Патент на изобретение №2339942

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2339942 (13) C1
(51) МПК

G01N33/22 (2006.01)
G01N31/22 (2006.01)
G01N21/78 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.10.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2007121941/04, 14.06.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

14.06.2007

(46) Опубликовано: 27.11.2008

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
ПОНАДИЙ О.М., ЕМЕЛЬЯНОВ В.Е., АЛЕКСАНДРОВА Е.В., ОНОЙЧЕНКО С.Н. Химия и технология топлив и масел. 1996, №5, с.51. RU 2103678 C1, 27.01.1998. RU 2267124 C1, 27.12.2005. SU 715482 A1, 15.02.1980. RU 2272284 C1, 20.03.2006. RU 2126963 С1, 27.02.1999. RU 2265836 C1, 10.12.2005. CN 1563945, 12.01.2005. JP 7020113 А, 24.01.1995. GB 894459 А, 18.04.1962.

Адрес для переписки:

119991, Москва, В-296, ГСП-1, Ленинский пр., 65, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, отдел защиты интеллектуальной собственности

(72) Автор(ы):

Дедов Алексей Георгиевич (RU),
Котова Наталия Николаевна (RU),
Перевертайло Наталья Геннадьевна (RU),
Мясоедов Борис Федорович (RU),
Некрасова Валерия Вадимовна (RU),
Филиппенкова Наталья Михайловна (RU)

(73) Патентообладатель(и):

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Российский Государственный Университет нефти и газа им. И.М. Губкина (RU)

(54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЖЕЛЕЗА В АВТОМОБИЛЬНОМ БЕНЗИНЕ, ИНДИКАТОР НА НОСИТЕЛЕ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИНДИКАТОРА НА НОСИТЕЛЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЖЕЛЕЗА В БЕНЗИНЕ

(57) Реферат:

Группа изобретений относится к области исследования топлив на соответствие нормированным показателям качества. Способ определения содержания железа в автомобильном бензине включает контактирование пробы анализируемого бензина с индикатором на железо, причем пробу анализируемого бензина прокачивают через стеклянную индикаторную трубку-микроколонку с внутренним диаметром 2-2,2 мм и длиной 95-100 мм, заполненную на 60-70 мм по высоте индикатором на носителе, включающем в свой состав мелкодисперсный с удельной поверхностью 220-250 м2/г алюмогель и нековалентно иммобилизованный на нем комплексообразователь-индикатор на железо, фиксируют окончание проявления окрашенной зоны и по ее длине судят о количественном содержании железа в бензине. Представлены также индикатор на носителе для осуществления способа определения железа и способ получения такого индикатора. Достигается эспрессность и надежность определения при повышенной прочности удерживания реагента на носителе. 3 н. и 6 з.п. ф-лы, 4 табл.

(56) (продолжение):

CLASS=”b560m”ОСТРОВСКАЯ В.М., ЗАПОРОЖЕЦ О.А., БУДНИКОВ Г.К., ЧЕРНАВСКАЯ Н.М. Вода. Индикаторные системы. – М.: ФГУП ВПТИ, 2002, с.266.

Заявленная группа, изобретений относится к области исследования топлив на соответствие показателям качества при их использовании, в частности к колориметрическим способам определения железа в неэтилированных бензинах.

В настоящее время на российский рынок автомобильных бензинов рядом нефтеперерабатывающих предприятий поставляются неэтилированные бензины, при производстве которых для повышения их антидетонационных свойств используют присадки ферроценового типа.

Однако содержание железа в автомобильных бензинах, превышающее 37 мг/дм3, приводит к нарушению работы топливных систем, повышенному износу деталей двигателя автомобиля: увеличению смолообразования, оседанию смол на клапанах двигателя, образованию нагара на свечах зажигания и т.д., что предопределяет необходимость контроля содержания железа в топливе.

Известны фотоколориметрические способы определения содержания железа в бензине, включающие обязательную пробоподготовку с использованием повышенных температур и химических реагентов, таких, например, как концентрированная серная кислота, перекись водорода, надсернокислый калий (аммоний). А само определение содержания железа осуществляют с использованием откалиброванных по эталонным растворам железа фотоколориметры, позволяющие измерять светопоглощение в области длин волн 300-600 нм [«Определение железа в автомобильном бензине» авторов: О.М.Понадий, В.Е.Емельянов, Е.В.Александрова, С.Н.Онойченко. Химия и технология топлив и масел, 1996, №5, с.51; ГОСТ Р 52530-2006; RU №2267124].

