Патент на изобретение №2162158
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) КОРОБКА ПРИВОДОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ АГРЕГАТОВ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
(57) Реферат: Коробка приводов вспомогательных агрегатов авиационного газотурбинного двигателя включает в себя расположенные в едином литом корпусе, выполненном из магниевого или алюминиевого сплава, агрегаты, связанные взаимной функциональной зависимостью. В едином литом корпусе расположены приводная система двигательных и самолетных агрегатов, масляный бак, дренажный бак, полость установки маслоагрегата. Свободные полости между приводами являются частями маслобака, соединены с ним и между собой. Большая часть трубопроводов маслосистемы, дренажей и суфлирования выполнена каналами в стенках единого корпуса. Втулки под установку подшипников выполнены из титанового сплава. Поверхность втулок под установку подшипников упрочнена напылением нитрида титана. Литой корпус и втулки подшипников обрабатываются окончательно в детали, а точность установки втулок в корпусе контролируется измерительным приспособлением. Такое выполнение коробки приводов обеспечивает снижение веса двигателя, уменьшение его габаритов, высокую технологичность, ремонтопригодность и надежность ГТД. 1 з.п.ф-лы, 2 ил. Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а также к транспортному машиностроению, в частности изобретение относится к размещению и креплению вспомогательных устройств, когда авиационный газотурбинный двигатель не размещается в габаритах моторного отсека самолета или когда необходимо разместить двигатель большей мощности в габаритах моторного отсека существующего самолета. Известна коробка приводов вспомогательных агрегатов газотурбинных двигателей, содержащая приводы вспомогательных агрегатов, расположенная на корпусе двигателя и соединенная с маслобаком, дренажным баком, системой суфлирования и дренажной посредством внешних трубопроводов (см. Г.А. Кузьмин “Конструкция авиационных двигателей”, Москва, Оборонгиз, 1962 г., с. 269-275). Известна коробка приводов вспомогательных агрегатов ГТД, содержащая вспомогательные агрегаты и приводную систему шестерен (см. SU 198058, кл. F 02 C 7/32, 1967 г.). Наиболее близкой к предложенному изобретению является коробка приводов агрегатов авиационного газотурбинного двигателя, содержащая приводы вспомогательных агрегатов, приводную систему шестерен, втулки под установку подшипников, систему суфлирования, масляный и дренажный баки, трубопроводы (см. указанную выше книгу Г.А. Кузьмина, с. 274, фиг. 146). Естественно, что выполнение таких агрегатов, как коробка приводных агрегатов, бак масляный, бак дренажный, маслоагрегат, связанных взаимной функциональной зависимостью, каждый в своем отдельном корпусе приводит к увеличению веса, к большому количеству внешних трубопроводов, к увеличению габаритов и трудоемкости производства. Задачей настоящего изобретения является снижение веса двигателя и его габаритов при одновременном обеспечении высокой технологичности производства, высокой степени ремонтопригодности, надежности и долговечности в эксплуатации. Поставленная задача решается за счет того, что в едином литом корпусе расположены несколько агрегатов, связанных между собой взаимной функциональной зависимостью, что позволяет существенно снизить вес и габариты газотурбинного двигателя, выполнить большую часть коммуникаций масляных, суфлирования и дренажных каналами в стенках литого корпуса, значительно сокращая выполнение этих коммуникаций внешними трубопроводами. В едином литом корпусе из магниевого или алюминиевого сплава располагаются следующие агрегаты, связанные взаимной функциональной зависимостью: коробка приводов вспомогательных агрегатов газотурбинного двигателя, масляный бак, дренажный бак, полость установки маслоагрегата. При этом свободные полости между приводами к агрегатам также являются частями масляного бака, соединенные с основной полостью маслобака и между собой. Корпус коробки агрегатов обрабатывается окончательно в детали. При этом обработка магниевого или алюминиевого сплава выполняется легко. Втулки под установку подшипников выполняются из титанового сплава и обрабатываются окончательно в детали. Поверхности втулок под установку подшипников упрочняются посредством напыления нитрида титана без последующей мех. обработки. Втулки подшипников устанавливаются в корпусе с натягом не более 0,02 мм без последующей их обработки, а точность установки втулок в корпусе коробки агрегатов, контролируется мерительным приспособлением, что обеспечивает высокую технологичность, ремонтопригодность и значительно снижает трудоемкость. Окончательная обработка втулок подшипников после их установки в корпусе коробки агрегатов, как это принято, значительно усложняет и удорожает производство и ремонт корпусов коробок агрегатов. В ремонте, в случае необходимости, дефектная втулка демонтируется и заменяется на новую или восстановленную ремонтом. На фиг. 1 изображен разрез коробки приводов. На фиг. 2 – частичный разрез коробки приводов. В едином литом корпусе 1, выполненном из магниевого или алюминиевого сплава, расположена коробка приводов к агрегатам 2, масляный бак 3, полость 4, дренажный бак 5. На коробке приводов устанавливаются вспомогательные приводные агрегаты авиационного газотурбинного двигателя и самолетные агрегаты. В данном случае, на коробке приводов установлены двигательные агрегаты – генератор-стартер 6, в полости 4 установлен маслоагрегат 7. Также на коробке приводов установлены топливный насос 8, центробежный суфлер 9. В едином литом корпусе 1 установлены втулки 10-22 подшипников. Самолетные агрегаты – гидронасос 23 и привод-генератор 24, также устанавливаются на коробке агрегатов при монтаже двигателя на самолете. Коробка приводов агрегатов 2, масляный бак 3, дренажный бак 5, маслоагрегат 7 связаны между собой функциональной зависимостью. Свободные полости 25 между приводами являются частями масляного бака 3, соединены между собой и с масляным баком 3. Большая часть трубопроводов маслосистемы, дренажей и системы суфлирования выполнена каналами 26, 27, 28 в стенках единого литого корпуса 1. Втулки 10-22 под установку подшипников выполнены из титанового сплава и установлены в корпусе 1 с натягом не более 0,02 мм. Поверхность втулок 10-22 под установку подшипников упрочнена напылением нитрида титана. Единый литой корпус 1 и втулки 10-22 под установку подшипников обработаны окончательно в детали. Точность установки втулок 10-22 в корпусе 1 контролируются мерительным приспособлением. Формула изобретения
РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||