Патент на изобретение №2344235

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2344235 (13) C1
(51) МПК

E02D29/05 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.09.2010 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2007117957/03, 15.05.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

15.05.2007

(46) Опубликовано: 20.01.2009

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1481414 А1, 23.05.1989. RU 2114251 С1, 27.06.1998. RU 29539 U1, 20.05.2003. SU 612522 А1, 27.10.1999. SU 546673 А1, 15.02.1977. US 5899635 А, 04.05.1999. МАКОВСКИЙ Л.В. Городские подземные транспортные сооружения. – М.: Стройиздат, 1979, с.134-139.

Адрес для переписки:

141371, Московская обл., г. Хотьково, ул. Акад. Королева, 2, кв.56, В.И. Сисаури

(72) Автор(ы):

Козлов Сергей Николаевич (RU),
Губанов Александр Леонидович (RU),
Суханов Александр Викторович (RU),
Асеев Алексей Вадимович (RU),
Сисаури Виталий Ираклиевич (RU),
Мараховский Сергей Сергеевич (RU),
Клоков Александр Николаевич (RU),
Ханнанов Александр Заянович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Общество с ограниченной ответственностью “Компания “Армопроект” (ООО “Компания “Армопроект” (RU)

(54) ДЕМОНТИРУЕМЫЙ КОЛЬЦЕВОЙ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ТОННЕЛЬ

(57) Реферат:

Изобретение относится к строительству тоннелей и может быть использовано в дорожном строительстве для прокладки временных подземных дорог, в энергетике и в отраслях связи при прокладке кабелей, в добывающих отраслях при разработках месторождений полезных ископаемых. Демонтируемый кольцевой горизонтальный тоннель состоит из состыкованных и/или скрепленных между собой механическими средствами цилиндрических оболочек и включает головную и хвостовую цилиндрические оболочки, и демонтажное устройство, состоящее из упоров и тяг, закрепленных на упорах. Упоры демонтажного устройства установлены и закреплены на переднем торце головной цилиндрической оболочки, а тяги выполнены к виде стержней или тросов, непрерывных по длине или состоящих из соединенных между собой фрагментов, закреплены на упорах механическими соединениями, пропущены последовательно через полости или через стенки всех оболочек и выведены наружу с возможностью присоединения их к силовому устройству для вытягивания оболочек при демонтаже. Технический результат состоит в создании универсального тоннеля, обладающего широкими эксплуатационными возможностями, повышенной надежностью с уменьшением трудозатрат при его сооружении. 23 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к строительству тоннелей и может быть использовано в дорожном строительстве для прокладки временных подземных дорог, в энергетике и в отраслях связи при прокладке кабелей, в добывающих отраслях при разработках месторождений полезных ископаемых.

Известен демонтируемый кольцевой тоннель, пригодный для горизонтальных выработок, состоящий из сборных оболочек, соединенных между собой механическими средствами, и из демонтажного устройства, включающего упоры (SU а.с. 612522, МПК2 E21D 5/08, опубл. 27.10.99, бюл. №30).

Известен также демонтируемый кольцевой горизонтальный тоннель, состоящий из слоистых оболочек, состыкованных и скрепленных между собой механическими средствами, и демонтажного устройства, включающего упоры (выдвижные проушины) и тяги (тросы) (SU а.с. 1481414, МПК4 E21D 10/04, опубл. 23.05.89, бюл. №19).

Известные тоннели состоят из оболочек, выполненных из одного материала, железобетона. Конструкции их демонтажных устройств включают один вид упоров и один вид тяг и рассчитаны только на последовательное удаление оболочек, т.е. по одной за одну операцию демонтажа.

Тоннель по авторскому свидетельству SU 1481414 является наиболее близким по технической сущности к заявляемому и выбран в качестве ближайшего аналога (прототипа).

Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является разработка демонтируемого универсального кольцевого горизонтального тоннеля, пригодного для широкого диапазона условий эксплуатации, включающих климатические условия, виды грунтов и пород.

Технический результат, который может быть получен от использования изобретения, заключается в расширении эксплуатационных возможностей тоннеля.

