Патент на изобретение №2339013

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2339013 (13) C1
(51) МПК

G01L9/08 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.10.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2007115023/28, 20.04.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

20.04.2007

(46) Опубликовано: 20.11.2008

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2052777 C1, 20.01.1996. RU 2159444 C2, 20.11.2000. SU 1441211 A1, 30.11.1988. RU 97119629 A, 20.08.1999. EP 1707935, 04.10.2006.

Адрес для переписки:

440026, г.Пенза, ул. Володарского, 8/10, ФГУП “НИИ физических измерений”

(72) Автор(ы):

Мордовин Николай Николаевич (RU),
Брилевич Зоя Владимировна (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Федеральное государственное унитарное предприятие “Научно-исследовательский институт физических измерений” (RU)

(54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ДАТЧИКА ДАВЛЕНИЯ

(57) Реферат:

Изобретение относится к технологии точного приборостроения и может быть использовано в технологических процессах изготовления пьезоэлектрических датчиков, предназначенных для измерения быстропеременных и акустических давлений. При изготовлении пьезоэлектрического датчика давления пьезоэлементы 1 с электродами 2, изоляторами 3, тонкостенным кожухом 5 и силопередающим элементом 6 устанавливают на основание 4, на которое далее устанавливают технологический корпус 7. Все детали сборки чувствительного элемента с усилием Р стягивают в тонкостенном кожухе 5, сопрягающемся по периметру с одного торца с силопередающим элементом 6, а с другого – с основанием 4. Для удобства сопряжения в нижней части технологического корпуса 7 выполнены пазы 8. После сопряжения тонкостенного кожуха с деталями 4 и 6 технологический корпус снимают. Чувствительный элемент устанавливают в корпус датчика и производят герметизацию внутренней полости датчика с помощью сварки корпуса с основанием. Техническим результатом изобретения является повышение точности измерения, а также повышение механической надежности датчиков. 2 ил.

Изобретение относится к технологии точного приборостроения и может быть использовано в технологических процессах изготовления пьезоэлектрических датчиков, предназначенных для измерения быстропеременных и акустических давлений.

Известен способ изготовления пьезоэлектрического датчика давления [1] путем поочередной укладки пьезоэлектрических и металлических дисков в пакет, установки пакета на основание, поджатия чувствительного элемента к основанию, сварки металлических дисков с жестко закрепленными в основании токосъемниками и последующим закреплением корпуса датчика с основанием.

Недостатком данного способа является то, что он не обеспечивает высокой надежности конструкции изготавливаемых приборов, особенно при механических воздействиях (вибрация, удары и т.д.). Это обусловлено тем, что стягивание и закрепление пьезоэлементов с токосъемниками в основании, из-за особенности конструкции, осуществляется всего в двух точках. Также отсутствие центровки пакета пьезоэлементов относительно основания и его смещение относительно корпуса датчика может привести к ухудшению таких метрологических характеристик датчика, как виброэквивалент, амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) и др.

Наиболее близким техническим решением (прототипом) является способ изготовления пьезоэлектрического датчика давления [2], заключающийся в том, что устанавливают пьезоэлементы на основание, образуя пакет, стягивают пьезоэлементы в тонкостенном кожухе, скрепляемом с основанием, после чего устанавливают основание с пьезоэлементами в корпус, выполненный с мембраной.

Недостатком этого способа является то, что он не обеспечивает гарантированного получения у изготавливаемых приборов необходимых значений, таких метрологических характеристик, как виброэквивалент, АЧХ.

Это обусловлено тем, что тонкостенный кожух, служащий для стягивания пакета пьезоэлементов и его центровки относительно основания, имеет небольшой по длине участок сопряжения с основанием по отношению к высоте кожуха. Поэтому любой его перекос в нижней части приводит к значительному отклонению от оси в верхней части пакета, а при сопряжении его с основанием возникают напряжения, провоцирующие данный перекос.

В серийно изготавливаемых датчиках ДПС 009, ДПС 010, ДПС 011, ДПС 013, ДПС 016 и др. зазор между тонкостенным кожухом и внутренней поверхностью корпуса составляет всего 0,2-0,25 мм, касание которых между собой приводит к резкому ухудшению метрологических параметров изготавливаемых приборов.

