Патент на изобретение №2341227
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОЛИТОГО КАРКАСА НЕСЪЕМНОГО МОСТОВИДНОГО ПРОТЕЗА С МНОЖЕСТВОМ ОПОРНЫХ ЗУБОВ
(57) Реферат:
Изобретение относится к области медицины, в частности ортопедической стоматологии, и может быть использовано для изготовления цельнолитого каркаса несъемного мостовидного протеза с множеством опорных зубов. По рабочему оттиску из супергипса отливают неразборную модель целиком, в том числе и цокольную ее часть, предварительно осуществив подготовку оттиска, заключающуюся в том, что околозубную зону в оттиске вокруг отпечатков всех опорных зубов – зону вокруг отпечатка препарированного опорного зуба циркулярно заливают воском или силиконовой массой для искусственной десны. После отливки неразборной модели проводят отливку разборной модели, применяя методику изготовления комбинированной модели. На разборной модели моделируют восковую заготовку будущего цельнолитого каркаса мостовидного протеза, полученный восковой каркас разделяют тонким инструментом в области межзубных перемычек на фрагменты, проверяют их точность на неразборной модели, на каждый фрагмент прикрепляют литниковую систему и проводят их отливку. После отливки фрагментов их припасовывают, для чего сначала проводят припасовку каждого опорного элемента каркаса – коронки, к соответствующему штампику – зубу из разборной модели, затем выполняют припасовку фрагмента каркаса на неразборной модели. После чего проводят спаивание полученных фрагментов в единый каркас с помощью припоев, проводя предварительное соединение фрагментов с помощью лазерной сварки на первичной неразборной модели. Технический результат – повышение точности изготовления цельнолитого каркаса несъемных зубных протезов, что исключает развитие нежелательных осложнений.
Изобретение относится к области медицины, а именно к ортопедической стоматологии. В последнее время в стоматологической практике все чаще используются цельнолитые протезы для возмещения дефектов зубов и зубных рядов. Технологии и материалы, используемые в ортопедической стоматологии, постоянно совершенствуются. Однако частота осложнений при ортопедическом лечении больных с использованием несъемных зубных протезов до сих пор остается высокой. Неудачные исходы протезирования такими конструкциями в первые 2-3 года пользования ими составляют до 20%. Наибольшее количество снятых протезов приходится на срок до 5-6 лет. Основными причинами, приводящими к необходимости преждевременного снятия несъемных зубных протезов, являются дефекты самого протеза (переломы, сколы облицовки и ухудшение эстетических свойств, истирание протеза), осложнения со стороны опорных зубов (кариес, чаще пришеечной области, пульпит и т.п.), патология тканей пародонта (воспаление десны как результат некачественного краевого прилегания коронок, наличия кариозных поражений твердых тканей зубов, токсикоаллергическое влияние материалов протеза надесневой край, возникновение пародонтальных карманов и подвижности зубов), нарушение фиксации протеза. В связи с вышесказанным актуальным является разработка метода изготовления цельнолитых каркасов протяженных мостовидных протезов, максимально устраняющий возможные осложнения, возникающие при такого рода протезировании. Из литературы известен способ изготовления литого металлического каркаса зубного протеза, включающий формирование модели каркаса, получение опоки с последующей ее прокалкой, высокочастотное плавление металлического сплава и охлаждение, причем прокалку опоки проводят при 1000-1100°С в течение 30-40 мин, высокочастотное плавление ведут из сплава никелида титана при 1200-1250°С в течение 20-25 с (RU 2111722, опубл. 1998.05.27). Известен также способ изготовления несъемного мостовидного зубного протеза, включающий изготовление гипсовой модели, нанесение предварительного слоя меди или цинка на поверхность гипсовой модели методом плазменного напыления, формирование на нем плазмонапыленного металлического каркаса зубного протеза с соединительной балкой в промежутке между опорными зубами, удаление предварительного слоя вытравливанием, нанесение поверхностного ретенционного слоя и облицовку металлического каркаса, отличающийся тем, что гипсовую модель изготавливают разборной, включающей модель соединительной балки, предварительный слой меди (цинка) наносят на отдельные части гипсовой модели, затем на апроксимальные поверхности моделей коронок опорных зубов напыляют слой металла толщиной 30-70 мкм, собирают модель и формируют плазменным напылением металлический каркас зубного протеза, содержащий соединительную балку толщиной 150-170 мкм, после чего проводят термообработку каркаса и наносят поверхностный плазмонапыленный ретенционный слой металла толщиной 30-50 мкм (указанный способ выбран в качестве наиболее близкого аналога – RU 2177276, опубл. 2001.12.27). Наиболее близким аналогом предлагаемого способа является традиционный способ изготовления каркасов мостовидных протезов, заключающийся в изготовлении гипсовой модели, на основании которой и формируют каркас протеза (Ортопедическая стоматология. Учебник. Под ред. В.Н.