Приведенные выше способы определения содержания железа в автомобильном бензине являются количественными и позволяют определять содержание железа в диапазоне 0,002-0,1 г/дм3.

Однако, являясь способами многостадийными, требующими использования повышенных температур, агрессивных химических реагентов, а также специального аппаратурного оформления, они требуют привлечения высококвалифицированных специалистов и могут быть использованы только в лабораторных условиях.

Вне лабораторных условий, то есть «на местах»: на автозаправочных станциях, базах, хранилищах и других предприятиях, производящих и потребляющих автомобильные бензины, требуются экспресс-методы, которые бы решали поставленную задачу быстро, с допустимой для данной задачи результатом и были бы лишены вышеперечисленных недостатков.

Известны экспресс-методы (тест-методы) определения железа в жидкостях во внелабораторных условиях, основанные на использовании так называемых реагентных индикаторных бумаг (РИБ), представляющих собой полоски бумаги, предварительно пропитанной рядом специальных растворов, в том числе растворами индикаторов на железо, и меняющей свою окраску при контакте с железом, содержащимся в исследуемой жидкости (US 5186894, RU 2088917, RU 2103678, RU 2265836, Журнал аналитической химии, 2004, т.59, №9, с.979-981 «Экспрессное тест-определение железа(II) в водных средах реагентной индикаторной бумагой», В.М. Островская и др.).

Также известен экспресс-метод определения железа в воде с помощью индикаторных трубок путем опускания трубки в анализируемый раствор и определения длины ее окрашенной зоны («Ксерогели, модифицированные 1-(2-пиридилазо)-2-нафтолом и ксиленовым оранжевым. Индикаторные трубки для определения меди (II) и железа (III) в растворах», Е.И.Моросанова, А.А.Великородный, И.В.Никулин, Е.А.Пуганова, Ю.А.Золотов, Журнал аналитической химии, 2000, т.55, №5, с.539-545).

Однако известные экспресс-методы предназначены для определения железа в водных и водосодержащих средах, и непригодны для определения содержания железа в автомобильных бензинах.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является экспресс-метод определения содержания железа в автомобильных бензинах, содержащих ферроценовые присадки, основанный на цветной реакции гексацианоферрата (III) калия (К3[Fe(CN)6]) с ферроценом в кислой среде, заключающийся в следующем. Несколько капель исследуемого бензина обрабатывают уксусной кислотой (3 мл) и добавляют в качестве индикатора на железо две-три капли 10%-ного водного раствора К3[Fe(CN)6]. Появление зеленой окраски свидетельствует о наличии ферроценов при содержании их >0,002 г/кг (0,0002%). При большом содержании (>0,1 г/кг) ферроценов образуется осадок турнбулевой сини (см. «Определение железа в автомобильном бензине», О.М.Понадий, В.Е.Емельянов, Е.В.Александрова, С.Н.Онойченко. Химия и технология топлив и масел, 1996, №5, с.51).

Недостатки этого способа заключены в необходимости проведения предварительной пробоподготовки, которую осуществляют с использованием химической посуды и жидких реагентов, в том числе уксусной кислоты, что создает определенные трудности при его использовании «на местах», кроме того, данный способ является качественным и позволяет судить о содержании железа в бензине только в определении «больше или меньше».

Задачей изобретения является создание простого в исполнении, не требующего привлечения высококвалифицированных специалистов и сложного оборудования, экспресс-метода определения содержания железа в автомобильных бензинах непосредственно «на местах».

Известен индикаторный состав для определения содержания железа в различных жидкостях, представляющий собой комплексообразователь-индикатор на железо, нанесенный на носитель (RU 2103678 С1, 27.01.1998).

Известен способ получения индикатора на носителе для определения содержания железа в различных жидкостях путем пропитки носителя раствором комплексообразователя-индикатора на железо и последующего высушивания (RU 2103678 С1, 27.01.1998).

Однако при реализации указанных технических решений прочность удерживания реагента на носителе, а также – чувствительность и экспрессность определения недостаточно высоки.

Задача изобретения в отношении индикаторного состава и способа получения индикатора состоит в повышении прочности удерживания реагента на носителе, что, в свою очередь, приводит к повышению чувствительности определения в связи с усилением визуальной контрастности цветового перехода при взаимодействии с ионами железа. Также задача указанного изобретения состоит в достижении сочетания аналитических метрологических характеристик с экспрессностью и селективностью определения.

