|
(21), (22) Заявка: 2007125901/09, 09.07.2007
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
09.07.2007
(46) Опубликовано: 27.12.2008
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
SU 1100673 А, 30.06.1984. SU 675505 А, 26.07.1979. DE 2432849 A1, 29.01.1976. DE 738570, 21.08.1943.
Адрес для переписки:
355017, г.Ставрополь, пер. Зоотехнический, 12, СтГАУ, ОИС (патентный отдел)
|
(72) Автор(ы):
Очинский Виктор Всеволодович (RU), Кожухов Александр Александрович (RU), Дорожко Сергей Васильевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный аграрный университет (RU)
|
(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОЧНОСТИ ПРОВОДОВ ВЛ В АНКЕРНОМ ПРОЛЕТЕ
(57) Реферат:
Изобретение относится к высоковольтным линиям электропередачи. Устройство для повышения прочности проводов ВЛ в анкерном пролете включает провод высоковольтной линии, закрепленный на траверсах анкерных и промежуточных опор с помощью натяжных и поддерживающих гирлянд изоляторов. Поверх провода ВЛ в его плоскости размещен гибкий стержень усиления, например трос, снабженный на концах натяжными зажимами, соосно закрепленными вместе с натяжными зажимами провода ВЛ на траверсах анкерных опор. Гибкий элемент усиления на промежуточных опорах размещен поверх провода ВЛ и закреплен в поддерживающих зажимах совместно с проводом ВЛ. В пролетах провод и гибкий элемент усиления соединены между собой с натягом, как минимум, одной поперечной связью. Техническим результатом является повышение несущей способности провода, повышение прочности провода на растяжение. 8 ил.
Область техники, к которой относится изобретение
Изобретение относится к высоковольтным линиям электропередачи (ВЛ) и решает задачу повышения надежности их эксплуатации с точки зрения увеличения механической прочности проводов ВЛ в пределах анкерного пролета, при действии выходящей за пределы нормативных значений поперечной нагрузки, например гололедной.
Уровень техники
Известны применяемые в городском электротранспорте цепные подвески контактных проводов, включающие несущий трос, к которому на струнах подвешивают контактный провод. Всю нагрузку от контактных проводов, подвесок, гололедной и ветровой нагрузок воспринимает несущий трос (Афанасьев А.С. «Контактные и кабельные сети трамвая и троллейбуса». М.: Стройиздат, 1974, стр.16-19, рис.7).
Известно усиление стержневых металлических конструкций, например усиление двутавровых балок путем увеличения их сечений приваркой, например стержневых элементов к полкам двутавров. В этом случае усиленный стержневыми элементами двутавр повышает свою несущую способность в сравнении с первоначальной конструкцией. Элементы усиления и исходный двутавр, связанные между собой сваркой, работают на изгиб как единое целое (Ребров И.С. «Усиление стержневых металлических конструкций». Л.: Стройиздат, 1988, стр. 18-20, рис.1.7).
Раскрытие изобретения
Изобретение направлено на предотвращение обрывов проводов ВЛ на участках трассы (анкерных пролетах) с экстремальными климатическими условиями эксплуатации. В этих условиях действующие на провода гололедные и ветровые нагрузки выходят за рамки норм по определению их величины, что с учетом температурных воздействий и приводит к обрывам проводов ВЛ с соответствующими негативными последствиями.
Поставленная цель достигается повышением несущей способности провода ВЛ (повышением прочности провода на растяжение) путем введения гибкого стержня усиления, например троса усиления, размещенного поверх провода ВЛ, закрепленного на анкерных и промежуточных опорах и соединенного с проводом ВЛ с натягом, как минимум, одной связью в пролете, для обеспечения возможности совместной работы провода ВЛ и гибкого стержня усиления под действием поперечной нагрузки (при обеспечении восприятия части нагрузки от провода ВЛ гибким стержнем усиления).
Краткое описание чертежей
На фиг.1 изображена схема размещения провода ВЛ и троса усиления. На фиг.2 изображен узел крепления троса усиления и провода к натяжной гирлянде изоляторов. На фиг.3 изображен узел крепления троса усиления и провода ВЛ в пролете. На фиг.4 и 5 изображены проекции крепления троса усиления к поддерживающей гирлянде изоляторов. На фиг.6 показан натяжной зажим троса усиления. На фиг.7 представлен процесс установки натяжного зажима троса усиления. На фиг.8 представлены последовательно сдвоенные раскаточные ролики с откидными щеками обоймы.
