Патент на изобретение №2338101

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2338101 (13) C1
(51) МПК

F16H1/14 (2006.01)
F16H57/02 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.10.2010 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2007114261/11, 16.04.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

16.04.2007

(46) Опубликовано: 10.11.2008

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
WO 8902040 А, 09.03.1989. SU 288477 А, 03.02.1971. RU 2130794 С1, 27.05.1999.

Адрес для переписки:

428000, г.Чебоксары, ул. К.Маркса, д.54, А.П.Акимову

(72) Автор(ы):

Акимов Александр Петрович (RU),
Васильев Анистрад Григорьевич (RU),
Рябов Владимир Иванович (RU),
Васильева Ольга Михайловна (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Акимов Александр Петрович (RU)

(54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА – РЕДУКТОР

(57) Реферат:

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для разветвления передаваемого момента в две радиальные стороны в произвольном круговом направлении. Зубчатая передача-редуктор содержит ведущий вал (1) с коническим колесом и двумя зубчатыми венцами и находящиеся с ним в зацеплении две конические шестерни (7, 8) на двух ведомых валах (9, 10). Корпус редуктора разделен посередине по оси симметрии колеса на две половины (12, 13) с возможностью поворота относительно друг друга вкруговую. Половины (12, 13) корпуса установлены на ведущем валу (1) на подшипники. Жесткое соединение в необходимом положении ведомых валов достигается болтами. Свободное соединение достигается установкой в торце половинок корпуса фторопластовых прокладок, или роликов, или шариков. Положение половин (12, 13) корпуса фиксируется кольцом и болтами. Такое выполнение передачи позволяет разветвлять крутящий момент радиально в произвольном вкруговую направлении. 4 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для разветвления передаваемого момента в две радиальные стороны в произвольном круговом направлении.

Известен задний ведущий мост автомобилей, где крутящий момент от ведущего вала через главную передачу и дифференциал передается на две радиально расположенные полуоси, расположенные под 180° в одной плоскости. Привод передних ведущих колес автомобилей также осуществляется через главную передачу и дифференциал, причем валы привода колес могут изменить углы поворота в вертикальном направлении до 40° вследствие наличия шариковых шарниров привода [1, стр.246-264].

Известен также автомобильный дифференциал из конических колес, допускающих развал колес [2, стр.230, рис.3, стр.175].

Известна также зубчатая передача, содержащая ведомый вал с закрепленным на нем коническим колесом с двумя зубчатыми венцами, закрепленными на его аксиально противоположных сторонах, и две находящиеся с ним в зацеплении конические шестерни с ведущими валами, соединенные между собой парой цилиндрических шестерен [3].

Недостатком известных редукторов является то, что они не могут разветвлять крутящий момент радиально в произвольном вкруговую направлении.

Цель изобретения – разветвление крутящего момента радиально в произвольном вкруговую направлении.

Это достигается тем, что в редукторе, имеющем ведущий вал с коническим колесом с двумя зубчатыми венцами, закрепленными на его аксиально противоположных сторонах, и две находящиеся с ним в зацеплении конические шестерни с валами, корпус редуктора разделен пополам вкруговую по оси симметрии конического колеса на две половины с возможностью поворота относительно друг друга вкруговую до 360°.

На фиг.1 изображен общий вид редуктора в разрезе, на фиг.2 – жесткое соединение двух половинок корпуса в необходимом положении при помощи болтовых соединений, на фиг.3 – свободное соединение двух половинок корпуса с прокладками скольжения, на фиг.4 – свободное соединение двух половинок корпуса с роликами, на фиг.5 – то же с шариками, на фиг.6 – вид сбоку редуктора в разрезе А-А, на фиг.7 – редуктор с двумя опорами, на фиг.8 – вид сбоку редуктора с двумя опорами.

