – вокруг оси вихревой камеры и вокруг осей струй, что создает ужесточенные условия проявления турбулентности и акустических колебаний и обеспечивает высококачественное приготовление эмульсии.
Кроме того, следует отметить, что в предложенном техническом решении не требуется отдельного электропривода и недолговечной турбины, замененных гидравлическими эффектами, описанными выше.
Пример реализации.
Устройство для приготовления водотопливной эмульсии по данной заявке было испытано на дизеле ПД-1М тепловоза ТЭМ-2 в Самарском локомотивном депо при обкатке на реостатном стенде после ремонта.
В результате испытания была подтверждена работоспособность системы подготовки топлива, повышающей полноту сгорания и, как следствие, экономию топлива на различных режимах работы дизеля до 4,5%, снижение выбросов NOx в 2,0 раза, СОх в 1,2 раза и дымности в 1,5 раза, что создает экономическую и экологическую эффективность данного технического решения.
Формула изобретения
1. Устройство для приготовления водотопливных эмульсий дизелей с кулачковым приводом плунжерного впрыска топлива, содержащее вихревую камеру для эмульгирования, имеющую форму сужающегося тела вращения, форсунки для подачи топлива и воды; впускные проходы для топлива и воды; выпускной проход для подачи эмульсии в форсунку двигателя, отличающееся тем, что форсунки для подачи топлива и воды установлены в верхней части вихревой камеры, и в тангенциальном направлении навстречу друг к другу для обеспечения противотока истечения струй и дополнительно снабжены установленными на их входе завихрителями.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что завихрители расположены под углом к осевому направлению вихревой камеры.
РИСУНКИ
|
|