Задача решается тем, что в способе определения содержания железа в бензине, согласно изобретению, пробу исследуемого бензина в количестве прокачивают через стеклянную индикаторную трубку-микроколонку с внутренним диаметром 2-2,2 мм и длиной 95-100 мм, заполненную на 60-70 мм по высоте индикатором на носителе, включающем в свой состав мелкодисперсный алюмогель и нековалентно иммобилизованный на нем комплексообразователь-индикатор на железо, фиксируют окончание проявления окрашенной зоны и по ее длине судят о количественном содержании железа в бензине;

а также тем, что в качестве нековалентно иммобилизованного на алюмогеле комплексообразователя-индикатора на железо используют сульфосалициловую кислоту или о-фенантролин;

а также тем, что пробу анализируемого бензина прокачивают через индикаторную трубку-микроколонку со скоростью 0,3-0,5 мл/мин;

а также тем, что в качестве растворителя комплексообразователей-индикаторов на железо используют воду или этиловый спирт;

а также тем, что для подкисления раствора комплексообразователя-индикатора на железо используют разбавленную соляную кислоту.

Поставленная задача решается также тем, что индикаторный состав для осуществления способа определения содержания железа в бензине согласно изобретению включает (мас.%):

алюмогель с удельной поверхностью 200-250 м2 99,8-99,9
комплексообразователь-индикатор на железо:
сульфосалициловая кислота или о-фенантролин,
нековалентно иммобилизованные на алюмогеле остальное

Поставленная задача решается также тем, что согласно изобретению способ получения индикатора на носителе для определения содержания железа в бензине включает нековалентную иммобилизацию комплексообразователя-индикатора на железо на твердый носитель, в качестве которого используют алюмогель, путем контактирования алюмогеля с удельной поверхностью 220-250 м2/г в течение 2-3 часов при комнатной температуре и при постоянном перемешивании с 0,5-2,0 мас.% раствором комплексообразователя-индикатора на железо, подкисленным до рН 2-3, в соотношении по массе Т:Ж=1:25-50, последующей фильтрации, сушки модифицированного алюмогеля при температуре 100-110°С в течение 2-2,5 часов и охлаждения до комнатной температуры в условиях, обеспечивающих отсутствие доступа влаги воздуха;

а также тем, что в качестве комплексообразователя-индикатора на железо используют сульфосалициловую кислоту или о-фенантролин.

а также тем, что в качестве растворителей индикаторов используют воду или этиловый спирт;

а также тем, что для получения необходимого рН раствора используют разбавленную соляную кислоту.

Сущность предлагаемой группы изобретений заключается в следующем.

Пробу исследуемого бензина в количестве 2-5 мл прокачивают со скоростью 0,3-0,5 мл/мин, например, с помощью шприца, через индикаторную трубку-микроколонку длиной 95-100 мм и внутренним диаметром 2,0-2,2 мм, заполненную на 60-70 мм индикатором на носителе – алюмогелем с нековалентно иммобилизованным на нем в количестве 0,1-0,2 мас.% комплексобразователем-индикатором, реагирующим с железом, находящимся в бензине в виде ферроценовой присадки, с образованием окрашенных соединений. После фиксирования окончания проявления окрашенной зоны измеряют ее длину и по предварительно полученной калибровочной прямой, описывающей зависимость длины окрашенной зоны от концентрации железа в автомобильном бензине для данной индикаторной трубки, судят о содержании железа в пробе бензина. Время проявления окрашенной зоны лежит, как правило, в интервале 2-10 минут и зависит от природы индикатора.

Индикаторный состав, используемый в способе определения содержания железа в автомобильном бензине по изобретению по сути своей представляет собой индикатор на твердом носителе, в котором твердым носителем является мелкодисперсный сорбент алюмогель с удельной поверхностью 200-250 м2/г (ТУ. 6-09-426-75), а в качестве индикатора – нековалентно иммобилизованный твердым носителем комплексообразователь железа (II), который при взаимодействии с железом, содержащимся в автомобильном бензине в виде ферроценовой присадки, образует окрашенное соединение.

Количество иммобилизованных твердым носителем комплексообразователей-индикаторов зависит от их природы и находится в интервале 0,1-0,2 мас.%.

Следует отметить, что в целях изобретения в качестве комплексообразователей-индикаторов на железо используют сульфосалициловую кислоту или о-фенантролин, но возможно использование и других веществ, обладающих свойствами комплексообразователя-индикатора на железо, содержащееся в автомобильном бензине в виде ферроценовой присадки, таких как, например, гексацианоферрат (III) калия или 2,2′-дипиридил.