Для решения технической задачи и достижения технического результата в демонтируемом кольцевом горизонтальном тоннеле, состоящем из состыкованных и/или скрепленных между собой механическими средствами цилиндрических оболочек, включающих головную и хвостовую цилиндрические оболочки, и демонтажного устройства, состоящего из упоров и тяг, закрепленных на упорах, согласно изобретению упоры его демонтажного устройства установлены и закреплены на переднем торце головной цилиндрической оболочки, а тяги выполнены в виде стержней или тросов, непрерывных по длине или состоящих из соединенных между собой фрагментов, закреплены на упорах механическими соединениями, пропущены последовательно через полости или через стенки всех оболочек и выведены наружу с возможностью присоединения их к силовому устройству для вытягивания оболочек при демонтаже, при этом в частных случаях применения изобретения стенки его цилиндрических оболочек выполнены однослойными или многослойными из железобетона, металла или композиционного материала; дополнительные упоры установлены и закреплены на торцах смежных оболочек; упоры выполнены в виде силовых кронштейнов, балок, пластин или сегментов колец, а тяги – в виде резьбовых стержней или их фрагментов, соединенных между собой втулками, муфтами или свинченных друг с другом; упоры и тяги выполнены из композиционного материала и/или металла; в качестве композиционного материала использован стекло-, полимер- или базальтопластик на основе нити, ровинга, ткани или нитепрошивного полотна и эпоксидного, полиэфирного, винилэфирного или полиуретанового связующего или их комбинации; упоры в виде пластин или сегментов колец выполнены за одно целое с втулками или муфтами, соединяющими фрагменты стержней тяг и установлены между цилиндрическими оболочками; упоры снабжены элементами жесткости, элементы жесткости выполнены в виде цилиндрических втулок жесткости, сквозь которые пропущены тяги в полостях оболочек; элементы жесткости представляют собой ребра жесткости; тросы или стержни, пропущенные через полости цилиндрических оболочек, снабжены дополнительными опорами, выполненными, преимущественно, в виде промежуточных кронштейнов, закрепленных изнутри на стенках цилиндрических оболочек; стенки оболочек выполнены однослойными, упоры – в виде силовых коробчатых кронштейнов, закрепленных на торце головной оболочки, а тяги выполнены в виде стержней и пропущены через полости оболочек; стенки оболочек выполнены трехслойными, упоры выполнены в виде силовых сегментов колец, закрепленных на торце головной оболочки, а тяги выполнены в виде стержней, пропущенных через полости оболочек; стенки оболочек выполнены однослойными, упоры – в виде кронштейнов, закрепленных на торце головной оболочки, тяги – в виде фрагментов стержней, соединенных муфтами, установленных с опорой на промежуточные кронштейны, закрепленные на внутренней поверхности оболочек, и пропущенных через полости оболочек; стенки его оболочек выполнены трехслойными с промежуточным слоем, составленным из пултрузионных профилей, упоры выполнены в виде кронштейнов, закрепленных на торце головной оболочки, а тяги выполнены в виде стержней, установленных с опорой на промежуточные кронштейны, выполненные в виде отрезков полого пултрузионного профиля, и пропущенных через полости всех оболочек; стенки оболочек, упоры и тяги выполнены из композиционного материала; стенки его оболочек выполнены трехслойными с промежуточным слоем, составленным из полых пултрузионных профилей, образующих продольные каналы, упоры выполнены в виде кронштейнов или пластин, закрепленных на торце головной оболочки, а тяги – в виде отрезков стержней, свинченных друг с другом, пропущенных через каналы в стенках всех оболочек; стенки его оболочек выполнены трехслойными с промежуточным, выполненным из пенополиуретана, слоем с соосными продольными отверстиями, образующими каналы, упоры выполнены в виде кронштейнов или пластин, закрепленных на торце головной оболочки, а тяги выполнены в виде отрезков стержней, свинченных друг с другом, пропущенных через указанные каналы в стенках оболочек; промежуточные слои стенок его оболочек армированы трубками, вставленными в их соосные отверстия, образующие каналы; стенки его оболочек выполнены однослойными, упоры – в виде кронштейнов, закрепленных на торце головной оболочки, и виде пластин, закрепленных на торцах смежных оболочек, тяги выполнены в виде фрагментов стержней, скрепленных муфтами, при этом каждая муфта установлена с упором в пластину упора; стенки его оболочек выполнены однослойными с соосными продольными отверстиями, образующими каналы, упоры – в виде пластин, закрепленных на торце головной оболочки, а тяги выполнены в виде отрезков стержней, свинченных друг с другом, и пропущены через указанные каналы; стенки его оболочек выполнены однослойными с соосными продольными отверстиями, упоры выполнены в виде пластин, закрепленных на торце головной оболочки, тяги выполнены в виде отрезков стержней, пропущенных через отверстия в стенках оболочек и соединенных на стыках смежных оболочек втулками с отбортовками, при этом отбортовки втулок выполняют роль дополнительных упоров; стенки его оболочек выполнены однослойными с соосными продольными отверстиями, упоры – в виде пластин с отверстиями, соосными отверстиям в стенках оболочек, при этом пластины установлены и закреплены на торце головной оболочки и на торцах смежных оболочек, а тяги выполнены в виде фрагментов стержней, свинченных друг с другом, пропущенных через отверстия в стенках оболочек и через отверстия в пластинах между оболочками; стенки его оболочек выполнены с соосными продольными пазами на их внутренних или наружных поверхностях, упоры выполнены в виде кронштейнов или пластин, закрепленных на торце головной оболочки, а тяги выполнены в виде отрезков стержней, свинченных друг с другом, и расположенных в упомянутых пазах.

