|
(21), (22) Заявка: 2007111642/02, 30.03.2007
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
30.03.2007
(46) Опубликовано: 20.12.2008
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
КАРПЕНКО А.В. Российское ракетное оружие 1943…1993 г. – СПб.: ПИКА, 1993, с.83, 84, 98. RU 2133446 С1, 20.07.1999. RU 2167390 С1, 20.05.2001. GB 2314612 А, 07.01.1998.
Адрес для переписки:
125424, Москва, Волоколамское ш., 90, ОАО “ГосМКБ “Вымпел” им. И.И. Торопова”, патентный отдел
|
(72) Автор(ы):
Беляев Владимир Николаевич (RU), Богацкий Владимир Григорьевич (RU), Елецкий Виктор Константинович (RU), Кравчук Александр Павлович (RU), Левищев Олег Николаевич (RU), Мажукина Александра Дмитриевна (RU), Орелиов Григорий Рафаилович (RU), Пирязев Виктор Федорович (RU), Рац Виктор Антонович (RU), Смольский Геннадий Николаевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Открытое акционерное общество “Государственное машиностроительное конструкторское бюро “Вымпел” им. И.И. Торопова” (RU)
|
(54) ЗЕНИТНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА
(57) Реферат:
Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано в мобильных зенитных комплексах. Ракета содержит корпус, размещенные в нем двигательную установку, аппаратуру системы управления, боевое снаряжение, четыре складывающихся аэродинамических руля и четыре складывающихся стабилизатора. Аэродинамические рули установлены на хвостовой части корпуса, а стабилизаторы размещены перед рулями. Стабилизаторы выполнены с площадью меньшей площади рулей, а поворотные части стабилизаторов в процессе раскрытия выполнены с возможностью их сдвига вдоль корпуса в сторону рулей. Технический результат заключается в уменьшении массогабаритных параметров ракеты при обеспечении требуемых аэродинамических характеристик. 2 з.п. ф-лы, 10 ил.
Предлагаемое изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано в мобильных зенитных комплексах, хранение и пуск ракет в которых осуществляется из транспортно-пусковых контейнеров.
Известна ракета, выполненная по аэродинамической схеме «утка», содержащая корпус, размещенные в нем двигательную установку, аппаратуру системы управления, боевое снаряжение, а также четыре складных аэродинамических руля, расположенных на корпусе равномерно относительно его продольной оси, и четыре складных стабилизатора, установленных в транспортном положении тандемно с рулями (см. Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943…1993 г.», 1993, С-Петербург, стр.83, 84, 98, ракета «Top-M1».
Вышеописанная ракета выбрана в качестве прототипа предлагаемого изобретения, как наиболее близкое по своему назначению и технической сущности решение, совпадающее по целому ряду признаков с предлагаемым изобретением.
В транспортном положении рули и стабилизаторы ракеты сложены, и она размещается в контейнере квадратного сечения, причем выброс ее из контейнера осуществляется катапультой, расположенной внутри его. Такое размещение и схема запуска являются неэффективными по сравнению с возможным размещением ракеты в трубе круглого сечения, поскольку количественно снижается боезапас (по сравнению с потенциально возможным по грузоподъемности комплекса) и усложняется конструкция для запуска (для цилиндрического контейнера возможно использование минометного старта). Это в основном обусловлено выбранной конструкцией ракеты. Действительно, с целью обеспечения стабилизации ракеты по крену стабилизаторы, расположенные на конце корпуса, установлены с возможностью вращения вокруг его продольной оси (в целях устранения влияния косого обдува от рулей). Это тоже увеличивает поперечные габариты неподвижной (корневой) части стабилизаторов. Размеры рулей также значительны, поскольку в основном работают на срывных режимах (углы атаки рулей в схеме «утка» велики). В результате даже при складывающихся рулях и стабилизаторах поперечные размеры ракеты в ее транспортном положении излишне велики.
Задачей изобретения является создание управляемой зенитной ракеты с минимальными массово-габаритными параметрами при обеспечении требуемых аэродинамических характеристик.