Получение индикатора на носителе для определения содержания железа в автомобильных бензинах осуществляют путем модификации мелкодисперсного адсорбента комплексообразователями, образующими окрашенные комплексы с железом бензиновых ферроценовых присадок. В целях изобретения в качестве адсорбента используют алюмогель с удельной поверхностью 220-250 м2/г (ТУ. 6-09-426-75), который помещают в подкисленные до рН 2-3 0,5-2,0 мас.% водные или спиртовые (этиловый спирт) растворы комплексообразователей железа, например, сульфосалициловой кислоты или о-фенантролина, при соотношении по массе Т:Ж=1:25-50. Модификацию алюмогеля осуществляют при комнатной температуре при постоянном перемешивании образовавшейся при смешении сорбента и раствора комплексообразователя суспензии в течение 2-3-х часов. В результате происходит нековалентная иммобилизация сорбентом-алюмогелем комплексообразователя-индикатора на железо в необходимых для изобретения количествах. Модифицированный комплексообразователем-индикатором алюмогель отфильтровывают и подвергают сушке, например, в сушильном шкафу с температурой 105-110°С, в течение 2-2,5 часов, затем охлаждают до комнатной температуры и хранят в условиях, препятствующих доступу влаги воздуха.

Способ по изобретению – это экспресс-метод определения содержания железа в автомобильных бензинах, обеспечивающий достаточно точный и надежный результат при содержании железа в бензине в интервале 2-100 г/л за счет сорбционного концентрирования определяемого компонента, обеспечения протекания необходимых реакций и визуальной констатации процесса комплексообразования. Все процессы, необходимые для аналитического определения железа, протекают с такой скоростью, что аналитический сигнал получают сразу после контакта анализируемой пробы бензина с индикаторным составом в индикаторной трубке-микроколонке. Окрашенная зона проявляется по мере прокачивания пробы бензина через трубку-микроколонку.

Следующие примеры иллюстрируют заявленные изобретения, не ограничивая их. Результаты приведены в таблицах. Содержание железа в анализируемых бензинах параллельно определяли по методике, предусмотренной ГОСТом Р 52530-2006.

Пример 1.

Получение индикатора на носителе.

2 г алюмогеля с удельной поверхностью 220 м2/г поместили в коническую колбу с магнитной мешалкой, добавили 50 мл 0,5% водного раствора сульфосалициловой кислоты (ч., «РЕАХИМ», Россия), рН которого предварительно довели до значения 2 разбавленной соляной кислотой. Полученную суспензию перемешивали в течение 2-х часов, после чего раствор отфильтровали и фильтр с модифицированным алюмогелем поместили в сушильный шкаф с температурой 105°С на 2 часа. Анализ модифицированного алюмогеля (индикатора на носителе) показал на присутствие в его составе 0,15 мас.% сульфосалициловой кислоты.

Через трубку-микроколонку, заполненную модифицированным алюмогелем (индикатором на носителе) в течение 5 минут пропускали с помощью шприца 2 мл пробы анализируемого бензина. Через 10 минут линейкой измеряли длину окрашенной в фиолетово-красный цвет зоны и по предварительно полученной градуировочной прямой (таблица 1) определяли концентрацию железа в топливе.

Данные для построения модельной градуировочной прямой для индикаторной трубки-микроколонки, наполненной индикатором на носителе алюмогель-сульфосалициловая кислота с содержанием сульфосалициловой кислоты 0,15 мас.% приведены в таблице 1.

Таблица 1
Модельная смесь бензина Аи-80 и ферроцена (№ примера данной серии) Измеренная длина окрашенной зоны, мм Введено в бензин Аи-80 ферроцена мг/л
1 3 10,0
2 7 20,0
3 20 37,0
4 35 50,0

Анализ бензинов на содержание железа с использованием индикатора на носителе алюмогель-сульфосалициловая кислота по примеру 1

Таблица 2
Длина окрашенной зоны, мм Определено содержание Fe заявляемым способом
(мг/л)
Определено содержание Fe методом по ГОСТР 52530-2006, (мг/л)
2 7,0 6,2
4 12,0 13,0
7 20,0 20,5
20 37,0 36,3

Пример 2.