Отличительными от прототипа признаками заявленного тоннеля являются следующие:

а) признаки, обеспечивающие получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны:

– установка и закрепление упоров его демонтажного устройства на переднем торце головной цилиндрической оболочки,

– выполнение тяг в виде стержней или тросов, непрерывных по длине или состоящих из соединенных между собой отдельных фрагментов,

– закрепление тяг на упорах механическими соединениями,

– пропуск тяг последовательно через полости или через стенки всех оболочек и вывод их наружу с возможностью присоединения к силовому устройству для вытягивания оболочек при демонтаже,

б) признаки, характеризующие изобретение в частных случаях:

– выполнение стенок его цилиндрических оболочек однослойными или многослойными из железобетона, металла или композиционного материала,

– установка и закрепление дополнительных упоров на торцах смежных оболочек,

– выполнение упоров в виде силовых кронштейнов, балок, пластин или сегментов колец, а тяг – в виде резьбовых стержней или их фрагментов, соединенных между собой втулками, муфтами или свинченных друг с другом,

– выполнение упоров и тяг из композиционного материала и/или металла,

– использование в качестве композиционного материала стекло-, полимер- или базальтопластика на основе нити, ровинга, ткани или нитепрошивного полотна и эпоксидного, полиэфирного, винилэфирного или полиуретанового связующего или их комбинации,

– выполнение упоров в виде пластин или сегментов колец за одно целое с втулками или муфтами, соединяющими фрагменты стержней тяг, и установка их между цилиндрическими оболочками,

– снабжение упоров элементами жесткости,

– выполнение элементов жесткости в виде цилиндрических втулок жесткости, сквозь которые пропущены тяги в полостях оболочек,

– элементы жесткости, представляющие собой ребра жесткости,

– снабжение тросов или стержней, пропущенных через полости цилиндрических оболочек, дополнительными опорами, выполненными, преимущественно, в виде промежуточных кронштейнов, закрепленных изнутри на стенках цилиндрических оболочек,

– выполнение стенок его оболочек однослойными, упоров – в виде силовых коробчатых кронштейнов, закрепленных на торце головной оболочки, а тяг – в виде стержней, пропущенных через полости оболочек,

– выполнение стенок его оболочек трехслойными из внешнего, внутреннего и промежуточного слоев, упоров – в виде силовых сегментов колец, закрепленных на торце головной оболочки, а тяг – в виде стержней, пропущенных через полости оболочек,

– выполнение стенок его оболочек однослойными, упоров – в виде кронштейнов, закрепленных на торце головной оболочки, тяг – в виде фрагментов стержней, соединенных муфтами, установленных с опорой на промежуточные кронштейны, закрепленные на внутренней поверхности оболочек, и пропущенных через полости оболочек;

– выполнение стенок его оболочек трехслойными с промежуточным слоем, составленным из пултрузионных профилей, упоров – в виде кронштейнов, закрепленных на торце головной оболочки, а тяг – в виде стержней, установленных с опорой на промежуточные кронштейны, выполненные в виде отрезков полого пултрузионного профиля, и пропущенных через полости всех оболочек,