Зубчатая передача – редуктор имеет ведущий вал 1, вращающийся на подшипниках 2, установленных в корпусе подшипников 3. На валу посередине редуктора закреплена ступица 4 конического ведущего колеса, на котором в аксиально противоположных сторонах закреплены зубчатые венцы 5 и 6, с которыми в зацеплении находятся конические шестерни 7 и 8 с ведомыми валами 9 и 10, опирающимися на подшипники 11. Корпус редуктора имеет правую 12 и левую 13 половины, опирающиеся на подшипники 14, соединение половинок находится по оси симметрии конического колеса. Болтовым соединением 15 достигается жесткое соединение половинок в необходимом положении. Кольцевой выступ 16 входит в кольцевую впадину 17 и центрирует половинки 12 и 13, регулирование соединения и герметизация достигается прокладкой 18. Фторопластовые прокладки 19 обеспечивают скольжение половинок корпусов относительно друг друга, соединение их осуществляется кольцом 20 и болтами 21. В ложах 22 установлены ролики 23 или шарики 24, перекатывающиеся в кольцевых канавках-дорожках 25. Уплотнение подвижного соединения достигается кольцом 26. При установке редуктора на две опоры 27, прикрепляемых к раме 28, угол поворота ведомых валов составит (360-).

Зубчатая передача – редуктор работает следующим образом. При вращении ведущего вала и зубчатого колеса с двумя венцами вращение и крутящий момент передаются на конические шестерни с ведомыми валами. Разделение корпуса на две части с возможностью поворота относительно друг друга при одной опоре позволяет установить ведомые валы произвольно относительно друг друга. При установке ведомых валов противоположно друг другу на 180° ведомые валы вращаются в одну сторону, а при установке их в одну сторону валы вращаются противоположно друг другу. Половину корпусов можно жестко закрепить в необходимом положении, а можно установить в плавающее положение, тогда при работе валы сами выбирают необходимый угол установки. При изготовлении зубчатого колеса в виде шестерни с двусторонними коническими зубьями, а шестерен в виде зубчатых колес большего диаметра уменьшается частота вращения ведомых валов и увеличивается передаваемый крутящий момент. Установка редуктора на две опоры уменьшает угол поворота.

Предложенная зубчатая передача – редуктор позволяет разветвлять передаваемый крутящий момент в две радиальные стороны в произвольном вкруговую направлении и применим для привода шнековых и других конвейеров.

Источники информации

1. Вахламов В.К. Автомобили: основы конструкции. Учебник для студ. ВУЗов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – 528 с.

2. Кожевников С.Н., Есипенко Я.И., Раскин Я.М. Механизмы. Справочник. Изд. 4. – М.: Машиностроение, 1976. – 784 с.

3. А.С. СССР №937828, МКИ F16Н 1/22 «Зубчатая передача», 1982.

Формула изобретения

1. Зубчатая передача – редуктор, содержащая корпус, ведущий вал с коническим колесом с двумя зубчатыми венцами и находящиеся с ним в зацеплении две конические шестерни на двух ведомых валах, отличающаяся тем, что, с целью разветвления крутящего момента на два вала радиально в произвольном вкруговую направлении, корпус редуктора разделен посередине по оси симметрии конического колеса на две половины с возможностью поворота относительно друг друга вкруговую до 360°, и половины корпуса установлены на ведущем валу на подшипники.

2. Зубчатая передача – редуктор по п.1, отличающаяся тем, что жесткое соединение двух половинок корпуса с центрирующими кольцевыми выступом и впадиной в необходимом положении ведомых валов осуществлено при помощи болтовых соединений.

3. Зубчатая передача – редуктор по п.1, отличающаяся тем, что свободное соединение двух половинок корпуса осуществлено через кольцевые фторопластовые прокладки кольцом, закрепленным болтами в одной из половинок.

4. Зубчатая передача – редуктор по п.1, отличающаяся тем, что свободное соединение двух половинок корпуса осуществлено через ролики или шарики, причем в торце одной половины корпуса выполнены ложа глубиной полролика или полшарика, а в торце другой половины – кольцевая канавка-дорожка для роликов или шариков.

5. Зубчатая передача – редуктор по п.1, отличающаяся тем, что ведущее коническое колесо выполнено в виде шестерни с двусторонними коническими зубьями, а ведомые шестерни – в виде конических зубчатых колес большего диаметра.

РИСУНКИ

Categories: BD_2338000-2338999