Патент на изобретение №2338052

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2338052 (13) C1
(51) МПК

E21B10/22 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.10.2010 – действует

На основании пункта 1 статьи 1366 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации патентообладатель обязуется заключить договор об отчуждении патента на условиях, соответствующих установившейся практике, с любым гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом, кто первым изъявил такое желание и уведомил об этом патентообладателя и федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

(21), (22) Заявка: 2007116015/03, 27.04.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

27.04.2007

(46) Опубликовано: 10.11.2008

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
WO 9628632 A1, 19.09.1996. SU 82494 A1, 01.01.1950. SU 112701 A1, 01.01.1958. SU 802503 A1, 07.02.1981. SU 641062, 05.01.1979. SU 1010247 A1, 07.04.1983. SU 1190105 A1, 07.11.1985. US 4421184, 20.12.1983. US 6250407 B1, 26.06.2001.

Адрес для переписки:

123182, Москва, ул. Авиационная, 68, кв.490, Н.М. Панину

(72) Автор(ы):

Панин Николай Митрофанович (RU),
Ясашин Виталий Анатольевич (RU),
Сериков Дмитрий Юрьевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Панин Николай Митрофанович (RU)

(54) ОПОРА ШАРОШЕЧНОГО ДОЛОТА

(57) Реферат:

Изобретение относится к породоразрушающему инструменту, а именно к опорам буровых шарошечных долот. Техническим результатом является повышение срока службы опоры за счет снижения вероятности заклинивания тел качения подшипников. Опора долота содержит лапу с наклонной цапфой и шарошку, установленную на цапфе посредством подшипников, один из которых замковый. При этом беговая дорожка цапфы и шарошки под каждый подшипник качения выполнена из материала с разными коэффициентами трения, причем коэффициент трения пары: шарошка – тело качения больше, чем у пары: цапфа – тело качения. 1 ил.

Изобретение относится к породоразрушающему инструменту, а именно к маслонаполненным опорам буровых шарошечных долот.

Известна опора шарошечного долота, содержащая цапфу, на которой посредством подшипников скольжения и качения, один из которых замковый, установлена шарошка с рабочими элементами (см. справочник «Буровые долота», Палий П.А. и Корнеев К.Е., М., Недра, 1971 г., с.175, рис.V1.29).

К недостаткам данной опоры долота следует отнести быстрый выход ее из строя из-за отсутствия смазки подшипников, что особо сильно сказывается при бурении на форсированных режимах.

Наиболее близким к предложенному по технической сущности и достигаемому результату является опора шарошечного долота, содержащая лапу с наклонной цапфой и шарошку, установленную на цапфе посредством подшипников, один из которых замковый (см. Каталог буровых долот, ВОЛГАБУРМАШ, 2003, с.13, рис.2).

К недостаткам данной конструкции опоры бурового долота следует отнести то, что в ней, как и у аналога, наблюдается проскальзывание элементов подшипника качения и как следствие этого усиленный износ как самих тел качения, так и беговых дорожек. Это отрицательно сказывается на работоспособности всей опоры

В соответствии с изложенным технической задачей изобретения является повышение работоспособности опоры долота и долота в целом путем уменьшения проскальзывания элементов подшипников качения.

Поставленная техническая задача решается тем, что в опоре шарошечного долота, содержащей лапу с наклонной цапфой и шарошку, установленную на цапфе посредством подшипников, один из которых замковый, согласно изобретению беговая дорожка цапфы и шарошки под каждый подшипник качения выполнена из материала с разными коэффициентами трения, причем коэффициент трения пары шарошка – тело качения больше, чем у пары цапфа – тело качения.

Изобретение поясняется чертежом, на котором изображен общий вид опоры долота в разрезе.

Опора бурового шарошечного долота включает лапу 1, наклонную цапфу 2 и шарошку 3 с шариковым подшипником качения 4 роликовыми подшипниками 5 и 6. Шарошка 3 закреплена на цапфе 2 посредством замкового шарикового подшипника 4. Беговые дорожки 7 и 8, соответственно шарошки 3 и цапфы 2 под подшипники качения 4, 5 и 6, выполнены из материала с разными коэффициентами трения, при этом коэффициент трения пары беговая дорожка 7 шарошки 3 – тело качения больше, чем у пары беговая дорожка 8 цапфы 2 – тело качения. Причем это условие касается всех подшипников качения 4, 5 и 6.

Для обеспечения указанного условия при изготовлении беговых дорожек цапфы 2 и шарошки 3 могут быть использованы материалы с различными физико-техническими свойствами, например путем увеличения процентного содержания хрома в шарошке 3 по сравнению с цапфой 2. При использовании же одинакового материала для изготовления цапфы 2 и шарошки 3 разные коэффициенты трения могут быть получены путем различной технологии их обработки, например путем использования различной термообработки.

Принцип работы опоры долота заключается в следующем. Все тела качения 4, 5 и 6 под действием осевой нагрузки и крутящего момента, передаваемого с поверхности через колонну бурильных труб, воспринимают нормальные (радиальные), осевые и тангенциальные усилия. Осевая нагрузка воспринимается замковым подшипником 4, а радиальная и тангенциальная нагрузка – всеми подшипниками качения 4, 5 и 6, которые в нагруженной части опоры плотно прижаты к беговым дорожкам 8 цапфы 2 беговыми дорожками 7 шарошки 3. Тангенциальная нагрузка возникает при вращении шарошки 3 относительно цапфы 2 и стремится повернуть элементы качения вокруг своей оси. Однако при значительных осевых нагрузках у существующих долот часто наблюдается заклинивание тел качения с последующим усиленным износом. Причем износ этот носит односторонний характер. Для уменьшения этого процесса в предложенной опоре предлагается использовать материалы с различными физико-механическими свойствами для шарошки 3 и цапфы 2, контактирующими с телами качения с диаметрально противоположных сторон и обеспечивающими создание крутящего момента, способствующего повороту нагруженного тела качения. Этот крутящий момент создается при вращении шарошки 3 относительно цапфы 2 за счет разности сил сцепления тела качения с цапфой 2 и шарошкой 3. При вращении шарошка 3 своей беговой дорожкой 7 оказывает на тела качения 4, 5 и 6 большее усилие, чем момент торможения между цапфой 2 и телами качения, благодаря чему тела качения проворачиваются вокруг своей оси, уменьшая вероятность заклинивания тел качения, а следовательно, и их износа.

Это позволяет повысить технико-экономические показатели буровых работ в первую очередь за счет повышения срока службы опоры, особенно при применении форсированных режимов бурения.

Формула изобретения

Опора шарошечного долота, содержащая лапу с наклонной цапфой и шарошку, установленную на цапфе посредством подшипников, один из которых замковый, отличающаяся тем, что беговая дорожка цапфы и шарошки под каждый подшипник качения выполнена из материала с разными коэффициентами трения, причем коэффициент трения пары: шарошка – тело качения больше, чем у пары: цапфа – тело качения.

РИСУНКИ

Categories: BD_2338000-2338999