– выполнение стенок оболочек, упоров и тяг из композиционного материала,

– выполнение стенок его оболочек трехслойными с промежуточным слоем, составленным из полых пултрузионных профилей, образующих продольные каналы, упоров – в виде кронштейнов или пластин, закрепленных на торце головной оболочки, а тяг – в виде отрезков стержней, свинченных друг с другом, и пропущенных через каналы в стенках всех оболочек,

– выполнение стенок его оболочек трехслойными с промежуточным, выполненным из пенополиуретана, слоем с соосными продольными отверстиями, образующими канал, упоров – в виде кронштейнов или пластин, закрепленных на торце головной оболочки, а тяг – в виде отрезков стержней, свинченных друг с другом, и пропущенных через указанный канал в стенках оболочек,

– армирование стенок соосных продольных отверстий трубками;

– выполнение стенок его оболочек однослойными, упоров – в виде кронштейнов, закрепленных на торце головной оболочки, и виде пластин, закрепленных между оболочками, а тяг – в виде фрагментов стержней, скрепленных муфтами, каждая из которых установлена с упором в пластину;

– выполнение стенок его оболочек однослойными с соосными продольными отверстиями, образующими сквозные каналы, упоров – в виде пластин, закрепленных на торце головной оболочки, а тяг – в виде отрезков стержней, свинченных друг с другом, пропущенных через указанные сквозные каналы;

– выполнение стенок его оболочек однослойными с соосными продольными отверстиями, упоров – в виде пластин, закрепленных на торце головной оболочки, тяг – в виде отрезков стержней, пропущенных через отверстия в стенках оболочек и соединенных на стыках смежных оболочек втулками с отбортовками, при этом отбортовки втулок выполняют роль упоров;

– выполнение стенок его оболочек однослойными с соосными продольными отверстиями, упоров – в виде пластин, имеющих отверстия, соосные отверстиям в стенках оболочек, установленных и закрепленных на торце головной оболочки и на торцах смежных оболочек, и выполнение тяг в виде фрагментов стержней, свинченных друг с другом, пропущенных через отверстия в стенках оболочек и через отверстия в пластинах между оболочками;

– выполнение стенок его оболочек с соосными продольными отверстиями, упоров – выполнены в виде кронштейнов или пластин, закрепленных на торце головной оболочки, а тяг – в виде отрезков стержней, свинченных друг с другом, пропущенных через отверстия в стенках всех оболочек;

– выполнение стенок его оболочек с сосными продольными пазами на их внутренних или наружных поверхностях, упоров – в виде кронштейнов или пластин, закрепленных на торце головной оболочки, а тяг – в виде отрезков стержней, свинченных друг с другом, и расположеных в упомянутых пазах.

Указанные отличительные признаки, каждый в отдельности и все вместе, направлены на достижение заявленного результата и являются существенными. В предшествующем уровне техники представленная в независимом пункте формулы изобретения совокупность известных и отличительных признаков не известна и, следовательно, изобретение соответствует критерию «новизна».

Заявленный демонтируемый кольцевой горизонтальный тоннель обладает следующими преимуществами перед тоннелем по прототипу:

– возможностью выбора структуры стенок цилиндрических оболочек из однослойных, многослойных, со сплошной стенкой или с каналообразующими отверстиями в ней,

– выбором места размещения тяг демонтажного устройства: в полостях оболочек или в их стенках,

– местом размещения основного упора на переднем торце головной оболочки, единственного и достаточного для извлечения коротких и легких тоннелей, преимущественно выполненных из композиционных материалов, а также местами размещения дополнительных упоров на торцах смежных оболочек, необходимых для извлечения длинномерных тоннелей из железобетона или металла,

– выбором материала для изготовления оболочек, упоров и тяг,

– выбором конструктивного исполнения упоров и тяг, а именно: упоров в виде силовых кронштейнов, балок, пластин, сегментов колец, а тяг – в виде тросов и стержней непрерывной длины или составных.

Выбор конструкций и материалов для оболочек, упоров и тяг, выбор мест размещения тяг и упоров обусловлены условиями и сроками эксплуатации тоннеля, его весом, климатическими особенностями и геофизическими особенностями местности, в частности особенностями грунта или горной породы.