Копейкина, М., 2001). Однако известные аналоги обладают основным недостатком, а именно рабочая модель является разборной, что может привести к возникновению микроподвижности штампиков разборной модели относительно друг друга, и, следовательно, не обеспечивается должная точность изготовления каркаса. Техническим результатом, достигаемым (за счет использования именно заявляемой последовательности действий) при реализации предлагаемого способа является повышение точности изготовления каркаса, что позволяет исключить вероятность неточной посадки и балансировки каркаса, а следовательно, добиться оптимальной фиксации протеза, свести к минимуму вероятность развития патологии тканей пародонта и опорных зубов. Такой технический результат достигается за счет: – использования первичной неразборной модели, являющейся как точной рабочей для моделирования, так и контрольной для последующей припасовки и/или пайки, – первичная неразборная модель исключает возможность возникновения подвижности штампиков относительно друг друга, что позволяет создать оптимальные условия для точного изготовления каркаса (поскольку сама модель является цельной), – прием предварительной (перед отливкой) заливки в оттиске околозубной зоны силиконовой массой для искусственной десны (десневая маска) или обычным базисным воском позволяет добиться того, чтобы все границы препарирования опорных зубов были бы доступны и свободны от окружающей гипсовой десны, а следовательно, создаются оптимальные условия для визуализации, достижения и контроля точного прилегания протеза, что снижает риск развития патологии тканей опорных зубов. Изготовление цельнолитого каркаса заключается в следующем. Получают рабочий оттиск с помощью общепринятых высокоточных оттискных материалов (полиэфирные, поливинилсилоксановые, гидроколлоидные и т.д.). По рабочему оттиску сначала отливают неразборную модель целиком из супергипса, например 4 класса, (цокольную часть в том числе), после предварительной подготовки оттиска. Подготовка оттиска заключается в том, что околозубную (пришеечную) зону в оттиске вокруг отпечатков всех опорных зубов (зону вокруг отпечатка препарированного опорного зуба) циркулярно заливают (изолируют от попадания, затекания гипса) базисным воском или специальной силиконовой массой для искусственной десны («десневая маска»). Это делается для того, чтобы вся шейка и границы препарирования у опорных зубов были бы доступны как для визуализации, так и для проведения необходимых в этой зоне манипуляций, иными словами были бы свободны от окружающей «гипсовой» десны. После отливки первой (цельной, неразборной) модели проводится отливка второй – разборной модели, применяя одну из уже известных методик изготовления комбинированной модели. Рабочую модель готовят традиционно – обрабатывают пришеечную зону, удаляя гипс вокруг границ препарирования, наносят на штампики укрепительный лак, изолирующий лак и 2 слоя «спейсера» на всю поверхность гипсового штампика (обработанного зуба), не доходя до уступа на 1 мм. На разборной модели начинают моделирование восковой заготовки будущего цельнолитого каркаса мостовидного протеза по общепринятой методике (погружают штампик в погружной воск, приливают пришеечным воском зону границы препарирования, моделируют отсутствующие промежуточные звенья). Готовый восковой каркас запланировано разделяют тонким инструментом в области перемычек на фрагменты, на каждый из которых прикрепляют литниковую систему и проводят их отливку (после проверки точности на неразборной модели). После отливки фрагментов их припасовывают. Для этого сначала проводят припасовку каждого опорного элемента каркаса – коронки, к соответствующему штампику – зубу из разборной модели, затем выполняют припасовку или проверку качества посадки каждого фрагмента на неразборной модели. При благополучном качестве литья проводят спаивание полученных фрагментов в единый каркас с помощью специальных методов и предназначенных для этой цели припоев, проводя предварительное соединение фрагментов с помощью лазерной сварки на первичной неразборной модели. Таким образом, предлагаемый способ позволяет повысить точность изготовления цельнолитого каркаса несъемных зубных протезов, исключив тем самым развитие нежелательных осложнений.
Формула изобретения
Способ изготовления цельнолитого каркаса несъемного мостовидного протеза с множеством опорных зубов, отличающийся тем, что по рабочему оттиску из супергипса отливают неразборную модель целиком, в том числе и цокольную ее часть, предварительно осуществив подготовку оттиска, заключающуюся в том, что околозубную зону в оттиске вокруг отпечатков всех опорных зубов – зону вокруг отпечатка препарированного опорного зуба циркулярно заливают воском или силиконовой массой для искусственной десны, после отливки неразборной модели проводят отливку разборной модели, применяя методику изготовления комбинированной модели, на разборной модели моделируют восковую заготовку будущего цельнолитого каркаса мостовидного протеза, полученный восковой каркас разделяют тонким инструментом в области межзубных перемычек на фрагменты, проверяют их на точность на неразборной модели, на каждый фрагмент прикрепляют литниковую систему и проводят их отливку, после отливки фрагментов их припасовывают, для чего сначала проводят припасовку каждого опорного элемента каркаса – коронки, к соответствующему штампику – зубу из разборной модели, затем выполняют припасовку фрагмента каркаса на неразборной модели, после чего проводят спаивание полученных фрагментов в единый каркас с помощью предназначенных для этой цели припоев, проводя предварительное соединение фрагментов с помощью лазерной сварки на первичной неразборной модели.
|
||||||||||||||||||||||||||