Для достижения поставленной задачи в зенитной управляемой ракете, содержащей корпус, размещенные в нем двигательную установку, аппаратуру системы управления, боевое снаряжение, приводы рулей, а также четыре складывающихся аэродинамических руля и четыре складывающихся стабилизатора, расположенных тандемно и включающих корневую и поворотные части, и механизмы их раскрытия, аэродинамические рули установлены на хвостовой части корпуса, а стабилизаторы размещены перед рулями, причем площадь стабилизаторов выбрана меньше площади рулей, а поворотные части стабилизаторов выполнены с возможностью их сдвига в процессе раскрытия вдоль корпуса в сторону рулей до расстояния между ними, не превышающего 0.06·bос, где bос – бортовая хорда стабилизатора, при этом рули и стабилизаторы сложены таким образом, что диаметр описанной вокруг сложенных рулей и стабилизаторов окружности не превышает 1.2·dk, где dk – диаметр корпуса ракеты, а геометрические параметры корпуса, стабилизаторов и аэродинамических рулей, а также их взаимное расположение связаны следующими соотношениями:
к=Lк/dk=14…16;
с=lc 2/(2·Sc)=1.8…2,2;
с=bос/bкс=2,5…3,2;
p=lp 2/(2·Sp)=1.5…2,0;
p=bор/bкр=1,8…3,0;
lовр=(13…15)·dk,
где: Lk – длина корпуса ракеты, м;
к – удлинение корпуса ракеты;
dk – диаметр корпуса ракеты, м;
Sм – площадь миделя корпуса ракеты, м2;
Sc – площадь стабилизатора, м2;
– относительная площадь стабилизатора;
с – удлинение стабилизатора;
lс – размах стабилизатора, м;
с – сужение стабилизатора;
bос – бортовая хорда стабилизатора, м;
bкс – концевая хорда стабилизатора, м;
Sp – площадь руля, м2;
– относительная площадь руля;
p – удлинение руля;
lp – размах руля, м;
p – сужение руля;
bop – бортовая хорда руля, м;
bкр – концевая хорда руля, м;
lовр – расстояние от носка корпуса ракеты до оси вращения руля, м.
При этом механизм раскрытия стабилизатора выполнен в виде работающей на кручение цилиндрической винтовой пружины, закрепленной на корневой части стабилизатора с возможностью воздействия на его поворотную часть, и пружины сжатия, установленной на оси в корневой части стабилизатора с возможностью сдвига поворотной части последнего вдоль корпуса и входа закрепленных на поворотной части стабилизатора фиксирующих штифтов в соответствующие пазы, расположенные в корневой части стабилизатора.
Механизм раскрытия руля выполнен в виде расположенного в выходном валу привода руля подпружиненного толкателя, взаимодействующего своей средней частью с поворотной частью руля, и фиксирующего поворотную часть руля в рабочем положении.
Такое выполнение устройства позволило устранить основные недостатки прототипа. Была снижена площадь рулей, а площадь стабилизаторов выбрана вообще меньшей площади рулей, т.е. уменьшилась наиболее существенно. При этом вследствие больших балансировочных углов атаки корпус ракеты создает не меньшую величину подъемной силы, нежели прототип с его более развитыми рулями и стабилизаторами.
Расстояние между задней кромкой стабилизатора и передней кромкой руля в предложенной ракете целесообразно выбрать минимальным, т.к. кроме функции регулятора начальной статической устойчивости ракеты стабилизатор в данном случае выполняет еще и роль своеобразных направляющих лопаток для набегающего на рули воздушного потока, увеличивая тем самым его эффективность. Введенное выше ограничение на взаимное расстояние между стабилизатором и рулем учитывает этот фактор совместно с технологическими соображениями.
В связи с более простой конструкцией планера ракеты может быть снижена и масса ракеты в целом. В результате сочетания предложенных соотношений и технических решений по механизмам раскрытия стабилизаторов и рулей оказалось возможным обеспечить размещение ракеты в цилиндрическом контейнере минимального поперечного сечения и позволить использовать минометный старт. Это дало возможность увеличить боезапас комплекса при одновременном упрощении схемы старта ракет.
На Фиг.1 изображен общий вид предлагаемой ракеты. На Фиг.2 и 3 представлены поперечные сечения А-А и Б-Б (см. Фиг.1) ракеты в районе установки стабилизаторов и в районе рулей соответственно. На Фиг.4 приведен вид спереди ракеты в ее транспортном положении (вид В).
На Фиг.5, 6 приведен предложенный механизм раскрытия рулей (в сложенном и раскрытом положении соответственно), на Фиг.7 – механизм раскрытия стабилизаторов, а на Фиг.8 – сечение Г-Г (см. Фиг.7).
На Фиг.9 и 10 приведены (для прототипа и предлагаемой ракеты) соответственно зависимости максимального балансировочного угла атаки и зависимости максимальных перегрузок (для высоты около 5 км) от числа Маха.
Ракета согласно изобретению содержит корпус 1 с передним обтекателем 2.
Внутри корпуса 1 размещены аппаратура управления 3, боевое снаряжение 4 и двигатель 5. Ракета выполнена по «нормальной» аэродинамической схеме. В хвостовой части корпуса 1 размещены четыре руля 6 с дифференциальным управлением и четыре стабилизатора 7, установленные непосредственно перед рулями.
Складной руль 6 с механизмом его раскрытия состоит из корневой части 8, поворотной части 9, хвостовика 10, толкателя 11 с конусным отверстием 12, пружины 13 и двух полуосей 14.
Складной стабилизатор 7 с механизмом его раскрытия состоит из корневой части 15 с конусными отверстиями 16, поворотной части 17, цилиндрической винтовой пружины 19, втулки 20, двух штифтов 21, пружины 22 и стопора 23.