Целью предложенного способа является повышение точности измерения и надежности изготавливаемых датчиков.

Поставленная цель достигается тем, что в способе изготовления пьезоэлектрического датчика давления, заключающемся в том, что устанавливают пьезоэлементы на основание, образуя пакет, стягивают пьезоэлементы в тонкостенном кожухе, скрепляемом с основанием, устанавливают основание с пьезоэлементами в корпус, выполненный с мембраной, а затем производят герметизацию внутренней полости датчика с помощью сварки корпуса с основанием, перед стягиванием пьезоэлементов в тонкостенном кожухе проводят центровку тонкостенного кожуха вместе с пакетом пьезоэлементов при помощи технологического корпуса, при этом нижнею его частью обеспечивают сопряжение с основанием датчика, а верхней центровочной частью, размер которой меньше внутреннего диаметра корпуса датчика, осуществляют центровку.

На фиг.1 и 2 представлена конструкция чувствительного элемента датчика, собираемого по предложенному способу.

Чувствительный элемент датчика содержит пьезоэлементы 1 с электродами 2, изоляторы 3, основание 4 с запрессованными электрическими выводами, тонкостенный кожух 5, силопередающий элемент 6, а также технологический корпус 7 с пазами 8.

Процесс сборки осуществляется следующим образом.

Пьезоэлементы 1 с электродами 2, изоляторами 3, тонкостенным кожухом 5 и силопередающим элементом 6 устанавливают на основание 4, на которое далее устанавливают технологический корпус 7. Все детали сборки чувствительного элемента с усилием Р стягивают в тонкостенном кожухе 5, сопрягающемся по периметру с одного торца с силопередающим элементом 6, а с другого – с основанием 4. Для удобства сопряжения в нижней части технологического корпуса 7 выполнены пазы 8. После сопряжения тонкостенного кожуха с деталями 4 и 6 технологический корпус снимают. Чувствительный элемент устанавливают в корпус датчика и производят герметизацию внутренней полости датчика с помощью сварки корпуса с основанием.

Так как отклонение верхней части чувствительного элемента ограничено внутренним диаметром центровочной части технологического корпуса, размер которого меньше размера внутреннего диаметра корпуса датчика, образуется гарантированный зазор между чувствительным элементом и корпусом датчика, что позволяет при возникновении в местах сопряжения значительных механических напряжений исключить перекос сборки.

Использование предлагаемого способа изготовления пьезоэлектрических датчиков давления по сравнению с известными способами позволяет повысить точность измерения за счет снижения погрешности от вибрации, улучшения линейности амплитудно-частотной характеристики, а также повысить их механическую надежность.

Например, у пьезоэлектрических датчиков типа ДПС 009, ДПС 011, ДПС 013 после их сборки предлагаемым способом практически прекратились отказы из-за несоответствия значения виброэквивалента требованиям ТУ.

Источники информации

1. А.с. SU №1789894 A1, опубл. 23.01.1993, би №3.

2. Патент RU №2052777 С1, опубл. 20.01.1996, би №2.

Формула изобретения

Способ изготовления пьезоэлектрического датчика давления, заключающийся в том, что устанавливают пьезоэлементы на основание, образуя пакет, стягивают пьезоэлементы в тонкостенном кожухе, скрепляемом с основанием, устанавливают основание с пьезоэлементами в корпус, выполненный с мембраной, а затем производят герметизацию внутренней полости датчика с помощью сварки корпуса с основанием, отличающийся тем, что перед стягиванием пьезоэлементов в тонкостенном кожухе проводят центровку тонкостенного кожуха вместе с пакетом пьезоэлементов при помощи технологического корпуса, при этом нижней его частью обеспечивают сопряжение с основанием датчика, а верхней центровочной частью, размер которой меньше внутреннего диаметра корпуса датчика, осуществляют центровку.

РИСУНКИ


PD4A – Изменение наименования обладателя патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

(73) Новое наименование патентообладателя:

Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский институт физических измерений» (RU)

Адрес для переписки:

440026, г. Пенза, ул. Володарского, 8/10, ОАО «НИИФИ»

Извещение опубликовано: 27.07.2009 БИ: 21/2009


Categories: BD_2339000-2339999