Патент на изобретение №2162156

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2162156 (13) C1
(51) МПК 7
F02B19/16
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 99112018/06, 01.06.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

01.06.1999

(45) Опубликовано: 20.01.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
1. SU 1567803 A1, 30.05.1990. 2. SU 853131 A, 07.08.1981. 3. FR 2420033 A1, 12.10.1979. 4. US 4069794 A, 24.06.1978. 5. DT 2347135 B1, 09.01.1975. 6. DE 19652768 A1, 02.07.1998.

Адрес для переписки:

189620, Санкт-Петербург, г. Пушкин, С-Петербургское шоссе 2, СПГАУ, патентная группа

(71) Заявитель(и):

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет

(72) Автор(ы):

Шкрабак В.С.,
Улитовский Б.А.,
Зуев А.А.,
Шкрабак В.В.,
Шкрабак Р.В.

(73) Патентообладатель(и):

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет

(54) ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ


(57) Реферат:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Двигатель внутреннего сгорания содержит по меньшей мере один цилиндр с размещенным в нем поршнем, кинематически связанным с коленчатым валом при помощи шатуна, головку цилиндра с выступом на нем, основную камеру сгорания, ограниченную цилиндром, его головкой и днищем поршня. Форкамера выполнена в виде двух соосно расположенных стаканов, днища которых выполнены вогнутыми. Один стакан установлен на днище поршня, а другой укреплен на головке цилиндра с возможностью перемещения одного относительно другого. На боковых поверхностях по диаметру стаканов однорядно выполнены отверстия одинакового диаметра. Изобретение обеспечивает улучшение процесса сгорания топлива с обеспечением его полноты и уменьшение тепловых потерь за счет переноса очага воспламенения в центр горения. 1 ил.


Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания (ДВС).

Известен двигатель внутреннего сгорания, преимущественно с воспламенением от сжатия, содержащий головку цилиндра с центрально расположенной форсункой, и поршень с камерой сгорания, выполненной с цилиндрической боковой стенкой, причем распылитель форсунки жестко зафиксирован относительно ее корпуса, оси его отверстий направлены на боковую стенку камеры сгорания, а последняя снабжена каталитическим покрытием. При этом на боковой стенке камера сгорания в местах ее пересечения с осями отверстий распылителя выполнены выемки, причем на их поверхности нанесен катализатор дегидрирования углеводородов.

Выемки выполнены в виде части прямого кругового цилиндра с осью, параллельной оси поршня.

Выемки выполнены в виде кольцевой проточки, расположенной в плоскости, перпендикулярной оси поршня.

Катализатор дегидрирования углеводородов выполнен на основе оксида и карбида хрома (а.с. N 1543107, кл. F 02 B 23/00).

Недостатками рассматриваемого устройства являются необходимость точной ориентации распылителей форсунок относительно днища поршня и сохранения формы струй вытекающего распыляемого топлива, что при эксплуатации не всегда удается. Кроме того, катализирующее покрытие поверхностей, требуемое по а.с. , представляет определенные сложности в особенности их сохранения и отсутствия на них отложений.

Кроме того, принятая за аналог схема не обеспечивает облегчения пусковых свойств ДВС, повышенной экономичности на режимах с малыми нагрузками, улучшенные условия работы при низких температурах, уменьшение влияния на окружающую среду.

Наиболее близким аналогом является двигатель внутреннего сгорания, содержащий по меньшей мере один цилиндр с размещенным в нем поршнем с выемкой в днище, кинематически связанным с коленчатым валом при помощи шатуна, головку цилиндра с выступом на нем, основную камеру сгорания, ограниченную цилиндром, его головкой и днищем поршня, и форкамеру, обращенную выемкой в днище поршня и сопряженным с ней выступом головки при положении поршня в верхней мертвой точке. При этом выемка в днище выполнена сегментообразной с вертикальной стенкой, а выступ – в виде переферийной вставки, размещенной в пазу цилиндра.

Форкамера смещена от оси цилиндра в направлении вращения коленчатого вала, а ось симметрии форкамеры расположена в плоскости вращения шатуна.

Вертикальная стенка выемки выполнена с поднутрением, а сопряженный участок вставки – со скосом, обращенным заостренной частью в сторону поршня (а.с. N 1567803, кл. F 02 B 19/02).

Недостатками аналога являются повышение температуры в зоне форкамеры, меняющее температурное поле как поршни, так и цилиндра, делающее его резко отличающимся по окружности цилиндра. Это же обстоятельство повышает тепловые потери.

Кроме того аналог трудно исполним для карбюраторного двигателя.

Задачей предлагаемого изобретения является улучшение процесса сгорания топлива с обеспечением его полноты, и уменьшение тепловых потерь за счет переноса очага воспламенения в центр горения.

