Патент на изобретение №2162133
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) МОБИЛЬНЫЙ РЕМОНТНО-БУРОВОЙ АГРЕГАТ
(57) Реферат: Изобретение относится к глубокому бурению, в частности, представляет собой мобильный ремонтно-буровой агрегат, который может быть использован при подземном ремонте нефтяных и газовых скважин. Мобильный ремонтно-буровой агрегат включает самоходную транспортную базу, например грузовой автомобиль, на платформе которой смонтированы мачта с талевой системой, буровая лебедка, механический привод основных механизмов, гидравлический привод вспомогательных механизмов, передние и задние гидравлические аутригеры. Характерной особенностью агрегата является то, что он снабжен смонтированной на транспортной базе дополнительной регулировочной платформой, закрепленной на задних аутригерах и состоящей из двух подвижно соединенных между собой и расположенных друг над другом частей. При этом верхняя часть дополнительной платформы соединена с задними аутригерами и опирается на ролики, смонтированные на нижней части на осях, параллельных продольной оси агрегата, с возможностью ограниченного перемещения поперек этой оси с помощью гидроцилиндров, приводимых от гидропривода агрегата. Такое решение позволяет обеспечить и упростить регулировку агрегата при установке его на скважине. 6 ил. Настоящее изобретение относится к области глубокого бурения и, в частности, представляет собой мобильный ремонтно-буровой агрегат, который может быть использован при бурении и подземном ремонте нефтяных и газовых скважин. Известны мобильные буровые агрегаты для бурения и подземного ремонта нефтяных и газовых скважин, такие как А-50М и АзИНМАШ-37А (см., например, книгу “Справочник по капитальному ремонту нефтяных и газовых скважин”.- А.С. Яшина и др. – М.: Недра, 1973, с. 24-27). Такой агрегат представляет собой самоходную установку, смонтированную на шасси автомобиля высокой проходимости. На платформе автомобиля смонтированы вышка с талевой системой, лебедка, трансмиссия, гидравлический привод вспомогательных механизмов, передние и задние опоры и т.д. Указанные агрегаты имеют существенный недостаток, связанный с установкой агрегата на скважине и центрированием вышки по оси скважины в условиях их кустового расположения. Агрегаты устанавливают на уплотненное основание из бутового камня толщиной не менее 300 мм, на которое накладывают слой бетона толщиной 100 мм. Затем осуществляют центрирование агрегата, для чего часто используют трактора и автокран, что создает определенные неудобства в работе, причем точно центрировать агрегат на скважине часто вообще невозможно. При увеличении грузоподъемности агрегата, а, следовательно, и его габаритов центрирование агрегатов резко усложняется. Известен также ремонтно-буровой агрегат А50 МБ (см. каталог “Буровое и нефтепромысловое оборудование”. – М.: ЦИНТИХИМНЕФТЕМАШа, 1989, с. 10-11), в котором указанный недостаток частично ликвидируется за счет наличия специальной металлической платформы с аппарелью для въезда на нее транспортного средства, на котором смонтирован агрегат. Аналогичное устройство также применено на буровой установке УБВ600Н для бурения структурно-поисковый скважин. (см. каталог “Буровые установки для разведочного бурения на нефть и газ”.- М.: ЦИНТИХИНЕФТЕМАШа, 1990, с. 17). Указанный агрегат А50МБ может быть принят за прототип заявляемого технического решения. Недостатком прототипа является то, что значительная масса металлической платформы увеличивает трудоемкость работы, требует автокран или трактор для установки ее на место и последующей регулировки (как правило, этими же средствами). Кроме того, для ее транспортировки требуется отдельный прицеп. В связи с изложенным основной технической задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является усовершенствование конструкции мобильного ремонтно-бурового агрегата при установке его на скважине. Для ликвидации указанных недостатков прототипа заявляемый мобильный ремонтно-буровой агрегат включает самоходную транспортную базу, например грузовой автомобиль, на платформе которого смонтирована мачта с талевой системой, буровая лебедка, механический привод основных механизмов, гидравлический привод вспомогательных механизмов, передние и задние аутригеры. Он снабжен смонтированной на транспортной базе дополнительной (регулировочной) платформой, закрепленной на задних аутригерах и состоящей из двух подвижно соединенных между собой и расположенных друг над другом частей. При этом верхняя часть дополнительной платформы соединена с задними аутригерами и опирается на ролики, смонтированные на нижней части на осях, параллельных продольной оси агрегата, с возможностью ограниченного перемещения поперек этой оси с помощью гидроцилиндров, приводимых от гидропривода агрегата. Возможность осуществления настоящего изобретения доказывается отечественной и зарубежной практикой использования в газонефтедобывающей промышленности мобильных ремонтно-буровых агрегатов, снабженных системой гидравлического привода вспомогательных механизмов. Технические признаки, являющиеся отличительными для заявляемого агрегата, могут быть реализованы с помощью средств, используемых в различных областях техники (составная регулировочная платформа, ролики, гидроцилиндры, приводимые от гидропривода и т.