|
(21), (22) Заявка: 2007108954/28, 12.03.2007
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
12.03.2007
(46) Опубликовано: 27.11.2008
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
SU 1835072 A3, 15.08.1993. RU 2055354 C1, 27.02.1996. RU 2184958 C2, 10.07.2002. US 4638305 A, 20.01.1987. US 5717547 A, 14.05.1985.
Адрес для переписки:
153000, г.Иваново, Г-359, пр. Ф. Энгельса, 21, ИГТА, комн.Г, проректору по НПД
|
(72) Автор(ы):
Савченко Виктор Ефремович (RU), Орешенков Александр Владимирович (RU), Грибова Людмила Ксенофонтовна (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Ивановская государственная текстильная академия” (RU)
|
(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ВЛАЖНОСТИ ЖИДКОГО ТОПЛИВА
(57) Реферат:
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля влажности жидкого углеводородного топлива, например керосина, бензина и др. Устройство контроля влажности жидкого углеводородного топлива содержит кварцевый диссипативный преобразователь, выполненный в виде вакуумного кварцевого резонатора, на стеклянном баллоне которого закреплен подстроенный заземленный электрод в форме кольца, опоясывающего стеклянный баллон и установленного с возможностью перемещения вдоль него, при этом один электрод вакуумного кварцевого резонатора заземлен, а второй – через постоянный конденсатор соединен с потенциальным входом параметрического преобразователя эквивалентного электрического сопротивления в электрический сигнал. Величина емкости постоянного конденсатора в 5÷7 раз меньше статической емкости вакуумного кварцевого резонатора. Изобретение обеспечивает повышение надежности и точности контроля влажности топлива благодаря повышению чувствительности устройства и расширению диапазона контролируемой влажности в сторону высоких содержаний эмульсионной воды в жидком топливе. 1 ил.
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля влажности жидкого углеводородного топлива, например керосина, бензина и др.
Известен индикатор свободной воды в авиационном топливе, использующий диэлькометрический метод контроля с применением кварцевых диссипативных преобразователей, представляющих собой вакуумный кварцевый резонатор, соединенный с емкостной ячейкой (датчиком). В качестве емкостной ячейки здесь использован конусообразный конденсатор [1]. Это устройство имеет ограниченное применение – только для индикации наличия свободной воды в топливе, которая собирается между электродами на дне конусообразного конденсатора. Это устройство не может быть использовано для контроля количества растворенной и эмульсионной воды в топливе.
За прототип принято устройство для измерения влажности газообразных и жидких диэлектриков, содержащее кварцевый диссипативный преобразователь, выполненный в виде вакуумного кварцевого резонатора, на стеклянном баллоне которого закреплен подстроечный электрод в форме кольца, опоясывающего стеклянный баллон, причем кольцо имеет возможность перемещаться вдоль стеклянного баллона, один из электродов кварцевого резонатора находится в вакууме, а второй – соединен с потенциальным входом параметрического преобразователя в электрический сигнал [2].
Эта конструкция предназначена для контроля содержания растворенной и эмульсионной воды в жидком топливе. Недостатком устройства является пониженная чувствительность к влажности топлива при высоком содержании эмульсионной воды в топливе, приводящем к повышению его диэлектрической проницаемости, а следовательно, и емкости датчика Cd. Так как емкость датчика в этом устройстве подключена последовательно с кварцевым резонатором, то выходной параметр кварцевого диссипативного преобразователя, его эквивалентное электрическое сопротивление Rвых, рассчитывается по формуле:
где Rq, C0 – эквивалентное электрическое сопротивление и статическая емкость кварцевого резонатора.
При большом влагосодержании топлива емкость датчика Cd увеличивается из-за повышения диэлектрической проницаемости топлива, а выходное сопротивление устройства Rвых в соответствии с (1) уменьшается, понижая чувствительность устройства к влажности топлива. Следовательно, при контролировании эмульсионной воды в топливе с большим влагосодержанием происходит уменьшение эквивалентного сопротивления кварцевого диссипативного преобразователя из-за увеличения емкости датчика, что приводит к ложным показаниям устройства, понижая его надежность. Такой прибор невозможно использовать для контроля высоких содержаний эмульсионной воды в топливе, т.е. диапазон контролируемых устройством влажностей ограничен в сторону высоких содержаний эмульсионной воды в топливе.
Техническим результатом изобретения является повышение надежности и точности контроля влажности топлива благодаря повышению чувствительности устройства и расширению диапазона контролируемой влажности в сторону высоких содержаний эмульсионной воды в жидком топливе.
Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве для контроля влажности жидкого углеводородного топлива, содержащем кварцевый диссипативный преобразователь, выполненный в виде вакуумного кварцевого резонатора, на стеклянном баллоне которого закреплен подстроечный заземленный электрод в форме кольца, опоясывающего стеклянный баллон и установленного с возможностью перемещения вдоль него, согласно изобретению один электрод вакуумного кварцевого резонатора заземлен, а второй – через постоянный конденсатор соединен с потенциальным входом параметрического преобразователя эквивалентного электрического сопротивления в электрический сигнал, при этом величина емкости постоянного конденсатора в 5÷7 раз меньше статической емкости вакуумного кварцевого резонатора.
Технический результат изобретения достигается по следующим причинам:
1. Последовательно с кварцевым резонатором включен конденсатор постоянной емкости, поэтому, в отличие от прототипа, емкость датчика Сd, обусловленная диэлектрической проницаемостью влажного топлива, подключена параллельно статической емкости кварцевого резонатора, а не последовательно. Тогда выходной параметр кварцевого диссипативного преобразователя – его эквивалентное электрическое сопротивление Rвых рассчитывается по формуле:
где Rq – эквивалентное электрическое сопротивление; С0 – статическая емкость кварцевого резонатора; Ср – емкость конденсатора, подключенного последовательно с кварцевым резонатором.
В соответствии с выражением (2) увеличение емкости датчика Cd при большой влажности топлива приведет к увеличению выходного сигнала Rвых как за счет увеличения емкости датчика Cd, так и благодаря увеличению сопротивления потерь от сорбированной на стекле влаги.
2. Величина емкости постоянного конденсатора Ср определяет чувствительность устройства и должна быть меньше статической емкости кварцевого резонатора в 5÷7 раз, тогда устройство работает вблизи параллельного резонанса, где чувствительность устройства повышена. Чем меньше Ср, тем выше чувствительность устройства. Для защиты от вредного влияния топлива на лакокрасочное покрытие конденсатора он дополнительно покрыт защитным лаком, например на основе поливинилового спирта.
На чертеже приведена блок-схема устройства для контроля влажности жидких углеводородных топлив, а – устройство с металлическим экраном, б – устройство без металлического экрана.
Устройство содержит кварцевый диссипативный преобразователь 1, состоящий из вакуумного кварцевого резонатора 2, состоящего из пьезокварцевой пластинки 3 с металлизированными электродами 4 и 5 в стеклянном баллоне 6, на котором или вблизи него на металлическом экране 7 закреплен подстроечный заземленный электрод 8 в форме кольца, опоясывающего стеклянный баллон, при этом кольцо 8 имеет возможность перемещаться вдоль стеклянного баллона 6, занимая, например, положение 8а. Электрод 4 кварцевого резонатора 2 заземлен, а электрод 5 через конденсатор 9 соединен с параметрическим преобразователем эквивалентного электрического сопротивления в электрический сигнал 10, к которому подключен указатель 11.
Устройство работает следующим образом. Кварцевый диссипативный преобразователь 1 помещается в контролируемое жидкое топливо, которое заполняет емкостный датчик, включающий заземленные электроды 4, 8, экран 7 и потенциальный электрод 5 кварцевого резонатора 2. При изменении влажности топлива изменяется его диэлектрическая проницаемость и диэлектрические потери, обусловленные сорбцией влаги на стеклянном баллоне 6 кварцевого резонатора 2, что приводит к изменению выходного параметра кварцевого диссипативного преобразователя 1 – его эквивалентного электрического сопротивления, причем эти изменения будут происходить в одну сторону. Двойное увеличение выходного параметра кварцевого диссипативного преобразователя от влажности топлива повышает чувствительность устройства, а значит и точность контроля влажности топлива, и расширяет диапазон работы устройства в сторону высоких содержаний эмульсионной воды в топливе, повышая надежность устройства. Параметрический преобразователь 10 преобразует изменение сопротивления кварцевого диссипативного преобразователя в электрический сигнал, который фиксируется указателем 11.
Список литературы
1. А.с. СССР 1267291, G01R 27/26. Индикатор свободной воды в авиационном топливе. 1986.
2. А.с. СССР 1835072, G01N 27/22. Устройство для измерения влажности. 1993.
Формула изобретения
Устройство контроля влажности жидкого углеводородного топлива, содержащее кварцевый диссипативный преобразователь, выполненный в виде вакуумного кварцевого резонатора, на стеклянном баллоне которого закреплен подстроенный заземленный электрод в форме кольца, опоясывающего стеклянный баллон и установленного с возможностью перемещения вдоль него, отличающееся тем, что один электрод вакуумного кварцевого резонатора заземлен, а второй через постоянный конденсатор соединен с потенциальным входом параметрического преобразователя эквивалентного электрического сопротивления в электрический сигнал, при этом величина емкости постоянного конденсатора в 5÷7 раз меньше статической емкости вакуумного кварцевого резонатора.
РИСУНКИ
|
|