Патент на изобретение №2162172

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2162172 (13) C1
(51) МПК 7
F16C17/00, F16C33/04
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 99117087/28, 04.08.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

04.08.1999

(45) Опубликовано: 20.01.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2123624, 20.12.1998. SU 1574373, 30.06.1990. SU 1739103, 07.06.1992. FR 2286974, 04.06.1976. SU 224196, 20.11.1968. GB 1214236, 02.12.1970. DE 3312702 A1, 18.10.1984.

Адрес для переписки:

680035, г.Хабаровск, ул. Тихоокеанская 136, ХГТУ, отдел интеллектуальной собственности

(71) Заявитель(и):

Хабаровский государственный технический университет

(72) Автор(ы):

Богачев А.П.,
Иванов В.А.

(73) Патентообладатель(и):

Хабаровский государственный технический университет

(54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ САМОСМАЗЫВАЮЩЕГОСЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ


(57) Реферат:

Изобретение относится к порошковой металлургии и может быть использовано для изготовления самосмазывающихся подшипников скольжения. Способ заключается в том, что на наружной цилиндрической поверхности пористой спеченной втулки нарезают винтовые канавки, наматывают на нее проволоку в несколько слоев, на наружные слои проволоки наматывают ткань, пропитанную связующим составом, отверждают заготовку, а затем обтачивают ее в размер под посадку. Намотанная на наружные витки проволоки ткань, пропитанная связующим составом, после отверждения образует оправку для всех нижележащих слоев проволоки. Технический результат – удержание витков проволоки от разрушения в процессе запрессовки самосмазывающегося подшипника скольжения в корпус, а также в процессе эксплуатации при динамических нагрузках. 1 ил.


Изобретение относится к порошковой металлургии и может быть использовано для изготовления самосмазывающихся подшипников скольжения.

Известен способ изготовления самосмазывающегося подшипника скольжения, включающий намотку проволоки на наружную цилиндрическую поверхность пористой спеченной втулки в несколько слоев, пропитку жидкой смазкой и запрессовку втулки в корпус изделия (а.с. СССР 1574373, БИ N 24,1990 г.).

Недостатком самосмазывающихся подшипников, полученных данным способом, является то, что при запрессовке втулки в корпус в результате сдвига намотанный слой может отделиться от внутреннего, что ведет к разрушению самосмазывающегося подшипника.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ изготовления самосмазывающегося подшипника скольжения, при котором нарезают винтовые канавки на наружной цилиндрической поверхности пористой спеченной втулки, наматывают на нее проволоку в несколько слоев, пропитывают жидкой смазкой и запрессовывают втулку в корпус изделия (патент N 2123624, 1998 г., БИ N 35).

Указанный способ имеет следующий недостаток. В процессе работы подшипникового узла под действием динамических нагрузок, вибрации, наружной слой проволоки может ослабнуть и разойтись, в результате чего втулка теряет посадку в корпусе изделия, что приводит к заклиниванию узла и повреждению вала.

Техническая задача, на решение которой направлено изобретение, – повышение долговечности подшипника скольжения.

Указанная цепь достигается тем, что, согласно изобретению, перед запрессовкой втулки в корпус на наружные слои проволоки наматывают ткань, пропитанную связующим составом, отверждают заготовку, а затем обтачивают ее в размер под посадку.

Намотка ткани, пропитанной связующим составом, на наружные слои проволоки с последующим отверждением заготовки и обточкой в размер позволяет скреплять наружные витки с нижележащими внутренними витками, предохраняя тем самым втулку от разрушения при запрессовке и эксплуатации.

Сущность способа поясняется чертежом, где изображен общий вид пористой спеченной втулки после намотки проволоки, и ткани пропитанной связующим составом.

Пример конкретного выполнения способа изготовления самосмазывающегося подшипника скольжения.

На пористой спеченной втулке 1 на наружной цилиндрической поверхности нарезают винтовые канавки 2, в которые впоследствии укладывают первый слой наматываемой проволоки 3. Затем производят намотку проволоки 3 в несколько слоев и пропитывают полученную заготовку жидкой смазкой. После этого производят намотку ткани 4 (например, стеклоткани), пропитанной связующим составом (например, эпоксидной смолой ЭД-20 с отвердителем ПЭПА), на наружные витки проволоки 3. Полученную заготовку отверждают и обтачивают в размер для запрессовки готового самосмазывающегося подшипника скольжения в корпус изделия.

Намотанная на наружные витки проволоки ткань, пропитанная связующим составом, образует оправку для всех нижележащих витков проволоки. Оправка удерживает витки от разрушения в процессе запрессовки самосмазывающегося подшипника скольжения в корпус, а также в процессе эксплуатации при динамических нагрузках.

Формула изобретения


Способ изготовления самосмазывающегося подшипника скольжения, при котором нарезают винтовые канавки на наружной цилиндрической поверхности пористой спеченной втулки, наматывают на нее проволоку в несколько слоев, пропитывают жидкой смазкой и запрессовывают втулку в корпус изделия, отличающийся тем, что перед запрессовкой втулки в корпус на наружные слои проволоки наматывают ткань, пропитанную связующим составом, отверждают заготовку, а затем обтачивают ее в размер под посадку.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 05.08.2003

Извещение опубликовано: 27.09.2004 БИ: 27/2004


Categories: BD_2162000-2162999