д.). Отличительные признаки, отраженные в формуле изобретения, необходимы для его осуществления и достаточны, поскольку обеспечивают решение поставленной задачи – облегчение и упрощение регулировки агрегата (с целью совпадения вертикальной оси талевой системы с центральной осью скважины) при установке его на скважине. В дальнейшем настоящее изобретение поясняется примером его выполнения, схематически изображенным на прилагаемых чертежах, на которых: фиг. 1 – схематическое изображение заявляемого мобильного ремонтно-бурового агрегата в транспортном положении4; фиг. 2 – вид в плане платформы мобильного ремонтно-бурового агрегата, показанного на фиг. 1; фиг. 3 – разрез по линии 1-1 фиг. 2, показывающий конструкцию регулировочной платформы мобильного ремонтно-бурового агрегата (в увеличенном масштабе); фиг. 4 – вид в плане регулировочной платформы, показанной на фиг. 3; фиг. 5 – схематическое изображение платформы мобильного ремонтно-бурового агрегата, показанного на фиг. 1, в положении упора задних аутригеров; фиг. 6 – то же в положении упора передних и задних аутригеров. Мобильный ремонтно-буровой агрегат включает самоходную транспортную базу 1 (фиг. 1), например грузовой автомобиль. На платформе 2 транспортной базы смонтирована мачта 3 с талевой системой, буровая лебедка 4, механический привод 9 основных механизмов агрегата (лебедки, ротора и др.), гидравлический привод 6 вспомогательных механизмов (механизма подъема мачты, аутригеров и др.), передние гидравлические аутригеры 7 и задние гидравлические аутригеры 8. Агрегат снабжен смонтированной на транспортной базе 1 дополнительной (регулировочной) платформой 9, закрепленной на задних аутригерах 8. Регулировочная платформа 9 состоит из подвижной 10 (фиг 3, 4) и неподвижной 11 частей, подвижно соединенных между собой и расположенных друг над другом. Верхняя (подвижная) часть 10 регулировочной платформы 9 соединена с задним аутригером 8 и опирается на ролики 12, смонтированные на осях 13 неподвижной (нижней) части 11 регулировочной платформы 9. Указанные оси платформы 13 параллельны продольной оси 14 (фиг. 2) агрегата. Части регулировочной платформы 10 и 11 подвижно соединены друг с другом, для чего служат реборды 15 (фиг. 3). В транспортном положении части 10 и 11 зафиксированы транспортными стопорами 16. Внутри нижней части 11 регулировочной платформы 9 под задними аутригерами смонтирован разгрузочный упор 17. Внутри регулировочной платформы 9 размещены гидравлические цилиндры 18 и 19, которые смонтированы с помощью кронштейнов 20 и 21, укрепленных на нижней части 11 регулировочной платформы 9 (фиг. 3), и кронштейнов 22 и 23, укрепленных на верхней части 10 регулировочной платформы (фиг. 4). Это крепление осуществляется известным способом, например, в кронштейнах 22 и 23 (фиг. 4) закреплены концы штоков 24 и 25 указанных гидроцилиндров, а в кронштейнах 20 и 21 – проушины корпусов цилиндров 26 и 27. Регулировочная платформа 9 снабжена упорами 28, 29, 30, 31 крайнего положения верхней (подвижной) части 10. Гидравлические цилиндры 18 и 19 приводятся от гидравлического привода 6 агрегата известным способом, т.е. штоковые и поршневые полости гидравлических цилиндров могут избирательно сообщаться с напорной и сливной линиями гидравлического привода 6. Работа заявляемого ремонтно-бурового агрегата при его установке на устье скважины 32 (фиг. 2) осуществляется следующим образом. При установке на устье скважины агрегат подается к устью скважины 32 (фиг. 1 и 2) и предварительно ориентируется. Предварительная ориентировка достигается подачей агрегата “вперед-назад”. При этом добиваются положения, при котором вертикальная плоскость, проходящая через вертикальную ось буровой мачты, параллельная поперечной стороне платформы транспортного средства, совмещается с параллельной ей вертикальной плоскостью, проходящей через ось скважины с устьем 32 (фиг. 2). После этого задними аутригерами 8 приподнимают заднюю часть платформы транспортного средства 1 на расстояние “а”, определяемое удобством работы на устье скважины 32 (это расстояние определяется высотой устьевого оборудования, бурового основания и т.д.). При этом продольная ось 14 платформы 32 часто не пересекает вертикальную ось скважины (угол расхождения – фиг. 2). Для устранения этого расхождения вводят в действие гидроцилиндры 18 и 19, приводимые от гидравлического привода 6. При этом подвижная часть 10 платформы перемещается на роликах 12 в ту или иную сторону, обеспечивая поворот платформы 2 относительно точки 33 (фиг. 2), чем добиваются нулевого значения угла . Затем передними аутригерами 7 поднимают переднюю часть платформы 2 на расстояние “а” (фиг. 6) и фиксируют это положение. Затем известным способом поднимают мачту 3 агрегата. Вертикальная ось талевой системы 3 при этом становиться соосной центральной оси скважины 32. Агрегат готов к работе. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 29.03.2003
Номер и год публикации бюллетеня: 16-2004
Извещение опубликовано: 10.06.2004
|
||||||||||||||||||||||||||