Тоннель из подверженных коррозии железобетонных или металлических оболочек с однослойными стенками с металлическими тросами, размещенными в полостях оболочек, предпочтительнее использовать в условиях низкой влажности, сухих грунтов и твердых горных пород.

Тоннель из оболочек с многослойными стенками и со стержнями в качестве тяг, размещенными в полостях или в стенках оболочек, выполненный из химически стойких композиционных материалов, предпочтительнее использовать в условиях повышенной влажности, влажных грунтов и безосколочных горных пород.

Оболочки с многослойными стенками из композиционных материалов в технологическом отношении предпочтительнее, так как их изготавливают на автоматизированном оборудовании со всеми их слоями и каналами в слоях за одно целое.

Выбор выполнения тяг непрерывными по длине или составными зависит от длины тоннеля и удобства монтажа.

Все вышеперечисленное обеспечивает широкие эксплуатационные возможности предложенного тоннеля.

Изобретение поясняется описанием конкретных, но не ограничивающих его, примеров реализации и прилагаемыми чертежами.

На фиг.1 и 2 представлены варианты заявленного тоннеля, вид спереди и сбоку (со стороны головной оболочки), на фиг.3 и 4 показаны варианты тоннеля с размещением тяг в полостях оболочек, частичный вид продольного сечения, на фиг.5-9 представлены варианты тоннеля с размещением тяг в стенках оболочек, частичный вид продольного сечения, на фиг.10 и 11 представлены варианты оболочек с многослойными стенками, промежуточный слой в которых выполнен из пултрузионных профилей, и с вариантами размещения в них тяг, частичное поперечное сечение, на фиг.12 представлен вариант размещения тяг в пазах стенки оболочки, частичное поперечное сечение.

Демонтируемый кольцевой горизонтальный тоннель (фиг.1, 2) состоит из цилиндрических оболочек: головной 1, промежуточных 2 и хвостовой 3, и демонтажного устройства, состоящего из коробчатых кронштейнов 4 (фиг.1) или сегментов 5 колец (фиг.2) в качестве упоров и тросов 6, непрерывных по длине тоннеля, в качестве тяг (фиг.1, 2).

Оболочки 1, 2 и 3 скреплены между собой механическими средствами (не показано). Оболочки 1, 2, 3 тоннеля, показанного на фиг.1, выполнены из полиэфирного базальтопластика и имеют однослойные стенки 7. Аналогичные оболочки 1, 2, 3, представленные на фиг.2, имеют трехслойные стенки 8, состоящие из наружных стеклопластиковых слоев 9 и промежуточного слоя 10 из пенополиуретана.

Демонтажное устройство обоих тоннелей по фиг.1 и 2 предусматривает размещение тросов 6 в полостях 11 всех оболочек тоннеля. Для этого кронштейны 4 и сегменты 5 колец установлены и закреплены на передних торцах 12 соответствующих головных оболочек 1, а тросы 6 закреплены соответственно на кронштейнах 4 и сегментах 5.

Кронштейны 4 и сегменты 5 закреплены болтовыми соединениями 13, а тросы 6 – резьбовыми соединениями 14.

Тросы 6 пропущены последовательно через полости 11 всех оболочек 1, 2 и 3 и выведены из хвостовой оболочки 3 каждого тоннеля наружу с возможностью присоединения их к силовому устройству (не показано) для одновременного извлечения всех оболочек 1, 2 и 3 или совместного вытягивания с поочередным отсоединением и извлечением, начиная с оболочки 3.

На фиг.3 и 4 представлены другие варианты размещения тяг в полостях оболочек. Отличием является использование в качестве упоров уголковых кронштейнов 15, а в качестве тяг – составных стержней 16, фрагменты которых 17, 18 (фиг.3) и 17, 18 и 19 (фиг.4) соединены муфтами 20 друг с другом, а также использование подвески стержней 16 на промежуточных кронштейнах 21 (фиг.3) или на дополнительных упорах 22 (фиг.4).