Осуществление изобретения
Устройство для повышения прочности проводов ВЛ в анкерном пролете включает сталеалюминиевый провод высоковольтной линии 1, закрепленный на траверсах анкерных 2 и промежуточных 3 опор через натяжные 4 и поддерживающие 5 гирлянды изоляторов. Поверх провода ВЛ 1 в его плоскости размещен гибкий стержень усиления, например стальной трос усиления 6 (Фиг.1), выполненный с изолирующей алюминиевой оплеткой, закрепленный на концах анкерного пролета в натяжных зажимах 7, которые вместе с натяжными зажимами 8 провода ВЛ 1 совместно соединены шарнирно пальцем 9 с натяжной гирляндой изоляторов 4 через ушко 10 (Фиг.2 и 6). Трос усиления 6 вместе с проводом 1 на промежуточных опорах закреплен в поддерживающих зажимах 12, причем между проводом 1 и тросом усиления 6 размещена алюминиевая прокладка 11 (Фиг.4 и 5). В пролетах провод 1 и трос усиления 6 соединены между собой с натягом в точке максимального провеса провода 1 соединительным зажимом, выполненным, например, из двух поддерживающих зажимов 12, соединенных шарнирно пальцем 9 (Фиг.3).
Осуществляется представленное устройство следующим образом.
Поочередно в промежуточных опорах поддерживающие зажимы 12 заменяются на сдвоенные раскаточные ролики (Фиг.8), в нижний из которых 13 перекладывается провод 1 в порядке, обратном порядку перекладки из обычных раскаточных роликов в поддерживающий зажим. Здесь используются известные приспособления (Магидин Ф.А. Сооружение линий электропередачи. М.: Высшая школа, 1987, с.171).
На земле раскатывается трос усиления 6 по длине анкерного пролета, на свободный конец которого крепится натяжной зажим 7.
На анкерную опору устанавливается монтажный блок 14 (Фиг.7), а к проводу 1 крепится монтажный зажим 15, монтажный трос 16 от которого через блок 14 подтягивается настолько, чтобы можно было ослабить крепление натяжного зажима 8 к натяжной гирлянде изоляторов 4, после чего из сочленения вынимается палец 9 и осуществляется таким образом рассоединение стыка. Через другой установленный на траверсе монтажный блок 17 канатом 18 поднимают трос усиления 6 вместе с натяжным зажимом 7. Далее с использованием монтажной вышки соосно присоединяются к натяжной гирлянде 4 пальцем 9 натяжной зажим 8 провода 1 и поверх него натяжной зажим 7 троса усиления 6 (Фиг.2).
На промежуточных опорах трос усиления 6 с помощью монтажных блоков поочередно поднимается и последовательно заводится на верхние ролики 19 последовательно сдвоенных раскаточных роликов (Фиг.8). На второй анкерной опоре устанавливается монтажный блок 14, через который протягивается трос усиления 6. Производится натяжение троса усиления известным способом, например с помощью трактора. Производится визирование натянутого троса усиления 6 с тем, чтобы обеспечить его размещение выше провода 1 во всех пролетах на высоту не менее высоты соединительного зажима (Фиг.3). На тросе усиления 6 отмечается место крепления натяжного зажима 7, после чего трос усиления опускается и на него в отмеченном месте крепится натяжной зажим 7. Установка на место осуществляется согласно действиям, описанным выше.
Перекладка проводов ВЛ 1 и троса усиления 6 из последовательно сдвоенных раскаточных роликов (Фиг.8) с откидными щеками обоймы 20 и 21 в поддерживающий зажим 12 осуществляется в таком порядке: откидывается щека 20, выводится провод 1 и осуществляется его подъем, далее откидывается щека 21, выводится трос усиления 6 и подъем продолжается уже совместно. Особенностью при перекладке провода 1 и гибкого стержня усиления 6 является установка между ними в процессе подъема алюминиевой прокладки 11. Дальнейшие операции по совместному закреплению провода 1 и троса усиления 6 стандартны.
После закрепления провода 1 и троса усиления 6 в поддерживающих зажимах в месте наибольшего провисания провода 1 с помощью струбцины, например, осуществляется подтягивание провода ВЛ 1 и троса усиления 6 друг к другу с установкой между ними соединительного зажима (Фиг.3).
Очевидно, что провод 1 совместно с тросом усиления 6 образуют совместно работающую вантовую систему, в которой растягивающие напряжения в проводе 1 за счет восприятия части поперечной нагрузки, приложенной к проводу 1, тросом усиления уменьшатся. В пределе трос усиления при соединении его с проводом ВЛ в одной точке – точке максимального провисания провода ВЛ – будет воспринимать при его провисании не более половины поперечной нагрузки, приходящейся на провод ВЛ. При увеличении числа точек подвеса эта величина будет возрастать. Поперечные размеры троса усиления, число и размещение точек крепления для обеспечения требуемого запаса прочности для провода ВЛ определяются расчетом с учетом собственного веса, атмосферных нагрузок и температурного воздействия.
Формула изобретения
Устройство для повышения прочности проводов ВЛ в анкерном пролете, включающее объект усиления – провод высоковольтной линии, закрепленный на траверсах анкерных и промежуточных опор с помощью гирлянд изоляторов и средство усиления, отличающееся тем, что средством усиления является гибкий стержень, например трос усиления, размещенный поверх провода ВЛ в его плоскости, закрепленный на траверсах анкерных и промежуточных опор и соединенный с натягом с проводом ВЛ, как минимум, одной поперечной связью в пролете.
РИСУНКИ
|
|