Поставленная задача решается за счет того, что двигатель внутреннего сгорания, содержащий по меньшей мере один цилиндр с размещенным в нем поршнем, кинематически связанным с коленчатым валом при помощи шатуна, головку цилиндра с выступом на нем, основную камеру сгорания, ограниченную цилиндром, его головкой и днищем поршня и форкамеру. При этом форкамера выполнена в виде двух сооснорасположенных стаканов, днища которых выполнены вогнутыми, один из которых установлен на днище корпуса, а другой укреплен на головке цилиндра с возможностью перемещения один относительно другого. На их боковых поверхностях по диаметру однорядно выполнены отверстия одинакового диаметра.

Новые существенные признаки:
1. Форкамера выполнена в виде двух сооснорасположенных стаканов, днища которых выполнены вогнутыми.

2. Один цилиндр установлен на днище поршня.

3. Второй цилиндр укреплен на головке цилиндра.

4. Цилиндры установлены с возможностью перемещения относительно друг друга.

5. На боковых поверхностях цилиндров по диаметру однорядно выполнены отверстия.

6. Отверстия цилиндров имеют одинаковый диаметр.

Перечисленные новые существенные признаки в совокупности с известными необходимы и достаточны для достижения технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.

Улучшение процесса сгорания топлива в предлагаемом ДВС достигается за счет того, что в объеме, ограниченном двумя стаканами, создается к моменту воспламенения более высокое давление и температура, чем на данный же момент в окружающей камере сгорания. Вследствие этого начавшийся процесс в камере сгорания на всех режимах протекает более интенсивно, чем в случае отсутствия этой форкамеры. Отверстия в начальный момент сгорания перекрыты, т.к. стаканы надвинулись друг на друга, образуя форкамеру. Дальнейшее перемещение стаканов друг относительно друга приводит к уменьшению объема форкамеры с одновременным повышением давления и температуры в ней, связанным так же с процессом горения, затем открываются окна, т.к. отверстия в этих стаканах при их движении начинают совпадать. Через образовавшиеся отверстия горящие газы интенсивно вырываются в основное пространство камеры сгорания, вынося туда же и недогоревшее топливо. Процесс сгорания оказывается весьма интенсивным, а повышенное давление в форкамере на механических нагрузках на кривошипно-шатунный механизм вследствие незначительности ее объема, влиять будет незначительно.

На фиг. 1 схематически изображен цилиндр двигателя внутреннего сгорания.

Двигатель внутреннего сгорания содержит цилиндр 1, закрытый сверху крышкой 2, с укрепленным на крышке 2 стаканом 3. В цилиндр 1 вставлен поршень 4, на днище которого установлен стакан 5. Стаканы 3 и 5 на боковой поверхности по диаметру однорядно имеют отверстия 6 одинакового диаметра. Днище 7 стаканов 3 и 5 выполнены вогнутыми. Через крышку 2 и днища 7 стакана 3 установлена форсунка (свеча) 8. Устройство работает следующим образом. Поршень 4 с укрепленным на нем стаканом 5 движется к верхней мертвой точке (ВМТ). Стакан 5 входит внутрь стакана 3, образуя форкамеру. При этом отверстия 6 перекрываются боковыми стенками стаканов 3 и 5 соответственно. При дальнейшем движении поршня 4 в форкамере продолжают нарастать давление и температура в большей степени, чем в окружающем форкамеру пространстве, из-за выполнения днищ стаканов 7 вогнутыми. В это же время осуществляется впрыск топлива форсункой 8 (или воспламенение свечой смеси у карбюраторного двигателя) в форкамеру и его там воспламенение.

Происходит интенсивное повышение давления и температуры. Дальнейшее движение поршня 4 и ВМТ открывает отверстия 6 стаканов 3 и 5, через которые истекает горячая смесь в камеру сгорания, в которой и продолжается более интенсивное, чем без форкамеры горения. После чего и протекает рабочий ход поршня. Такты выпуска и впуска существенных изменений не претерпят, несмотря на отличие в их окончании.

Формула изобретения


Двигатель внутреннего сгорания, содержащий по меньшей мере один цилиндр с размещенным в нем поршнем, кинематически связанным с коленчатым валом при помощи шатуна, головку цилиндра с выступом на нем, основную камеру сгорания, ограниченную цилиндром, его головкой и днищем поршня, и форкамеру, отличающийся тем, что форкамера выполнена в виде двух соосно расположенных стаканов, днища которых выполнены вогнутыми, один из которых установлен на днище поршня, а другой укреплен на головке цилиндра с возможностью перемещения один относительно другого, причем на их боковых поверхностях по диаметру однорядно выполнены отверстия одинакового диаметра.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 02.06.2004

Извещение опубликовано: 10.03.2005 БИ: 07/2005


Categories: BD_2162000-2162999