На фиг.5-9 представлены варианты размещения тяг в стенках оболочек тоннеля, при этом в качестве упоров использованы пластины 23 (фиг.5), в качестве тяг – составные стержни 16, фрагменты 17, 18 и 19 которых свинчены (фиг.5, 8, 9), соединены втулками 24 (фиг.6), соединены втулкой 24, свинчены и подперты опорной шайбой 25 (фиг.7). На фиг.5-7 стержни 16 размещены в каналах, образованных соосными продольными отверстиями 26, выполненными в однослойных стенках 7 оболочек 1, 2, 3, а на фиг.8, 9 стержни 16 размещены в каналах, образованных соосными продольными отверстиями 26, выполненными в промежуточных слоях 10 многослойных стенок 8 оболочек, при этом отверстия 26 на фиг.9 армированы трубками 27.

На фиг.10 и 11 представлены варианты размещения тяг при использовании полых пултрузионных профилей как в качестве промежуточных слоев 10 в многослойных стенках 8 для размещения в них тросов 6, так и в качестве подвесной опоры 28 для размещения тросов 6 в полостях 11 оболочек 1, 2 и 3.

На фиг.12 показаны варианты размещения тросов 6 в продольных пазах 29, выполненных на внутренней поверхности стенки 7 оболочки.

Демонтаж тоннеля. Усилие прикладывают к тросам (или стержням) как к тягам на выходе из тоннеля. Оно передается на упоры, которые своим противодействием обеспечивают натяг тросов (или стержней) и перемещение оболочек до полного их извлечения.

Предложенный тоннель обладает широкими эксплуатационными возможностями, его конструкция надежна и обеспечивает демонтаж в сжатые сроки.

Формула изобретения

1. Демонтируемый кольцевой горизонтальный тоннель, состоящий из состыкованных и/или скрепленных между собой механическими средствами цилиндрических оболочек, включающих головную и хвостовую цилиндрические оболочки, и демонтажного устройства, состоящего из упоров и тяг, закрепленных на упорах, отличающийся тем, что упоры его демонтажного устройства установлены и закреплены на переднем торце головной цилиндрической оболочки, а тяги выполнены в виде стержней или тросов, непрерывных по длине или состоящих из соединенных между собой фрагментов, закреплены на упорах механическими соединениями, пропущены последовательно через полости или через стенки всех оболочек и выведены наружу с возможностью присоединения их к силовому устройству для вытягивания оболочек при демонтаже.

2. Тоннель по п.1, отличающийся тем, что стенки его цилиндрических оболочек выполнены однослойными или многослойными из железобетона, металла или композиционного материала на основе волокнистого армирующего материала и полимерного связующего.

3. Тоннель по п.1, отличающийся тем, что дополнительные упоры установлены и закреплены на торцах смежных оболочек.

4. Тоннель по п.1, отличающийся тем, что упоры выполнены в виде силовых кронштейнов, балок, пластин или сегментов колец, а тяги – в виде резьбовых стержней или их фрагментов, соединенных между собой втулками, муфтами или свинченных друг с другом.

5. Тоннель по п.1, отличающийся тем, что упоры и тяги выполнены из композиционного материала и/или металла.

6. Тоннель по п.2 или 5, отличающийся тем, что в качестве композиционного материала использованы стекло-, полимер- или базальтопластик на основе нити, ровинга, ткани или нитепрошивного полотна и эпоксидного, полиэфирного, винилэфирного или полиуретанового связующего или их комбинации.

7. Тоннель по п.4, отличающийся тем, что упоры в виде пластин или сегментов колец выполнены за одно целое с втулками или муфтами, соединяющими фрагменты стержней тяг, и установлены между цилиндрическими оболочками.

8. Тоннель по п.1, отличающийся тем, что упоры снабжены элементами жесткости.

9. Тоннель по п.8, отличающийся тем, что элементы жесткости выполнены в виде цилиндрических втулок жесткости, сквозь которые пропущены тяги в полостях оболочек.

10. Тоннель по п.8, отличающийся тем, что элементы жесткости представляют собой ребра жесткости.

11. Тоннель по п.1, отличающийся тем, что тросы или стержни, пропущенные через полости цилиндрических оболочек, снабжены дополнительными опорами, выполненными, преимущественно в виде промежуточных кронштейнов, закрепленных изнутри на стенках цилиндрических оболочек.

12. Тоннель по п.1, отличающийся тем, что стенки его оболочек выполнены однослойными, упоры – в виде силовых коробчатых кронштейнов, закрепленных на торце головной оболочки, а тяги выполнены в виде стержней, пропущенных через полости оболочек.

