Патент на изобретение №2343701
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ СОДЕРЖАНИЯ ПЧЕЛ В МНОГОКОРПУСНЫХ УЛЬЯХ
(57) Реферат:
Изобретение относится к сельскому хозяйству, а именно к пчеловодству. Способ содержания пчел в многокорпусных ульях включает в себя зимовку пчел в корпусах, причем нижний с осени занят рамками с расплодом и частично медом, а верхний занят сотами с кормом, во время зимовки на верхний корпус устанавливают дополнительный пустой корпус для улучшения микроклимата, весеннюю ревизию, чистку дна нижнего корпуса от мусора, после чего в него устанавливают несколько маломедных рамок, расширение гнезд по результатам выборочного осмотра, выборочный осмотр пчелиных семей в конце апреля, к началу цветения плодовых деревьев, между верхним и средним корпусами устанавливают разделительную решетку, предотвращающую переход матки в верхний корпус, куда предварительно устанавливают сотовые рамки, в летний период для расширения гнезда устанавливают дополнительные корпуса на верхний корпус. Предложенный способ содержания пчелиных семей позволяет достичь повышения их производительности.
Изобретение относится к пчеловодству. Известны правила содержания пчелиных семей на основании опытов научно-исследовательского института пчеловодства, которые утверждают, что частые осмотры пчелиных семей отрицательно влияют на их развитие и продуктивность (Аветисян Г.А. Пчеловодство. М.: Колос, 1982, с.97). Известен способ содержания пчел в многокорпусных ульях (см. Справочный и нормативный материал в пчеловодстве. Рыбное, 2004, с.61-67 – прототип), включающий постановку и снятие корпусов с сотовыми рамками и работу с ними, зимовку пчел в корпусах, один из которых с осени занят расплодом и частично медом, другой – верхний – занят сотами с кормом, весеннюю ревизию, чистку дна нижнего корпуса от мусора, подмора и восковых крошек, расширение гнезд по результатам выборочного осмотра. Недостатками известных технических решений являются частое проведение осмотров, перестановка ульев, разборка гнезд, что отрицательно влияет на развитие пчелиных семей и на их продуктивность. Техническим решением является повышение продуктивности пчел за счет максимального использования их биологического потенциала. Поставленная задача достигается тем, что в способе содержания пчел в многокорпусных ульях, включающем постановку и снятие корпусов с сотовыми рамками и работу с ними, зимовку пчел в корпусах, один из которых с осени занят расплодом и частично медом, другой – верхний – занят сотами с кормом, весеннюю ревизию, чистку дна нижнего корпуса от мусора, подмора и восковых крошек, расширение гнезд по результатам выборочного осмотра, согласно изобретению для улучшения микроклимата во время зимовки на верхний корпус устанавливают дополнительный пустой корпус, в последнюю декаду марта проводят ревизию состояния пчелиных семей и после очистки нижнего корпуса устанавливают в него несколько маломедных рамок, в конце апреля проводят выборочный осмотр рамок среднего корпуса и по количеству пчелиных ячеек с расплодом судят о яйценоскости матки пчелиной семьи, затем для определения состояния и роста семьи проводят выборочный осмотр путем приподнятия корпуса, расположенного на нижнем корпусе, и визуально без разборки гнезда оценивают степень освоение пчелами нижнего корпуса, при этом к началу цветения плодовых деревьев между верхним и средним корпусами устанавливают разделительную решетку, предотвращающую переход матки в верхний корпус, в который предварительно устанавливают сотовые рамки, далее в летний период для расширения гнезда устанавливают дополнительные корпуса на верхний корпус. Новизна заявляемого предложения обусловлена тем, что за счет сокращения осмотров и использования дополнительных корпусов обеспечивается повышение продуктивности пчел за счет максимального использования их биологического потенциала. Пример конкретного осуществления способа содержания пчел в многокорпусных ульях. Предварительно осуществляют основные работы по заготовке кормовых запасов и подготовке к зиме путем постановки и снятия целых корпусов. Затем проводят и сборку гнезд на зиму. Сильную полноценную пчелиную семью оставляют зимовать в двух корпусах, один из которых с осени занят расплодом и частично медом, другой – верхний – занят сотами с кормом. Для улучшения микроклимата во время зимовки на верхний корпус устанавливают дополнительный пустой корпус, обеспечивающий приточно-вытяжную вентиляцию и дополнительный объем пространства