Функционирование ракеты после выброса из транспортно-пускового контейнера осуществляется следующим образом. Вначале раскрываются стабилизаторы 7 и рули 6. Раскрытие каждого руля осуществляется следующим образом. Толкатель 11, расположенный в хвостовике вала привода руля, за счет давления пружины сжатия 13 давит на поворотную часть 9 руля (в контейнере поворотная часть руля опирается на стенку контейнера). После разворота поворотной части руля в требуемое положение толкатель 11 продвигается еще на некоторое расстояние, обеспечивая вхождение элемента конструкции поворотной части 9 руля в конусное отверстие 12 на передней части толкателя 11 и осуществляя тем самым полную фиксацию руля 6 в его рабочем положении.
Раскрытие каждого стабилизатора 7 осуществляется следующим образом.
Закрученная цилиндрическая винтовая пружина 19 разворачивает поворотную часть 17 стабилизатора вокруг оси 18 в рабочее положение. После этого пружина сжатия 22, воздействуя на втулку 20, закрепленную на оси 18, перемещает указанную ось с закрепленной на ней стопором 23 поворотной частью 17 стабилизатора назад вдоль корпуса 1 до входа штифтов 21 в конусные отверстия 16, расположенные на корневой части 15 стабилизатора, и тем самым фиксирует стабилизатор в рабочем положении.
После раскрытия рулей и стабилизаторов ракета осуществляет полет в направлении цели в соответствии с полетным заданием и принятым законом наведения.
Как следует из вышепредставленных графиков (см. Фиг.9, 10), максимальные балансировочные углы атаки у предложенной ракеты в 1,6…2,5 раза больше, чем у прототипа, что в итоге обеспечило (даже при меньших размерах несущих поверхностей) возможности по созданию перегрузок, не меньшие, чем у прототипа, а на сверхзвуке (основной режим полета) даже большие.
Итак, предложенная управляемая зенитная ракета с указанными выше соотношениями размеров корпуса, стабилизаторов и рулей обладает меньшими размерами и массой для данного типа ракет, не уступая при этом известным ракетам по маневренным характеристикам. Данное техническое решение позволяет увеличить боезапас мобильных зенитных ракетных комплексов при сохранении их грузоподъемности и габаритных характеристик.
Формула изобретения
1. Зенитная управляемая ракета, содержащая корпус, размещенные в нем двигательную установку, аппаратуру системы управления, боевое снаряжение, четыре складывающихся аэродинамических руля и четыре складывающихся стабилизатора, расположенных тандемно и включающих корневую и поворотные части и механизмы их раскрытия, отличающаяся тем, что аэродинамические рули установлены на хвостовой части корпуса, а стабилизаторы размещены перед рулями, причем площадь стабилизаторов меньше площади рулей, а поворотные части стабилизаторов в процессе раскрытия выполнены с возможностью их сдвига вдоль корпуса в сторону рулей до расстояния между ними, не превышающего 0,06·boc, при этом рули и стабилизаторы сложены таким образом, что диаметр описанной вокруг сложенных рулей и стабилизаторов окружности не превышает 1,2·dk, а геометрические параметры корпуса, стабилизаторов и аэродинамических рулей, а также их взаимное расположение связаны следующими соотношениями:
к=Lк/dk=14…16;
;
с=lc 2/(2·Sc)=1,8…2,2;
с=bос/bкс=2,5…3,2;
;
p=lp 2/(2·Sp)=1,5…2,0;
p=bор/bкр=1,8…3,0;
lовр=(13…15)·dk,
где Lk – длина корпуса ракеты, м;
к – удлинение корпуса ракеты;
dk – диаметр корпуса ракеты, м;
Sм – площадь миделя корпуса ракеты, м2;
Sc – площадь стабилизатора, м2;
– относительная площадь стабилизатора;
с – удлинение стабилизатора;
lс – размах стабилизатора, м;
с – сужение стабилизатора;
bос – бортовая хорда стабилизатора, м;
bкс – концевая хорда стабилизатора, м;
Sp – площадь руля, м2;
– относительная площадь руля;
p – удлинение руля;
lp – размах руля, м;
p – сужение руля;
bop – бортовая хорда руля, м;
bкр – корневая хорда руля, м;
lовр – расстояние от носка корпуса ракеты до оси вращения руля, м.
2. Ракета по п.1, отличающаяся тем, что механизм раскрытия стабилизатора выполнен в виде работающей на кручение цилиндрической винтовой пружины, закрепленной на корневой части стабилизатора с возможностью воздействия на его поворотную часть, и пружины сжатия, установленной на оси в корневой части стабилизатора с возможностью сдвига поворотной части последнего вдоль корпуса и входа закрепленных на поворотной части стабилизатора фиксирующих штифтов в соответствующие пазы, расположенные в корневой части стабилизатора.
3. Ракета по п.1, отличающаяся тем, что механизм раскрытия руля выполнен в виде расположенного в выходном валу привода руля подпружиненного толкателя, взаимодействующего своей средней частью с поворотной частью руля, и фиксирующего поворотную часть руля в рабочем положении.
РИСУНКИ
|
|