13. Тоннель по п.1, отличающийся тем, что стенки его оболочек выполнены трехслойными, упоры выполнены в виде силовых сегментов колец, закрепленных на торце головной оболочки, а тяги выполнены в виде стержней, пропущенных через полости оболочек.

14. Тоннель по п.1, отличающийся тем, что стенки его оболочек выполнены однослойными, упоры – в виде кронштейнов, закрепленных на торце головной оболочки, тяги – в виде фрагментов стержней, соединенных муфтами, установленных с опорой на промежуточные кронштейны, закрепленные на внутренней поверхности оболочек, и пропущенных через полости оболочек.

15. Тоннель по п.1, отличающийся тем, что стенки его оболочек выполнены трехслойными с промежуточными слоями, составленными из пултрузионных профилей, упоры выполнены в виде кронштейнов, закрепленных на торце головной оболочки, а тяги выполнены в виде стержней, установленных с опорой на промежуточные кронштейны, выполненные в виде отрезков полого пултрузионного профиля, и пропущенных через полости всех оболочек.

16. Тоннель по одному из пп.12-15, отличающийся тем, что стенки оболочек, упоры и тяги выполнены из композиционного материала.

17. Тоннель по п.1, отличающийся тем, что стенки его оболочек выполнены трехслойными с промежуточными слоями, составленными из полых пултрузионных профилей, образующих продольные каналы, упоры выполнены в виде кронштейнов или пластин, закрепленных на торце головной оболочки, а тяги – в виде отрезков стержней, свинченных друг с другом, пропущенных через каналы в стенках всех оболочек.

18. Тоннель по п.1, отличающийся тем, что стенки его оболочек выполнены трехслойными с промежуточными, выполненными из пенополиуретана, слоями с соосными продольными отверстиями, образующими каналы, упоры выполнены в виде кронштейнов или пластин, закрепленных на торце головной оболочки, а тяги выполнены в виде отрезков стержней, свинченных друг с другом, пропущенных через указанные каналы в стенках оболочек.

19. Тоннель по п.18, отличающийся тем, что промежуточные слои стенок его оболочек армированы трубками, вставленными в их соосные отверстия, образующие каналы.

20. Тоннель по п.1, отличающийся тем, что стенки его оболочек выполнены однослойными, упоры – в виде кронштейнов, закрепленных на торце головной оболочки, и в виде пластин, закрепленных на торцах смежных оболочек, тяги выполнены в виде фрагментов стержней, скрепленных муфтами, при этом каждая муфта установлена с упором в пластину.

21. Тоннель по п.1, отличающийся тем, что стенки его оболочек выполнены однослойными с соосными продольными отверстиями, образующими каналы, упоры в виде пластин, закрепленных на торце головной оболочки, а тяги выполнены в виде отрезков стержней, свинченных друг с другом, пропущенных через указанные каналы.

22. Тоннель по п.1, отличающийся тем, что стенки его оболочек выполнены однослойными с соосными продольными отверстиями, упоры выполнены в виде пластин, закрепленых на торце головной оболочки, тяги выполнены в виде отрезков стержней, пропущенных через отверстия в стенках оболочек и соединенных на стыках смежных оболочек втулками с отбортовками, при этом отбортовки втулок выполняют роль дополнительных упоров.

23. Тоннель по п.1, отличающийся тем, что стенки его оболочек выполнены однослойными с соосными продольными отверстиями, упоры в виде пластин с отверстиями, соосными отверстиям в стенках оболочек, при этом пластины установлены и закреплены на торце головной оболочки и на торцах смежных оболочек, а тяги выполнены в виде фрагментов стержней, свинченных друг с другом, пропущенных через отверстия в стенках оболочек и через отверстия в пластинах между оболочками.

24. Тоннель по п.1, отличающийся тем, что стенки его оболочек выполнены с соосными продольными пазами на их внутренних или наружных поверхностях, упоры выполнены в виде кронштейнов или пластин, закрепленных на торце головной оболочки, а тяги выполнены в виде отрезков стержней, свинченных друг с другом, расположенных в упомянутых пазах.

РИСУНКИ

Categories: BD_2344000-2344999