для свободного перемещения пчел. Средний корпус утепляют не раньше января, чтобы не провоцировать раннюю яйцекладку матки. Затем в последнюю декаду марта проводят ревизию состояния пчелиных семей, чистку дна нижнего корпуса от мусора, подмора и восковых крошек. После этого в нижний корпус ставят несколько маломедных рамок. Если пчелиная семья благополучна во всех отношениях, то ее можно не беспокоить в течение 4-5 недель, за это время заканчивается смена перезимовавших пчел и начинается рост семьи. В одном корпусе 8-ми рамочного улья (рамки 435×300 мм) насчитывается 64 тыс. пчелиных ячеек. Если третья часть этих ячеек будет занята кормом, то оставшиеся 42 тыс. ячеек позволяют развить матке яйценоскость до 2000 яиц в сутки, а если корм занимает большее количество ячеек, то матка использует все ячейки среднего корпуса и может перейти в нижний корпус для яйцекладки, так как к этому времени пчелы подготовят для этих целей рамки нижнего корпуса и количество пчел будет достаточно для обогрева расплода. Таким образом, наличие дополнительного нижнего корпуса предотвращает дополнительные работы по расширению, т.е. в 2 раза увеличивает период между осмотрами, кроме того, обеспечивает естественные условия для развития семьи, что приводит к увеличению силы семьи. В конце апреля проводят выборочный осмотр рамок среднего корпуса в нескольких пчелосемьях и по плотности занятости пчелиных ячеек расплодом (количеству расплода) судят о яйценоскости матки пчелиной семьи. Для расширения гнезд по результатам выборочного осмотра определяют состояние роста семьи. Выборочный осмотр проводят путем приподнятия корпуса, расположенного на нижнем корпусе, и визуально без разборки гнезда оценивают степень освоение пчелами нижнего корпуса. Наличие маломедных рамок в нижнем корпусе стимулирует освоение его пчелами. При благоприятных условиях матка работает в 2-х корпусах, не ограниченная в яйцекладке, семья интенсивно развивается. К началу цветения плодовых деревьев между верхним и средним корпусами устанавливают разделительную решетку, предотвращающую переход матки в верхний корпус, в который предварительно устанавливают сотовые рамки. До начала цветения белой акации (20-25 дней) пчел не беспокоят. После перевозки пчел на медосбор с акации устанавливают четвертый корпус, где пчелы размещают нектар на период медосбора. В результате матку, работающую в нижних корпусах, пчелы не ограничивают в яйцекладке, это оказывает положительное влияние на работоспособность и продуктивность пчелиной семьи. В зависимости от объема и длительности медосбора пчел не беспокоят 2-3 недели. Корпуса, находящиеся выше разделительной решетки по мере заполнения рамок зрелым медом, освобождают от меда и устанавливают на 2-й корпус, при этом разделительную решетку удаляют. После удаления разделительной решетки матка, как правило, быстро переходит на соты третьего корпуса. После этого 3-й и 4-й корпуса перемещают вниз, а нижние корпуса переставляют наверх, и в течение 20-25 дней пчел можно не беспокоить. По сравнению с известными методами содержания пчелиных семей в многокорпусных ульях предлагаемый способ позволяет увеличить медосбор.
Формула изобретения
Способ содержания пчел в многокорпусных ульях, включающий постановку и снятие корпусов с сотовыми рамками и работу с ними, зимовку пчел в корпусах, один из которых с осени занят рамками с расплодом и частично медом, другой – верхний, занят сотами с кормом, весеннюю ревизию, чистку дна нижнего корпуса от подмора и восковых крошек, расширение гнезд по результатам выборочного осмотра, отличающийся тем, что для улучшения микроклимата во время зимовки на верхний корпус устанавливают дополнительный пустой корпус, и после очистки нижнего корпуса устанавливают в него несколько маломедных рамок, а в конце апреля проводят выборочный осмотр пчелиных семей и по количеству пчелиных ячеек с расплодом судят о яйценоскости матки пчелиной семьи, а затем для определения состояния роста семьи проводят выборочный осмотр путем приподнятия корпуса, расположенного на нижнем корпусе, и визуально, без разборки гнезда оценивают степень освоения пчелами нижнего корпуса, при этом к началу цветения плодовых деревьев, между верхним и средним корпусами устанавливают разделительную решетку, предотвращающую переход матки в верхний корпус, в который предварительно устанавливают сотовые рамки, далее в летний период для расширения гнезда устанавливают дополнительные корпуса на верхний корпус.
|
||||||||||||||||||||||||||