2 г алюмогеля с удельной поверхностью 220 м2/г поместили в коническую колбу с магнитной мешалкой, добавляли 50 мл 0,1 мас.% раствора о-фенантролина («Fluka», хч) в этиловом спирте («Ферейн», 96%), рН которого предварительно довели до значения 3 соляной кислотой. Полученную суспензию перемешивали в течение 2-х часов, после чего раствор отфильтровали и фильтр с модифицированным алюмогелем поместили в сушильный шкаф с температурой 105°С на 2 часа. Анализ модифицированного алюмогеля (индикатора на носителе) показал на присутствие в его составе 0,1 мас.% о-фенатролина.

Модифицированный о-фенантролином алюмогель (индикатор на носителе) поместили в стеклянную трубку-микроколонку длиной 100 мм с внутренним диаметром 2,2 мм, заполнив ее на 65 мм по высоте. Через трубку-микроколонку в течение 5 минут пропускали с помощью шприца 2 мл пробы анализируемого бензина. Через 10 минут линейкой измерили длину окрашенной в красно-малиновый цвет зоны и определили по градуировочной прямой, построенной по данным таблицы 3, концентрацию железа в топливе.

Данные для построения модельной градуировочной прямой для индикаторной трубки-микроколонки, наполненной индикатором на носителе алюмогель-о-фенантролин с содержанием о-фенантролина 0,12 мас.% приведены в таблице 3.

Таблица 3
Модельная смесь бензина Аи-80 и ферроцена (№ примера данной серии) Длина окрашенной зоны, мм Введено, Fe
мг/л
1 3 2,0
2 13 12,5
3 27 25,0
4 38 37,0
5 50 50,0

Анализ бензинов на содержание железа с использованием индикатора на носителе по примеру 2 и градуировочной прямой, построенной по данным таблицы 3.

Таблица 4
Длина окрашенной зоны, мм Определено содержание Fe заявляемым способом (мг/л) Определено содержание Fe методом по ГОСТ Р 52530-2006, (мг/л)
3 2,0 2,3
5,5 5,0 5,2
9 8,0 8,2
21,5 20,0 20,5
38,5 37,0 36,3

Формула изобретения

1. Способ определения содержания железа в автомобильном бензине, включающий контактирование пробы анализируемого бензина с индикатором на железо, отличающийся тем, что пробу анализируемого бензина прокачивают через стеклянную индикаторную трубку-микроколонку с внутренним диаметром 2-2,2 мм и длиной 95-100 мм, заполненную на 60-70 мм по высоте индикатором на носителе, включающем в свой состав мелкодисперсный с удельной поверхностью 220-250 м2/г алюмогель и нековалентно иммобилизованный на нем комплексообразователь-индикатор на железо, фиксируют окончание проявления окрашенной зоны и по ее длине судят о количественном содержании железа в бензине.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве нековалентно иммобилизованного на алюмогеле комплексообразователя-индикатора на железо предпочтительно используют сульфосалициловую кислоту или о-фенантролин.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что пробу анализируемого бензина прокачивают через индикаторную трубку-микроколонку со скоростью 0,3-0,5 мл/мин.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве растворителя комплексообразователя-индикатора на железо используют воду или этиловый спирт.

5. Индикатор на носителе для осуществления способа определения содержания железа в бензине, отличающийся тем, что он включает, мас.%:

алюмогель с удельной поверхностью 200-250 м2 99,8-99,9
комплексообразователь-индикатор на железо –
сульфосалициловая кислота или о-фенантролин,
нековалентно иммобилизованный на алюмогеле остальное

6. Способ получения индикатора на носителе для определения содержания железа в бензине, отличающийся тем, что на мелкодисперсный алюмогель с удельной поверхностью 220-250 м2/г нековалентно иммобилизуют комплексообразователь-индикатор на железо путем контактирования алюмогеля в течение 2-3 ч при комнатной температуре и при постоянном перемешивании с 0,5-2,0 мас.% раствором комплексообразователя-индикатора на железо, подкисленным до рН 2-3, в соотношении по массе Т:Ж=1:25-50, последующей фильтрации, сушки модифицированного алюмогеля при температуре 100-110°С в течение 2-2,5 ч и охлаждения до комнатной температуры в условиях, обеспечивающих отсутствие доступа влаги воздуха.

7. Способ по п.6, отличающийся тем, что в качестве комплексообразователя-индикатора на железо предпочтительно используют сульфосалициловую кислоту или о-фенантролин.

8. Способ по п.6, отличающийся тем, что в качестве растворителя комплексообразователя-индикатора на железо используют воду или этиловый спирт.

9. Способ по п.6, отличающийся тем, что для получения необходимого рН раствора комплексообразователя-индикатора на железо используют разбавленную соляную кислоту.

Categories: BD_2339000-2339999