Патент на изобретение №2161718

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2161718 (13) C2
(51) МПК 7
F02K9/30
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 99101555/06, 27.01.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

27.01.1999

(45) Опубликовано: 10.01.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
US 3020710 A, 13.02.1962. RU 2111372 C1, 20.05.1998. RU 2100635 C1, 27.12.1997. RU 2100064 C1, 27.12.1997. GB 1468814 A, 30.03.1977. GB 1537469 A, 29.12.1978. US 4023356 A, 17.05.1977. GB 1401400 A, 30.07.1975.

Адрес для переписки:

300001, г.Тула, Щегловская засека, Государственное унитарное предприятие “Конструкторское бюро приборостроения”

(71) Заявитель(и):

Государственное унитарное предприятие “Конструкторское бюро приборостроения”

(72) Автор(ы):

Шипунов А.Г.,
Кузнецов В.М.,
Давыдов М.Н.,
Худяков В.И.,
Махонин В.В.

(73) Патентообладатель(и):

Государственное унитарное предприятие “Конструкторское бюро приборостроения”

(54) РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ


(57) Реферат:

Реактивный двигатель на твердом топливе состоит из корпуса с многосопловым днищем с заглушками в расширяющейся части сопел, заряда твердого топлива и воспламенительного устройства. Корпус двигателя выполнен за одно целое с сопловым днищем. Каждая заглушка выполнена с центральным сквозным отверстием, закрытым пробкой или мембраной. Данная конструкция ракетного двигателя обеспечивает снижение уровня мощности ударной звуковой волны в два этапа за счет оригинальной конструкции заглушек, установленных в многосопловом днище. 1 ил.


Изобретение относится к ракетостроению и учитывает все возрастающие требования по повышению совершенства конструкций ракетных двигателей, надежности и безопасности их работы.

Известна конструкция ракетного двигателя твердого топлива [1], состоящего из камеры сгорания с сопловым блоком в критическом сечении раструба сопла которого установлен сопловой вкладыш с мембраной, перед ним, пороховой заряд, воспламенитель на мембране (Фахрутдинов И.Х. “Ракетные двигатели твердого топлива. – М.: Машиностроение, 1981, стр. 4-5, рис. 1.1).

Однако данная конструкция двигателя при всех своих достоинствах имеет существенный недостаток – это невозможность запуска малогабаритной ракеты оператором с рук, из-за большой ударной звуковой волны в момент старта ракеты, что приведет к выходу из строя оператора – его контузии, кроме того сильный звук демаскирует боевую позицию.

Известна конструкция ракетного двигателя на твердом топливе, состоящего из корпуса с теплозащитным покрытием, соплового днища, переднего днища, заряда твердого топлива, воспламенительного устройства, поворотного сопла с сопловым вкладышем и заглушкой в расширяющейся части сопла (Винницкий А.М. Ракетные двигатели на твердом топливе. – М.: Машиностроение, 1973, стр. 15 – 19, рис. 1.13). Однако и данная конструкция двигателя при всех своих достоинствах обладает теми же недостатками, что и аналог [1], а именно большой ударной звуковой волной при старте ракеты.

Известен ракетный двигатель на твердом топливе, состоящий из корпуса с многосопловым днищем с заглушками в расширяющейся части сопел, заряда твердого топлива и воспламенительного устройства (патент США N 3020710 от 13.02.1962 г.).

Данная конструкция двигателя обладает теми же недостатками, что и приведенные выше аналоги.

Поэтому. учитывая все перечисленные выше недостатки, задачей изобретения является снижение ударной звуковой волны при старте малогабаритной ракеты и возможность ее пуска оператором с рук из специального устройства, без ущерба для здоровья оператора, по сравнению с аналогом и прототипом.

Это достигается тем, что в ракетном двигателе твердого топлива корпус двигателя выполнен за одно целое с сопловым днищем, а днище многосопловым с заглушками в каждом сопле, при этом заглушки выполнены с центральными сквозными отверстиями, закрытыми пробками или мембранами.

Сущность изобретения заключается в том, что данная конструкция ракетного двигателя на твердом топливе обеспечивает снижение мощности ударной звуковой волны, в два этапа, за счет оригинальной конструкции заглушек, установленных в многосопловом днище.

На прилагаемом чертеже приведена предлагаемая конструкция ракетного двигателя на твердом топливе, где:
1 – корпус двигателя,
2 – многосопловое днище,
3 – воспламенительное устройство,
4 – заглушка,
5 – пробка или мембрана,
6 – пороховой заряд,
7 – сопло.

Работа ракетного двигателя на твердом топливе осуществляется следующим образом.

В корпусе двигателя 1 при сбрабатывании воспламенительного устройства 3 происходит воспламенение порохового заряда 6, образующиеся пороховые газы создают давление внутри двигателя, действуя на заглушку 4 с пробками 5, установленные в каждом сопле 7 многосоплового днища 2.

При достижении определенного давления сначала происходит вскрытие пробок, а затем и заглушек и их унос через раструб каждого сопла. Работа двигателя быстротечна, т.е. доли секунды, но если проследить его работу во времени, то снижение ударной звуковой волны происходит в два этапа:
1-й этап – по мере нарастания давления пороховых газов в камере двигателя происходит вскрытие пробок (мембран), установленных в заглушках каждого сопла, при этом сила ударной звуковой волны незначительна, так как расход газа через отверстия в заглушках очень мал.

Горячие пороховые газы, истекая через отверстия в заглушках, разогревают воздух за сопловым объемом, плотность которого уменьшается, из законов физики знаем, чем больше плотность окружающей среды, тем выше мощность и скорость распространения ударной звуковой волны и наоборот;
2-й этап – по мере нарастания давления и достижения расчетной величины происходит вскрытие основных заглушек и истечение пороховых газов в уже разогретую воздушную среду за сопловым объемом, за счет чего снижается вторичная ударная звуковая волна. Вскрытие заглушек в два этапа на основании экспериментальных данных позволяет значительно снизить мощность ударной звуковой волны, а для данной конструкции двигателя примерно в два раза.

Формула изобретения


Ракетный двигатель на твердом топливе, состоящий из корпуса с многосопловым днищем с заглушками в расширяющейся части сопел, заряда твердого топлива и воспламенительного устройства, отличающийся тем, что корпус двигателя выполнен за одно целое с сопловым днищем, при этом каждая заглушка выполнена с центральным сквозным отверстием, закрытым пробкой или мембраной.

РИСУНКИ

Рисунок 1

Categories: BD_2161000-2161999